«Разве стрельба из лука не является силой» — он произнес это
трижды2. Он также говорил: «Стрельба из лука есть лучшее из развлечений» 3.
1. Передано аль-Бухари.
2. Передано Муслимом.
3. Передано аль-Баззаром и ат-Табарани по достоверному иснаду.
При этом Пророк (Мир ему) предостерегал, чтобы домашние животные не использовались людьми
в качестве мишени для их тренировок, как это практиковали арабы в период джахилийи. Когда
Абдулла Ибн Умар увидел группу людей, занимающихся этим, он сказал им: «Пророк (Мир ему)
проклял того, кто использует живое существо в качестве мишени»1.
Он проклял подобных людей, поскольку это влечет за собой мучение для животного и напрасную
трату средств. Нельзя, чтобы человек развлекался и получал удовольствие от уничтожения
живности. По аналогичной причине Пророк (Мир ему) запретил натравливать животных друг на
друга2. У арабов было распространенной традицией устраивать бои между баранами или быками,
которые убивали или калечили друг друга, а зрители радовались и смеялись. Ученые запретили
ради забавы натравлять животных друг на друга, поскольку тем самым они наносят себе увечья и
страдают.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
2. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.
Метание копья
Метание копья подобно стрельбе из лука. Пророк (Мир ему) позволил абиссинцам
продемонстрировать свое умение метать копья в своей досточтимой мечети; он разрешил своей
жене Айше смотреть на это представление, а им он говорил: «Давайте же, о Бани Арфида!» —
так называли арабы абиссинцев. Умар с присущим ему суровым характером захотел остановить
их, но Пророк (Мир ему) не дал ему это сделать. Аль-Бухари и Муслим передают от Абу Хурайры,
что, когда абиссинцы демонстрировали метание копий в присутствии Пророка (Мир ему), вошел
Умар. Он собрал камешки и начал кидать в них, на что Пророк (Мир ему) сказал: «Оставь их,
Умар».
Подобная благосклонность Посланника Ислама, который утвердил эту игру в своей досточтимой
мечети, должна была продемонстрировать, что мечеть может служить не только для молитв, но и
для развлечений, которые являются в то же время полезным занятием. Комментируя данный
хадис, ученые утверждают, что мечеть является центром жизни мусульманской общины, и любая
деятельность, сочетающая в себе пользу как для религии, так и для самих мусульман, может
происходить в мечети. Сегодня мы наблюдаем, как мечети утеряли свою жизненную силу и
превратились в место сбора безработных.
128
Представленный выше случай является примером внимания Пророка, который организовал
развлечение для своей жены. Айша, его жена, говорила: «Посланник Аллаха (Мир ему) накрыл
меня своим плащом, когда я наблюдала за состязанием абиссинцев в мечети, пока мне это не
надоело. И вы давайте своим молодым невольницам возможность развлекаться»1.
Она также сказала: «Когда я играла с куклами в доме Посланника Аллаха (Мир ему), со мной
играли мои подруги. Когда Посланник Аллаха (Мир ему) зашел в дом, они попрятались от него, но
он вывел их ко мне, и мы продолжили игру»2.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
2. Передано аль-Бухари.
Верховая езда
«…сотворил также коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и
использовали их как украшение…» (Коран, 16: 8).
А Пророк (Мир ему) сказал: «…в гриве лошадей — благословение» 1.
«Занимайтесь стрельбой из лука и верховой ездой» 2.
«Любое деяние, где не упомянуто имя Аллаха, является забавой или отвлечением, за
исключением четырех случаев: хождение от цели к цели (во время занятий стрельбой),
дрессировка своей лошади, игры со своей семьей и обучение плаванию» 3.
Умар говорил: «Обучайте ваших детей плаванию и стрельбе из лука, а также вспрыгиванию на
спины лошадей». Ибн Умар сообщил, что Пророк (Мир ему) устраивал скачки на лошадях и
награждал призами победителей4. Награждая призом, Пророк (Мир ему) тем самым поощрял
спортивные соревнования, которые являются развлечением, спортом и физической тренировкой.
1. Передано аль-Бухари.
2. Передано Муслимом.
3. Передано ат-Табарани.
4. Передано Ахмадом.
У Анаса спросили: «Вы заключали пари во времена Пророка (Мир ему)? И заключал ли пари
Пророк?» — «Да,- ответил Анас. — Клянусь Аллахом, он поставил на лошадь по кличке Субха.
Лошадь одержала победу в скачках, и Пророк (Мир ему) был очень обрадован и поражен этим»1.
Ставка считается допустимой тогда, когда она предоставляется человеком, не участвующим в
соревновании, или одним из участников, но если ставка выделяется обоими участниками и
победитель забирает эти ставки, то это считается запретной азартной игрой.
1. Передано Ахмадом.
Пророк (Мир ему) назвал лошадь, участвующую на скачках в азартной игре, «лошадью Сатаны» и
считал доход от этой лошади, ее корм, а также езду на ней грехом2. Он сказал: «Имеется три
вида лошади: лошадь Милостивого (т.е. Аллаха), лошадь человека и лошадь Сатаны.
Лошадь Милостивого предназначена для деяний на пути Аллаха, поэтому ее корм, навоз
и многое другое является благом. Лошадь Сатаны предназначена для азартных игр и
ставок. А лошадь человека — это та лошадь, которую человек использует для своих
личных нужд3.
2. Передано Ахмадом.
3. Передано аль-Бухари и Муслимом.
К полезным развлечениям, утвержденным в Исламе, относится и охота, которая является
удовольствием, видом спорта и средством для существования. Охотиться можно как с
применением стрел и копий, так и с помощью животных, таких, например, как собака и сокол. Мы
уже ранее обсуждали условия и правила ведения охоты, предписываемые Исламом.
Ислам запрещает охоту в двух случаях. Первый из них, когда человек находится в состоянии
ихрама во время хаджа и умры, поскольку такое состояние предполагает полное смирение перед
Господом, при котором запрещено убивать и проливать кровь. Аллах предписывает:
«О вы, которые уверовали! Не поражайте добычи, находясь в состоянии ихрама!..
… Но запретно вам охотиться на суше, покуда вы пребываете в состоянии ихрама…»
(Коран, 5:95-96).
Второй случай, когда человек находится в священных границах Мекки. Данная территория
объявлена Исламом территорией мира и безопасности для всех живых существ, будь то птица,
летающая в небе или произрастающее на земле растение. Пророк (Мир ему) запретил в этом
месте охотиться на дичь, рубить деревья и нарушать спокойствие1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
129
Нарды
Любой вид азартных игр считается харамом. Независимо от того, выиграет или проиграет человек,
это будет считаться азартной игрой, которая в Коране приравнивается к алкоголю, идолам и
стрелам для гаданий. Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, кто предложит своему другу: «Пошли,
поиграем в азартную игру», он должен выплатить милостыню»2, имеется в виду, что за
одно лишь приглашение на азартную игру человек должен искупиться милостыней.
Игра в нарды с заключением ставок является харамом. Что же касается игры без ставок, то
мнения ученых разделились, некоторые считают ее харамом, другие — макрухом. Те, которые
считают ее харамом, исходят из переданных Бурайдой слов Пророка (Мир ему): «Тот, кто играет
в нарды, подобен тому, кто прикасается руками к мясу и крови свиньи» 3.
Те же ученые цитируют хадис, переданный Абу Мусой аль-Ашари, где Пророк (Мир ему) сказал:
«Кто играет в нарды, тот ослушался Аллаха и Его Посланника» 4.
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
3. Передано Муслимом, Ахмадом и Абу Даудом.
4. Передано Ахмадом, Абу Даудом, Ибн Маджой и Маликом в книге «Аль-Муватта».
Эти два изречения Пророка (Мир ему) применимы к игрокам, делающим ставки или не делающим.
Аш-Шаукани говорит: «Передают, что Ибн Мугаффал и Ибн аль-Мусайиб разрешили игру в нарды
без ставок, возможно трактуя хадисы лишь как запрещение играть в нарды как в азартную игру».
Одним из популярных развлечений являются шахматы, и мнения ученых в отношении них
различны. Некоторые считают их халялом, другие макрух, а третьи харамом.
Сторонники запрета обосновывают свое мнение хадисом Пророка, однако специалисты
хадисоведы утверждают, что шахматы появились лишь после смерти Пророка (Мир ему) и, таким
образом, все хадисы на данную тему — простой вымысел.
Сами сподвижники Пророка придерживались различных точек зрения относительно игры в
шахматы. Ибн Умар сказал, что они еще хуже, чем нарды. Али считал эту игру азартной
(возможно, имея в виду случаи, когда игра в шахматы включала ставки), другие же всего лишь
высказывали свое неодобрение.
Некоторые сподвижники и их последователи разрешили данную игру. Среди них были Ибн Аббас,
Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам Ибн Урва, Сайд Ибн аль-Мусайиб и Сайд Ибн Джабир. Это мнение
светил Ислама, а известный императив гласит: «основой всему является дозволенность», при этом
нет запрещающего эту игру наса. Более того, кроме функции развлечения, шахматы также
являются упражнением для ума, требующим работы мысли, что не присуще нардам. Поэтому они
говорят: при игре в нарды игроки полагаются на случай, как при гадании на стрелах, шахматы же
требуют тренировки и мастерства, как в соревновании по стрельбе из лука.
Однако для игры в шахматы необходимо исполнение следующих трех условий:
1. Игра не должна быть причиной опоздания на намаз, поскольку известно, что шахматы требуют
много времени.
2. Недопустимо делать ставки.
3. Игроки не должны сквернословить и выражаться непристойно.
Если хотя бы одно из перечисленных условий не будет выполнено, то игра будет запретной.
Пение и музыка
Среди развлечений, наслаждающих душу, радующих сердца и слух, является пение. Ислам
разрешает пение при условии, что оно не содержит пошлости, непристойности или того, что ведет
к греху. Нет ничего предосудительного, если музыка не возбуждает.
Чтобы создавалась атмосфера радости, рекомендуется петь по случаю какого-либо торжества,
как, например праздника, свадьбы и рождения ребенка.
Айша рассказывала, что когда она выдавала женщину замуж за мужчину из ансаров, Пророк (Мир
ему) спросил: «Айша, как они развлеклись? Воистину, ансары — большие любители
развлечений!» 1.
1. Передано аль-Бухари.
Ибн Аббас тоже пересказал: «Айша выдала свою родственницу замуж за мужчину из ансаров.
Пророк (Мир ему) пришел и спросил: «Выдали ли вы девушку замуж?» Они ответили: «Да». И
он снова спросил: «А вы отправили с ней певцов?». Айша ответила: «Нет». Тогда Посланник
Аллаха (Мир ему) сказал: «Ансары любят лирику, было бы хорошо, если бы вы послали с
ней тех, кто поет: «Мы здесь, мы прибыли к вам, приветствуйте нас, а мы
поприветствуем вас» »2.
130
2. Передано Ибн Маджой.
Айша рассказала, что в дни Мина (в праздник Ид аль-Адха) две девушки были вместе с ней, и они
пели и били в бубен. Пророк (Мир ему) находился с ними, при этом он покрыл свою голову
одеянием. Затем вошел Абу Бакр и стал бранить девушек. Пророк (Мир ему) приоткрыл лицо и
сказал ему: «Оставь их, Абу Бакр. Ведь сегодня праздник» 3.
3. Передано аль-Бухари и Муслимом.
В своей книге «Воскрешение наук о вере» имам аль-Газали упоминает хадисы о поющих
девушках; об абиссинцах, которые метали копья в мечети Пророка, где Пророк подбадривал их
словами: «Давайте же, о Бани Арфида!» , и он спрашивал свою жену Айшу, хочет ли она
посмотреть это, после чего сам стоял возле нее, пока она не устала и не захотела уйти; рассказы
о том, как Айша играла в куклы с подругами.
Затем имам объясняет: «Все эти хадисы переданы аль-Бухари и Муслимом, и они ясно
доказывают, что пение и игра не являются харамом. Из них мы можем сделать следующие
выводы:
Первое: о допустимости игр, так как традиция абиссинцев танцевать и играть не была отвергнута.
Второе: о допустимости таких занятий в мечети.
Третье: произнесенные Пророком слова: «Давайте же, О бани Арфида!» — звучат как повеление
и просьба играть; как после этого можно считать это харамом?
Четвертое: пророк (Мир ему) не дал Абу Бакру и Умару бранить поющих и играющих и
препятствовать им. Он говорил, что праздник — это веселье, а поют, чтобы