Пятое: в том, что Пророк в течение долгого времени стоял с Айшой, наблюдая за играющими
абиссинцами и слушая вместе с ней пение девушек, подтверждает, что проявление добродушия,
желание доставить удовольствие женщинам и детям лучше, чем выражение грубой аскетичности и
отрешенности от мирских благ.
Шестое: пророк (Мир ему) сам предлагал Айше: «Ты бы хотела посмотреть? 1
Седьмое: допустимость пения и игры на бубне девушкам.
В этом духе имам аль-Газали продолжает рассуждения в своей книге.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Многие сподвижники Пророка и их последователи (да будет доволен ими Аллах) передают, что
они слушали пение и не видели в этом ничего предосудительного. Что же касается хадисов,
выступающих против пения, то многие правоведы и хадисоведы подвергают сомнению их
достоверность. Известный судья Абу Бакр аль-Араби говорит: «Не существует достоверного
хадиса, в котором запрещалось бы пение». Ибн Хазм подчеркивает: «Все, что относится к запрету,
— недостоверно».
Поскольку пение и музыка во многом ассоциируются с роскошью, хмельным застольем и
непристойными ночными гулянками, многие ученые объявили их харамом или макрух. Некоторые
из них утверждают, что пение — это собираемые досужие россказни, о чем сказал Всевышний:
«Среди людей есть и такой, который собирает досужие россказни, чтобы совратить
(людей) с пути Аллаха, высмеивая этот путь. Подобным людям уготовано унизительное
Ибн Хазм поясняет: «В этом аяте описывается действие, за совершение которого человек
становится неверным, поскольку высмеивает путь Аллаха. Человек станет неверным, если купит
экземпляр Корана, чтобы сделать его объектом своих насмешек и сбивать им с пути Аллаха.
Именно такое поведение осуждается Аллахом, но никак не собирание досужих россказней с целью
отдохнуть и развлечься, без всякого намерения сбить людей с пути Аллаха».
Ибн Хазм также отбрасывает утверждение, основывающееся на цитате из Корана:
«Что (может быть) помимо истины, если не заблуждение?» (Коран, 10:32),
что если пение не является истиной, то оно должно быть обязательно заблуждением. Он
комментирует это место Корана следующим образом: «Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «О
поступках следует судить по намерениям, и каждому воздастся по его намерению» »1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Кто вознамерился слушать песни, которые ведут его к нарушению предписаний Аллаха, тот
грешник. И также в отношении любых других дел помимо пения. Кто же вознамерился отдохнуть,
чтобы набраться сил для исполнения повелений Аллаха и добрых дел, является добросовестным
мусульманином, и его деяния являются истинными. А кто не вознамерился совершить благое или
дурное, то его проступок прощаем, подобно гуляющему по парку или стоящему и созерцающему
небо, а также раскрашивающему свою одежду в синий или зеленый цвет и тому подобное».
Пение разрешено, если будут соблюдены следующие ограничения:
131
1. Содержание песен должно соответствовать исламской этике. А если, например, песня воспевает
вино или приглашение к нему, то слушать ее харам.
2. Хотя само содержание может и не идти вразрез с учением Ислама, но манера исполнения песни
может перенести ее из халяла в харам путем возбуждения у человека его низменных страстей.
3. Ислам борется против чрезмерности и излишеств во всем, даже в молитвах. Не является
исключением и бесполезная трата времени на развлечения, ведь время — это жизнь! Не секрет,
что излишество в разрешенном идет в ущерб обязанностям, как говорится, любое излишество в
ущерб чему-то.
4. Каждый человек должен быть сам себе судьей. Если определенный вид или же манера пения
возбуждает страсти и ведет к совершению греха, когда животный инстинкт возобладает над
духовным, человек должен перекрыть путь тому, что вносит сумятицу в его сердце, религию и
5. По общему согласию, если пение сочетается с харамом, оно становится запретным, например
пение в местах распития спиртного или же пение, чередующееся с совершением непристойности и
греха. Пророк (Мир ему) предупреждал, что суровое наказание при таких проявлениях постигнет
как тех, кто поет, так и тех, кто слушает. Он сказал: «Некоторые люди моей уммы будут пить
вино, называя его другим именем, они будут слушать музыку (музыкальные
инструменты) и певиц. Аллах сделает так, что одних из этих людей поглотит земля, а
других превратит в обезьян и свиней» 1.
1. Передано Ибн Маджой.
Это не значит, что они будут превращены в обезьян и свиней в буквальном смысле слова, но
превращение это произойдет в их поведении и душе, т. е. они будут иметь в своих человеческих
обличиях поведение обезьяны и душу свиньи.
Азартные игры сродни распитию спиртного
Разрешая разнообразные развлечения и игры, Ислам запрещает азартные игры, в которых
человек что-либо приобретает или теряет. Мы раньше уже приводили высказывание Пророка:
«Тот, кто предложит своему другу: «Пошли, поиграем в азартную игру», он должен (уже
за это) выплатить милостыню».
Мусульманин не может наслаждаться и развлекаться в свободное время, играя в азартные игры,
он также не может зарабатывать на этом ни при каких обстоятельствах.
Под строгим запретом на азартные игры заложены благородные цели:
1. Ислам призывает мусульманина зарабатывать на жизнь в соответствии с предписаниями
Аллаха, с учетом логики вещей: заходить в дом через дверь, а ожидать причину от ее источника.
Азартные игры, включая лотерею, делают человека зависимым от воли случая, удачи и пустых
надежд. Такие игры отвлекают от достойного и полезного труда, который представлен и
предписан Аллахом.
2. Ислам запрещает посягать на чужую собственность и предписывает заниматься законным
взаимообменом или предоставлять что-либо в виде подарка или пожертвования. Приобретение же
посредством азартных игр незаконно.
3. Неудивительно, что игроки питают ненависть и вражду друг к другу, хотя и могут утверждать,
что потери не волнуют их. Но всегда есть победитель и проигравший, обделяющий и обделенный.
И хотя проигравший сохраняет спокойствие, за его спокойствием стоят гнев и злоба. Гнев от
неосуществленной надежды, а злоба из-за потерянных средств. И стоит ему вспылить, как вся эта
горечь выплескивается из него.
4. Неудача толкает побежденного к реваншу, в результате чего он надеется компенсировать свою
потерю, а победитель, воодушевленный победой, стремится приумножить свой успех.
Естественно, что удача переходит из рук в руки, проигравший становится победителем, а
победитель — проигравшим, радость сменяется горечью потерь. И они, охваченные азартом, не
могут остановиться. В этом заключается суть, игроки впадают в катастрофическую зависимость от
игры.
5. Такая страсть становится опасностью как для общества в целом, так и для отдельных его
членов. Эта страсть поглощает время и силы, делая игроков никчемными. Они становятся
берущими и не отдающими, потребляющими и не производящими. Более того, игрок в азарте
забывает об обязанностях перед Господом и перед собой, а также перед своей семьей и уммой.
Игрок уже не в силах оторваться от игрового стола, становится готовым продать свою религию,
честь и родину, а его привязанность к столу лишает его любой другой привязанности.
Не случайно и очень точно в Коране вместе упомянуты опьяняющие напитки и азартные игры,
поскольку их вредное воздействие на человека, семью, общество и мораль одинаково. Более того,
алкогольная зависимость сродни азартной, поэтому они часто соседствуют друг с другом.
132
В Коране точно подмечено и объяснено, что эти деяния — порождение Сатаны, что они подобны
идолопоклонству и гаданию на стрелах, что это скверна, которой нужно всячески остерегаться:
«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, азартные игры (майсир),
жертвенники и стрелы (для гадания) — скверные деяния Сатаны. Сторонитесь же этого, —
может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает посеять среди вас вражду и
ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от намаза.
Удержитесь ли вы?» (Коран, 5:90:91).
Лотерея — это одна из разновидностей азартных игр. И нельзя в отношении ее допускать какое-
либо послабление, будь то в целях благотворительной или гуманитарной акции. Кто считает
лотерею допустимой для реализации подобных акций, тот подобен тем, кто собирает для этого
пожертвования путем непристойных танцев и запретного «искусства». Но мы говорим той и другой
группе: «Воистину, Аллах прекрасен, и Он принимает только прекрасное».
Общество, где прибегают к таким методам сбора средств, является лишенным чувства
благотворительности, милосердия и благочестия, поскольку оно не в состоянии собрать средства
без увлечения людей азартной игрой.
Ислам не приемлет таких отношений в обществе, поскольку верит в добродетель человека, и он
изыскивает лишь благородные методы для достижения высоких целей. Методика такого сбора
средств заключается в призыве к благочестию, состраданию, взыванию к вере в Аллаха и Судный
день.
Посещение кинотеатров
Многих мусульман интересует позиция Ислама в отношении просмотра кинофильмов, театральных
представлений и тому подобного. Разрешено это или нет? Без сомнения, кинофильмы являются
важным средством информации и отдыха. Кинофильмы в данном случае подобны любым другим
средствам, которые сами по себе нейтральны и безвредны, и любое предписание в отношении их
зависит от того, как они используются.
Следовательно, кинофильмы могут считаться разрешенными и полезными, если выполняются
следующие условия:
Первое. В содержании фильмов не должно быть пошлости, бесстыдства и всего того, что не
соответствует исламскому вероубеждению, предписаниям и этике. Кадры, возбуждающие похоть,
толкающие к греху, прославляющие преступления, пропагандирующие чуждые идеи или лживую
веру и тому подобное, являются харамом, и мусульманин не может их смотреть или иметь к ним
Второе. Просмотр кинофильмов не должен быть в ущерб религиозным и мирским обязанностями.
Пять ежедневных намазов являются главными предписаниями Аллаха для мусульман.
Недопустимо просматривать какую-либо передачу в ущерб выполнению предписанного в свое
время намазу. Аллах говорит: «Горе же тем молящимся, которые к своим молитвам
небрежны» (Коран, 107:4,5), имея в виду тех, кто откладывает молитву, отступая от
назначенного времени. Одна из главных причин запрещения алкоголя и азартных игр состоит в
том, что они отвлекают людей от поминания Аллаха и совершения намаза.
Третье. Необходимо избегать в кинотеатрах тех мест, где происходит смешение посторонних друг
для друга мужчин и женщин, поскольку это может привести к непристойным поступкам, особенно
в условиях темноты в зрительном зале. Мы уже упоминали хадис: «Лучше проткнуть голову
железной иглой, чем дотронуться до запретной женщины» 1.
1. Передано аль-Байхаки и ат-Табарани.
Отношения между членами исламского общества основываются на двух основных столпах: первый
— это поддержание тесных братских уз между членами общества; и второй — это защита чести и
достоинства человека, поскольку Ислам не допускает пролития крови, а также посягательства на
честь и собственность кого-либо.
Любое слово, поступок или же поведение, нарушающее эти два принципа или угрожающее им,
запрещены Исламом, и степень запрещения зависит от величины материального или морального
ущерба, который явится их результатом. В следующем аяте приведены примеры запрещенных
деяний, которые наносят ущерб братским отношениям и ущемляют права людей. Всевышний
Аллах говорит:
«Ведь верующие – братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха,
— быть может, вас помилуют. О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над
133
другими: может быть, те, над кем они смеются, лучше их. И женщины пусть не
насмехаются над другими женщинами: быть может, те, над кем они смеются, лучше
их. Не сплетничайте друг против друга и не обменивайтесь обиднымипрозвищами.
После того как человек уверовал, называть его нечестивым именем скверно. Именно
те, которые не отреклись от неверия, суть нечестивцы. О вы, которые уверовали!
Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте
(не следите) и не злословьте за спиной друг друга. Разве захочет кто-либо из вас
съесть плоть своего покойного брата? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь
Аллах прощающий, милосердный» (Коран, 49:10-12).
Всевышний провозгласил в этих аятах, что верующие — братья друг другу, которых объединяет
чувство религиозного