Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем» (2: 188).

Взятки даются людьми в следующих целях:

1. Для того, чтобы иметь возможность занять какую-либо судебную или государственную должность. Это является запрещенным (См. Харам) и греховным, как для взяткодателя, так и получателя, и человек считается занявшим эту должность незаконным образом;

2. Для обеспечения приговора со стороны судьи в свою пользу. Это также является запрещенным (харам) и греховным, как для взяткодателя, так и получателя, и приговор судьи считается недействительным;

3. Для улаживания своих дел со стороны судьи или государственного чиновника, посредством третьего лица. В этом случае запретное дело (харам) делает только тот, кто получает взятку;

4. Для обеспечения своей безопасности и неприкосновенности своего имущества, в случаях если на них кто-то покушается. В этом случае запретное дело (харам) также делает только тот, кто получает взятку.

Взятками также считаются подарки, которые даются должностным лицам, государственным чиновникам или судьям, так как они их не получили бы, если бы не занимали эти должности и не имели возможность уладить то или иное дело. Ведь эти подарки даются с определенным умыслом. Даже если получивший взятку судья вынесет справедливый приговор, все равно он считается грешником, так как это дело является его обязанностью и нет никакой необходимости в дополнительном вознаграждении. Взявший взятку человек не является его законным обладателем и обязан вернуть деньги или вещь обратно.

Взятка считается разрешенной только в следующих исключительных случаях:

1. Если человек оказался жертвой несправедливого ареста и подвергается пыткам и унижениям;

2. В случае если его имуществу или жизни грозит опасность. В обоих случаях запретное дело (харам) делает только получатель взятки, а не взяткодатель.

С

Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 55/675) — один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, полководец и государственный деятелель Халифата. Полное имя — Саад ибн Абу Ваккас Малик ибн Вухайб ибн Абд Манаф ибн Зухра.

Саад ибн Абу Ваккас был одним из первых принявших Ислам людей. Тогда ему было 17 лет. Его мать воспротивилась этому, и поклялась не есть и не пить до тех пор, пока он не вернется к языческой религии его предков. Однако несмотря на все ее усилия, он отказался это сделать.

Во время всего мекканского периода жизни пророка Мухамада, Саад ибн Абу Ваккас был рядом с ним. Вместе со всеми мусульманами, он подвергся жестоким гонениям и совершил хиджру (переселение) в Медину. Там он активно участвовал в создании первой мусульманской государственности, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и других сражениях.

Во время халифата Абу Бакра и Омара, Саад ибн Абу Ваккас принимал активное участие в укреплении Халифата. Он был командующим мусульманской армией в боевых действиях против Византии и Ирана. Под его командованием была одержана важная победа над персами в битве при Кадиссии.

После смерти халифа Омара Саад ибн Абу Ваккас был одним из шести названных им возможных претендентов на власть. Однако в ходе совещания «шести» (См. Омар ибн Хаттаб), халифом был избран Осман ибн Аффан. В период правления Османа, Саад был назначен на должность наместника Куфы, но затем отозван.

В период смуты и потрясений в Халифате активной политической деятельностью не занимался.

Саад ибн Убада (умер в 14/635) — один из лидеров мединского племени Хазрадж, сподвижник пророка Мухаммада, политический деятель. Принял Ислам во время второй клятвы при Акабе и был одним из инициаторов переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Узнав об этом, курайшиты выследили его и привезли в Мекку. Там он подвергся пыткам, но спасся благодаря заступничеству Джубайра ибн Мутима и Хариса ибн Харба, и вернулся в Медину.

Саад был богатым человеком и тратил свое состояние на нужды мусульманской общины. После переселения пророка Мухаммада и мекканских мусульман в Медину, Саад ибн Убада активно участвовал в укреплении мусульманского государства, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, а также при завоевании Мекки. Отличался меткостью в стрельбе из лука. Он также был главным знаменосцем ансаров. Главным знаменосцем же мухаджиров был Али ибн Абу Талиб.

После смерти пророка Мухаммада, на собрании ансаров в сакифе Бану Саида кандидатура Саада ибн Убады была выдвинута на пост халифа. Однако, в конечном итоге, первым халифом на этом собрании был выбран Абу Бакр. После этого Саад ибн Убада уехал в Сирию, где умер в 14 году хиджры.

Саай — ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, который является одним из обрядов хаджа и малого паломничества. Этот ритуал восходит к временам Хаджар, жены Ибрахима, которая по воле Аллаха оказалась в этих местах, и в поисках воды взошла вначале на холм Сафа, а затем на холм Марва.

Сабаб — в исламском каламе причина, посредством которой осуществляется тот или иной процесс или действие. Все явления в мироздании Аллах творит посредством тех или иных причин, которые сами по себе не являются творящими, а управляются непосредственно Творцом.

Сабаиты — одна из самых первых «крайних» сект, обожествивших Али ибн Абу Талиба.

Основателем секты является Абдулла ибн Саба. Мусульманские историки сообщают, что он был иудеем, который, несмотря на заявления о принятии Ислама, мусульманином не стал. Этот человек был одним из главных организаторов смуты в Халифате, которая привела к убийству халифа Османа.

В качестве объекта своих симпатий, Абдулла ибн Саба избрал Али ибн Абу Талиба, который был одним из самых влиятельных и авторитетных людей в мусульманском обществе. Кроме того, Али был грамотным человеком, преданным идеалам Ислама. Он также был ближайшим сподвижником и родственником пророка Мухаммада, мужем его дочери Фатимы, и отцом его внуков Хасана и Хусайна. Абдулла ибн Саба говорил о своей любви к Али и вел активную пропаганду в его пользу, с целью внесения раскола среди мусульман. Он заявлял, что Али был единственным законным наследником пророка. Он также утверждал, что также, как в Торе у пророков были ближайшие уполномоченные люди, также и Али является полномочным представителем и наследником пророка Мухаммада. Но, в этом утверждении Абдулла ибн Саба пошел еще дальше, заявив, что Али является воплощением Бога. Когда сам Али услышал об этом, он решил казнить этого человека. Однако его отговорил от этого шага Абдулла ибн Аббас, который посчитал это решение нецелесообразным в условиях планируемой новой военной кампании против сирийцев. Тогда Али выслал Абдуллу ибн Сабу в Мадаин (Ктесифон).

После смерти Али, Абдулла ибн Саба заявил о том, что на самом деле он не умер, а подобно Исе (Иисусу) вознесся на небеса. Вместо Али же, по его словам убили другого человека, а сам он вернется на землю для установления справедливости.

Сабаиты были предшественниками «крайних» шиитов.

Сабии — представители религиозной общины, которая упоминается в нескольких коранических аятах: «Воистину, в День воскресения Аллах рассудит уверовавших с иудеями, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками» (22: 17). На арабском языке это слово употребляется в значении людей, которые покинули свою религию и приняли другую. Именно так называли мекканские язычники пророка Мухаммада и его первых последователей, так как они покинул веру их отцов. Однако, в то же время, есть данные о том, что на самом деле слово «сабии» имеет арамейское происхождение (означает «крестить»), и применялось по отношению к конкретной религиозной группе. Поэтому, скорее всего, это слово либо перешло в арабский с сирийского, либо же так был назван пророк по причине того, что он, так же как и сабии, которых они встречали в Сирии, говорил о единстве Божьем.

Относительно того, какую веру исповедовали сабии, мнения толкователей разошлись. Часть из них считала, что они являлись представителями синкретического верования, которое сочетало в себе элементы веры иудеев, христиан, а также зороастрийцев и других язычников. Другие считали, что сабейство не было полноценной религией, несмотря на то, что они признавали единство Бога и пели Забур (псалмы Давида). Третьи считали, что сабии поклонялись ангелам, пели Забур и совершали богослужения. Согласно мнению четвертых, сабии уверовали в миссию всех пророков Божьих, держали длительные посты и совершали молитвы, обратившись лицом в сторону Йемена. Пятые считали, что они поклонялись звездам.

В целом же, можно сказать, что сабии представляли собой отдельную религиозную группу, истоки которой восходили к древности. Это верование было распространено в Египте и Ближнем Востоке, а также, возможно, и в Иране и Индии. Может быть, что древняя религия и культура Греции и Рима испытала сильное воздействие сабейства. Позднее в верования сабиев проникли элементы различных философий, мистицизма и гностицизма. По этой причине, их верования стали носить эзотерический характер.

К началу исламской эры, в Ираке и Сирии проживали различные группы, которых считали носителями сабейских верований. Одними из них были мандеи – представители гностической секты, которую считают последователями Йахйи (Иоанна Крестителя). Эта секта сохранилась до настоящего времени. В их верования в значительной степени проникли элементы Иудейства и Христианства. По этой причине они считаются «людьми писания». Скорее всего, именно о них упоминается в Коране, наряду с иудеями и христианами.

Были также, так называемые харранские сабии. Они сохранили элементы древнейших месопотамских верований и наук. Благодаря харранским сабиям, мусульмане познакомились с культурным наследием древних вавилонян, сумели изучить древние науки. Сами харранские сабии утверждали, что их верования восходят к пророкам Шиту и Идрису. Однако позднее, они фактически стали язычниками. Еще позднее в их веру проникли элементы гностицизма. По этой причине их учение тоже носило эзотерический характер. Они считали, что к «абсолютной истине» в их учении могли приобщиться только отдельные избранные люди, которые наделялись жреческими полномочиями. Остальные же члены общины, должны были следовать за жрецами, которое фактически превратилось в посредников между Богом и людьми. Статус жречества был так высок, что им даже поклонялись и устанавливали памятники. Кроме этого, харранские сабии поклонялись и другим объектам.

В исламский период сабиев в Ираке было много. Из их среды вышел такой известный философ, как Сабит ибн Кура, который в Харране имел конфликт со своими единоверцами, а затем приехал в Багдад и основал там свою секту. Позднее многие из его приверженцев приняли Ислам. Среди принявших Ислам был также известный историк Хилал ас-Саби. После V/XI века в Харране и Багдаде сабиев уже не осталось. В настоящее время сабиями называют только общину мандеев в Южном Ираке.

По причине того, что среди сабиев были как учения близкие к иудео-христианству, так и откровенно языческие, мусульманские улемы разделились во мнениях относительно их правового статуса. Одни считали их язычниками, а другие — «людьми писания» (См. Ахль аль-Китаб). Например, в ханафитском мазхабе Абу Ханифа считал сабиев «людьми писания», а имамейн (Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан) язычниками. В то же время, все мусульманские правоведы

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн