Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

хрониках.

Как известно, часть мусульман, спасаясь от преследований мекканских язычников, была вынуждена двумя группами эмигрировать в Эфиопию. Однако часть из них впоследствии вернулась обратно в связи с тем, что до них дошли слухи о том, что якобы язычники помирились с пророком Мухаммадом. Но, вернувшись в Мекку, они обнаружили, что дела обстоят не совсем так, как они думали. Оказалось, что курайшиты продолжали враждебные действия против мусульман. Поэтому некоторые из вернувшихся в срочном порядке вернулись в Эфиопию, а некоторые тайно остались в Мекке под покровительством своих родственников. О том, сколько мусульман вернулось в Эфиопию неизвестно. Сообщается, что вместе с ними выехали в эту страну и мусульмане Мекки, которые незадолго до этого приняли Ислам. До переселения (хиджры) мусульман в Медину все они оставались в Эфиопии, а затем также переехали в Медину.

Некоторые историки связывают описанный выше приезд части мусульман из Эфиопии в Мекку с историей о «чтимых ангелах» (или так называемыми «сатанинскими аятами»). Об этом писали Ибн Саад в «Табаакат аль-Кубра» и Ат-Табари в «Тарих ар-Русул ва’ль Мулюк». Однако следует отметить, что эти историки жили спустя несколько столетий после пророка. Они описывали различные предания, которые доводилось им слышать. Но ими не были проведены исследования о том, насколько были достоверны описываемые ими события. Эти исследования были проведены мусульманскими толкователями позднее. Поэтому работах этих историков имеются некоторые слабые, а подчас и сфабрикованные истории о жизни ранних мусульман. В то же время, указанные авторы не настаивали на истинности всех этих преданий, а просто описали их так, как им довелось это слышать. Ссылаясь на них, некоторые более поздние авторы описаний жизни пророка повторяли эту историю.

В трудах указанных историков сообщается, что будто бы пророк, увидев страдания мусульман, взмолился Аллаху: «Если бы пришло мне откровение, которое сблизило бы меня с ними (т.е. курайшитами)!» (Ибн Асир, «Тарих уль-Гамил», т. II, стр. 52). После этого пророк будто бы стал искать пути сближения со своим племенем, и они якобы стали склоняться к миру с ним. Однажды, когда они нашли пророка возле Каабы, читающим суру «Наджм». И будто бы после слов «Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат — третью(это богини языческого пантеона арабов), иную?» (53: 19-20), он произнес: «Поистине они — ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать». Затем, после окончания всей суры, он совершил земной поклон а затем якобы все согласившиеся с этими словами язычники также совершили земной поклон вслед за ним. Затем все курайшиты якобы остались довольны пророком и сказали: «Мы тоже знаем о том, что Аллах является Творцом и Кормильцем всего сущего. Мы знаем и о том, что только по Его воле все рождается и умирает. Однако наши боги будут заступниками за нас перед Ним. Если же ты их признаешь, то и мы с тобой заодно». Таким образом, получалось, что будто бы конфликт между ними был преодолен.

Далее в работах упомянутых выше историков повествуется, что эта весть дошла до Эфиопии и побудила мусульманских эмигрантов вернуться на Родину. Однако когда они оказались в одном часе езды до Мекки, им повстречался один человек из племени Кинана, который сказал им: «Мухаммад в одно время хорошо отзывался о богах курайшитов и все подчинились ему, но затем он опять начал говорить о них плохо и все отвернулись от него и продолжили вражду с ним». После этого часть мусульман уехало обратно в Эфиопию, а другая часть тайно вошла в Мекку к своим родственникам.

Некоторые люди добавляют к этой сомнительной истории следующий эпизод о том, что будто бы после произнесения тех аятов из суры «Наджм», пророком овладели сомнения от слов курайшитов: «Если же ты признаешь наших богов, то и мы с тобой заодно». После этого пророк якобы пошел домой и к нему явился ангел Джибрил, который прочел ему суру «Наджм» и сказал о том, что он ничего ему не говорил о «чтимых ангелах». После этого будто бы пророк продолжил нападки против курайшитских богов, а те, в свою очередь, продолжили вражду с ним.

Однако выдающиеся знатоки хадисов — Байхаки, Бухари, Навави, Муслим и многие другие, говорили об истории о «чтимых ангелах», как об очевидной фальсификации. В частности Навави сказал: «В этой истории нет ничего правдоподобного ни с точки зрения повествования, ни с точки зрения логики». Когда у Ибн Исхака спросили об этой истории, он не сомневаясь ответил: «Эта история сфальсифицирована безбожниками». Фахр ад-Дин Рази также доказывал безосновательность этой истории.

В качестве главного аргумента относительно подложности истории о «чтимых ангелах» мусульманские комментаторы приводили сам смысл коранической суры «Наджм» (53). Дело в том, что в ней все содержание посвящено единству Аллаха и отрицанию язычества. Это особенно отчетливо видно на примере аятов с 18 по 23, о которых и идет речь:

«Он дeйcтвитeльнo видeл из знaмeний cвoeгo Гocпoдa вeличaйшee. Bидeли ли вы aл-Лaт, и aл-Уззy, и Maнaт — тpeтью, инyю? Heyжeли y вac — мyжчины, a y Heгo — жeнщины? Этo тoгдa — paздeлeниe oбиднoe! Oни — тoлькo имeнa, кoтopыми вы caми нaзвaли, — вы и poдитeли вaши. Aллax нe пocылaл c ними никaкoгo знaмeния. Oни cлeдyют тoлькo пpeдпoлoжeниям и тoмy, к чeмy cклoнны дyши, a к ним yжe пpишлo oт Гocпoдa иx pyкoвoдcтвo».

Как видно из содержания этих аятов, весь их смысл имеет ярко выраженную антиязыческую направленность. Возможно ли в этом контексте приписать сюда какие-либо строки восхваляющие идолов? Если предположить, что сюда были вписаны слова «Поистине они — ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать», то тогда вся эта сура потеряет свой смысл и превратится в непонятное сборище противоречивых утверждений. Следующие за этими аятами стихи также направлены против язычества. То есть невозможно, что при такой стройной последовательности изложения, вдруг в этом месте были бы высказаны какие-то стихи о допустимости заступничества перед Аллахом языческих богов.

В связи с этим, по мнению мусульманских комментаторов, совершенно очевидно, что история о «чтимых ангелах» является фабрикацией. Они считают, что эти слухи были распущены безбожниками и еретиками, которые преследовали этим определенные интересы.

Египетский муфтий Мухаммад Абдо в статье, в которой он отверг историю о «чтимых ангелах», писал, что структуре арабского языка вообще не свойственен такой оборот как «почитание» (курнук) в отношении слова «боги». Такого выражения вообще не существует. Ни один историк или поэт, описывающий историю языческого прошлого арабов, начиная с еще доисламских времен и до современности, не применял такого оборота по отношению к богам. Слово «курнук», которым обозначают слово «чтимые» передатчики версии об этой истории, дословно означает красивую белую птицу, которая по размерам больше гуся и у которой длинная шея. Это слово не могло иметь отношения к возвеличиванию богов древнеарабского пантеона. Вторым значением слова «Курнук» является «полногрудая красавица» или «полногрудая возлюбленная». Но и в этом значении оно не имеет отношения к данной теме.

Индийский улем Мавлана Шибли указывая на несостоятельность версии о чтимых ангелах писал, что когда пророк читал прилюдно Коран, вокруг него собрались язычники, которые подняли вокруг него шум-гам и, издеваясь над пророком, вставляли свои слова в его фразы, как об этом говорится в аяте Корана: «Неверные сказали: «К Корану не прислушивайтесь вы, и пустословьте при зачтении его, быть может и одержите вы верх!»» (41: 26).

То есть, в тот момент, когда пророк читал суру «Наджм» один человек из курайшитов как бы в продолжение слов пророка сказал: «Поистине они — ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать». В толпе быстро распространился слух о том, что будто бы это было сказано пророком. Таким образом, когда пророк читал суру «Наджм», язычники знали, что он в очередной раз будет высказываться против их богов, и поэтому они сочинили эти слова и, перебивая пророка, смешали в присутствии толпы его слова со своими словами.

Мусульманские комментаторы отрицали также достоверность истории о «чтимых ангелах» и примерами из жизни пророка Мухаммада. Дело в том, что вся его жизнь состояла из бескомпромиссной борьбы с язычеством, и в этой борьбе он попадал в гораздо более сложные ситуации, чем те события, о которых идет речь. Однако никогда, ни при каких обстоятельствах, он не шел на соглашательство в отношении верований язычников. То есть, как считают мусульманские комментаторы, вся его жизнь доказывает подложность всей этой истории.

Кроме того, не было никакой необходимости в признании или восхвалении в той ситуации языческих божеств. Почти целых десять лет Мухаммад стойко вел борьбу с язычниками. На этом пути он и его последователи подвергались бесчисленным преследованиям, пыткам и унижениям. И в то время, когда мусульманская община в Мекке начала усиливаться, и в нее впервые вошли влиятельнейшие в Мекке люди — Хамза и Омар, когда с усилившимися мусульманами в Мекке уже стали считаться, когда мусульман уже знали как серьезную силу на всем Аравийском полуострове, идти на какой-либо сговор с язычниками не имело никакого смысла.

Также мусульманские комментаторы считают, что к переселению мусульман из Эфиопии в Мекку история с «чтимыми ангелами» не имеет ни малейшего отношения. Это переселение произошло по причине усиления мусульман в Мекке и принятия Ислама Омаром ибн Хаттабом. В этот период язычники пересматривали дальнейшую тактику борьбы с мусульманами, и поэтому в то время в Мекке установилось относительное спокойствие. Еще одной причиной переселения мусульман из Эфиопии явилось происшедшее в этой стране восстание, совпавшее по времени с этими событиями. Как только язычники узнали об их возвращении, они, побоявшись дальнейшего усиления мусульман, решили объявить роду Хашима (к которому принадлежал Мухаммад) полный бойкот. Отныне мекканцы перестали с ними торговать, заключать брачные отношения, разговаривать, общаться. Одновременно ими стал разрабатываться план физического устранения Мухаммада. (A. Berki, O. Keskioglu. Hazreti Muhamed ve hayati. Ankara, 1993, s. 139-154).

Наджм ад-Дин аль-Кубра — См. Кубравиты.

Назр — клятва данная Аллаху о совершении каких-либо богоугодных деяний в случае исполнения какого-либо желания. В соответствии с кораническим аятом 22: 29, данная клятва должна быть выполнена после исполнения этого желания.

Клятва может быть дана о совершении хаджа, либо молитв, либо поста, либо жертвоприношения и т.д.

Наиб — человек, который уполномочен совершить хадж вместо другого человека, который не в состоянии совершить его сам. Наиб не должен ехать с целью торговли и должен взять деньги только на покрытие своих ежедневных, жизненно необходимых расходов. Все расходы несет тот человек, вместо которого отправляется в хадж наиб. Единственной целью наиба должно быть совершение всех обрядов хаджа вместо пославшего его человека.

Накиб — старейшина, глава, уполномоченный. Во множественном числе

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн