Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

за его пределом.

Коран обращается к ним не иначе, как «О люди Писания» или «О Вы, обладатели Писания»,

подчеркивая тем самым, что изначально они принадлежали к небесной религии и что они имеют с

мусульманами общий корень и родство, изначально принадлежат к единой религии, которую

проповедовали все посланные Всевышним Пророки:

«В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Нуху, то, что внушили

Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Ибрахиму, Мусе и Исе

(,сказав): «Соблюдайте религию и не разделяйтесь»» (Коран, 42:13).

Мусульманам предписано верить во все Священные Писания и в посланников Аллаха, поскольку

без этого их вера не будет действительной.

145

«Скажите: «Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Ибрахиму, Исмаилу,

Исхаку, Йакубу и потомкам их, в то, что даровано было Мусе и Исе и что даровано было

пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся

Ему»» (Коран, 2:136).

И если люди Писания прочтут Коран, то найдут в нем похвалу своим Священным Писаниям,

посланникам и пророкам.

Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они избегают того, что оставляет горечь или

способствует вражде:

«Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не

спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано

нам и что ниспослано вам. Бог наш и бог ваш – один, и предаемся мы Ему»» (Коран,

29:46).

Мы уже видели, что Ислам разрешает пищу людей Писания и забитое ими животное, а также

вступление в брак с их женщинами, что уже предполагает жизнь в любви и согласии. Об этом

Всевышний говорит:

«Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для

женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из

числа тех, кому до вас даровано было Писание» (Коран, 5:5).

Это относится к людям Писания в целом. Однако христиан Коран наделил особым статусом и

считает их более близкими для сердца мусульман.

«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто

говорит: «Воистину, христиане мы». Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что

не высокомерны они» (Коран, 5: 82).

Немусульмане в мусульманском государстве (зимми)

Упомянутые выше предписания касаются всех людей Писания, кроме тех, что проживают под

покровительством исламского государства, поскольку последние пользуются особыми

привилегиями и называют их зимми, что означает «те, с кем заключен договор». Имеется в виду,

что Аллах, Его Посланник (мир ему), а также мусульманская община заключили с ними

соглашение о том, что они могут жить в безопасности и спокойствии под покровительством

исламского государства.

Выражаясь современным языком, зимми — это граждане исламского государства. С первого века

истории Ислама и по сей день мусульманские правоведы едины в том, что зимми пользуются теми

же правами и несут те же обязанности, что и мусульмане, обладая при этом полной свободой в

своем вероисповедании.

Пророк (мир ему) особо выделял обязанности мусульман по отношению к зимми, предупреждая

тех, кто нарушает их, о неминуемом наказании и гневе Аллаха. Он сказал: «Кто навредит

зимми, навредит мне, а навредивший мне вредит Аллаху»1; «Кто навредит зимми, тому я

враг, а кто ему враг ( зимми), тот станет врагом в день Воскресения»2; «Кто нарушает

договор, ущемляет права, возлагает на других больше, чем они могут выполнить, или

берет что-либо у других без их согласия, для тех я буду врагом в день Воскресения» 3.

Халифы Посланника Аллаха стояли на страже прав и неприкосновенности своих сограждан

немусульман, а исламские ученые, несмотря на принадлежность к различным правовым школам,

также поддерживали эти права и неприкосновенность.

Ученый маликитской школы Шахаб ад-Дин аль-Карафи пишет: «Соглашение по зимми

накладывают на нас определенные обязанности. Они являются нашими соседями, живущими под

нашим покровительством и защитой, а также под покровительством Всевышнего, Его Посланника

(мир ему) и религии Ислама. Нарушающий эти обязательства по отношению хотя бы к одному из

этих людей, произносящий хотя бы одно обидное слово, распространяющий ложь, порочащую его

репутацию, наносящий ему оскорбление или же способствующий этому, посягает на

покровительство Аллаха, Его Посланника (мир ему) и религию Ислам»4.

А ученый захиритской школы Ибн Хазм говорит по данному поводу следующее: «Если враг

пришел, чтобы захватить зимми, то мы обязаны защитить его с оружием в руках и, если

потребуется, отдать за него свои жизни, дабы защитить того, кто находится под покровительством

Аллаха и Его Посланника (мир ему). Выдача же зимми без боя есть нарушение договора»5.

1. Передано ат-Табарани в книге «Аль-Аусат», по достоверным источникам.

2. Передано аль-Хатибом из достоверных источников.

3. Передано Абу Даудом.

4. Из книги аль-Карафи «Аль-Фурук».

5. Из книги Ибн Хазма «Маратиб аль-Иджма».

146

Дружба с немусульманами

Тема, набившая оскомину, и часто повторяемый вопрос, как необходимо проявлять добродетель,

любовь и добрые отношения к немусульманам, в то время как в Коране запрещается проявлять

любовь и дружбу по отношению к неверным: «О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы

с иудеями и христианами: дружат они между собой. Если же кто-либо из вас дружит с

ними, то он – один из них. Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым.

Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться …» (Коран, 5:51-

52).

Ответ на этот вопрос: вышеприведенные аяты не касаются абсолютно всех иудеев, христиан или

неверных, так как такое понимание противоречило бы другим аятам и насам, которые

предписывают относиться с дружелюбием к людям, творящим добро, несмотря на их религиозную

принадлежность. То же самое относится и к аятам, в которых разрешается породниться с людьми

Писания, вступая в брак с их женщинами. Всевышний, говоря о супружестве, подчеркивает: «И

установил Он любовь и благосклонность между вами» (Коран, 30:21). А говоря о

христианах, Он сказал:

«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто

говорит: «Воистину, христиане мы»…» (Коран, 5:82).

В первом из приведенных аятов говорится о людях, относящихся враждебно к Исламу и

мусульманам, поэтому недопустимо поддерживать с ними дружеские отношения и оказывать им

помощь, чтобы они не выведали тайны мусульман. Такие союзнические отношения навредят

мусульманской общине. Об этом Всевышний говорит далее:

«О вы, которые уверовали! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не

преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их – на устах у них,

а ненависть, затаенная в сердцах их, — еще сильнее. Разъяснили Мы вам аяты, если бы

только вы уразумели! Вот любите вы их, а они не любят вас!» (Коран, 3:118-119).

Этот аят проливает свет на сущность этих неверных, скрывающих в своих сердцах сильнейшую

враждебность и ненависть к мусульманам, с языков которых порой срываются признаки такой

враждебности. Аллах также говорит:

«Не найдешь ты среди уверовавших в Бога и в день Судный людей, которые были бы

дружелюбны к тем, кто враждебен Господу и Посланнику Его, если даже отцы это их,

сыновья, братья и родственники» (Коран, 58:22).

Противостояние Аллаху не ограничивается одним лишь неверием в Него (куфр), это еще и

враждебность к Исламу и мусульманам. Аллах также говорит:

«О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими.

Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли они Истину, которая явилась вам.

Изгоняют они Посланника и вас за то, что веруете вы в Аллаха, Господа вашего» (Коран,

60:1).

Этот аят напоминает о мекканских идолопоклонниках, которые объявили войну Аллаху и Его

Посланнику и изгнали мусульман из их жилищ только за то, что те говорили: «Аллах — наш

Господь». Дружба с подобными людьми недопустима. И несмотря на это, Коран не оставляет

надежды, что в один из дней может наступить примирение; в нем не провозглашается полного и

окончательного разрыва с этими людьми. Наоборот, выражены чаяния, что верующие смогут

повлиять на них, что ситуация и отношения изменятся. Поэтому в той же суре Аллах далее

говорит:

«Быть может, решит Господь установить дружбу между вами и теми, с кем враждуете

вы. Ведь Всемогущий Он, Прощающий, Всемилосердный» (Коран, 60:7). Тем самым Коран

предостерегает от возможного обострения конфликта и вражды, поскольку как говорится в

хадисе, «злейший твой враг однажды может стать твоим другом» 1.

1. От Абу Хурайры пересказал ат-Тирмизи и аль-Байхаки в книге «Шааб аль-Иман». Ас-

Суйути охарактеризовал этот вариант как достоверный и добавил к началу: «Лучший твой

друг однажды может стать твоим врагом» . Передано аль-Бухари.

Запрет на дружбу усиливается, если враг обладает силой. Так как в подобных случаях лицемеры

и те, сердца которых поражены болезнью, идут на такую дружбу, преследуя свой меркантильный

интерес, Всевышний говорит:

«Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться с ними и

оправдываются: «Опасаемся мы, что постигнет нас беда какая-нибудь». А ведь может

случиться так, что дарует Всевышний верующим победу или даст повеление какое-либо

от себя. И тогда раскаются (нестойкие в вере) в том, что таили они в душах своих»

(Коран, 5:52).

147

«Так «обрадуй» же лицемеров вестью, что уготовано им наказание мучительное, — тех

кто дружит с неверными, а не с верующими. Уж не в дружбе ли с ними хотят обрести

они величие? Воистину, все величие – у Аллаха» (Коран, 4:138-139).

Обращение за помощью к немусульманам

Нет ничего зазорного в том, что мусульмане обращаются за помощью к немусульманам (будь то

частные лица или чиновники) в решении дел, не касающихся их внутрирелигиозных отношений,

например в области медицины, производства или сельского хозяйства. Хотя предпочтительней,

чтобы мусульмане могли решать подобные вопросы самостоятельно.

Мы видим из жизни Пророка (мир ему), как он взял в качестве своего проводника Абдуллу Ибн

Урайкита (идолопоклонника) во время своего перехода (хиджры) из Мекки в Медину. Отсюда

ученые сделали вывод, что обозначение «неверный» не ведет к полному недоверию к нему, так

как что могло быть более рискованным, чем довериться проводнику при таком опасном переходе.

Более того, ученые утверждают, что руководитель мусульман может обращаться за военной

помощью к немусульманам (в частности, к людям Писания), делясь при этом полученными

трофеями.

Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха (мир ему) пользовался помощью иудеев, когда вел

войну, при этом делился с ними трофеями. А Сафван Ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне

на стороне Пророка (мир ему), будучи идолопоклонником1.

Условием, при котором можно обращаться за помощью к немусульманину, является его доброе

отношение к мусульманам. Если же он не заслуживает доверия, то нельзя к нему обращаться за

помощью, поскольку нельзя этого делать даже по отношению к ненадежным и обманывающим

мусульманам2.

1. Передано Саидом в его сборнике «Суннан».

2. Ибн Кудама. «Аль-Мугни», т. 8, с. 41.

Мусульманину разрешается дарить и принимать подарки от немусульман. В данном случае

достаточно упомянуть, что Пророк (мир ему) принимал подарки от правителей различных

государств, хотя они и не были мусульманами3. Исследователи хадисов утверждают, что во многих

из них содержатся сообщения о том, что Пророк (мир ему) принимал подарки от немусульман, а

Умм Салама, жена Пророка, рассказывала, как Посланник (мир ему) сказал ей: «Я подарил ан-

Наджаши4 одеяние и кусок шелка …» 5.

Ислам уважает человека только лишь за то, что он человек. И почему он не может уважать людей

Писания или зимми? Однажды мимо Пророка (мир ему) проследовала похоронная процессия, и он

встал перед ней. После чего кто-то заметил: «О Посланник Аллаха, это хоронят иудея». Пророк

(мир ему) ответил ему: «А разве он не

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн