Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

Ним (Аллахом) других покровителей [утверждают]: «Мы поклоняется им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (39: 3). Ислам отрицает идею удаленности Аллаха от сотворенного мира и утверждает постоянное Его присутствие (имманентность) в нем: «И когда рабы Мои вопрошают тебя обо Мне, то ведь Я — близко, отвечаю призыву зовущего, когда Он позовет Меня» (Коран, 2: 186). В хадисе, который приводится у Муслима, говорится: «Вы взываете к Слышащему и Находящемуся близко, и Он с вами».

Большинство мусульманских улемов считает, что мушриками являются только многобожники. Этим словом нельзя называть «людей писания» (иудеев и христиан), так как в Коране слово «мушрик» упоминается для тех людей, которые поклоняются идолам. Однако есть и такие, которые утверждают, что так можно называть вообще всех немусульман, включая «людей писания» — иудеев и христиан. В доказательство своего мнения они приводят стихи Корана: «Иудеи утверждали: «‘Узайр — сын Аллаха». Христиане утверждали: «Мессия — сын Аллаха». Но это — всего лишь словеса, изреченные [их] устами, напоминающие слова тех, кто не уверовал [в Аллаха] задолго [до них]. Да поразит их Аллах! Сколь далеки они [от истины]! [Иудеи и христиане] признавали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов, а также Мессию, сына Марйам. Однако им было велено поклоняться только единому Богу, кроме которого нет божества. Хвала Ему, [превыше Он] их многобожия!» (9: 30-31).

Мушрики совершают наитягчайший грех, и Аллах им не простит этого, если они вовремя не раскаются: «Поистине Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. а кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех» (Коран, 4: 48).

Согласно аяту Корана: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они, начиная с этого года, не входят в Запретную мечеть» (9: 28), — мушрикам запрещено входить на территорию мекканской мечети «Масджид аль-Харам». Что же касается возможности вхождения мушриков в другие мечети, то здесь существуют различные мнения. Например, Малик ибн Анас считал что мушрики не должны входить и в другие мечети, а Абу Ханифа считал это в некоторых случаях возможным, так как пророк Мухаммад принимал в мечети делегации различных языческих племен (например, сакифцев).

Нельзя молить Аллаха о прощении для мушриков, так как в аяте Корана говорится: «Ни пророку, ни верующим не подобает просить [у Аллаха] прощения для многобожников, даже если это родственники, после того как они убедились, что им придется гореть в адском огне» (9: 113).

Также нельзя стараться быть похожим на мушриков (а также на иудеев и христиан) или заимствовать их стиль жизни или обычаи.

Большинство мусульманских улемов также считает, что умершие несовершеннолетние дети мушриков, которые не были способны к самостоятельному мышлению, не будут подвергнуты наказанию и будут прощены Аллахом: «И ни одна душа не понесет ношу чужую, и Мы [никогда] не наказывали [людей], не послав предварительно к ним посланника» (Коран, 17: 15).

Муэдзинмусульманин, громко возвещающий о наступлении времени очередного обязательного намаза. Это возвещение называется азаном (объявлением). Формула Азана (См. Азан), возвещающая о начале молитвы, произносится муэдзином в положенное время, определенное пророком Мухаммадом. Первым муэдзином Ислама был Билал. Эту обязанность возложил на него пророк Мухаммад (См. Билал аль-Хабаши). Помимо него одним из первых муэдзинов был и Абдулла ибн Умм Мактум.

Муэдзины, как правило, обладают красивым голосом и распевают азан в особой мелодичной форме. Относительно возможности получения ими материального вознаграждения за свою работу имеются различные мнения. Большинство улемов считают, что это возможно, если муэдзин является нуждающимся.

Муэдзины должны быть совершеннолетними мусульманами, которые находятся в здравом уме. Хотя допускается и распевание азана несовершеннолетними мальчиками. Распевание азана в состоянии ритуальной нечистоты (джунуб), в нетрезвом состоянии, женщиной, совершающим большие грехи (кабаир) человеком является нежелательным (макрух). Весьма желательно (мустахаб), чтобы муэдзин был искренним служителем Аллаха, праведником и обладал красивым, звучным голосом. Также желательно давать азан с некоторого возвышения, при этом повернувшись лицом в направлении Каабы (киблы).

Мюрид — обладатель воли. В суфизме это ученик, который покорил свою волю воле Аллаха, а также своего учителя (шейха). Некоторые мутасаввифы даже считают, что у мюрида вообще воля отсутствует, а существует только цельстремление к служению Аллаху.

Подчинение мюридом своей воли Аллаху происходит под руководством муршида (шейха). После подчинения шейху мюрид проходит духовный путь и становится саликом (путником). Путь салика не может быть рационально познан и является исключительно внеопытной категорией. В суфизме прохождение духовного пути саликом без руководства муршида не возможно.

Н

Наби — пророк, который не принес новую религию, а призывает народ следовать религии великого пророка (См. Расуль и Улю’ль-Азм), принесшего эту веру. Наби подчиняются расулям. Великими пророками были Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад. Все остальные пророки Аллаха были наби. То есть они руководствовались религией, которые принесли расули.

В деле призыва к религии Аллаха, между наби и расулями разницы нет. Все они должны быть приняты мусульманами и не признание хотя бы одного из них выводит человека из веры.

Некоторыми обязательными качествами всех посланников Аллаха (как расулей, так и наби) являются:

1. Сидк. Божьи посланцы правдивы. Никогда не лгут.

2. Аманат. Им можно полностью и во всем доверять.

3. Фатанат. Пророки Аллаха отличаются мудростью и высоким умом.

4. Исмет. Они совершенно безгрешны и никогда не грешат, даже в самых мелочах.

5. Таблиг. Пророки доводят до людей слово Божье, несмотря на любые трудности и лишения. Они доводят его до людей в чистом, неискаженном виде.

6. Амну’ль азл. Необратимость и постоянство их пророческой миссии.

Навави Йахйа (631/1233-676/1277) — известный правовед шафиитского мазхаба, знаток и толкователь хадисов. Полное имя — Абу Закария Йахйа ибн Шараф ан-Навави. Родился в Сирии. Учился в начальной школе, и с ранних лет выучил Коран наизусть. По достижении 19 лет, отец Йахйи отправил его для продолжения учебы в Сирию. Там он обучался шафиитскому праву, и за короткое время выучил наизусть значительную часть авторитетных в этом мазхабе книг «Ат-Танбих» и «Мухаззаб». Параллельно с мусульманским правом, Навави изучал хадисы и их методологию под руководством известных в то время учителей. За короткое время он стал известным ученым в области хадисоведения, и внес свой вклад в развитие этой науки. Он занимался и преподавательской деятельностью.

Навави был автором многих работ, наиболее известными из которых являются правовое сочинение «Равда» и сборник хадисов «Рияд ас-Салихин» (Сады благонравных), который является одним из самых авторитетных в мусульманском мире. Он также был комментатором и толкователем хадисов и написал в этой области книги.

Навави вел набожный и аскетический образ жизни. Он не женился и не имел детей.

Наджаса — нечистота. Согласно исламскому фикху, нечистоты бывают тяжелые и легкие.

К тяжелым нечистотам относятся такие естественные человеческие испражнения, как моча; кал; сперма (в шафиитском и ханбалитском мазхабах сперма считается чистой); влага, исходящая из мужского полового органа во время полового возбуждения; рвота; послеродовые выделения; менструации и другие виды женских выделений; оторванные от тела человека куски мяса и льющаяся кровь.

К тяжелым нечистотам относятся также мертвечина, свинина (Коран, 2: 173), алкогольные напитки (Коран, 5: 90), все естественные выделения остальных животных, за исключением птиц, и их кровь.

Легкими нечистотами являются моча и помет домашнего скота, лошадей, мулов (в ханафитском мазхабе так считали Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани и Абу Йусуф, но Абу Ханифа считал все это тяжелой нечистотой), испражнения таких хищных птиц, как ястреб, орел, сокол, коршун. Содержимое желчного пузыря у домашнего скота является также легкой нечистотой, а у остальных животных — тяжелой.

Нечистоты также бывают твердые и текучие, как например, мертвечина и кровь. Попав на тело человека, нечистоты могут быть видимыми (например, кал) и невидимыми (например, моча).

Все виды нечистот в одинаковой степени оскверняют те места, на которые они попадают. Тело и одежда мусульманина должны быть защищены от их попадания.

Что же касается возможности совершения намаза, то если на одежду молящегося, либо на место молитвы попала тяжелая нечистота, то намаз считается недействительным. Как исключение из этого правила, намаз считается действительным, если нечистота попала на тело или на одежду молящегося в самых незначительных количествах: для текучих нечистот радиусом меньше ладони, а для твердых — менее 3 г.

Что же касается легкой нечистоты, то если она попала на тело или одежду и осквернила более 1/4 их части, то намаз является недействительным, а если менее, то действительным.

(Об очищении от нечистот см. Тахара).

Наджаши — эфиопский царь (негус), который жил во времена пророка Мухаммада. Наджаши был христианином, но затем принял Ислам. Когда он умер, пророк Мухаммад совершил для него намаз-джаназа в Медине. Его настоящее имя было Асхама.

Наджаши принял мусульманских беженцев из Мекки, которых послал в Эфиопию пророк Мухаммад в период жестоких гонений на них со стороны язычников, и разместил их в своих владениях [См. Хиджра (I)]. Он встретился с представителями мусульманских беженцев и задал им вопросы относительно пророчества Мухаммада и основ Ислама. После их ответов Асхама засвидетельствовал о том, что принимает Ислам. Это известие дошло до Мекки и обрадовало всех мусульман.

Надждиты — приверженцы одной из радикальных хариджитских сект. Основателем секты был Наджда ибн Увеймир из племени Ханифа. Они считали дозволенным убийство христиан, иудеев и других немусульман. В этом они отличались от азракитов, которые считали недопустимым убийство немусульман, если они принимают их власть. Еще одной особенностью надждизма было убеждение того, что наличие халифа и другого руководителя государства не является обязательным в религии. Если члены общины в состоянии поддерживать отношения между собой на основании религиозных принципов, то руководителя у них может и не быть. Надждиты также признавали принцип скрывания своих убеждений (такия), если они пребывали в меньшинстве среди большинства суннитов.

Наджда ибн Увеймир, в отличие от большинства хариджитов не считал всех согрешивших мусульман неверными и считал возможным их прощение со стороны Аллаха. По его мнению, тот, кто совершил плохой поступок и упорствовал в этом, тот является неверным. Если же совершивший грех человек не упорствовал в своем грехе, то неверным не является.

В дальнейшем с воззрениями Наджда не согласилась часть его сторонников. Они восстали против него. Наджд был убит и вместо него лидером этой группы был объявлен Абу Фудайк. Но они были разгромлены войсками Омейядского халифа Абд аль-Малика ибн Марвана. Часть сторонников Наджда осталась верной ему, и надждитские общины еще некоторое время продолжали свое существование. В настоящее время этой секты нет.

Наджм — звезда. Кораническая сура N 53, ниспосланная в Мекке и состоящая из 62 аятов. Именно с этой сурой связана история о «чтимых ангелах», которая описана в некоторых исторических

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн