чьи-то недостатки, то Он раскрывает их, если
даже они упрятаны глубоко в поклаже (Он не упускает ничего)» » 2.
Чтобы обеспечить неприкосновенность частной жизни людей, Пророк (Мир ему) строго запретил
кому бы то ни было подсматривать в дома людей без их на то разрешения и позволил хозяевам
жилищ применять любые средства против «любопытствующих». Он сказал: «Разрешено
хозяевам жилища выколоть глаз тому, кто подглядывает в их дом без их дозволения» 3.
Точно так же он запретил тайное подслушивание разговоров других людей, не поставив их об
этом в известность и не спросив их разрешения на это. Он сказал: «Тому, кто тайно
подслушивает разговоры других людей против их воли, в День Воскресения в их уши
будет залит расплавленный свинец» 4.
2. Передано ат-Тирмизи и Ибн Маджой.
3. Передано аль-Бухари и Муслимом.
4. Передано аль-Бухари и другими.
В Коране вменяется в обязанность тому, кто хочет посетить другого человека, не входить в дом,
пока не получено разрешение хозяина и пока он не поприветствует жильцов дома:
«О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания
мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания. Если
же в доме никого не окажется, то не входите, пока вам не разрешат. А если вам скажут:
«Уйдите!», то уходите. Так предпочтительнее для вас, и Аллах знает о том, что вы
вершите» (Коран, 24:27-28).
Пророк (Мир ему) сказал: «Тот, кто поднимает занавес и заглядывает в дом до того, как
получил разрешение войти, совершает грех» 1.
Насы, запрещающие слежку и выискивание недостатков других людей, касаются как правителей,
так и подданных. Муавийа сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: «Если вы выискиваете
недостатки других, вы развращаете этих людей или же подводите их к развращению» 2,
а Абу Амама сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: «Правитель, сеющий подозрения среди
людей, способствует их развращению» 3.
1. Передано Ахмадом и аль-Тирмизи.
2. Передано Абу Даудом и Ибн Хаббаном.
3. Передано Абу Даудом.
Сплетни ( гиба)
6. Шестое злодеяние, на которое приведенные в начале раздела аяты налагают запрет, касается
сплетней. «И не сплетничайте друг против друга» (Коран, 49:12).
Пророк (Мир ему) хотел довести до своих сподвижников смысл слова «сплетня» (араб. гиба)
посредством вопросов и ответов. Он спрашивал их: «Вы знаете, что такое сплетня?» Они
отвечали: «Аллах и его Посланник лучше знают». Он сказал: «Это когда ты говоришь о своем
брате то, что ему может не понравиться» . Кто-то спросил: «А что если я буду говорить о своем
брате то, что действительно с ним было?» Пророк (Мир ему) ответил: «Если ты говоришь о нем
правду, то это будет означать, что ты сплетничаешь на него, а если это будет неправдой,
то это значит, что ты клевещешь на него» 1.
1. Передано Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмизи и ан-Насаи.
Когда человек недолюбливает кого-то, то ищет в нем внешние, внутренние, наследственные и
другие недостатки. Айша рассказывала, как она однажды сказала Пророку (Мир ему) в отношении
Сафии (другой жены Пророка), что та такая и сякая (имея в виду ее маленький рост). Пророк
(Мир ему) ответил ей: «Ты произнесла то, что если это смешать с морем, то оно
помутнеет» 2.
2. Передано Абу Даудом, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.
Сплетня — это не что иное, как желание принизить и опорочить человека в его отсутствие.
Говорить за спиной человека есть подлость, трусость и свидетельство бессилия того, кто это
делает. Сплетня – это средство разрушения, так как редко чтобы кто-то не подвергся издевкам и
137
оскорблениям от любителей посплетничать. Поэтому неудивительно, что Коран сравнивает такое
деяние с отвратительной картиной:
«И не сплетничайте за спиной друг друга. Разве захочет кто-либо из вас съесть плоть
своего покойного брата? Отвратительно вам это!» (Коран, 49:12).
Поскольку одна лишь мысль о поедании человеческого мяса вызывает отвращение, то насколько
же более отвратительно поедание мяса мертвого брата?!
При появлении любой возможности Пророк (Мир ему) особо подчеркивал это сравнение Корана,
чтобы еще более утвердить его в сознании и сердцах людей. Ибн Масуд рассказывал: «Однажды
мы сидели с Пророком (Мир ему), и один человек встал и вышел, а другой заговорил о нем (об
ушедшем). Пророк (Мир ему) сказал ему: «Очисти свои зубы» . Человек ответил: «Зачем? Я ведь
не ел мяса». Тогда Пророк (Мир ему) сказал: «Ты съел мясо своего брата» »3.
3. Передал ат-Табарани из достоверных источников.
Джабир рассказывал: «Когда мы были с Пророком (Мир ему), ветер принес в наше место вонючий
запах, после чего Пророк (Мир ему) сказал: «Вы знаете, что это за запах? Это запах тех, кто
сплетничает на верующих»»1.
1. Передано Ахмадом.
В каких случаях допускается гиба
Все вышеприведенные насы свидетельствуют о святости человеческого достоинства в Исламе.
Однако исламские правоведы в некоторых случаях допускают употребление негативных
высказываний о человеке в его отсутствие ( гиба).
К таким случаям относится ситуация, когда ущемленный кем-то жалуется на своего обидчика,
чтобы восстановить справедливость. Всевышний говорит:
«Аллаху не нравится, когда публично объявляют о совершенном зле, исключая того, кто
пострадал от этого зла, и Аллах Всеслышащ, Всезнающ» (Коран, 4:148).
В случаях, когда кому-то требуется выбрать человека в качестве партнера для бизнеса, жениха
для дочери или кого-то для выполнения ответственного дела, требуется информация о данном
человеке. При этом сталкиваются два взаимоисключающих принципа: первый — это дать совет, что
предписано религией, а второй — защита достоинства отсутствующего. Первое в данном случае
более предпочтительно. Фатима бинт Кайс спросила Пророка (Мир ему) о двух мужчинах,
просивших ее руки. Отвечая на ее вопрос, про одного он сказал: «Он нищий, и нет у него
ничего за душой», а про другого: «Он не снимает палки со своего плеча», имея в виду, что
он часто поднимает руку на женщин.
К таким случаям также относятся опросы (на основании которых выносятся решения) или
предупреждение с целью предотвращения зла. Разрешено также в ходе дознания говорить об
особых приметах и кличках человека типа «хромой», «одноглазый» и тому подобное. Также
допустимо характеризовать личности, передающие хадисы или какие-либо новости (чтобы
удостовериться в правдивости источника, передавшего их) 2.
2. Смотрите книгу аль-Газали «Воскрешение наук о вере», а также «Комментарии ан-Навави
к сборнику имама Муслима» и трактат аш-Шаукани о запретах и разрешениях гиба.
Общие правила для всех вышеприведенных случаев: первое – необходимость, а второе –
1) Когда нет нужды упоминать нечто негативное о третьем лице в его отсутствие, то не следует
совершать этого запретного действия. Но в случае нужды следует постараться ограничиться
намеками или обобщениями, упоминая третье лицо. Например, спрашивающий не должен
говорить: «Что ты можешь сказать о таком-то человеке?», а должен задавать вопросы таким
образом: «Что ты можешь сказать о человеке, совершившем то-то и то-то?». При этом не следует
говорить о том, чего не было, дабы не стать клеветником.
2) В любом случае решающую роль играет намерение, поскольку сам намеревающийся совершить
что-либо человек знает о мотивах, побуждающих его к этому, лучше, чем кто-либо другой. Лишь
намерение разделяет желание причинить зло или предотвратить его, сплетню и дознание, совет и
оскорбление. Одним словом, верующий для себя более строгий судья, чем даже тиран или жадный
партнер.
В Исламе установлено, что выслушивающий гиба является партнером отсутствующего (про
которого говорится гиба), и он должен защищать от наговоров своего отсутствующего брата.
Пророк (Мир ему) сказал: «Кто защитит честь своего брата от сплетен, того Аллах защитит
от адского огня» 1. «Кто защитит честь своего брата на этом свете, лицо того Аллах укроет
от огня в День Воскресения» 2.
1. Передано Ахмадом.
2. Передано ат-Тирмизи.
138
У кого же не хватает смелости сказать слово в защиту чести своего брата, то, по крайней мере, он
должен покинуть данную компанию, пока та не переменит тему своего разговора, иначе его
постигнет участь, упомянутая в аяте: «В противном же случае вы подобны им» (Коран,
4:140).
Распространение сплетен ( намима)
7. Говоря о том, как рассматривается сплетня в Исламе, нельзя не упомянуть о таком похожем и
также запретном деянии, как намима. Намима – это распространение среди людей услышанной
сплетни, которая вносит раздор (мутит воду) в их отношения.
Откровение по ее запрету было ниспослано в один из ранних мекканских периодов:
«Так не поддавайся же какому-то презренному, раздающему клятвы, и злословщику,
распространяющему сплетни (занимающемуся намимой)» (Коран, 68:10-11).
А Пророк (Мир ему) сказал: «Не войдет в рай каттат» 1. Каттат отличается от распространителя
сплетен (занимающегося намимой) тем, что распространяет незаметно подслушанные сплетни.
«Худшие из рабов Аллаха те, кто распространяет сплетни, вносящие раздор между
любящими друг друга людьми и среди тех, кто желает опорочить невинных» 2.
С целью уладить конфликт между сторонами Ислам допускает для примирителя скрывать
негативные и добавлять от себя позитивные высказывания от имени одной из конфликтующих
сторон в адрес другой. В хадисе говорится: «Не лжец тот, кто налаживает отношения между
сторонами добрым словом или же добавлением к уже сказанному чего-нибудь
доброго» 3.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
2. Передано Ахмадом.
3. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Гнев Ислама направлен против тех, кто, услышав что-либо недоброе, спешит использовать его для
подхалимства, козней или распространения нечестья. Подобные люди неспособны устоять перед
сплетней, чтобы не раздуть ее или не выдумать свою. Как сказал поэт:
«Если слышат слово доброе, то скрывают его,
Если слышат слово злое, то распространяют его,
А если не услышат ничего, то лгут».
Мужчина пришел к Умару Ибн Абдуль-азизу и негативно отозвался о другом человеке. И Умар
сказал ему: «»Давай разберем сказанное тобой: если ты солгал, тогда твое деяние соответствует
аяту: «Если к вам придет нечестивец с вестями, то проверьте их» (Коран, 49:6), а если ты
сказал правду, то об этом говорится в следующем аяте: » … злословщику,
распространяющему сплетни (занимающемуся намимой)» (Коран, 68:11). Но ты также
можешь попросить нашего прощения за сказанное тобой». Мужчина воскликнул: «Простите меня,
о Предводитель Правоверных. Я больше никогда не повторю этого!»».
Честь неприкосновенна
8. Мы уже знаем, что учение Ислама призвано стоять на страже чести и достоинства человека,
считая их нерушимыми и священными. Однажды, смотря на Каабу, сподвижник Абдулла Ибн Умар
заметил: «Как бы ни было велико достоинство твое, но достоинство верующего величественнее
твоего»1. Достоинство верующего заключается в сохранении его чести, крови и собственности.
1. Передано ат-Тирмизи
Во время Прощального Хаджа Пророк (Мир ему) обратился к собравшимся: «Ваши имущества,
кровь и честь неприкосновенны друг для друга, так же как этот ваш день, этот ваш
месяц и этот ваш город (Мекка)» 1.
Ислам стоит на страже чести человека от всевозможных сплетен, даже если они и правдивы, а что
уж говорить об измышлениях?! Это, безусловно, великий грех. В хадисе говорится: «Кто говорит
о недостатках человека, которых у него нет, того заключит Аллах в пламя ада до тех
пор, пока не выжжет ему все, что он изрек» 2. Айша сообщила, как Пророк (Мир ему) сказал
своим сподвижникам: «Знаете ли вы наихудшую форму ростовщичества перед Аллахом?»
Они ответили: «Аллах и Его Посланник лучше знают». Пророк (Мир ему) ответил: «Наихудшая
форма ростовщичества — это покуситься на честь мусульманина» 3. Затем он прочитал аят:
«А те, которые злословят о верующих мужчинах и женщинах безо всякой на то
причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха» (Коран, 33:58).
1. Передано Муслимом.
2. Передано ат-Табарани.
3. Передано Ибн Абу Хатимом,