Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

финансовые и торговые операции должны

соответствовать установлениям шариата.

3. Член кооперации не должен вносить пожертвования на условии получения им фиксированного

денежного возмещения при несчастном случае. Из средств кооперации может выплачиваться

нефиксированное возмещение, которое полностью или частично покроет понесенный ущерб, в

зависимости от финансового состояния кооперации.

4. Пожертвования – это дарственное подношение. Требование их возврата признается

незаконным (харам) 1.

—————————

1. Мухаммад аль-Газали. «Аль-Ислам валь-манахидж аль-иштиракийа» (Ислам и социализм), с.

131.

Только некоторые профсоюзы и благотворительные организации могут похвастаться соблюдением

вышеперечисленных условий. Члены подобных учреждений вносят ежемесячный взнос в форме

благотворительности; они не имеют права на получение внесенных взносов, не имеют права

назначить фиксированную сумму денежного возмещения при несчастном случае.

Что касается страхования, особенно страхования жизни, то здесь не соблюдаются

вышеприведенные условия:

1. Страхователи никогда не вносят взносы в форме благотворительности.

2. Страховые агентства используют накопленные средства в финансовых операциях,

использующих процентные схемы. Мусульманину же не разрешается участвовать в процентных

операциях согласно единодушному мнению всех мусульманских ученых.

3. Страхователь по прошествии оговоренного срока получает от страхового учреждения

совокупность внесенных им взносов плюс добавленный процент. Чем это не процентная ставка

(риба)? Несоответствие страхового учреждения принципам кооперации проявляется также в том,

что богатый страхователь получает более крупное денежное возмещение, нежели

несостоятельный страхователь, поскольку первый застраховался на большую сумму, хотя

принципы кооперации требуют того, чтобы максимальная сумма выплачивалась бедному и

нуждающемуся члену.

4. В случае расторжения договора страхователь лишается большой части внесенных им ранее

взносов. Подобное взимание не имеет под собой основания в исламском праве.

Коррективы

Тем не менее я считаю, что страховому договору от несчастных случаев можно придать форму,

ориентировочно соответствующую формам исламских экономических связей. Это – договор «о

пожертвовании с условием возмещения»: страхователь вносит средства в благотворительной

форме с условием, что при несчастных случаях получает денежное возмещение, которое окажет

ему помощь и облегчит его участь. Эта форма связей разрешена в некоторых исламских правовых

школах. Если страховой договор примет такую форму, а страховая компания не будет проводить

процентные финансовые операции, то в данном случае страхование переходит в разряд законной,

дозволенной деятельности. Что касается «страхования жизни», то подобная форма, как я знаю, не

соответствует ни одной из существующих форм исламских экономических связей.

Исламская страховая система

Как мы видим, Ислам запрещает страховые учреждения в их существующих формах. Но это вовсе

не означает, что Ислам противостоит самой идее страхования. Ислам выступает только против

существующей методологии и средств. Если методы страхования примут другую форму, не

противоречащую исламским экономическим связям, то это приветствуется Исламом.

В любом случае исламская система обеспечивает страхованием своих последователей и всех

граждан, проживающих в исламском государстве, посредством особенных, присущих ему методов,

что характерно для него во всех его законах и директивах. Исламское страхование

осуществляется либо путем » такафуль» («взаимной поруки членов общества»), либо путем

государственных институтов и » байт-ульмал» («дом финансов») – общественного страхового

учреждения, обеспечивающего страхованием гражданина исламского государства.

В исламском праве предусмотрены страхование людей от несчастных случаев и оказание им

помощи в постигших их бедствиях. Прежде мы уже говорили о том, что человек, потерпевший

120

финансовый крах, имеет права требовать от государства полного или частичного возмещения

понесенных убытков1.

Существует страхование категории людей, потерявших кормильца. Пророк Мухаммад (Мир ему)

сказал: «Я более ответственен за каждого мусульманина, чем он за самого себя. Кто

оставил после себя имущество, оно принадлежит его наследникам. А кто оставил после

себя долги или несчастных (т.е. семью, малых детей), я беру на себя ответственность за

них»2.

Но самым потрясающим установлением Ислама в области страхования является существующая в

фонде закята отдельная статья, адресованная «обремененным долгами». Некоторые комментаторы

Корана включают в понимание коранических слов «обремененный долгом» и тех, кто вследствие

пожара, наводнений, паводков лишился места проживания, потерял имущество и работу и т.п.

Некоторые правоведы разрешают выделять этой категории людей из фонда закята денежное

возмещение, равное их утерянному имуществу, – независимо от размера последнего.

1. Глава II, раздел «Труд и профессия»; хадис, сообщенный Кубайсой.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Использование культивируемых земель

Если в собственности мусульманина находятся сельскохозяйственные угодья, то он должен

рационально использовать их, выращивая для своего блага деревья или зерновые культуры.

Ислам не приветствует запустение плодородных земельных угодий, считая это отказом от благ и

расточительством, а Пророк (Мир ему) запретил расточительство.

У владельцев земли существует несколько вариантов ее использования:

1. Самостоятельная обработка земли

Вариант, когда владелец земли сам ее обрабатывает, сея, сажая, поливая и собирая урожай, это

считается похвальным. Такой человек будет вознагражден Аллахом независимо от того, кто будет

питаться плодами его полей и садов: люди, птицы или животные. Известно, что Пророк (Мир ему)

приветствовал своих сподвижников из ансаров, которые были потомственными земледельцами.

2. Передача земли в аренду

Если владелец земли не может обрабатывать ее сам, он может отдать ее в пользование тому, кто

способен этим заниматься и имеет для этого все необходимое: орудия труда, помощников, семена

и животных. В этом случае, согласно учению Ислама, собственник земли не имеет права что-либо

брать от того, кто работает на его земле. Абу Хурайра передает, что Пророк (Мир ему) сказал:

«Если кто-то имеет землю, то пусть возделывает ее или же предоставит ее своему

брату» 1.

Джабир говорил: «Во времена Посланника Аллаха (Мир ему) за выращенные нами злаки (на

чужой земле) мы получали остатки зерен в колосьях после обмолота». И тогда Пророк (Мир ему)

сказал: «Если кто-то имеет землю, то пусть возделывает ее или же предоставит ее своему

брату, иначе пусть избавится от этой земли» 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ахмадом и Муслимом.

Некоторые ранние мусульмане поверхностно рассматривали этот хадис, придерживаясь мнения,

что обрабатываемая земля может использоваться только двумя способами: собственник

возделывает ее сам или же передает для этого кому-либо другому, не получая чего-либо взамен.

В последнем случае участок земли остается в собственности хозяина, но собранная продукция

полностью принадлежит тому, кто ее произвел.

Ибн Хазм передает по иснаду от аль-Аузаи, который сказал, что Ата, Макхуль, Муджахид, аль-

Хасан и аль-Басри говорили: «Не засеять землю дирхамами и динарами — нужен человек, что

засеет ее или отдаст (засеять) другим».

По мнению Абдуллы Ибн Аббаса, предписание Пророка (Мир ему) передавать владельцем земли

не возделываемую им землю тем, кто готов этим заниматься, не носило обязательной формы, а

было выражено лишь в форме рекомендации и предпочтения. Аль-Бухари передает, что Амр Ибн

Динар говорил: «Я сказал Таусу (одному из ближайших сподвижников Ибн Аббаса): «Если бы ты

отказался от издольщины (типа » аль-мухабара» )! Ведь люди полагают, что Пророк (Мир ему)

запретил заниматься этим». Таус ответил: «Самый знающий из них (то есть Ибн Аббас) сообщил

мне, что Пророк (Мир ему) не запретил это, но сказал: «Бесплатная передача (земли) твоему

брату лучше, чем отдавать ее в аренду за определенную долю»»1.

1. Передано аль-Бухари.

3. Издольщина ( аль-музараа) на землю

121

Третий вариант использования земли предполагает разрешение владельцем обрабатывать ее

другому человеку, использующему свое оборудование, семена, животных, при условии, что

владелец получит установленную долю (в процентах), например половину, треть или любую

другую часть, определенную заранее по взаимному соглашению. Часть эта устанавливается от

совокупного объема произведенной на участке продукции; владелец также может предоставить

работающему на земле свои семена, оборудование и животных или оказать другую услугу. Такие

отношения называют издольщиной, которые имеют разновидности: аль-музараа, аль-масака и

аль-мухабара.

Аль-Бухари и Муслим сообщают со слов Ибн Умара, Ибн Аббаса и Джабира Ибн Абдуллы, что

Пророк (Мир ему) позволил жителям Хайбара (иудеям) обрабатывать земли за половину урожая

фиников и зерновых.

Основываясь на этом хадисе, разрешающем такой вид издольщины, правоведы говорят:

«Это достоверный и известный способ, который применял Посланник Аллаха (Мир ему) до конца

своей жизни, а после него праведные халифы до конца жизни, то же самое делали и пришедшие

после них, так что не осталось в Медине никого, кто бы не занимался этим. Жены Пророка (Мир

ему) также практиковали это после смерти их мужа. Такую практику нельзя считать потерявшей

силу, поскольку отношение к ней в компетенции Пророка (Мир ему), который до конца своей

жизни осуществлял ее. А после него его халифы и сподвижники (да благословит их Аллах)

действовали подобным образом, и ни один из них не был против этого, как же может кто-либо не

считаться с такого рода опытом? И если бы в этих действиях было что-либо изменено во время

жизни Пророка (Мир ему), как можно было бы продолжать делать это после наложения запрета? И

как бы было возможно, что его ближайшие сподвижники и последователи находились в полном

неведении о запрете, если история с Хайбаром была широко известна, и они действовали,

опираясь на нее? И где был передатчик хадисов, который должен был известить об этой отмене, о

которой никто не упомянул и не сообщил?1

1. Ибн Кудама. «Аль-Мугни», т.5, с.384.

Запрещенная форма издольщины

На заре Ислама был распространен такой вид издольщины, который Пророк (Мир ему) запретил

практиковать своим сподвижникам, так как в нем имелись элементы гарара, ведущие к

конфликту, а также действия, не соответствующие справедливости, на страже которой стоит

Ислам. Собственник передает свою землю с условием, что он получит произведенную на ней

продукцию с определенного участка земли или же с оговоренного объема или веса

произведенного зерна, а обрабатывающий землю получит всю оставшуюся часть или они поделят

ее пополам.

Пророк считал, что должна быть соблюдена справедливость между партнерами, независимо от

того, удался урожай или нет. Будет несправедливо, если при плохом урожае одному достанется

все в счет гарантии, а другому не останется ничего. А если не уродится урожай на определенном

для собственника участке земли, то получит что-либо только тот, на чьем участке урожай будет.

Для избежания всего этого необходимо, чтобы стороны договаривались на проценты от урожая. В

таком случае при хорошем урожае выигрывают обе стороны, а при плохом урожае проигрывают

также обе стороны. Это справедливо по отношению к обоим партнерам.

Аль-Бухари передает, что Рафи Ибн Хадидж говорил: «Мы занимались земледелием больше, чем

кто-либо другой в Медине, и брали землю в аренду, отдавая хозяину (урожай) с определенного

для него участка земли. Иногда урожай погибал на нашей части и оставался невредимым у

хозяина, а иногда получалось наоборот, и Пророк запретил нам это … «.

Муслим передает, что Рафи Ибн Хадидж сказал: «Люди во времена Пророка (Мир ему) арендовали

землю за урожай, выращиваемый в местах возле ручьев, источников, водоканалов, или за

определенное количество урожая. Иногда случалось, что урожай погибал на одном месте, а на

другом оставался в целости, или случалось наоборот, а люди не имели других арендованных

участков. Пророк (Мир ему) запретил подобную практику».

Аль-Бухари передает со слов Ибн Хадиджа, что Пророк (Мир ему) спросил: «Что вы делаете со

своими полями?» Они ответили: «Мы отдаем их в аренду за четверть и за (определенное

количество ) васков 1 из фиников и ячменя». Он сказал: «Не делайте этого».

——————

1. Васк — мера веса.

Под этим подразумевалось, что собственник земли забирает лучшую часть из оговоренного

количества урожая (четверть), а затем разделяет оставшиеся три четвертых с земледельцами

(арендаторами).

Из этого мы видим, как Пророк (Мир ему) стоял на страже справедливости в своей общине,

стремясь не допустить конфликта и разногласий среди верующих.

122

Заид Ибн Сабит передал, что два человека пришли к Пророку (Мир ему) разрешить земельный

спор, и он им сказал: «Если из-за этого возникла проблема, то не

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн