Скачать:TXTPDF
Дозволенное и запрещенное в Исламе. Юсуф Кардави

и преступником, то нет на

нем греха. Воистину, Аллах — прощающий, милосердный» (Коран, 2:173).

Схожий пассаж четырежды звучит в Священном Писании мусульман при каждом

упоминании о запретной пище.

С опорой на этот и подобные ему аяты Корана исламские законоведы сформулировали

важный императив, а именно: «Исключительная необходимость снимает запрет».

Но следует помнить об ограничении, сформулированном в процитированном аяте:

человеку, испытывающему крайнюю нужду, разрешено есть то, что является недозволенной

пищей (харамом), лишь при условии, что он не является нечестивцем ( намеренное нарушение)

или преступником ( вызов Господу). Объяснение этому следующее: человек не должен получать

наслаждение от такого рода пищи (быть нечестивцем) и не вправе нарушать закон, наедаясь ею

досыта (быть преступником). Исходя из этого условия, законоведы вывели еще один принцип:

«Глубина погружения в запретное обусловлена степенью жизненной необходимости». Следует

отметить, что даже задавленный обстоятельствами человек не должен пасовать перед

трудностями. Напротив, ему необходимо бороться с навалившимися напастями, дабы не быть

поглощенным харамом и не скатиться до того, чтобы объяснять свое наслаждение им крайней в

этом необходимостью.

Разрешая недозволенное в случае чрезвычайных обстоятельств, Ислам остается верен

своему духу и основным принципам. Этот дух, коим пропитаны законы Ислама, призван облегчить

человеческую жизнь, позволяя преодолевать трудности, бремя и гнет, навязанные предыдущими

социальными системами.

И нет сомнений в истинности высказываний Всемогущего Аллаха:

«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения …» (Коран, 2:185).

«Аллах вовсе не хочет создавать для вас неудобства – он желает вам очищения и

хочет довести до завершения свое благоволение к вам. Может быть, вы возблагодарите

Его» (Коран, 5:6).

«Аллах хочет облегчить вам существование, ибо человек создан слабым по природе»

(Коран, 4:28).

45 Дурант Уилл. «История цивилизации». Нью-Йорк: Саймон & Шустер, 1935. Т. 1, с. 54-55.

20

ГЛАВА II

ХАЛЯЛ И ХАРАМ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАНИНА

1. О ЕДЕ И ПИТЬЕ

2. ПРАВИЛА ЗАКАЛЫВАНИЯ ЖИВОТНЫХ

3. ОХОТА

4. ОПЬЯНЯЮЩИЕ НАПИТКИ — ХАМР

5. НАРКОТИКИ

6. ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ

7. В ДОМЕ МУСУЛЬМАНИНА

8. ТРУД И ПРОФЕССИЯ

1. О ЕДЕ И ПИТЬЕ

Издревле различные народы отличались друг от друга своими традициями в употреблении еды и

питья, разрешая одну пищу и запрещая другую, особенно это касалось мяса животных.

Что касается еды и напитков растительного происхождения, то традиции у различных народов

существенно не отличались. Когда появился Ислам, он не запретил растительную пищу, кроме

опьяняющих продуктов, полученных из винограда, фиников, ячменя или любого другого

компонента. Он запретил то, что отрицательно влияет на самочувствие и вредит здоровью. Это

будет пояснено в дальнейшем.

Что же касается запретов на мясо животных, то они существенно отличаются у разных народов.

Отношение брахманов к убою животных и употреблению их в пищу

Брахманы и некоторые философы, употребляющие вегетарианскую пищу, запрещают забивать

животных и употреблять в пищу их мясо. Они заявляют, что убой животных — это выражение

жестокости человека по отношению к ним, а животные являются такими же живыми существами,

как человек, и люди не имеют права лишать их жизни.

Тем не менее, когда мы размышляем над мирозданием, мы понимаем, что животные не были

сотворены ради них самих, они не наделены разумом или свободой выбора, а были созданы для

человека. Поэтому нет ничего противоестественного в том, что человек питается их мясом и

использует их в других благих целях.

Аллах установил законы природы, согласно которым представители низшего вида должны быть

принесены в жертву высшему. Таким образом, растительность поедается животными, животные

забиваются человеком, а человек сражается и погибает во благо своего сообщества. Более того,

если даже человек воздерживается от убоя животного, оно все равно не спасется от смерти и

гибели: оно либо станет добычей другого животного, либо умрет от других причин, возможно,

смертью гораздо более мучительной, чем от быстрого забоя.

Животные, запрещенные в пищу иудеям и христианам

Аллах запретил иудеям, религия которых основана на Откровениях Божественного Писания,

употреблять в пищу многие виды наземных и морских животных. Об этом вы можете прочесть в

Старом Завете (Левит, глава 11).

В Коране упоминается о некоторых видах запрещенных иудеям животных, как это уже было

упомянуто ранее, дабы наказать их за преступления и прегрешения:

«Иудеям же Мы запретили есть мясо всех имеющих копыто животных. А из мяса

коров и овец Мы запретили им жирную часть, кроме сала на спинном хребте, или же

нутряного сала, или того, что смешалось с костями. Так наказали мы их за их нечестие.

Воистину, Мы правдивы!» (Коран, 6:146).

Эти запреты относились к иудеям, а затем и к христианам, которые также должны были соблюдать

их, поскольку в Евангелии говорится, что Иисус (Мир ему) пришел не для того, чтобы отменить

закон Моисея, а чтобы дополнить его. Тем не менее, христиане сделали дозволенным то, что было

запрещено в Торе, хотя это не было отменено в Евангелии. Они последовали учению Павла,

который объявил всю пищу и все напитки дозволенными, за единственным исключением мяса

животных, принесенных в жертву идолам1. Павел мотивировал это так: «Для чистых все чисто»2.

Поэтому христиане разрешили себе есть свинину, несмотря на то что Тора запрещает это до

сегодняшнего дня.

1. «К Коринфянам», 8:4-10; 10:19-29; «1-е послание к Тимофею», 4:4-5

21

2. «К Римлянам», 14:14-17; «К Титу», 1:15

Отношение арабов к скотине в джахилийи1

Доисламские арабы запрещали в пищу некоторые виды животных, считавшиеся нечистыми, а

другие, типа бахира, саиба, васила и хама, о которых говорилось ранее, были канонизированы в

качестве культа поклонения идолам. В то же время они разрешали многие виды нечистой пищи,

как, например, мясо павших животных и кровь.

1. Джахилийа – название доисламского периода в Аравии.

Ислам разрешает благое

К приходу Ислама у каждого народа было своеобразное отношение к потреблению в пищу мяса

животных. Начиная с тех, которые все разрешали, до тех, которые все запрещали. И тогда Аллах

обратился ко всем людям со словами:

«О люди! Вкушайте на этой земле дозволенные блага и не следуйте по стопам шайтана,

ибо, воистину, он для вас — явный враг!» (Коран, 2:168).

Таким образом, Он обращается ко всем людям, призывая их есть благую пищу, которую Он

распространил для них по всей Земле. Он убеждает их в том, что они не должны следовать по

стопам шайтана, который подбивает людей запрещать то, что разрешил Аллах, запрещать данные

им блага, чтобы сбить их с истины. Затем Аллах обратился специально к верующим:

«О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и

возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь. Воистину, Аллах запретил вам

мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если

же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и

преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий,

Милосердный!» (Коран, 2:172-173).

В этом специальном послании для верующих Всевышний Аллах повелевает им питаться доброй

пищей, которой Он их наделил, и быть благодарными за Его щедроты. Затем Всевышний

разъясняет, что никакая пища не запрещена, кроме четырех видов, изложенных выше, о которых

более подробно упоминается в других местах Корана:

«Скажи ,Мухаммад: «В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять

в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи – ибо все это скверна, а также мясо

запретного животного, заколотого не с именем Аллаха». Если же кто-либо будет

вынужден съесть вышеупомянутое без умысла, не будучи нечестивцем и

преступающим предписание, то, воистину, твой Господь – Прощающий, Милосердный»

(Коран, 6:145).

Далее более подробно:

«Вам запрещено есть мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без

упоминания имени Аллаха, убоину удавленную, забитую палками, издохшую при

падении с высоты, убитую рогами, и скотину, которую задрал хищник, — если только

вы не заколете ее по предписаниям, и то, что заколото на языческих жертвенниках»

(Коран, 5:3).

Между последним аятом, перечисляющим десять запретов, и предыдущим аятом, называющим

четыре, нет противоречий, поскольку животные удавленные, забитые палками, издохшие при

падении, забоданные или те, которых ел дикий зверь, относятся к виду мертвечины. Подобным

образом то, что заколото на жертвенниках, попадает под категорию заколотого без призыва

Аллаха. Соответственно, запретными являются четыре вида, а их пояснение состоит из десяти

подвидов.

1. Обоснование запрета на мертвечину

Первым из запрещенных продуктов питания, упомянутым в этих аятах, является мясо мертвых

животных, т.е. мясо дикого зверя или птицы, умерших естественной смертью (не будучи

заколотыми или убитыми человеком во время охоты).

Пытливый современный ум задается вопросом: в чем же смысл этого запрета? Мы ответим на этот

вопрос нижеследующими обоснованиями:

а) Мертвечина отвергается человеческой сущностью как скверна. Здравомыслящие люди считают

потребление такой пищи унижением своего достоинства. Не случайно мы видим, что у всех

народов Писания запрещено есть мясо животного, не заколотого человеком, несмотря на разные

методы убоя.

б) Мусульманин не должен получать плоды чего-либо без цели, намерения и затраченных

усилий. Ведь смысл заклания, которое выводит животное из состояния мертвечины, заключается

в желании умертвить животное ради того, чтобы употребить его в пищу. Словно Всевышний не

желает, чтобы человек употреблял пищу, к которой он не предрасположен, которая не была его

22

целью, как это обстоит с употреблением мертвечины. Что же касается охотника и мясника, то в их

действиях имеют место намерение, стремление и труд.

в) Существует вероятность того, что умершее животное скончалось от какой-либо болезни,

ядовитого растения и т.п. Нет гарантии, что подобная мертвечина не причинит вреда человеку. В

той же степени можно считать опасным мясо животного, издохшего по причине сильной слабости

или других физических отклонений.

г) Всевышний Аллах, запретив мертвечину людям, дал возможность использовать ее животным и

птицам, проявляя таким образом к ним Свою милость. Ведь сообщества животных и птиц подобны

нашим, человеческим сообществам, как об этом говорит Коран. Польза этого запрета для

животного мира особенно проявляется в пустынях и на открытых пространствах, в которых

мертвечина находится на виду.

д) Запрет на мертвечину вынуждает человека бережно относиться к имеющейся у него скотине,

следить за ее состоянием, и в случае невозможного излечения ускорит для нее легкую смерть.

2. Запрет на пролитую кровь

Второй упомянутой вид запретной пищи, — это пролитая кровь, т.е. уже вылившаяся.

У Ибн Аббаса, сподвижника Пророка, спросили о селезенке. Он ответил: «Вы можете питаться

ею» . Спрашивающие воскликнули: «Но ведь это кровь?!» Он ответил: «Лишь пролитая кровь

запрещена вам» . Причина этого запрета состояла в том, что кровь нечиста, а значит,

неестественна для человека и может навредить здоровью подобно мертвечине. В доисламскую

эпоху арабы во время голода пускали кровь верблюду или другому животному, используя при этом

острый предмет, к примеру кость, после чего собирали стекающую кровь и пили ее. Об этом еще

писал поэт аль-Аши:

Никогда не приближайся к животным, которые мертвы,

и не бери острую кость, чтобы пронзить тело животных.

Аллах запрещает подобное кровопускание в силу того, что оно приносит мучения животному и

наносит ему физический вред.

3. Запрет на свинину

Третьим запретным видом является свинина. Здоровая человеческая природа находит свинину

отвратительной, так как основной рацион свиньи составляют нечистоты и скверна. Современная

медицина установила, что употребление свинины вредно для людей, проживающих во всех

географических регионах, особенно в жарких. Экспериментальным путем также установлено, что

употребление свинины обуславливает появление в человеческом организме единственного в

своем роде свиного цепня (это ленточный червь-паразит, живущий в кишечнике и достигающий

нескольких метров в длину), причиняющего смерть человеку. Может быть, в будущем наука

откроет нам секрет этого запрета в гораздо большей мере, чем мы знаем на сегодняшний день.

Истину говорит

Скачать:TXTPDF

Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать бесплатно, Дозволенное и запрещенное в е. Юсуф Кардави Ислам читать онлайн