Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

развеселиться.

Пятое: в том, что Пророк в течение долгого времени стоял с Айшой, наблюдая за играющими

абиссинцами и слушая вместе с ней пение девушек, подтверждает, что проявление добродушия,

желание доставить удовольствие женщинам и детям лучше, чем выражение грубой аскетичности и

отрешенности от мирских благ.

Шестое: пророк (Мир ему) сам предлагал Айше: «Ты бы хотела посмотреть? 1

Седьмое: допустимость пения и игры на бубне девушкам.

В этом духе имам аль-Газали продолжает рассуждения в своей книге.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Многие сподвижники Пророка и их последователи (да будет доволен ими Аллах) передают, что

они слушали пение и не видели в этом ничего предосудительного. Что же касается хадисов,

выступающих против пения, то многие правоведы и хадисоведы подвергают сомнению их

достоверность. Известный судья Абу Бакр аль-Араби говорит: «Не существует достоверного

хадиса, в котором запрещалось бы пение». Ибн Хазм подчеркивает: «Все, что относится к запрету,

— недостоверно».

Поскольку пение и музыка во многом ассоциируются с роскошью, хмельным застольем и

непристойными ночными гулянками, многие ученые объявили их харамом или макрух. Некоторые

из них утверждают, что пение — это собираемые досужие россказни, о чем сказал Всевышний:

«Среди людей есть и такой, который собирает досужие россказни, чтобы совратить

(людей) с пути Аллаха, высмеивая этот путь. Подобным людям уготовано унизительное

наказание» (Коран, 31:6).

Ибн Хазм поясняет: «В этом аяте описывается действие, за совершение которого человек

становится неверным, поскольку высмеивает путь Аллаха. Человек станет неверным, если купит

экземпляр Корана, чтобы сделать его объектом своих насмешек и сбивать им с пути Аллаха.

Именно такое поведение осуждается Аллахом, но никак не собирание досужих россказней с целью

отдохнуть и развлечься, без всякого намерения сбить людей с пути Аллаха».

Ибн Хазм также отбрасывает утверждение, основывающееся на цитате из Корана:

«Что (может быть) помимо истины, если не заблуждение?» (Коран, 10:32),

что если пение не является истиной, то оно должно быть обязательно заблуждением. Он

комментирует это место Корана следующим образом: «Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «О

поступках следует судить по намерениям, и каждому воздастся по его намерению» »1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Кто вознамерился слушать песни, которые ведут его к нарушению предписаний Аллаха, тот

грешник. И также в отношении любых других дел помимо пения. Кто же вознамерился отдохнуть,

чтобы набраться сил для исполнения повелений Аллаха и добрых дел, является добросовестным

мусульманином, и его деяния являются истинными. А кто не вознамерился совершить благое или

дурное, то его проступок прощаем, подобно гуляющему по парку или стоящему и созерцающему

небо, а также раскрашивающему свою одежду в синий или зеленый цвет и тому подобное».

Пение разрешено, если будут соблюдены следующие ограничения:

131

1. Содержание песен должно соответствовать исламской этике. А если, например, песня воспевает

вино или приглашение к нему, то слушать ее харам.

2. Хотя само содержание может и не идти вразрез с учением Ислама, но манера исполнения песни

может перенести ее из халяла в харам путем возбуждения у человека его низменных страстей.

3. Ислам борется против чрезмерности и излишеств во всем, даже в молитвах. Не является

исключением и бесполезная трата времени на развлечения, ведь время — это жизнь! Не секрет,

что излишество в разрешенном идет в ущерб обязанностям, как говорится, любое излишество в

ущерб чему-то.

4. Каждый человек должен быть сам себе судьей. Если определенный вид или же манера пения

возбуждает страсти и ведет к совершению греха, когда животный инстинкт возобладает над

духовным, человек должен перекрыть путь тому, что вносит сумятицу в его сердце, религию и

мораль.

5. По общему согласию, если пение сочетается с харамом, оно становится запретным, например

пение в местах распития спиртного или же пение, чередующееся с совершением непристойности и

греха. Пророк (Мир ему) предупреждал, что суровое наказание при таких проявлениях постигнет

как тех, кто поет, так и тех, кто слушает. Он сказал: «Некоторые люди моей уммы будут пить

вино, называя его другим именем, они будут слушать музыку (музыкальные

инструменты) и певиц. Аллах сделает так, что одних из этих людей поглотит земля, а

других превратит в обезьян и свиней» 1.

1. Передано Ибн Маджой.

Это не значит, что они будут превращены в обезьян и свиней в буквальном смысле слова, но

превращение это произойдет в их поведении и душе, т. е. они будут иметь в своих человеческих

обличиях поведение обезьяны и душу свиньи.

Азартные игры сродни распитию спиртного

Разрешая разнообразные развлечения и игры, Ислам запрещает азартные игры, в которых

человек что-либо приобретает или теряет. Мы раньше уже приводили высказывание Пророка:

«Тот, кто предложит своему другу: «Пошли, поиграем в азартную игру», он должен (уже

за это) выплатить милостыню».

Мусульманин не может наслаждаться и развлекаться в свободное время, играя в азартные игры,

он также не может зарабатывать на этом ни при каких обстоятельствах.

Под строгим запретом на азартные игры заложены благородные цели:

1. Ислам призывает мусульманина зарабатывать на жизнь в соответствии с предписаниями

Аллаха, с учетом логики вещей: заходить в дом через дверь, а ожидать причину от ее источника.

Азартные игры, включая лотерею, делают человека зависимым от воли случая, удачи и пустых

надежд. Такие игры отвлекают от достойного и полезного труда, который представлен и

предписан Аллахом.

2. Ислам запрещает посягать на чужую собственность и предписывает заниматься законным

взаимообменом или предоставлять что-либо в виде подарка или пожертвования. Приобретение же

посредством азартных игр незаконно.

3. Неудивительно, что игроки питают ненависть и вражду друг к другу, хотя и могут утверждать,

что потери не волнуют их. Но всегда есть победитель и проигравший, обделяющий и обделенный.

И хотя проигравший сохраняет спокойствие, за его спокойствием стоят гнев и злоба. Гнев от

неосуществленной надежды, а злоба из-за потерянных средств. И стоит ему вспылить, как вся эта

горечь выплескивается из него.

4. Неудача толкает побежденного к реваншу, в результате чего он надеется компенсировать свою

потерю, а победитель, воодушевленный победой, стремится приумножить свой успех.

Естественно, что удача переходит из рук в руки, проигравший становится победителем, а

победитель — проигравшим, радость сменяется горечью потерь. И они, охваченные азартом, не

могут остановиться. В этом заключается суть, игроки впадают в катастрофическую зависимость от

игры.

5. Такая страсть становится опасностью как для общества в целом, так и для отдельных его

членов. Эта страсть поглощает время и силы, делая игроков никчемными. Они становятся

берущими и не отдающими, потребляющими и не производящими. Более того, игрок в азарте

забывает об обязанностях перед Господом и перед собой, а также перед своей семьей и уммой.

Игрок уже не в силах оторваться от игрового стола, становится готовым продать свою религию,

честь и родину, а его привязанность к столу лишает его любой другой привязанности.

Не случайно и очень точно в Коране вместе упомянуты опьяняющие напитки и азартные игры,

поскольку их вредное воздействие на человека, семью, общество и мораль одинаково. Более того,

алкогольная зависимость сродни азартной, поэтому они часто соседствуют друг с другом.

132

В Коране точно подмечено и объяснено, что эти деяния — порождение Сатаны, что они подобны

идолопоклонству и гаданию на стрелах, что это скверна, которой нужно всячески остерегаться:

«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, азартные игры (майсир),

жертвенники и стрелы (для гадания) — скверные деяния Сатаны. Сторонитесь же этого, —

может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает посеять среди вас вражду и

ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от намаза.

Удержитесь ли вы?» (Коран, 5:90:91).

Лотерея

Лотерея — это одна из разновидностей азартных игр. И нельзя в отношении ее допускать какое-

либо послабление, будь то в целях благотворительной или гуманитарной акции. Кто считает

лотерею допустимой для реализации подобных акций, тот подобен тем, кто собирает для этого

пожертвования путем непристойных танцев и запретного «искусства». Но мы говорим той и другой

группе: «Воистину, Аллах прекрасен, и Он принимает только прекрасное».

Общество, где прибегают к таким методам сбора средств, является лишенным чувства

благотворительности, милосердия и благочестия, поскольку оно не в состоянии собрать средства

без увлечения людей азартной игрой.

Ислам не приемлет таких отношений в обществе, поскольку верит в добродетель человека, и он

изыскивает лишь благородные методы для достижения высоких целей. Методика такого сбора

средств заключается в призыве к благочестию, состраданию, взыванию к вере в Аллаха и Судный

день.

Посещение кинотеатров

Многих мусульман интересует позиция Ислама в отношении просмотра кинофильмов, театральных

представлений и тому подобного. Разрешено это или нет? Без сомнения, кинофильмы являются

важным средством информации и отдыха. Кинофильмы в данном случае подобны любым другим

средствам, которые сами по себе нейтральны и безвредны, и любое предписание в отношении их

зависит от того, как они используются.

Следовательно, кинофильмы могут считаться разрешенными и полезными, если выполняются

следующие условия:

Первое. В содержании фильмов не должно быть пошлости, бесстыдства и всего того, что не

соответствует исламскому вероубеждению, предписаниям и этике. Кадры, возбуждающие похоть,

толкающие к греху, прославляющие преступления, пропагандирующие чуждые идеи или лживую

веру и тому подобное, являются харамом, и мусульманин не может их смотреть или иметь к ним

какое-либо отношение.

Второе. Просмотр кинофильмов не должен быть в ущерб религиозным и мирским обязанностями.

Пять ежедневных намазов являются главными предписаниями Аллаха для мусульман.

Недопустимо просматривать какую-либо передачу в ущерб выполнению предписанного в свое

время намазу. Аллах говорит: «Горе же тем молящимся, которые к своим молитвам

небрежны» (Коран, 107:4,5), имея в виду тех, кто откладывает молитву, отступая от

назначенного времени. Одна из главных причин запрещения алкоголя и азартных игр состоит в

том, что они отвлекают людей от поминания Аллаха и совершения намаза.

Третье. Необходимо избегать в кинотеатрах тех мест, где происходит смешение посторонних друг

для друга мужчин и женщин, поскольку это может привести к непристойным поступкам, особенно

в условиях темноты в зрительном зале. Мы уже упоминали хадис: «Лучше проткнуть голову

железной иглой, чем дотронуться до запретной женщины» 1.

1. Передано аль-Байхаки и ат-Табарани.

4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношения между членами исламского общества основываются на двух основных столпах: первый

— это поддержание тесных братских уз между членами общества; и второй — это защита чести и

достоинства человека, поскольку Ислам не допускает пролития крови, а также посягательства на

честь и собственность кого-либо.

Любое слово, поступок или же поведение, нарушающее эти два принципа или угрожающее им,

запрещены Исламом, и степень запрещения зависит от величины материального или морального

ущерба, который явится их результатом. В следующем аяте приведены примеры запрещенных

деяний, которые наносят ущерб братским отношениям и ущемляют права людей. Всевышний

Аллах говорит:

«Ведь верующие – братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха,

быть может, вас помилуют. О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над

133

другими: может быть, те, над кем они смеются, лучше их. И женщины пусть не

насмехаются над другими женщинами: быть может, те, над кем они смеются, лучше

их. Не сплетничайте друг против друга и не обменивайтесь обиднымипрозвищами.

После того как человек уверовал, называть его нечестивым именем скверно. Именно

те, которые не отреклись от неверия, суть нечестивцы. О вы, которые уверовали!

Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте

(не следите) и не злословьте за спиной друг друга. Разве захочет кто-либо из вас

съесть плоть своего покойного брата? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь

Аллах прощающий, милосердный» (Коран, 49:10-12).

Всевышний провозгласил в этих аятах, что верующие — братья друг другу, которых объединяет

чувство религиозного

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн