обманывает, тот не из нас» 3.
1. Передано аль-Бухари.
2. Передано аль-Байхаки и аль-Хакимом.
3. Передано Муслимом.
В другом сообщении говорится о том, что Пророк (Мир ему) проходил мимо продуктов, которые
продавец прибрал так, чтобы придать им товарный вид. Пророк (Мир ему) засунул в них руку и
обнаружил, что они не качественны. Тогда он сказал продавцу: «Продай это отдельно от этого
(т. е. отделив качественный продукт от некачественного). Кто нас обманывает, тот не из
нас» 1.
1. Передано Ахмадом.
Мусульмане в раннюю эпоху Ислама, продавая свой товар, не скрывали его недостатков. Они
говорили правду и не лгали, советовали и не обманывали. К примеру, Ибн Серин, продавая овцу,
сказал покупателю: «У нее есть тот недостаток, что она разбрасывает корм под ноги». А аль-Хасан
Ибн Салих, продавая рабыню, сообщил покупателю: «Однажды она отхаркивалась кровью». Хотя
это случилось лишь однажды, совесть верующего человека не позволила ему скрыть этого факта,
даже если это и отразилось на цене.
Частые клятвы
Если продавец сопровождает сделку ложной клятвой, то тяжесть греха возрастает. Пророк (Мир
ему) запрещал торговцам часто клясться, и особенно ложной клятвой. Он сказал: «Клятва
способствует сбыту товара, но лишает благословения» 3.
3. Передано аль-Бухари.
Он не одобрял частых клятв при совершении сделок, так как, во-первых, это может вводить
людей в заблуждение, а во-вторых, это порочит величие имени Аллаха.
Обвешивание
Одной из разновидностей обмана является обвешивание. Коран акцентирует внимание на этой
стороне взаимоотношений между людьми, сделав ее одной из десяти заповедей в суре «аль-Анам»:
«Наполняйте меру (полностью) и взвешивайте (товар) по справедливости: Мы
возлагаем на человека (обязанности) только по мере его возможности» (Коран, 6:152).
Всевышний говорит:
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой; взвешивайте на верных весах.
Это лучше и благодатнее по своим последствиям» (Коран, 17:35).
Он также сказал:
«Горе тем, которые обвешивают, а сами берут сполна, когда люди отмеривают им.
Горе тем, которые, когда сами обмеривают или обвешивают, причиняют убыток
другим. Неужели не думают они, что их воскресят в Великий день, в тот день, когда
люди предстанут перед Господом миров?» (Коран, 83:1-6).
Мусульманину следует при взвешивании блюсти справедливость по мере его возможности, хотя в
данном случае трудно достичь абсолютной точности. Вот почему после указания соблюсти меру
Коран добавляет:
«Мы возлагаем на человека обязанности только по мере его возможности» (Коран,
6:152).
В Коране рассказана история о людях, которые были нечестны в своих взаимоотношениях. Они не
были справедливы при взвешивании и измерении и убавляли в свою пользу меру того, что
причиталось людям. Аллах отправил к ним Посланника, чтобы он наставил их на путь
справедливости и исправления, а также проповедовал Единобожие. Они были народом Пророка
Шуайба (Мир ему), который призывал и увещевал их:
«Наполняйте меру полностью и не будьте в числе тех, кто недомеривает. Взвешивайте
на точных весах, не убавляйте людям то, что им причитается, и не творите на земле
беззакония и неправого дела» (Коран, 26:181-183).
Такого рода взаимоотношения должны быть у мусульманина во всей его повседневной жизни.
Отмеряя и взвешивая, мусульманин не может думать о себе или о своих друзьях в ущерб
остальным людям, а также довешивать себе или своему кругу за счет обделения других.
Покупка краденого
С целью борьбы с преступностью и сужения сферы деятельности преступников Ислам запретил
мусульманам покупать товар, который был захвачен, украден или незаконно отобран у его
114
владельца. Кто же совершит такую покупку, тот становится соучастником этого захватчика, вора
или посягателя. Пророк (Мир ему) сказал: «Кто купил краденое, зная об этом, разделяет
1. Передано аль-Байхаки.
Грех за воровство и грабеж не прощается по истечении любого срока давности, так как по
шариату никакой период времени не меняет харама на халял, а также с ходом времени не
утрачивается право владельца на свое имущество, как это принято в некоторых светских
законодательствах.
Ростовщичество (риба)
Ислам разрешает вкладывать во что-либо свои капиталы. Аллах говорит:
«О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а
только путем торговли по взаимному вашему согласию» (Коран, 4:29).
Аллах благоволит тем, кто странствует по земле, занимаясь торговлей, поддерживая то, «… что
некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха» (Коран, 73:20).
Но Ислам преграждает любые попытки вкладывать капитал под ростовщический процент,
независимо от того, высок он или низок. И стали презренными иудеи, которые занимались
ростовщичеством, в то время как это было им запрещено. Среди последних откровений,
ниспосланных Аллахом, читаем следующие аяты:
«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и если вы уверовали, то откажитесь от
процентов, что прежде причитались вам. Если же вы не откажетесь, так знайте, что
Аллах и Его посланник будут против вас. А если вы покаетесь, то у вас останется ваш
первоначальный капитал. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится
Пророк (Мир ему) объявил войну ростовщичеству и тем, кто занимается им. Он указал на его
опасность для общества, сказав: «Допуская у себя (в местах проживания) ростовщичество
и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха» 1.
1. Передано аль-Хакимом. Абу Яла сообщил подобное из правдивого источника.
Ислам не стал новатором в запрещении ростовщичества, такой запрет имел место и в других
божественных религиях, в том числе и в иудаизме. В Ветхом Завете мы читаем: «Если обеднел
твой брат, то дай ему, но не требуй с него проценты» (Исход, 24:22).
Что касается христианства, то в Евангелии от Луки сказано: «Всякому, кто просит у тебя, дай; и от
того, кто отнимает твое, ничего не требуй обратно» (Лука 6:30).
С сожалением приходится констатировать, что из-за искажения, которому подвергся Ветхий Завет,
слова «твой брат», которые первоначально указывали на всех людей, были закреплены лишь за
иудеями, как мы читаем во «Второзаконии»: «Вы можете брать процент у инородцев, но не у брата
своего » (23:30).
Смысл в запрещении ростовщичества
Подвергая строгому запрету ростовщичество, Ислам тем самым проявил заботу о нравственном,
социальном и экономическом благополучии людей.
Мусульманские ученые приводят весомые аргументы, подчеркивающие мудрость данного запрета,
а современные исследования подтверждают это. Мы же ограничимся словами, которые привел
имам ар-Рази в своем комментарии к Корану:
«Первое. Взимание процентов подразумевает присвоение чужой собственности без
предоставления компенсации, так как тот, кто продает один дирхам за два дирхама, получает
один дирхам ни за что. Собственность же человека призвана служить нуждам его владельца и
являться неприкосновенной в соответствии со словами хадиса: «Собственность человека
неприкосновенна так же, как и его кровь» 1. Это значит, что изъятие чужой собственности без
возмещения чем-либо взамен является харамом.
1. Передано Абу Наимом в книге «Аль-Хилья», стр.345.
Второе. У живущих за счет ростовщичества людей пропадает необходимость зарабатывать своим
трудом, так как за одолженный дирхам они получают проценты, будь то предварительно или
после возвращения долга (кредита), не прилагая к этому особых усилий. Такая легкая нажива
отвращает людей от желания трудиться, занимаясь производством или торговлей, что в свою
очередь препятствует развитию благосостояния людей, в то время как весь мир построен на
развитии отраслей производства, торговли и строительства.
(Безусловно, это является экономическим аргументом.)
115
Третье. Взимание процентов способствует прерыванию благочестивых отношений между людьми.
Запрет на получение процента ведет к отношениям бескорыстной помощи между людьми (сколько
взял, столько и отдал). В противном случае нуждающийся человек вынужден взять в долг, чтобы
позже вернуть большую сумму, а это разрушает чувство бескорыстия, благочестия и благодеяния.
(Это нравственный аргумент).
Четвертое. Обычно кредитором является состоятельный человек, а заемщиком нуждающийся. И
разрешить ростовщичество, чтобы состоятельный обирал процентом нуждающегося, не может
быть допущено Милосердным»1.
(Это социальный аргумент).
1. Фахруддин ар-Рази. «Тафсир», т.7, с.4.
Таким образом, в обществе, где узаконены проценты, сильные обогащаются за счет слабых. В
результате этого богатые становятся еще богаче, а бедные — беднее, и это влечет за собой
создание в обществе враждующих социально-экономических классов. Это, естественно,
порождает зависть и ненависть бедных к богатым, презрение и бездушие богатых к бедным.
Конфликты усиливаются, перерастают в революции, порождающие террор и разрушения.
Прошедшие исторические события красноречиво доказывают неизбежность угрозы миру и
стабильности стран, экономика которых основана на получении процентов по займам.
Выплачивающий процент и его соучастники
Несомненно, что кредитор, взимающий проценты у своего должника, является проклятым
человеком пред Аллахом и людьми. Однако Ислам, в котором показана технология запрета,
признает преступником не только кредитора, но и всех тех, кто принимает участие в этом грехе.
Плательщик процента, пишущий долговую расписку, а также свидетель этого акта — все они
являются соучастниками греховной сделки. В хадисе говорится: «Аллах проклял того, кто
взимает и платит проценты, а также тех, кто свидетельствует и записывает эту сделку» 1.
1. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой, ат-Тирмизи.
Однако если безысходность толкает человека взять деньги под проценты, то грех в этом случае
ложится только на кредитора. Безысходность определяется следующими условиями:
1. Взятие кредита должно быть оправдано реальной необходимостью, а не всего лишь желанием
улучшить свое благосостояние. Необходимость кредита должна быть настолько насущна, что его
отсутствие может угрожать жизни человека, например, может быть кредит на еду, одежду или
медицинскую помощь.
2. Предел такого кредита не должен превышать ту сумму, которая требуется на решение стоящей
проблемы. Так, например, если достаточная сумма денег составляет девять долларов, взятие в
долг десяти долларов уже незаконно.
3. Человеку надо приложить максимум усилий, чтобы выйти из трудной ситуации, прибегая к
помощи своих братьев мусульман. Но если и в этом случае не найдется выхода, то в Коране
говорится так: «Если же кто вынужден поступить подобным образом, не будучи
нечестивцем и преступником, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий,
Милосердный» (Коран, 2:173)1.
————————————
4. Беря кредит, человек должен испытывать неприязнь к неблаговидному поступку, к которому
его вынудили обстоятельства, и это может продолжаться до тех пор, пока Аллах не покажет ему
выход из этого положения.
Отношение Посланника (Мир ему) к долгу
Мусульманин должен знать, что его религия предписывает ему быть скромным и бережливым:
«Но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (Коран, 6:141). И далее:
«Но не расточай безмерно, ибо расточители – братья сатаны» (Коран, 17:26-27).
Когда Коран призывает мусульман расходовать свои средства, он не имеет в виду тратить все, а
только часть своих накоплений. Если человек тратит только часть того, что зарабатывает,
маловероятно, что он станет нуждающимся. Таким образом, умеренность и бережливость
призваны охранять мусульманина от нужды. Пророк (Мир ему) не любил берущих в долг
мусульман, так как долг — это беспокойство ночью и унижение днем. Он просил Аллаха защитить
его от долгов, говоря: «О Аллах, я ищу у Тебя убежища от долговой ноши и от гнева
людского» 1.
Он также обращался к Аллаху: «Я ищу у Тебя убежища от неверия и долгов» . Когда его
спросили: «Ты приравниваешь долг к неверию?» он ответил: «Да» 2.
116
В своем намазе он часто повторял: «О Аллах, я ищу у Тебя прибежища от грехов и долгов».
Его спросили: «Почему ты так часто ищешь защиты у Аллаха от долгов?» Он ответил:
«Человек с долгами при разговоре лжет и не держит обещаний» 3.
Из вышесказанного следует, что долг может толкнуть человека на безнравственные поступки.
Пророк (Мир ему) не читал погребальную молитву покойнику, умершему в долгах и не
оставившему ничего для расплаты. Пророк (Мир ему) поступал так, чтобы отвратить других людей