Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

концу своего правления погрязли в междоусобицах и дворцовых интригах. Началом их полного падения стало восстание в 121/740 году еще одного потомка пророка Мухаммада — Зейда ибн Али, который выступил в Ираке против тирании халифа Хишама I ибн Абд аль-Малика. Однако Зейд, также, как и его предок Хусайн ибн Али оказался преданным и покинутым своими сторонниками. Но он не побоялся вступить в бой против халифских войск с горсткой своих сторонников. Это восстание было подавлено с особой жестокостью, а сам Зейд был убит. Но поражение восстания Зейда ибн Али стало причиной еще большей потери авторитета Омейядов, и через десять лет власти этой династии пришел конец. Восстание Аббасидов в Хорасане они так и не сумели подавить (См. Аббасиды) и они захватили власть в Халифате.

После прихода к власти Аббасидов, Омейядов повсеместно преследовали и уничтожали. Но сын халифа Хишама — Абд ар-Рахман ад-Дахил сумел бежать в Испанию и в 138/756 году основал там династию Кордовских эмиров. В 316/929 году, кордовский эмир Абд ар-Рахман III объявил себя халифом. Таким образом, Омейяды возродили свой халифат в Испании и Севере Африки. Кордовский халифат просуществовал до 422/1031 года. А затем, в результате гражданского противостояния, распался. С распадом Кордовского халифата Омейяды окончательно ушли с политической арены.

Омейяды вели успешные завоевательные войны. В период их правления была захвачена вся Северная Африка, Испания, Мавераннахр, часть Индии. Халифат превратился в мировую державу и стал одним из основных мировых центров науки и культуры. В период их владычества в Испании, эта страна также была культурным и научным центром Европы.

Орф — применение в качестве довода каких-либо традиционно распространенных мнений в мусульманском обществе, если нет буквальных доказательств в Откровении. Орф подразделяется на сахих и фасид. Сахих — это орф, который не противоречит Откровению. Именно его и позволяется применять в качестве доказательства. Фасид — это орф, который противоречит Откровению. Этот вид орфа не принимается в качестве доказательства.

Осман ибн Аффан (ум. в 35/656) — выдающийся политический и общественный деятель, третий Праведный халиф, родственник и сподвижник пророка Мухаммада. Полное имя Осман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Омейя ибн Абди аш-Шамс ибн Абд Манаф аль-Курайши аль-Умави. Родился в Мекке в 575 году после рождества пророка Иисуса. Его матерью была Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абд Шамс.

Осман был одним из первых принявших Ислам людей. Это обстоятельство вызвало неодобрение его дяди Хакама ибн Абу аль-Аса, который попытался заставить своего племянника отказаться от своих убеждений и вернуться к языческой вере своих предков. Однако эти попытки не привели ни к каким результатам. Спустя некоторое время, Осман женился на дочери пророка Мухаммада Рукаййе. Однако некоторые историки упоминали, что этот брак мог быть заключен еще до пророческой миссии Мухаммада. От этого брака у Османа родился сын Абдулла, который умер в младенчестве в Медине.

В период гонений на мусульман в Мекке, пророк отправил часть из них в Эфиопию. Осман был в этом составе. Он выехал туда вместе со своей женой. Затем до эмигрантов дошли ложные слухи о том, что население Мекки приняло Ислам, в связи с чем, они вернулись обратно. Осман также вернулся в Мекку, однако, убедившись в том, что гонения на мусульман в Мекке продолжались, он, по поручению пророка Мухаммада, снова вернулся в Эфиопию.

Спустя некоторое время, Осман вернулся в Мекку и, вместе с остальными мусульманами, совершил хиджру (переселение) в Медину.

После переселения, Осман принимал активное участие в становлении и развитии мусульманского государства. Он принял участие во всех сражениях, которые произошли между мусульманами и их противниками, кроме битвы при Бадре. Причиной этого была тяжелая болезнь его жены Рукаййи, с которой он остался. Рукаййа умерла и была похоронена в день победы мусульман в этой битве. В связи с этими объективными обстоятельствами, пророк Мухаммад посчитал его принявшим участие в сражении при Бадре, и выделил для него часть трофеев.

После смерти своей жены, Осман женился еще на одной дочери пророка Мухаммада — Умм Кульсум. В связи с тем, что он стал мужем двух дочерей пророка, Османа стали называть Зу’н-Нурайном (обладателем двух светил).

В 6 году хиджры мусульмане, во главе с пророком Мухаммадом двинулись в сторону Мекки для совершения малого паломничества (умры). Однако язычники отказались впускать их в город. Для разъяснения своих намерений пророк Мухаммад, из своего штаба в Худайбие (в 17 км от Мекки), послал к ним Османа ибн Аффана. Прибыв в Мекку, Осман встретился с лидерами города и передал им, что мусульмане не собираются воевать с ними, а хотят лишь совершить паломничество. Но мекканцы ответили на это отказом. Осман, по объективным причинам, запоздал с возвращением, и до мусульман дошел ложный слух о том, что будто бы его убили. Тогда к пророку собрались мусульмане и поклялись воевать с язычниками. Там же они дали ему присягу верности (Бай’а ар-Ридван). Узнав об этом, язычники Мекки решили не обострять отношений с мусульманами и согласились подписать с ними мирный договор в Худайбие.

Тем временем, Осман посетил в Мекке находившихся там мусульман. Затем язычники предложили ему совершить обход (таваф) Каабы. Однако он отказался, сославшись на то, что он сделает это только вместе с пророком и другими мусульманами. После этого он вернулся обратно.

Осман ибн Аффан был состоятельным и обеспеченным человеком. На протяжении всего мединского периода жизни пророка Мухаммада, он оказывал мусульманам также и материальную поддержку. В частности, он покрыл большую часть затрат при походе мусульманской армии на Табук. Осман также находился рядом с пророком и во время его Прощального хаджа.

В период правления халифов Абу Бакра и Омара, Осман активно поддерживал их политический курс и оказывал им помощь во всех их делах.

После покушения на Омара в 23/644 году, смертельно раненный халиф приказал созвать совет из шести выдающихся сподвижников пророка Мухаммада, в составе: Османа ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба, Тальхи ибн Убайдуллы, аз-Зубайра ибн аль-Аввама, Абд ар-Рахмана ибн Ауфа и Саада ибн Абу Ваккаса. Им было приказано в течение трех дней прийти к согласию и выбрать одного из них новым халифом. На совете «шести», третьим Праведным халифом был избран Осман ибн Аффан.

С самого начала своего правления, как во внутренней, так и во внешней политике, Осман стал последовательным продолжателем дела пророка Мухаммада и первых двух халифов — Абу Бакра и Омара. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры, которые были посланы во все концы Халифата.

В период правления халифа Османа, продолжались успешные войны с внешними врагами Халифата. Мусульмане, несмотря на свое численное меньшинство, сумели покорить обширные территории. В частности, были продолжены завоевания в Северной Африке, Сирии, был завоеван также остров Кипр. Византийская империя продолжала терпеть от мусульман одно поражение за другим.

На Востоке, мусульманские войска окончательно разгромили иранского шаха Йездигерда III, который был убит по случайному стечению обстоятельств в Мерве. После его смерти, власти Сасанидских шахов Ирана пришел конец, и эта страна окончательно стала частью мусульманского Халифата.

Однако в конце правления халифа Османа резко осложнилась внутриполитическая обстановка в Халифате. Началась активная пропаганда против существующей власти со стороны различных мятежных группировок. В качестве предлога для этой пропаганды были использованы факты злоупотребления своим служебным положением некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу против законной государственной власти. Одним из самых известных лидеров мятежа мусульманские историки называют Абдуллу ибн Сабу (См. Сабаиты).

В 35/656 году, из Египта, Куфы и Басры в Хиджаз прибыла группа людей, въехавших туда под предлогом малого паломничества. Им удалось проникнуть в Медину и предъявить ультимативные требования халифу Осману. Однако халиф отказался выполнить их условия. 18 Зульхиджа 35 года хиджры они напали на халифа, который был занят чтением Корана и убили его. В момент своей смерти Осману было 82 года.

Р

Рабита — в суфизме духовная связь с Богом, посредством «совершенного» учителя (шейха). Согласно учению тарикатов, «путник» (салик) должен достигать и поддерживать состояние близости с Аллахом, либо растворять в Нем свое «Я». Однако поддержка этого состояния является трудной и практически невыполнимой задачей для «путника», так как Аллах не является осязаемой личностью в человеческом понимании. Поэтому необходимо установить духовную связь с конкретной личностью, посредством которой могла бы быть осуществленной постоянная связь с Богом. Таким объектом является шейх тариката, достигший уровня «совершенного человека» (См. Инсан аль-Камил). Духовный «путник» вначале устанавливает духовную связь с этим шейхом, а посредством него устанавливается такая же постоянная связь с Аллахом и Его посланником.

Равза аль-Мутаххара — место, где был похоронен пророк Мухаммад. См. Масджид ан-Набави.

Рави — человек, повествующий или передающий какое-то известие. Это термин в науке о хадисах, который применяется по отношению к передатчикам хадисов, тексты которых должны восходить к сподвижникам пророка Мухаммада, а от них непосредственно к нему.

Все сообщения передавались равиями, упоминания о которых предшествуют тексту (матну) каждого хадиса. Раздел науки о хадисах, в котором исследуются проблемы связанные с достоверностью хадисов и цепочкой их передатчиков (равиев), называется Дираят аль-Хадис. Для того чтобы хадис считался достоверным, цепочка его равиев должна состоять из людей, сообщениям которых можно доверять. Если этого условия в каком-то хадисе нет, то его не относят к достоверным (сахих).

В исламской науке, все передатчики хадисов (рави) должны:

1. Быть мусульманами. Если какой-то рави услышал хадис будучи немусульманином, но продолжал его повествовать будучи в Исламе, то его хадис принимается.

2. Быть в здравом рассудке. От душевнобольных людей и детей хадисы не принимаются. Но если какой-то рави услышал хадис в детстве и продолжал его повествовать на протяжении своей сознательной жизни, то это сообщение принимается. Тем не менее, и при этом мухаддисы ограничивают возраст 5 годами.

3. Быть добросовестным человеком, отличаться праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что равии были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи.

4. Обладать хорошей памятью. Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рассматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рассказывали его одинаково. (Подробнее см. Хадис).

В шиизме к передатчикам предъявляются дополнительные требования (См. Иснаашариты).

Рагаиб — одна из почитаемых мусульманами ночей в месяц Раджаб. Ее справляют в первую пятничную ночь этого месяца. Некоторые считают, что именно в эту ночь был создан пророк Мухаммад и удостоился духовного приема Аллаха. Однако никаких достоверных сообщений по поводу этой истории в исламских источниках не существует.

Также считается, что в месяц Раджаб,

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн