за его пределом.
Коран обращается к ним не иначе, как «О люди Писания» или «О Вы, обладатели Писания»,
подчеркивая тем самым, что изначально они принадлежали к небесной религии и что они имеют с
мусульманами общий корень и родство, изначально принадлежат к единой религии, которую
проповедовали все посланные Всевышним Пророки:
«В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Нуху, то, что внушили
Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Ибрахиму, Мусе и Исе
(,сказав): «Соблюдайте религию и не разделяйтесь»» (Коран, 42:13).
Мусульманам предписано верить во все Священные Писания и в посланников Аллаха, поскольку
без этого их вера не будет действительной.
145
«Скажите: «Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Ибрахиму, Исмаилу,
Исхаку, Йакубу и потомкам их, в то, что даровано было Мусе и Исе и что даровано было
пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся
Ему»» (Коран, 2:136).
И если люди Писания прочтут Коран, то найдут в нем похвалу своим Священным Писаниям,
посланникам и пророкам.
Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они избегают того, что оставляет горечь или
способствует вражде:
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не
спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано
нам и что ниспослано вам. Бог наш и бог ваш – один, и предаемся мы Ему»» (Коран,
29:46).
Мы уже видели, что Ислам разрешает пищу людей Писания и забитое ими животное, а также
вступление в брак с их женщинами, что уже предполагает жизнь в любви и согласии. Об этом
Всевышний говорит:
«Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для
женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из
числа тех, кому до вас даровано было Писание» (Коран, 5:5).
Это относится к людям Писания в целом. Однако христиан Коран наделил особым статусом и
считает их более близкими для сердца мусульман.
«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто
говорит: «Воистину, христиане мы». Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что
не высокомерны они» (Коран, 5: 82).
Немусульмане в мусульманском государстве (зимми)
Упомянутые выше предписания касаются всех людей Писания, кроме тех, что проживают под
покровительством исламского государства, поскольку последние пользуются особыми
привилегиями и называют их зимми, что означает «те, с кем заключен договор». Имеется в виду,
что Аллах, Его Посланник (мир ему), а также мусульманская община заключили с ними
соглашение о том, что они могут жить в безопасности и спокойствии под покровительством
исламского государства.
Выражаясь современным языком, зимми — это граждане исламского государства. С первого века
истории Ислама и по сей день мусульманские правоведы едины в том, что зимми пользуются теми
же правами и несут те же обязанности, что и мусульмане, обладая при этом полной свободой в
своем вероисповедании.
Пророк (мир ему) особо выделял обязанности мусульман по отношению к зимми, предупреждая
тех, кто нарушает их, о неминуемом наказании и гневе Аллаха. Он сказал: «Кто навредит
зимми, навредит мне, а навредивший мне вредит Аллаху»1; «Кто навредит зимми, тому я
враг, а кто ему враг ( зимми), тот станет врагом в день Воскресения»2; «Кто нарушает
договор, ущемляет права, возлагает на других больше, чем они могут выполнить, или
берет что-либо у других без их согласия, для тех я буду врагом в день Воскресения» 3.
Халифы Посланника Аллаха стояли на страже прав и неприкосновенности своих сограждан
немусульман, а исламские ученые, несмотря на принадлежность к различным правовым школам,
также поддерживали эти права и неприкосновенность.
Ученый маликитской школы Шахаб ад-Дин аль-Карафи пишет: «Соглашение по зимми
накладывают на нас определенные обязанности. Они являются нашими соседями, живущими под
нашим покровительством и защитой, а также под покровительством Всевышнего, Его Посланника
(мир ему) и религии Ислама. Нарушающий эти обязательства по отношению хотя бы к одному из
этих людей, произносящий хотя бы одно обидное слово, распространяющий ложь, порочащую его
репутацию, наносящий ему оскорбление или же способствующий этому, посягает на
покровительство Аллаха, Его Посланника (мир ему) и религию Ислам»4.
А ученый захиритской школы Ибн Хазм говорит по данному поводу следующее: «Если враг
пришел, чтобы захватить зимми, то мы обязаны защитить его с оружием в руках и, если
потребуется, отдать за него свои жизни, дабы защитить того, кто находится под покровительством
Аллаха и Его Посланника (мир ему). Выдача же зимми без боя есть нарушение договора»5.
1. Передано ат-Табарани в книге «Аль-Аусат», по достоверным источникам.
2. Передано аль-Хатибом из достоверных источников.
3. Передано Абу Даудом.
4. Из книги аль-Карафи «Аль-Фурук».
5. Из книги Ибн Хазма «Маратиб аль-Иджма».
146
Дружба с немусульманами
Тема, набившая оскомину, и часто повторяемый вопрос, как необходимо проявлять добродетель,
любовь и добрые отношения к немусульманам, в то время как в Коране запрещается проявлять
любовь и дружбу по отношению к неверным: «О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы
с иудеями и христианами: дружат они между собой. Если же кто-либо из вас дружит с
ними, то он – один из них. Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым.
Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться …» (Коран, 5:51-
52).
Ответ на этот вопрос: вышеприведенные аяты не касаются абсолютно всех иудеев, христиан или
неверных, так как такое понимание противоречило бы другим аятам и насам, которые
предписывают относиться с дружелюбием к людям, творящим добро, несмотря на их религиозную
принадлежность. То же самое относится и к аятам, в которых разрешается породниться с людьми
Писания, вступая в брак с их женщинами. Всевышний, говоря о супружестве, подчеркивает: «И
установил Он любовь и благосклонность между вами» (Коран, 30:21). А говоря о
христианах, Он сказал:
«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто
говорит: «Воистину, христиане мы»…» (Коран, 5:82).
В первом из приведенных аятов говорится о людях, относящихся враждебно к Исламу и
мусульманам, поэтому недопустимо поддерживать с ними дружеские отношения и оказывать им
помощь, чтобы они не выведали тайны мусульман. Такие союзнические отношения навредят
мусульманской общине. Об этом Всевышний говорит далее:
«О вы, которые уверовали! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не
преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их – на устах у них,
а ненависть, затаенная в сердцах их, — еще сильнее. Разъяснили Мы вам аяты, если бы
только вы уразумели! Вот любите вы их, а они не любят вас!» (Коран, 3:118-119).
Этот аят проливает свет на сущность этих неверных, скрывающих в своих сердцах сильнейшую
враждебность и ненависть к мусульманам, с языков которых порой срываются признаки такой
враждебности. Аллах также говорит:
«Не найдешь ты среди уверовавших в Бога и в день Судный людей, которые были бы
дружелюбны к тем, кто враждебен Господу и Посланнику Его, если даже отцы это их,
сыновья, братья и родственники» (Коран, 58:22).
Противостояние Аллаху не ограничивается одним лишь неверием в Него (куфр), это еще и
враждебность к Исламу и мусульманам. Аллах также говорит:
«О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими.
Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли они Истину, которая явилась вам.
Изгоняют они Посланника и вас за то, что веруете вы в Аллаха, Господа вашего» (Коран,
60:1).
Этот аят напоминает о мекканских идолопоклонниках, которые объявили войну Аллаху и Его
Посланнику и изгнали мусульман из их жилищ только за то, что те говорили: «Аллах — наш
Господь». Дружба с подобными людьми недопустима. И несмотря на это, Коран не оставляет
надежды, что в один из дней может наступить примирение; в нем не провозглашается полного и
окончательного разрыва с этими людьми. Наоборот, выражены чаяния, что верующие смогут
повлиять на них, что ситуация и отношения изменятся. Поэтому в той же суре Аллах далее
говорит:
«Быть может, решит Господь установить дружбу между вами и теми, с кем враждуете
вы. Ведь Всемогущий Он, Прощающий, Всемилосердный» (Коран, 60:7). Тем самым Коран
предостерегает от возможного обострения конфликта и вражды, поскольку как говорится в
хадисе, «злейший твой враг однажды может стать твоим другом» 1.
1. От Абу Хурайры пересказал ат-Тирмизи и аль-Байхаки в книге «Шааб аль-Иман». Ас-
Суйути охарактеризовал этот вариант как достоверный и добавил к началу: «Лучший твой
друг однажды может стать твоим врагом» . Передано аль-Бухари.
Запрет на дружбу усиливается, если враг обладает силой. Так как в подобных случаях лицемеры
и те, сердца которых поражены болезнью, идут на такую дружбу, преследуя свой меркантильный
«Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться с ними и
оправдываются: «Опасаемся мы, что постигнет нас беда какая-нибудь». А ведь может
случиться так, что дарует Всевышний верующим победу или даст повеление какое-либо
от себя. И тогда раскаются (нестойкие в вере) в том, что таили они в душах своих»
(Коран, 5:52).
147
«Так «обрадуй» же лицемеров вестью, что уготовано им наказание мучительное, — тех
кто дружит с неверными, а не с верующими. Уж не в дружбе ли с ними хотят обрести
они величие? Воистину, все величие – у Аллаха» (Коран, 4:138-139).
Обращение за помощью к немусульманам
Нет ничего зазорного в том, что мусульмане обращаются за помощью к немусульманам (будь то
частные лица или чиновники) в решении дел, не касающихся их внутрирелигиозных отношений,
например в области медицины, производства или сельского хозяйства. Хотя предпочтительней,
чтобы мусульмане могли решать подобные вопросы самостоятельно.
Мы видим из жизни Пророка (мир ему), как он взял в качестве своего проводника Абдуллу Ибн
Урайкита (идолопоклонника) во время своего перехода (хиджры) из Мекки в Медину. Отсюда
ученые сделали вывод, что обозначение «неверный» не ведет к полному недоверию к нему, так
как что могло быть более рискованным, чем довериться проводнику при таком опасном переходе.
Более того, ученые утверждают, что руководитель мусульман может обращаться за военной
помощью к немусульманам (в частности, к людям Писания), делясь при этом полученными
трофеями.
Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха (мир ему) пользовался помощью иудеев, когда вел
войну, при этом делился с ними трофеями. А Сафван Ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне
на стороне Пророка (мир ему), будучи идолопоклонником1.
Условием, при котором можно обращаться за помощью к немусульманину, является его доброе
отношение к мусульманам. Если же он не заслуживает доверия, то нельзя к нему обращаться за
помощью, поскольку нельзя этого делать даже по отношению к ненадежным и обманывающим
мусульманам2.
1. Передано Саидом в его сборнике «Суннан».
2. Ибн Кудама. «Аль-Мугни», т. 8, с. 41.
Мусульманину разрешается дарить и принимать подарки от немусульман. В данном случае
достаточно упомянуть, что Пророк (мир ему) принимал подарки от правителей различных
государств, хотя они и не были мусульманами3. Исследователи хадисов утверждают, что во многих
из них содержатся сообщения о том, что Пророк (мир ему) принимал подарки от немусульман, а
Умм Салама, жена Пророка, рассказывала, как Посланник (мир ему) сказал ей: «Я подарил ан-
Наджаши4 одеяние и кусок шелка …» 5.
Ислам уважает человека только лишь за то, что он человек. И почему он не может уважать людей
Писания или зимми? Однажды мимо Пророка (мир ему) проследовала похоронная процессия, и он
встал перед ней. После чего кто-то заметил: «О Посланник Аллаха, это хоронят иудея». Пророк
(мир ему) ответил ему: «А разве он не