и общечеловеческого братства. Эти чувства устремляют их к познаванию, а
не отвержению друг друга; к налаживанию, а не порыванию связей друг с другом; к любви, а не к
ненависти; к дружбе, а не к ссоре; к объединению, а не к разъединению. И Пророк (Мир ему)
тоже говорит: «Не завидуйте, не враждуйте и не питайте ненависти друг к другу, а будьте
братьями пред Аллахом» 1.
1. Передано аль-Бухари и другими.
Недопустимо порывать отношения со своим братом мусульманином
В Исламе недопустимо, чтобы один мусульманин избегал другого или порывал с ним отношения.
Также недопустимо, чтобы ссора мусульман длилась более трех дней, в течение этого срока они
должны усмирить свой гнев, примириться и восстановить добрые отношения, преодолевая в себе
гордыню, злобу и ненависть. Одна из черт верующих, восхваляемая в Коране, та, что они
«милостивы к верующим» (5:54). Пророк (Мир ему) сказал: «Недопустимо мусульманину
порывать отношения со своим братом мусульманином более трех дней. По прошествии
этого срока один из них должен подойти и поприветствовать другого, и если тот
ответит на приветствие, тогда оба они будут вознаграждены, но если второй не ответит,
он будет нести на себе грех, в то время как поприветствовавший освободится от него» 1.
1. Передано Абу Даудом.
Запрет на разрыв отношений еще более ужесточается, если это касается кровных родственников.
Ислам наложил на мусульман обязательство укреплять кровные связи. Всевышний говорит:
«Страшитесь же Аллаха, именем Которого предъявляете вы права свои друг к другу, и
бойтесь разорвать между собой связи кровные. Воистину, всегда наблюдает Он за
вами» (Коран, 4:1).
Ценность пред Аллахом этой связи Пророк (Мир ему) представил в особой форме, говоря:
«Кровная связь связана с Троном (Аллаха), который говорит: «Кто связан со мной с тем
связан Аллах, а кто порывает эту связь со мной, с тем порывает Аллах»»1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Он также сказал: «Не войдет в рай порывающий» 1.
Некоторые ученые утверждают, что под арабским словом «порывающий» имеется в виду тот, кто
порывает кровные связи; другие же утверждают, что это тот, кто грабит на дорогах. Таким
образом, ученые отождествили эти две категории людей.
Родственная (кровная) связь состоит не только в поддержании отношений между собой или же во
взаимной добродетельности, что само собой разумеется, а заключается в защите этой связи.
Пророк (Мир ему) сказал: «Связанным (кровными узами) считается не тот, кто
поддерживает отношения с кровными родственниками, а тот, кто стоит на страже этой
связи» 2.
1,2. Передано аль-Бухари.
Это высказывание применимо в случаях, если разрушение связей осуществляются не во имя
Аллаха и справедливого дела, если же это делается во имя Аллаха и справедливого дела, то
предписания, данные Пророком, здесь неприменимы. Самые сильные узы между верующими
устанавливаются и крепнут через любовь во имя Аллаха и ненависть во имя Аллаха.
На пятьдесят дней Пророк (Мир ему) прервал отношения с тремя сподвижниками, которые
избежали участия в битве при Табуке. Такой бойкот, при котором все избегали и не общались с
ними, стал для этих сподвижников тяжелым наказанием. Но Всевышний все же простил их,
объявив об этом в ниспосланном Им знамении1.
В другом случае Пророк (Мир ему) в течение сорока дней не общался с некоторыми из своих жен.
А Абдулла Ибн Умар избегал отношений со своим сыном на протяжении остатка своей жизни,
поскольку тот не исполнял предписаний Пророка (Мир ему), в котором мужчинам запрещалось не
пускать своих женщин в мечеть2.
Отчужденность и ненависть между мусульманами никогда не должна возникать по мирским
причинам, поскольку в глазах Аллаха и мусульман весь мир не имеет той ценности, чтобы ради
134
нее можно было бы лишать себя связи со своими братьями по вере. Как же может быть иначе,
ведь в наказание за подобное деяние мусульманин лишится прощения и милости Аллаха? Пророк
(Мир ему) сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и Аллах
прощает каждому, кто не придает Ему никого в сотоварищи; не простит он только того,
кто имеет злобу по отношению к своему брату. Трижды будет отдан приказ: «Оставь
этих двоих до тех пор, пока они не примирятся»»3.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
2. Вывел Ахмад. Ас-Суюти написал статью под названием: «Аз-Заджар биль-хаджар»
(«Наказание бойкотом»), оправдывая бойкот, ссылаясь при этом на хадисы и авторитетные
мнения.
3. Передано Муслим.
Если к оскорбленному подойдет оскорбивший его брат и попросит у него прощения, то первый
должен простить его, дабы примириться. И недопустимо отказывать в прощении, поскольку
Пророк (Мир ему) предостерег того, кто не принимает прощения, что в этом случае он никогда не
приблизится к райскому водоему ( аль-Хауд) в день Воскресения4.
4. Передано ат-Табарани.
Улаживание конфликтов
Хотя конфликтующие стороны и должны сами по-братски улаживать свои разногласия, решение
этого вопроса является также и обязанностью мусульманской общины. Поскольку в основу жизни
мусульманского общества положены взаимопомощь и сотрудничество, оно не может безучастно
созерцать, как его члены погружаются в горящее пламя вражды и ненависти.
Авторитетные и компетентные представители общества должны на основе правосудия и
беспристрастия вмешаться, чтобы уладить имеющийся конфликт. Всевышний говорит:
«Ведь верующие — братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха,
— быть может, вас помилуют» (Коран, 49:10).
Пророк (Мир ему), подчеркивая важность подобного посредничества и опасность конфликтов,
спросил своих сподвижников: «Сказать вам, что может быть лучше, чем соблюдение
намаза, поста и выдачи милостыни? » Они ответили: «Да, конечно, о Посланник Аллаха!». И он
провозгласил: «Улаживание конфликтов! Поскольку последствия их подобны сбриванию,
но не волос, а религии» 1.
1. Передано ат-Тирмизи и другими.
Пусть одни люди не глумятся над другими
Выше мы привели аяты, в которых Аллах наставляет мусульман быть на страже взаимного
братства и с уважением относиться к людям.
1. Первым из этих наставлений является недопустимость насмехаться над другими людьми.
Верующий в Аллаха и возжелавший благ будущей жизни не имеет права насмехаться, глумиться и
подшучивать над кем-либо или превращать кого-либо в посмешище. Поскольку эти действия
являются выражением самодовольства, высокомерия, презрения по отношению к другим, а также
проявлением невежества согласно тем критериям, которыми Аллах измеряет добродетель, Он
говорит:
«Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, те над кем они смеются,
лучше их. И женщины пусть не насмехаются над другими женщинами: быть может, те,
над кем они смеются, лучше их» (Коран, 49:11).
Мерой измерения добродетели у Аллаха являются вера, искренность и добрые отношения
человека со Всевышним, а никак не его внешние показатели, благосостояние и положение в
обществе. Пророк (Мир ему) сказал: «Аллах не смотрит на ваши внешние черты и
благосостояние, а смотрит Он на ваши сердца и дела» 1.
Разве можно кому-либо насмехаться над инвалидом или нищим?
Сообщается, что, когда у Абдуллы Ибн Масуда оголилась тощая голень, это вызвало смех у
присутствующих, на что Пророк (Мир ему) незамедлительно отреагировал: «Вы смеетесь над
тем, что у него тощая голень? Клянусь тем, в чьей длани моя душа, его голень тяжелее,
чем гора Ухуд!» 2.
1. Передано Муслимом.
2. Вывел ат-Тийалси и Ахмад.
Коран назвал мекканских идолопоклонников преступниками за то, что те насмехались над
лучшими верующими, особенно над такими незащищенными из них, как Билал и Аммар. Но в день
Расчета все обернется иначе, когда насмехавшиеся станут предметом для насмешек:
135
«Воистину, преступники насмехались над теми, кто уверовал. Когда проходили мимо
них, то перемигивались. Когда же возвращались к своим семьям, то злорадствовали
над осмеянными верующими. Когда они видели верующих, то восклицали: “Конечно,
они – заблудшие”. Но ведь они не были приставлены к ним стражами. А в тот (Судный)
день те, которые уверовали, будут насмехаться над неверными» (Коран, 83:29-34).
В одном из аятов (49:11) специально отмечено, что женщины не должны насмехаться над
другими. Это связано с тем, что насмешки над другими широко распространены именно среди
женщин.
Не злословьте друг против друга
2. Вторым из наставлений является запрет на злословие (араб. ламз), буквально это слово в
арабском языке означает «вонзающий, протыкающий» в отрицательном смысле. Словно здесь
говорится о человеке, который в кого-либо вонзает меч или протыкает кого-то копьем. И
действительно, человеческий язык может пронзить несравнимо сильнее, чем лезвие меча. Как
сказал поэт, «раны, нанесенные острием лезвия, — заживут. А раны, нанесенные языком, —
останутся».
Запрет в данном аяте выражен проницательно и красноречиво: «Не злословьте друг против
друга» именно в смысле «не пронзайте друг друга». Поскольку Коран рассматривает
мусульманское общество как единый организм, который основан на взаимном
сотрудничестве и помощи, то в этом случае злословящий на своего брата злословит на
самого себя.
Не обменивайтесь обидными прозвищами
3. К запретному злословию относится и обмен прозвищами. Поскольку такой обмен унижает
достоинство человека и сродни с насмешкой и злословием, то не допустимо мусульманину
оскорблять своего брата унизительными прозвищами, тем самым нанося удар по
взаимоотношениям друг с другом и братству.
Подозрительность
4. Ислам стремится установить в обществе искренние отношения, взаимное доверие и в то же
время огородить его от сомнений, взаимных обвинений и подозрений. В нижеприведенном аяте
приводится четвертое запрещающее наставление, призванное огородить людей от попрания их
прав:
«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения
грешны» (Коран, 49:12).
Подозревать в дурном – греховно. И посему не следует мусульманину дурно думать о своем брате,
не имея на то законного основания или очевидного доказательства. Изначально действует
презумпция невиновности, и недопустимо бросать подозрение ради обвинения. В отношении этого
Пророк (Мир ему) сказал: «Избегайте подозрений, поскольку подозрение — наиболее
лживая форма человеческой речи» 1.
Слабая человеческая сущность подвержена таким опасностям, как подозрения и сомнения по
отношению друг к другу, особенно когда эти люди в ссоре. Однако никто не должен поддаваться
подобным подозрениям и тем более заниматься их расследованием. Как говорится в хадисе,
«если у вас возникло подозрение, то не занимайтесь его расследованием» 2.
1. Передано аль-Бухари и другими.
2. Передано ат-Табарани.
Слежка
5. Отсутствие доверия по отношению к другим людям приводит к таким формам внутреннего
проявления, как подозрение, внешней формой которого является слежка. Поскольку Ислам
заботится о внутренней и внешней чистоте своего общества, то он одинаково запрещает как
слежку в отношении других, так и подозрения.
Вмешательство в личные дела других людей и выведывание их тайн недопустимо даже тогда,
когда люди участвуют в греховных делах, если они не делают это открыто.
Абу Хайсам, переписчик сподвижника Пророка (Мир ему) Укбы Ибн Амира, рассказывал: «»Я
сказал Укбе Ибн Амиру: «Наши соседи выпивают, и я собираюсь вызвать полицию, чтобы она их
схватила». Он ответил: «Не делай этого! Увещевай и предупреждай их». Я сказал: «Я
предупреждал их, но они не слушают. И все же мне придется вызвать полицию, чтобы их
схватили». Тогда Укба сказал: «Горе тебе! Не делай этого, ведь я слышал, что Посланник Аллаха
(Мир ему) сказал: «Кто покрывает других, тот будто оживил невинное, заживо закопанное
в своей могиле дитя» »1.
1. Передано Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Хаббаном и другими.
136
Выискивание недостатков у других людей Пророк (Мир ему) относил к качествам лицемеров,
которые утверждают языком, что они уверовали, но вера не вошла в их сердца. Он публично
осудил этих людей. Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (Мир ему) взошел на минбар и
воскликнул громким голосом: «О вы, ставшие мусульманами на языке, если вера еще не
овладела вашим сердцем! Не вредите мусульманам и не разбирайте их недостатков. Тот,
кто обсуждает недостатки в личной жизни своего брата мусульманина, того будет