Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

результате военных походов, он оплачивал из

них долги людей4.

1. Передано Абу Даудом.

2. Передано ан-Насаи и аль-Хакимом.

3. Передано аль-Бухари.

4. Это было рассказано Джабиром и Абу Хурайрой.

Он говорил: «Все будет прощено шахиду, кроме долгов» 1.

Учитывая вышесказанное, мусульманин не должен брать в долг без крайней на то нужды. А взяв

долг, он должен стремиться его отдать. В хадисе говорится: «Кто берет в долг у людей с

намерением вернуть, Аллах поможет ему вернуть, а кто занимает деньги, чтоб не

вернуть, Аллах погубит его» 2.

1. Передано Муслимом.

2. Передано аль-Бухари.

Если предписывается мусульманину брать разрешенный беспроцентный долг в случае крайней

нужды, то что можно говорить о долге под процент?!

Продажа с отсрочкой платежа (кредит)

Хотя наилучшим способом покупки является уплата за товар наличными, допустимо также по

взаимному согласию сторон осуществлять покупки в кредит. Однажды Пророк (Мир ему) купил у

иудея продукты для своей семьи, договорившись об отсрочке оплаты, а в залог он оставил ему

кольчугу3.

3. Передано аль-Бухари.

Что же касается повышения продавцом цены за товар, продаваемый в рассрочку, то некоторые

мусульманские законоведы считают это запретным, так как происходит рост в цене по прошествии

времени, что подобно ростовщичеству.

Однако большинство ученых допускают такую сделку, основываясь на императиве, что основой

всему является дозволенность, а в данном случае отсутствует запрещающее указание ( нас), и они

считают, что в этом нет ничего общего с ростовщичеством. Продавец может увеличивать цену по

своему усмотрению, так чтобы это не ущемляло покупателя и не имело грабительских форм,

которые делают торговлю запретной.

Аш-Шаукани говорит: «Шафииты, ханафиты, Зайд Ибн Али, аль-Муайид Билля и многие другие

утверждают, что в общем, согласно доводам, имеющим юридическую силу, продажа в кредит

является законной. И это очевидно»1.

1. В своей книге «Наилуль-Аутар» (т.5 с. 153), аш-Шаукани пишет: «Мы составили трактат

по данной теме, назвав его «Шифа аль-илял филь-хукм зиядат ас-саман ли муджаррад аль-

аджал» и провели в нем глубокое исследование».

Предварительная оплата (ас-салям)

Мусульманину также разрешается осуществлять предоплату с тем, чтобы через определенное

время получить товар. Такой вид сделки в шариате называется ас-салям, и он имел широкое

распространение в Медине. С приходом Пророка (Мир ему) были внесены определенные

коррективы по осуществлению такой сделки, чтобы привести их в соответствие с шариатом.

Ибн Аббас говорит: «Когда Пророк (Мир ему) прибыл в Медину, ее жители осуществляли

предварительную оплату за плоды, которые покупатели получали через год или два. Корректируя

это, он сказал: «Те, кто платит за что-либо вперед, должны оговаривать меру и вес

(товара) с указанием времени (поставки)» 1.

1. Передано аль-Бухари, Муслимом и другими.

Указания, касающиеся определения меры, веса и времени, были призваны не допустить споров и

неопределенности. Практика предварительной оплаты за урожай с определенной пальмы была

запрещена Пророком (Мир ему), так как это относится к гарару, поскольку по какой-либо причине

пальма может не уродить. Поэтому в таких случаях не следует (при торговой сделке)

обуславливать плоды конкретной пальмы или зерна с конкретного участка земли, а необходимо

определять меру и вес товара.

117

Сделка будет считаться запретной в случае, когда имеет место эксплуатация, при которой хозяин

сада или земельного участка вынужденно соглашается на договор.

Взаимодействие труда и капитала

Можно сказать, что Аллах пропорционально и мудро распределил таланты и богатство между

людьми. Есть много талантливых специалистов и умудренных опытом людей, не обладающих

большим богатством, а то и вовсе не имеющих его. Другие же, наоборот, имеют огромные

средства, но не являются специалистами. Почему бы состоятельному мужу не проинвестировать

проект талантливого человека, чтобы обоим извлечь пользу от этого? Почему бы не вложить эти

имеющиеся средства в крупномасштабные, прибыльные проекты, которые предлагают

талантливые специалисты?

Несомненно, что шариат не препятствует взаимоотношениям между капиталом и специалистами,

или капиталом и трудом, при условии, что эти отношения будут строиться на справедливой и

здравой основе. Иными словами, если владелец капитала желает сотрудничать с фирмой,

вкладывая свои средства в ее проекты, он берет на себя ответственность за ожидаемый результат

от их совместного партнерства. Шариат поставил условия, при которых в рамках такого

партнерства, называемого аль-мудараба или аль-кирад, обе стороны должны договориться о том,

что они разделяют прибыль в случае успеха и убытки в случае неудачи, учитывая заранее

договоренные пропорции. Эти пропорции могут составлять один к двум, один к трем, один к

четырем или любые другие цифры. Таким образом, партнерство между трудом и капиталом

предполагает, что обе стороны берут на себя взаимную ответственность, причем каждая из сторон

имеет свою долю, выражающуюся в проценте прибыли или убытка. Если они получают прибыль,

то делят ее согласно договору, а если убыток коснулся вложенного капитала, ничего

удивительного нет в том, что вкладчик лишится части своего имущества, а партнер – результатов

усилий, вложенных в их общее дело.

Таков закон Ислама в отношении взаимного партнерства. Что же касается фиксации доли прибыли

для вкладчика капитала, независимо от величины прибыли или убытка, то в этом проявляется

явная несправедливость, поскольку интерес капитала идет в ущерб вложенному в дело опыту и

труду. Отрицание естественных процессов, при которых человек что-то получает, а что-то теряет,

подталкивает его к гарантированной прибыли без вложения труда и не подвергает риску, что

является сутью отвратительного ростовщичества.

Пророк (Мир ему) запретил издольщину ( аль-музараа)1, при которой один из партнеров

(арендодатель сельхозугодий или земледелец) согласно заключенному договору получит урожай с

определенной площади угодий или же оговоренное количество зерна, например одну или две

тонны. Все это походит на ростовщичество и азартную игру, поскольку, если урожай уродится

меньше, чем предполагалось, или же не уродится вообще, один из партнеров может получить

свою долю, другой же остаться ни с чем, что является несправедливым.

1. Передано Муслимом.

Определение гарантированной прибыли согласно хадису делает издольщину запретной. И на это

определение, по моему мнению, согласились исламские правоведы (иджма) в отношении сделок

аль-мудараба, при которых они не допускают кому-либо из партнеров гарантировать

определенную прибыль независимо от того, будет сделка прибыльной или убыточной1. По их

заключению, то, что делает недействительной сделку аль-мудараба, делает недействительной и

сделку аль-музараа. Правоведы говорят: «Предположим, один из партнеров ставит условие, что он

должен получить определенную сумму денег. Если прибыль не превысит эту сумму, он получает

всю прибыль; даже если сделка оказалась без прибыли, он все равно получит свою сумму. С

другой стороны, если размер полученной прибыли окажется велик, он будет ущемлен тем, что

получит только лишь оговоренную часть»2.

1. В своей работе «Аль-ислам ва мушкилятина аль-хадыра» («Ислам и наши современные

проблемы»), доктор Мухаммад Юсуф Муса цитирует шейхов Мухаммада Абдо и Абдуль-

Ваххаба с тем, чтобы продемонстрировать несогласие с мнением ученых относительно

договоров о партнерстве (в аль- мудараба). Шейхи утверждают, что это мнение не имеет

подтверждения в Коране и Сунне. Отдавая уважение их мнению, я утверждаю, что

аналогия с хадисом о партнерстве в аль-музараа убедительна. Но Аллаху ведомо все.

2. Ибн Кудама. «Аль-Мугни», том 5, стр. 34

Такая аргументация соответствует духу Ислама, который в основу всех взаимоотношений ставит

четко определенные принципы справедливости.

Партнерство между владельцами капитала

Мусульманин может использовать свои средства на любые благовидные дела и также может

пустить их в оборот, дав деньги тем, кто имеет знание и опыт в осуществлении сделок по аль-

118

мудараба. Владельцы капитала могут, объединившись, заняться производством, торговлей или

другим законным видом деятельности. Существуют различные роды деятельности: в одних

требуется большая рабочая сила, в других интеллектуальный ресурс, а где-то огромные

капиталовложения. Сила в объединении людей. Аллах говорит:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (Коран, 5:2).

Любое деяние принесет пользу и защитит от вреда человека или общество, если оно делается на

основе благочестия и богобоязненности с благим намерением.

Ислам не только разрешает партнерскую деятельность, но благословляет ее, обещая помощь

Аллаха в этой жизни и Его вознаграждение в загробной жизни при условии, что эта деятельность

будет в рамках того, что разрешил Аллах, далекой от ростовщичества, гарара, притеснений и

любых форм обмана. В этой связи Посланник Ислама (Мир ему) сказал: «Рука Аллаха над

обоими партнерами простирается до тех пор, пока один из них не обманет другого, но

если кто-то обманет своего партнера, Он убирает руку от обоих» 1. Под «рукой Аллаха»

имеется в виду Его помощь и благословение.

1. Передано ад-Даракутни.

Пророк (Мир ему) также передает слова своего Господа, который сказал: «Я буду третьим с

двумя партнерами, пока один из них не обманет другого, но если кто-то обманет

партнера, то я покину их обоих» 1. В версии ар-Рази добавляется: «И придет Сатана» 2.

1. Передано Абу Даудом и аль-Хакимом, которые считают хадис достоверным.

2. В сборнике ар-Рази.

Страховые компании

Проявлением новых форм экономических связей являются страховые учреждения,

предоставляющие услуги обществу по страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев.

Санкционирует ли Ислам деятельность страховых компаний?

Прежде чем непосредственно ответить на этот вопрос, следует выяснить природу подобных

учреждений, природу связей обеих сторон: страхователя и страхового агентства. Говоря другими

словами, является ли страхователь партнером владельцев страхового учреждения? Если да, то

каждый страхователь, в соответствии с учением Ислама, должен участвовать в прибылях и

убытках страхового учреждения.

Рассмотрим страхование от несчастных случаев. Страхователь вносит фиксированный ежегодный

взнос; если застрахованное имущество (магазин, завод, судно и т.п.) не понесло ущерба, то

страховое учреждение получает всю сумму без остатка, не возвращая какую-либо долю

страхователю. Если же произошел несчастный случай, то страховое агентство выплачивает

предварительно оговоренное денежное возмещение. Подобный вид экономических связей

максимально противоречит природе торговли и равного партнерства.

Рассмотрим страхование жизни. Например, размер суммы страхования равен 2000 рублей. Если

страхователь умирает после того, как внес только начальный взнос, то в данном случае он (его

близкие родственники) получает все 2000 рублей. Будь он торговым партнером, он имел бы право

только на получение внесенной доли и полученной прибыли.

Если же страхователь после того, как уже внес часть взносов, нарушает свои обязательства по

отношению к агентству (он не в состоянии продолжать вносить взносы), то в данном случае он

лишается всех ранее выплаченных взносов или большей их части. Подобный договор, как

минимум, признается, с точки зрения Ислама, недействительным.

Что касается обоснования, основанного на том, что обе стороны – страхователь и страховое

учреждение – договариваются по обоюдному согласию, то оно не имеет никакой юридической

силы. Кредитор и заемщик ссудного процента, участники азартных игр также договариваются по

взаимному согласию. Но здесь обоюдное согласие не имеет силы, поскольку их отношения не

основаны на принципе «справедливости», который не допускает гарар (неоправданный или

чрезмерный риск, возникающий из-за случайного или умышленного искажения сути или даже

формы контракта), нарушение принципов равного партнерства, гарантированную прибыль только

одной стороне. Справедливость и принцип «не совершайте вреда без причины и не

совершайте вреда в ответ» являются в данном вопросе исходным положением.

Являются ли страховые агентства кооперациями?

Проанализированные нами варианты определения природы связи страхователя и страховой

компании не подтверждают, что эта связь равносильна торговому партнерству. Но логично ли

считать природой их связи кооперацию? Можно ли назвать страховые агентства кооперативными

организациями, созданными на средства их членов, вносящих определенные паи и взносы с

целью взаимного оказания помощи членам кооперации?

119

Для законной деятельности кооперации группы людей, которые оказывают помощь члену

кооперации, потерпевшему несчастный случай, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Члены кооперации должны вносить оговоренную долю из своих средств в форме

благотворительности, исходя из принципа исламского братства. Помощь нуждающимся

выделяется из аккумулированных средств кооперации.

2. Проводимые на средства из сбережений

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн