Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

мы можем

сказать, что занятия торговлей, дарение подарков, сдача в наем и т. п. – все это круг

традиционных потребностей человека как социально ориентированного существа, столь же

необходимых ему, как еда, питье или ношение одежды. Миссией же шариата является

одухотворение и возвышение живой традиции, предупреждение о негативах и побуждение к

позитиву.

А потому люди вольны покупать, продавать и сдавать в наем по своему усмотрению, равно

как они свободны и в том, что им есть и пить, если на то нет соответствующих ограничений. И

хотя в имеющейся традиции что-то может оказаться одобряемым, а что-то нет, но если по данному

поводу шариат «молчит», значит в силе остается изначальный императив дозволенности»16.

Этот императив подкрепляется также тем, что сообщается в достоверном хадисе,

переданном Джабиром Ибн Абдуллой, вспоминавшим: «Мы практиковали азл (прерванный

половой акт до семяизвержения) в то время, как ниспосылался Коран. Если бы это следовало

запретить, Коран запретил бы это». Приведенное свидетельство лишний раз подтверждает право

человека на свободу действий, за исключением случаев, когда это прямо запрещено Священным

Откровением. Данная социальная норма стала фикхом (правовыми нормами) сподвижников

Пророка.

Из всего вышесказанного следует важное правило: не модернизируйте актов поклонения

Всевышнему в нарушение Его Собственных установлений и не ущемляйте людей в их традициях,

если нет на то прямого указания Законодателя.

2. РАЗРЕШЕНИЕ И ЗАПРЕЩЕНИЕ – ПРЕРОГАТИВА ОДНОГО ЛИШЬ АЛЛАХА

Второй императив, касающийся исламского понимания халяла и харама, заключается в том,

что Ислам ограничил власть предержащих в их праве законодательно запрещать или разрешать

что-либо, оградив это законодательное поле от человеческого произвола, независимо от того,

каково религиозное и светское положение того или иного деятеля, закрепив это право за одним

лишь Аллахом. Ни книжники17, ни монахи (церковнослужители, жрецы), ни короли и султаны не

вправе навсегда запрещать что-либо слугам Аллаха; если кто-то решается на это, он грубо

превышает свои полномочия и претендует на Господнюю функцию: установление законов Своим

созданиям. Те же, кто смирился с волюнтаризмом светских или религиозных функционеров и

последовал за ними, поставил их, по сути, вровень со Всевышним и приписал Ему тем самым

«сотоварищей» в творении, что расценивается как ширк 18.

«Есть ли у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах

(Коран, 42:21).

В Коране прозвучал упрек в адрес людей Писания за то, что они доверились своим

раввинам и священникам в регламентации запретного и дозволенного. Всевышний сказал:

«Иудеи и христиане признавали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов, а

также Мессию, сына Марии. Однако им было велено поклоняться только единому Богу,

кроме которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он их многобожия!» (Коран,9:31).

Ади Ибн Хатим (был христианином до принятия Ислама) пришел к Пророку (мир ему) и,

услышав из уст последнего выше процитированный аят, сказал: «О Посланник Аллаха, но ведь

они не поклоняются им». Пророк (Мир ему) ответил: «Верно, но они запрещают людям то, что

им дозволено Господом, и разрешают то, что Им запрещено, – это и есть поклонение

им (книжникам, монахам и Иисусу Христу)»19. Разъясняя этот аят, Пророк (Мир ему) также

прокомментировал: «Хотя они и не поклонялись им, но, если им (людям Писания) что-то

разрешалось ими (т. е. книжниками и монахами), считали его разрешенным, а если что-

то запрещалось – запретным».

Христиане продолжают утверждать, что перед вознесением на Небеса Иисус (Мир ему)

уполномочил своих учеников дозволять или запрещать что-либо по своему усмотрению: «Истинно

говорю вам: что вы свяжете (т. е. запретите) на земле, то будет связано на Небе; и что разрешите

на земле, то будет разрешено на Небе» (Мф. 18: 18).

16 Ибн Таймийа. «Аль-Каваид ан-нуранийа аль-фикхийа», с. 112 – 113.

17 Книжниками в богословской литературе обычно называют талмудистов.

18 Ширк – придание Аллаху сотоварища, многобожие, в том числе поклонение кому- или чему-либо помимо Всевышнего

(в первую очередь могилам, камням), вера в предрассудки и «дурные» обычаи (плохие и хорошие дни,

предзнаменования, ношение амулетов) и т. п.

19 Передано ат-Тирмизи.

12

Коран осудил и многобожников, которые также практиковали разрешение и запрещение на свой

вкус:

«Скажи: «Что скажете вы о пропитании, которое ниспослал вам Аллах и часть которого

вы объявили запретной, а другую часть — дозволенной?»» (Коран, 10:59).

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это, мол, дозволено, а то запретно, и

не возводите напраслину на Аллаха. Воистину, не будут благоденствовать те, которые

возводят на Аллаха навет» (Коран, 16:116).

Из процитированных выше аятов и хадисов Пророка (Мир ему) со всей однозначностью

следует, что лишь один Всевышний Аллах имеет право разрешать или запрещать что-либо,

вынося запреты либо в Своей Книге, либо озвучивая их устами Своего Посланника (Мир ему).

Задача же мусульманских правоведов ( факихов) сводится к тому, чтобы объяснять, что именно

Аллах объявил дозволенным, а что запретным.

«Ведь Аллах разъяснил вам, что Он запретил вам…» (Коран, 6:119).

Факихи не уполномочены устанавливать то, что можно и что недопустимо в религии.

Многие известные мусульманские улемы 20 старались воздерживаться от вынесения фетв21 и

рассуждений на тему о дозволенном и запретном, перекладывая ответственность друг на друга в

страхе совершить ошибку.

В своей книге «Аль-Умм» имам аш-Шафии изложил рассказ Абу Юсуфа, ученика Абу

Ханифы и известного судьи ( кади): «Наши выдающиеся ученые не решались выносить фетвы.

Они говорили: это халял, а это харам в отношении только того, что и без комментариев прямо

следовало из Корана. Ибн ас-Саиб передал нам предостережение, прозвучавшее из уст ар-Рабиа

Ибн Хайсама, одного из величайших последователей сподвижников Пророка: «Поберегитесь

утверждать, что Аллах разрешил или одобрил это, ведь Он может возразить, что не дозволял и не

одобрял этого. Не рискуйте заявлять, что Аллах запретил это, а то можете услышать в ответ слова

Господа: «Не врите! Не Я запрещал это, и Я никогда не осуждал этого». Рассказывая о

сподвижниках Пророка, Ибрахим ан-Нахаи из Куфы, один из выдающихся факихов и

последователей сподвижников Пророка, вспоминал, что, вынося какое-либо решение, они

остерегались говорить: это харам, а это халял, ограничиваясь суждениями типа: это макрух, а это

допустимо»22. Вот что рассказывал Абу Юсуф о наших праведных предках и что аш-Шафии

процитировал из их высказываний в знак согласия с его позицией. А Ибн Муфлих приводит

аналогичные высказывания Шейх-уль-ислама Ибн Таймийи: «Правоведы раннего периода Ислама

произносили слово «харам» лишь тогда, когда находили конкретное указание на это»23. В свою

очередь и имам Ахмад Ибн Ханбал обычно отвечал на подобные вопросы достаточно обтекаемо:

«Это отвратительно», или «Мне это не нравится», или «Я не сторонник этого», или «Я не одобряю

этого». Аналогично ответствовали Малик, Абу Ханифа и все другие имамы (да будут они угодны

Аллаху)24.

3. ЗАПРЕЩЕНИЕ ХАЛЯЛА И РАЗРЕШЕНИЕ ХАРАМА СРОДНИ ШИРКУ

Ислам осуждает всех, кто, ничтоже сумняшеся, берется решать, что дозволено, а что

запрещено. Стремление самолично городить запреты оборачивается ущемлением прав людей, без

всяких на то оснований сужая им рамки дозволенного Всевышним. Более того, эта порочная

практика пустила глубокие корни среди религиозных фанатиков, и давно пора осадить их в этом

рвении. Пророк (Мир ему) всеми силами боролся со всякого рода перегибами и излишней

жесткостью, трижды произнеся: «Чрезмерно усердствующие сгинут! » 25.

20 Улемы – в данном случае собирательное название знатоков богословия, историко-религиозных преданий и этико-

правовых норм Ислама, как теоретиков, так и практических деятелей в области традиционных форм образования,

судопроизводства на основе шариата и исполнения обрядов.

21 Фетва – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо

предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с позиций шариата.

22 Аш-Шафии. «Аль-Умм», том 7, с. 317.

23 Известно, что сподвижники Пророка не отказались от спиртного даже после того, как был ниспослан аят:

«Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том и в другом есть великий

грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»» (Коран,

2:219). Дело в том, что этот аят не запрещал раз и навсегда спиртного. Конец его употреблению был положен с

ниспосланием нового аята в суре «Аль-Маида».

24 Пусть же знают это последователи этих имамов, которые вольно обращаются со словом «харам», не обременяя себя

сбором необходимых аргументов. (Примеч. авт.)

25 Передано Муслимом, Ахмадом и Абу Даудом.

13

По поводу своей посланнической миссии Пророк (мир ему) сказал: «Я был послан с чистой

ханифией» 26.

Ханифийя (наследие пророков истинного монотеизма) — вероубеждение и единобожие,

основанное на следовании основным догматам Ислама. Чистота же подразумевает праведный

образ жизни и тщательное соблюдение всех предписаний Создателя, в противоположность ширку

и запрещению разрешенного. Пророк (Мир ему) упомянул об этом в хадисе кудси27: «Я создал

людей признающими единобожие ( хунафа). Затем шайтаны сбивали их с прямого пути.

Они запретили людям то, что Я сделал дозволенным, и указали им приписывать Мне то,

насчет чего Я не давал никаких указаний» 28.

Запрещение халяла приравнивается к ширку. Поэтому Коран осудил язычников Аравии

(вместе с их идолами) за их самодеятельные запреты благого, как, например, употребления в

пищу отдельных культур зерновых или некоторых животных, таких, как бахира, саиба, васила и

хам.

Речь идет о суеверных обычаях язычников. Бахира – верблюдица либо самка какого-либо

домашнего животного, принесшая большое потомство, которой (обычно после пятых родов)

надрезалось ухо, и она посвящалась богу язычников. Саиба – верблюдица или самка любого

домашнего животного, отпускавшаяся на волю в честь благополучного возвращения ее хозяина из

длительного похода или его выздоровления после тяжкого недуга. Васила – самка, приносившая

близнецов пять раз подряд и потому посвященная языческому богу. Посвящение богу означало,

что ее больше не доили, не стригли на шерсть, не использовали в каких-либо работах. Хам –

самец, давший потомство десять раз и потому освобожденный ото всех обязанностей и

посвященный языческому богу. Известны и другие объяснения значений этих четырех видов

животных, но все толкования по существу схожи.

Коран отверг эти бессмысленные запреты доисламских времен:

«Аллах не устанавливал правил ни насчет бахиры, ни саибы, ни васили, ни хамина.

Однако те, которые не уверовали, приписывают Аллаху ложь, в то время как

большинство их ничего не разумеет в этом. Когда неверным говорят: «Следуйте за

тем, что ниспослал Аллах, и за посланником», они отвечают: «Довольно нам того, что

исповедовали наши отцы!». Неужели так, если даже их отцы ни о чем не ведали и не

следовали прямым путем?» (Коран, 5:103-104).

В суре «Аль-Анам» подробно описываются те язычники, что причисляли к недозволенным

некоторые виды верблюдов, коров, овец и коз. Коран иронично, но весомо говорит об этом:

«Аллах сотворил для вас восемь скотин парами: барана и овцу, козла и козу и

прочих. Спроси, Мухаммад: «Самцов Он запретил в пищу или самок? Или же то, что

заключает в себе лона самок? Поведайте мне, основываясь на знании Писания, если

вы говорите правду». Аллах сотворил также верблюда и верблюдицу, корову и быка.

Спроси ,Мухаммад: «Самцов Он запретил в пищу или самок?»» (6: 143-144).

В другом месте, в суре «Аль-Араф», Всевышний выступает против самозваных запретителей,

давая окончательную формулировку критерия отнесения чего-либо к запретному:

«Скажи, Мухаммад: «Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел,

который Он ниспослал рабам своим, – запретны? Скажи им: «Для тех они, кто в этой

жизни искренно уверовал в Судный День». Так Мы разъяснили аяты людям сведущим.

Скажи: «Воистину, Господь мой запретил недостойные поступки, как явные, так и

скрытые, а также греховные поступки, несправедливое

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн