ее за исключением этих строк: » Если бы было две долины, полные богатством, для сына Адама, он был бы на третьей долине, и ничто не заполнит живот сына Адама, кроме праха. » И мы использовали такое чтение, которое напоминало суру Мусаббихат, но я забыл ее и помню только это: «О люди, почему вы говорите то, чем не занимаетесь» и «что записано на ваших шеях как свидетельство против вас и вы будете спрошены об этом в день воскресения.» (Муслим, Сахих 5, 2286).
Абу Муса аль-Ашари, о котором повествуется в этом хадисе, был одним из знатоков Корана. Он имел свои свитки Корана (мусхаф) под названием Лубаб аль-Кулуб и обучал им жителей Басры до окончательной редакции Корана халифом Османом. Эти свитки не сохранились до сегодняшнего дня, так как Абу Муса аль-Ашари узнав об окончании работ по редакции Корана, уничтожил этот Мусхаф вместе со всеми остальными знатоками Корана и принял окончательную редакцию Корана. Возможно, что в его Лубаб аль-Кулуб входили и отмененные аяты Корана, о которых повествуется в этом хадисе.
Насх и мансух в Коране и Сунне
(Приводится по Ibn-i Kesir. Hadislerle Kur’an-i Kerim tefsiri. C. 1. Istanbul, 1989, s. 410-416).
Большое значение насх и мансух играет в науке о толковании Корана (См. Тафсир). Не имея понятия о насхе, невозможно прийти к верному заключению в толковании Корана.
С раннего периода истории Ислама, проблема насха стала объектом диспутов и дискуссий. Еще во времена пророка Мухаммада язычники и иудеи стремились вызвать недовольство пророком со стороны арабов, говоря им о том, что пророк раньше давал одни указания своим сподвижникам, а затем упразднял их и давал другие. Востоковедческая наука, также ссылаясь на наличие насха в Коране, пыталась выдать это за наличие противоречий в этой книге, как это было сделано ранее с Ветхим и Новыми Заветами.
В вопросе о том есть ли насх в Коране или нет, имеется два мнения. Одна часть ученых приняли наличие насха и отмену Кораном всех остальных писаний. Они считали, что само появление новой мусульманской общины повлекло за собой изменение некоторых предписаний и запретов, известных ранее. По этой причине, по их мнению, насх не имеет отношения к основам веры, а ограничивается только сферой предписаний и запретов. Другие же считали, что отмена Кораном прежних писаний возможна с точки зрения разума, однако отмена положений одних аятов другими внутри Корана невозможна. Одним из тех, кто отрицал наличие насха в Коране, был Абу Муслим Мухаммад ибн Бахр Исфахани (III/IX-IV/X вв.).
Таким образом, по проблеме насха на первый план выходят три основных вопроса:
1. Можно ли в принципе принять положение о насхе с точки зрения разума? Все мусульмане единогласны в том, что насх приемлем с точки зрения разума.
2. Если насх приемлем с точки зрения разума, то имеет ли он место в действительности, или нет? Тут также можно сказать, что насх действительно имеет место в реальности. Так, еще до Корана, в Торе и Евангелиях были отмененные предписания. Например, там, вначале детям Адама было разрешено жениться друг с другом, но затем это было запрещено. Или, например, если в Торе было предписано соблюдение суббот, то в Христианстве это было ликвидировано. Все эти примеры показывают, что насх имел место до Ислама.
3. Есть ли в самом Коране насх или нет? То есть, имеет ли место отмена одних, более ранних положений Корана другими, хронологически более поздними? Как уже было отмечено выше, на этот счет имеется два мнения: одни подтверждают, а другие отрицают это. Противники наличия насха в Коране считают, что:
а) Несмотря на то, что насх, в целом, соответствует доводам разума, тем не менее, отмененных аятов в самом Коране нет;
б) Принцип насха не имеет отношения к принципу Корана и является лишь методом его толкования;
в) Нет однозначных указаний на то, что один аят Корана может отменять другой;
г) Те, кто принимает насх одних аятов Корана другими, не имеют точных данных о том, что отменяющие аяты были действительно ниспосланы после отмененных;
д) Правомочность насха (отмены или изменения) одних аятов Корана другими не утверждается однозначно ни в одном аяте Корана.
Однако большинство мусульманских тафсиристов признавало насх. Они провели достаточно детальные исследования, как в области методологии, так и других его аспектов. Известными учеными, которые занимались этой проблемой, были:
— Катада ибн Дуама (ум. 736);
— Абу Убейд Касим ибн Саллам (ум. 838);
-. Абу Давуд аль-Сиджистани (ум. 888);
— Абу Бакр аль-Анбари (ум. 940);
— Абу Джафар ан-Наххас (ум. 949);
— Хибетулла ибн Салама (ум. 1019);
— Абу Бакр ибн аль-Араби (ум. 1148);
— Абуль-Фарадж Абд ар-Рахман ибн аль-Джавзи (ум. 1201);
— Мекки ибн Абу Талиб (ум. 925);
— Джалал ад-Дин ас-Суюти (ум. 1505);
— Абу Абдулла Мухаммад ибн Хазм (ум. 1064).
В основном все работы этих исследователей носят название «Ан-Насх ва аль-Мансух» и были написаны в различное время. Согласно их выводам, насх присутствует, как в Коране и Сунне, так и в исламском праве.
Доказательством наличия насха в Коране же является следующий аят: «А когда Мы заменяем одно знамение другим, — ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, — они говорят: «Ты только измыслитель!». Да, большинство их не знает. Скажи: «ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: «Ведь его учит только человек». Язык того, на которого они указывают иноземный, а это — язык арабский, ясный» (16: 101-103).
В этом аяте, который был ниспослан в Мекке, содержится ответ на утверждения тех людей, которые говорили о том, что якобы Коран является произведением Мухаммада. А в другом аяте: «Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?» (2: 106), говорится об отмене или изменении прошлых законов.
Мусульманскими тафсиристами были выведены следующие разновидностях насха:
1. Насх Кораном Корана.
Большинство мусульман признают насх одними аятами Корана, других аятов Коран, и в этом вопросе имеет место иджма.
Этот вид насха разделяется на три вида:
а) Аяты, в которых религиозное предписание (хукм) отменено (мансух), но их текст остается в силе;
б) Аяты, в которых отменен текст, но религиозное предписание остается в силе;
в) Аяты, в которых отменены как религиозное предписание, так и текст;
2. Насх Корана Сунной.
В этом вопросе исламские ученые имеют различное мнение. Одни из них допускали это, а другие нет.
Сторонниками насха аятов Корана Сунной были приверженцы Абу Ханифы и Малика ибн Анаса, а также представители калама мутазилитов и ашаритов. По их мнению, Сунна также является следствием Божественного откровения. Разница между ними заключается только в том, что слова и выражения Корана регулируются Аллахом, а Сунны — пророком (с ведома Аллаха). Именно поэтому насх аятов Корана положениями Сунны также должен быть разрешен, как и насх одних аятов Корана другими.
Противниками насха аятов Корана Сунной являются приверженцы правовых школ Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля, а также большинство захиритов.
3. Насх Сунны Кораном.
Тут также имеются противники и сторонники этого вида насха.
Сторонниками насха Сунны аятами Корана является большинство каламистов и факихов. Согласно их мнению, они оба являются следствием Божественного откровения. Если одни откровения могут отменять другие, то, в этом случае, насх положений Сунны аятами Корана допустим. К примеру, обращение в сторону Кудса (Иерусалима) при намазе, которое было упомянуто в Сунне, было отменено аятом Корана.
Противниками же этого являются последователи некоторые последователи шафиитского мазхаба.
4. Насх Сунны Сунной.
Этот насх разделяется на 4 вида:
а) Насх Сунны-мутаватир Сунной-мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир);
б) Насх Сунны-ахад Сунной-ахад (См. Хабар аль-Ахад);
в) Насх Сунны-ахад Сунной мутаватир;
г) Насх Сунны-мутаватир Сунной-Ахад.
Первые три вида этого насха приняты исламскими учеными. Что же касается последнего, то он приемлем с точки зрения разума, однако является спорным с точки зрения шариатского разрешения. Большинство факихов не принимают его. Однако этот вид насха принимается захиритами.
Один из сторонников насха в Коране — Джалал ад-Дин Суюти, который исследовал данную проблему, выделил 20 отмененных аятов. Отмененными аятами (мансух), которые были отменены (насх) другими аятами являются следующие:
Аят «Бакара», 2: 115 который был отменен аятом «Бакара», 2: 144.
И далее:
«Бакара», 2: 184 — «Бакара», 2: 185;
«Бакара», 2: 183 — «Бакара», 2: 187;
«Бакара», 2: 217 — «Тауба», 9: 5, 36;
«Бакара», 2: 240 — «Бакара», 2: 234;
«Бакара», 2: 284 — «Бакара», 2: 286;
«Семейство Имрана» 3: 102 — «Тагабун», 64: 16;
«Ниса», 4: 33 — «Анфаль», 8: 75 и «Ахзаб», 33: 6;
«Ниса», 4: 15 — «Нур», 24: 2;
«Маида, 5: 2 — «Тауба», 9: 35;
«Маида, 5: 42 — «Маида», 5: 49;
«Маида, 5: 106 — «Талак», 65: 2;
«Анфаль, 8: 65 — «Анфаль», 8: 66;
«Тауба 9: 41 — «Тауба» 9: 91, 122;
«Ахзаб», 33: 52 — «Ахзаб», 33: 50;
«Муджадила» 58: 12 — «Муджадила» 58: 13;
«Мумтахына» 60: 11 — «Анфаль» 8: 41.
«Нур» 24: 33 — «Нур», 24: 32.
Индийский улем Шах Валиуллах Дехлеви в произведении «Фавз аль-Кабир», посвященном методологии тафсира, подверг внимательному исследованию все аяты, которые Суюти считал отмененными (мансух) и пришел к выводу, что таковыми можно считать только пять из них.
Примеры насха в Ветхом и Новом заветах
Имеется много примеров того, что насх имел место и в предыдущих Священных писаниях. В качестве примера можно привести следующие:
1. В начале Торы Бог сказал Ною, который вышел из ковчега: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, 9: 3-4). Однако в третьей книге Торы (Левит, 11) говорится о том, что некоторые виды животных запрещаются для потребления в пищу. Таким образом, предыдущий стих был отменен;
2. В Торе Бог разрешает сыновьям Адама жениться на его дочерях. Сыновья одной пары близнецов женились на дочерях другой пары. Однако затем это было запрещено, и иудеи и христиане больше не женятся на своих сестрах. Это тоже является наглядным примером отмены раннего предписания;
3. Если ранее охота не была запрещена в субботу, то затем Бог ее запретил;
4. Бог вначале приказал сынам Израиля убивать поклонившихся тельцу соплеменников, а затем отменил этот приказ (Исход, 32: 14);
5. В законе Моисея развод был разрешен (Второзаконие, 24: 1 — 4). Однако Иисус отменил его (Евангелие от Матфея, 5: 31 — 32);
6. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус был только посланником к народу Израиля (Матфей, 15: 24), однако в Евангелии от Марка говорится о том, что он был послан ко всем народам (Марк, 16:15). Если оба утверждения