принесут семена, их доля может превысить половину»1.
Во всех дошедших до нас сообщениях об издольщине нам не известно, чтобы земледелец получал
менее чем половину.
Наиболее благоприятным распределением дохода было бы такое, где доля работника не
составляла меньше половины, как это практиковал Пророк (Мир ему) и его сподвижники с
иудеями Хайбара2. Было бы недостойно для человека, если бы его доля (урожая) была бы меньше
доли владельца земли.
1. Ибн аль-Кайим. «Ат-Турук аль-Хикмийа филь-ислам», с.248-250.
2. В данном случае, автор ссылается на то, что было сказано Ибн Хазмом в «Аль-Мухалла»,
т.8, профессором Абу Аля аль-Маудуди в лекции «Земельная собственность в Исламе» и
профессором Махмудом Абу ас-Саудом в его статье «Использование земли в Исламе»,
опубликованной в журнале «Аль-Муслимун».
Партнерство в животноводстве
Партнерство по разведению скота получило широкое распространение в нашей стране и особенно
на селе. Оно заключается в том, что один из партнеров берет на себя полную или частичную
затрату по закупке скота, а другой занимается его разведением; затем оба партнера делят
Чтобы прийти к определенному мнению в отношении такого вида партнерства, нужно
проанализировать его различные виды.
Первый вид. Партнерство создается в коммерческих целях, например для откорма телят на мясо
или разведения коров для получения молока.
Один из партнеров затрачивает необходимую сумму для приобретения скота, а другой занимается
ведением хозяйства; затраты на содержание (корм, питье и тому подобное) несут обе стороны, а
не один из партнеров. Из суммы от реализации скота вычитаются расходы на содержание, а
оставшаяся прибыль распределяется в заранее оговоренной пропорции. Будет несправедливым,
125
если только одному из партнеров придется нести всю сумму затрат на содержание без получения
какой-либо компенсации, притом что прибыль разделяется между ними.
Второй вид. В данном случае все то же самое, за исключением того, что партнер, занятый
ведением хозяйства, несет затраты на его содержание, а в компенсацию за это он использует
Используя животных, невозможно точно определить соотношение между затратами на их
содержание и извлекаемой от них пользы (молоко или труд). Поэтому здесь присутствует элемент
неопределенности (гарар). Мы считаем такие отношения дозволенными, поскольку элемент гарара
достаточно мал, и этому есть схожее подтверждение в шариате. В достоверном хадисе о залоге,
говорится, что можно использовать молоко и труд взятого в залог скота. Пророк (Мир ему)
говорит: «Если верховое животное оставлено в залог, на нем можно ездить за его
содержание, и если животное (дающее молоко) оставлено в залог, то молоко от него
используется за его содержание, что же касается расходов, то их должен нести тот, кто
ездит верхом и пьет (молоко)» 1.
1. Передано аль-Бухари от Абу Хурайры.
В этом хадисе Пророк (Мир ему) разрешил за содержание верхового животного ездить на нем, а
за содержание молочного скота использовать его молоко.
Если это позволено при залоге, что укрепляет взаимовыгодные доверительные отношения
(несмотря на то, что неизвестно, что превысит – расходы на содержание животного, или же
прибыль, от него извлекаемая), то нет ничего плохого в том, что это будет разрешено и при
партнерстве в животноводстве, о котором упомянуто выше. Это мой личный вывод из данного
хадиса, и я надеюсь, что он верен.
Что же касается выращивания маленьких телят (от которых на данном этапе невозможно
получить ни труда, ни молока), то согласно исламским правилам недопустимо, чтобы одна
сторона в ущерб себе несла расходы на содержание, а вторая пользовалась этим. Это не
соответствует тем справедливым отношениям, которые предписывает Ислам. Поэтому в данном
случае расходы на содержание должны быть поделены между партнерами.
3. ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Предназначение Ислама — в разрешении реальных проблем, а не в пребывании в религиозных
иллюзиях, несбыточных идеалах и мечтах. Эта религия предназначена не для крылатых ангелов,
а для обычных людей, что принимают пищу и ходят по своим нуждам.
Соответственно, Ислам не требует от людей, чтобы речь их сводилась только лишь к
произнесению благочестивых молитв, чтобы любое их молчание было занято мыслями о боге,
чтобы слушали они исключительно Коран, а свободное время проводили в мечетях. Более того,
Ислам признает, что Аллах заложил в человека такие потребности и желания, как умение
радоваться, смеяться, веселиться и развлекаться, так же как принимать пищу и питье.
Всему свое время
Некоторые из сподвижников Пророка (Мир ему) достигли больших духовных высот. Они считали,
что, для того чтобы оставаться в таком положении, необходимо все время быть серьезным,
постоянно молиться, поворачиваясь спиной ко всем наслаждениям и удовольствиям этого мира; не
развлекаться и не отдыхать, а только лишь направлять свои взгляды и помыслы на загробную
жизнь, которая далека от бренной жизни с ее развлечениями.
Послушаем, что рассказал о себе сподвижник и переписчик изречений Пророка (Мир ему) Ханзала
аль-Усаиди: «Абу Бакр встретил меня и спросил: «Как поживаешь, Ханзала? Я ответил: «Ханзала
стал лицемером!» Абу Бакр воскликнул: «О Боже! Что ты говоришь?» Я ответил: «Каждый раз
Посланник Аллаха (Мир ему) напоминает нам об аде и рае, так что эта картина предстает перед
нами. Но стоит нам покинуть Пророка и вернуться к своим женам и детям, как мы забываем обо
всем «. Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, со мной происходит то же самое». Затем мы пришли с
ним к Посланнику Аллаха (Мир ему), и я сказал: «О Посланник Аллаха! Ханзала стал лицемером».
Он спросил: «Как такое случилось?» Я ответил: «О Посланник Аллаха! Каждый раз, когда ты
напоминаешь нам об аде и рае, то их картина предстает перед нами, но стоит покинуть тебя,
вернувшись к женам и детям, как мы забываем обо всем! Тогда Посланник Аллаха (Мир ему)
сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Когда вы пребываете со мной, вспоминая
Аллаха, ангелы пожимают вам руки, независимо от того, восседаете вы или в пути.
Однако, о Ханзала! Всему свое время». Он трижды произнес фразу: «всему свое время»»1.
1. Передано Муслимом.
126
Его жизнь явилась прекрасным примером для подражания. Находясь в одиночестве, он выстаивал
молитву в слезах с полным отречением от мира, при этом ноги его затекали. Когда дело касалось
отстаивания истины, он не уступал никому, стоя на позициях Аллаха. В своей повседневной жизни
он, так же как все, наслаждался благами, улыбался и шутил, при этом говорил только правду.
Пророк (Мир ему) старался быть радостным, сторонился печали и того, что вело к ней. Он
вопрошал Аллаха, чтоб Он уберег его от неприятностей: «О Аллах, я ищу прибежища у Тебя
от горя и печали» 2.
2. Передано Абу Даудом.
Что касается чувства юмора у Пророка (Мир ему), то сообщается о том, что однажды пожилая
женщина пришла к нему и попросила: «О Посланник Аллаха! Попроси Аллаха, чтобы Он ввел меня
в рай». Пророк (Мир ему) сказал ей: «О, мать такого-то человека! В рай не войдут
пожилые!». Женщина расстроилась и заплакала, полагая, что она никогда не попадет в рай.
Тогда Пророк (Мир ему) разъяснил ей смысл своих слов, сказав ей, что старые люди не войдут в
рай, будучи пожилыми, Аллах воссоздаст ее вновь и введет в рай молодой девушкой. Затем он
процитировал ей следующий аят:
«Воистину, Мы сотворили их (попавших в рай) и сохранили девственницами, любящими,
равными по возрасту» (Коран, 56:35-37). 1
1. Передано ат-Тирмизи.
Утомление сердец
Следуя примеру Пророка, благородные и благочестивые сподвижники также шутили, смеялись,
играли и развлекались, чтобы дать себе отдохнуть. Тем самым они удовлетворяли те потребности
в отдыхе, что заложены в человеке, и без которых он не может полноценно исполнять своих
обязанностей. Али Ибн Абу Талиб сказал: «Утомляются сердца, также как и тела, так что
развлекайтесь со смыслом». И также он говорил: «Время от времени дайте расслабиться сердцам,
так как напряженное сердце слепнет». А Абу ад-Дарда сказал: «Я расслабляю свое сердце
бессмыслицей, чтобы это помогло мне в служении истине».
Нет ничего предосудительного в том, что мусульманин расслабляется, проводя свое время в
веселье и шутках, или развлекается в компании своих друзей. Однако эти удовольствия не
должны становиться привычкой, с которой он не расстается ни утром, ни вечером, забывая о
своих обязанностях и воспринимая серьезное в качестве шутки. Существует поговорка: «Пусть в
ваших речах будет юмора столько, сколько соли в еде (пропорционально)».
Мусульманин не должен в своих шутках высмеивать недостатки других людей. Всевышний Аллах
говорит:
«О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, они
лучше их» (Коран, 49:11).
Недопустимо ради того, чтобы рассмешить людей, использовать ложь. Пророк (Мир ему)
предупреждал о недопустимости подобного, говоря: «Горе тем, кто несет ложь, чтобы
рассмешить людей. Горе тому! Горе тому!» 1.
1. Передано ат-Тирмизи.
Разрешенные виды развлечений
Существуют различные виды развлечений и спортивных игр, занятие которыми предписывал
Пророк (Мир ему) мусульманам в качестве отдыха. Отдохнувший человек может более достойно
выполнять свои религиозные и повседневные обязанности. Многие спортивные игры развивают
сноровку и решительность, развивают силу и бойцовские качества, необходимые для борьбы на
пути Аллаха. К таким видам спорта относятся:
Состязание в беге
Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) обычно состязались в беге, и Пророк (Мир ему)
всячески поощрял их в этом. Сообщается, что Али был быстрым бегуном. Пророк (Мир ему) сам
соревновался в беге со своей женой Айшой, чтобы доставить ей удовольствие, получить
наслаждение самому и подать пример остальным. Айша сказала: «Я, соревнуясь в беге с Пророком
(Мир ему), опережала его. Позже, когда я несколько располнела, он опередил меня. И он сказал:
«Это за то» 2 (то есть за прошлое, теперь он победитель), имея в виду предыдущее состязание.
2. Передано Ахмадом и Абу Даудом.
127
Пророк (Мир ему) боролся с человеком по имени Рукана, который был хорошо известен своей
силой, и Пророк победил его несколько раз1. В другом месте сообщается, что Пророк (Мир ему)
начал с ним поединок. Поскольку борьба была трудной, Рукана сказал: «Ставлю овцу»2. Затем
Пророк (Мир ему) победил его. Рукана сказал: «Ставлю новую». Пророк (Мир ему) победил его
опять, а Рукана вновь повторил: «Ставлю новую». Пророк (Мир ему) победил его и в третий раз. И
тогда этот человек сказал: «Что я скажу дома? Одна овца съедена волком, другая сбежала, а где
третья?!». Тогда Пророк (Мир ему) сказал: «Мы собрались, чтобы состязаться, а не наносить
тебе ущерб. Возьми свою овцу!».
1. Передано Абу Даудом.
2. Должно быть, этот случай имел место до запрета азартных игр или Пророк (Мир ему) не
принимал пари, а, значит, не участвовал в этом.
Из данных хадисов правоведы сделали вывод о допустимости занятий бегом, независимо от того,
состязаются между собой мужчины, или же мужчины и женщины (махрам), или же супруги. Также
отмечается, что бег, борьба и другие виды спорта не принижают достоинства учености,
благородства и преклонного возраста. Пророку (Мир ему) было более пятидесяти лет, когда он
состязался в беге с юной Айшой.
Разрешенным видом спорта также является состязание в стрельбе из лука и из других видов
оружия.
Пророк (Мир ему) однажды проходил мимо группы своих сподвижников, которые состязались в
стрельбе из лука. Он поддержал их, сказав: «Стреляйте, я с вами» 1.
Пророк (Мир ему) считал, что стрельба из лука — это не только развлечение и удовольствие, но и
проявление силы, иметь которую предписывал Аллах:
«Приготовьте , верующие, против неверующих сколько можете силы» (Коран, 8:60).
А Пророк (Мир ему) сказал: