Салим ибн Абдулла, аз-Зухри, Катада, Абу аз-Зинад и др.
Саид ибн Джубайр (погиб в 95/714) — один из наиболее известных передатчиков хадисов из поколения табиунов, известный правовед, толкователь Корана, аскет. Полное имя Абу Абдулла Саид ибн Джубайр аль-Асади аль-Куфи. Его описывали как праведного и набожного человека. Поэтому он является надежным передатчиком хадисов в мусульманской хадисной методологии.
Саид ибн Джубайр был одним из самых ученых и образованных людей своего времени. Он жил в Куфе и некоторое время трудился в качестве секретаря городского судьи. В 95 году хиджры он принял участие в восстании против тирании наместника Хаджаджа и был убит.
Саид ибн Джубайр передал хадисы от таких сподвижников пророка, как Абдулла ибн Зубайр, Анас ибн Малик, Абу Саид аль-Худри, с которыми он встречался. Также известны хадисы, переданные им от Абу Хурайры, Абу Мусы аль-Ашари, Али и Аиши, с которыми он лично не встречался. Но они относятся к категории мурсал, так как там не упомянут сподвижник, от которого он услышал этот хадис.
От Саида ибн Джубайра передавали хадисы такие мухаддисы, как аль-Амаш, Мансур ибн аль-Мутамир, Йала ибн Хаким ас-Сакафи, Симак ибн Харб.
Саид ибн Зейд (ум в 51/671) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Его отцом был Зейд ибн Амр ибн Нуфайл, который еще до пророчества Мухаммада, отрекся от языческих верований, и стал ханифом — последователем авраамического единобожия, так и не примкнув ни к одной из существующих религий, так как доводы иудеев и христиан показались ему не убедительными. Но ему не удалось встретиться с Мухаммадом, так как по пути в Мекку он подвергся нападению кочевых арабов и был убит.
Однако, его сын Саид ибн Зейд, убедился в том, что принципы изложенной Мухаммадом религии, полностью соответствуют тем воззрениям, которые ему были известны от своего отца. Поэтому он принял Ислам, а затем стал участвовать в собраниях мусульман в доме Аркама.
Саид был женат на сестре Омара ибн Хаттаба Фатиме, также принявшей Ислам. Именно их застал Омар за чтением Корана, после чего он сам принял Ислам.
В Мекке Саид, вместе со всеми мусульманами, подвергся жестоким гонениям и совершил хиджру (переезд) в Медину. Там он участвовал во всех важных событиях, был участником почти всех сражений, за исключением битвы при Бадре.
После смерти пророка Мухаммада, Саид ибн Зейд участвовал в войнах Халифата против Ирана и Византии. Он геройски сражался во всех сражениях, особенно в битве при Ярмуке. После завоевания Дамаска мусульманами, командующий мусульманской армией Абу Убайда назначил Саида наместником этого города.
Саййид — вождь, глава. Во многих хадисах это слово упоминается в значении вождя племени, руководителя общины, господина рабов. Сам пророк Мухаммад носил титулы Саййид ас-Сакалайн (господин двух миров), Саййид аль-Анбийа (глава всех пророков). В одном из хадисов приводятся слова пророка Мухаммада, который сказал: «Я саййид всех сынов Адама» (Абу Давуд, Сунна, 13; Ибн Маджа, Зухд, 37). В другом хадисе он сказал: «Я являюсь саййидом всех людей в день воскресения (кыямы)» (Бухари, Анбийа, 3; Муслим, Иман, 367, 369). В хадисах саййидами также называются Хамза, Али, Джафар, Хасан, Хусайн (Ибн Маджа, Фитан, 34), дочь пророка Фатима (Бухари, Фадаиль аль-Асхаб, 29; Манакиб, 25), Абу Бакр, Омар (Ибн Маджа, Мукаддима, 11).
Саййидами называли также потомков пророка Мухаммада от его внуков Хасана и Хусайна. Позднее, потомков Хасана стали называть шарифами. Титул саййидов же закрепился только за потомками Хусайна. В одном из хадисов пророк, указав на Хасана, сказал: «Этот мой сын является саййидом. Его посредством Аллах примирит две мусульманские группы» (Бухари, Сулх, 9; Фадаиль аль-Асхаб, 22; Тирмизи, Манакиб, 31). Мусульмане с большой любовью и почтением относились к потомкам Хасана и Хусайна. В то же время, они часто подвергались гонениям и жестокому обращению со стороны некоторых халифов, в особенности в период правления династии Омейядов. После прихода к власти Аббасидских халифов положение саййидов значительно улучшилось. Однако, тем не менее, преследования некоторых политически неблагонадежных потомков пророка Мухаммада частично продолжались и в период их правления. Позднее, в халифате Фатимидов, Османской империи и других мусульманских государствах были даже созданы специальные государственные органы, которые занимались делами потомков пророка Мухаммада (См. Накиб).
Сайр — в суфизме отход от невежества и переход к высокой нравственности и морали. Употребляется в паре с термином Сулук.
Салат — молитва, в том числе и ежедневная пятикратная обязательная молитва (намаз). Это один из пяти столпов Ислама. Во множественном числе «салават». Среди многих неарабских народов салат чаще называют персидским словом «намаз». Намаз является выражением покорности и благодарности Аллаху.
Обязательной ежедневной молитвы в ранних религиях не было, но сама идея намаза была и его исполняли. В те времена, для исполнения молитв строго определенного времени не предусматривалось. О молитве говорится в Коране. Например, Лукман говорит о намазе в своем завещании сыну: «О сын мой! Совершай обрядовую молитву…» (31: 17). О намазе говорил иИбрахим: «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву» (14: 37). Повеление о намазе было ниспослано Аллахом и Мусе: «Воистину, Я — Аллах, нет бога, кроме Меня! Так поклоняйся же Мне и верши молитву, чтобы помнить обо Мне» (20: 14).
Так молились на протяжении почти всего мекканского периода жизни пророка Мухаммада и мусульмане. Сам пророк, все помыслы и действия которого были обращены к Создателю, до повеления об обязательном ежедневном намазе часто совершал молитвы. Есть сообщения о том, что он активно молился по утрам и вечерам.
Повеление Аллаха об обязательной ежедневной пятикратной молитве было передано пророку Мухаммаду во время его чудесного ночного путешествия из Мекки в Кудс (Иерусалим) и вознесения на небеса (См. Мирадж). Это событие произошло приблизительно за год или полтора до хиджры. Вначале Аллах предписал мусульманам молиться 50 раз в день, но затем уменьшил число молитв до пяти. Эти пять молитв заменяют пятьдесят, так как в Коране говорится: «Тому, кто предстанет [перед Аллахом] с добрым деянием, воздается десятикратно» (6: 160).
Обязательность совершения намазов
О необходимости совершения мусульманами ежедневного обязательного намаза в строго определенное время говорится во многих аятах Корана:
«Будьте внимательны [к совершению вовремя] обрядовых молитв, и [особенно] средней молитвы. Стойте перед Аллахом смиренно» (2: 238);
«Когда вы завершите молитвенный обряд, помяните Аллаха, будь-то стоя, сидя или лежа. Когда же вы будете в безопасности, то совершайте полный салат. Воистину, молитвенный обряд для верующих предписан в строго определенное время» (4: 103).
«Им было велено лишь одно — поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами, совершать обрядовую молитву, раздавать закат. Это и есть истинная вера» (98: 5).
Имеется также много упоминаний об обязательности намаза в хадисах. Например в одном из самых известных хадисов о пяти столпах Ислама, который приводится в сборнике хадисов Муслима, пророк Мухаммад говорил: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность». В другом хадисе из сборника Бухари, пророк Мухаммад на вопрос о том, какое деяние угодно Аххаху ответил: «Молитва, совершенная вовремя».
На основании аятов Корана и хадисов Сунны обязательное исполнение ежедневных намазов является необходимым условием мусульманской веры. Важность намаза и его обязательность (фард) является иджмой всего исламского мира (См. Иджма). За совершение обязательной молитвы Аллах дает людям большие блага, прощает их грехи и введет в рай. Сознательное игнорирование и отрицание намаза выводит человека из Ислама. В ханафитском мазхабе, если человек не игнорируя обязательность намаза, не совершает его по причине лени или других факторов, то он является грешником и нечестивцем, но из Ислама не выходит. В условиях исламского государства такие люди наказываются нечестивцами (фасик). Но даже если они избегут наказания в земной жизни, то все равно, согласно исламским первоисточникам, этих людей сурово накажет Аллах:
— «…которые расспрашивают в [райских] садах друг друга о грешниках. [Потом они поворачиваются к ним и спрашивают]: «Что привело вас в адское пламя?». Они ответят: «Мы не творили обрядовую молитву»…» (74: 40-43);
— «Их сменили потомки, которые перестали совершать молитву и покорились страстям и скоро пожнут [плоды своего] заблуждения…» (19: 59).
Эта же мысль присутствует и во многих хадисах. Например, в сборниках Муслима и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис, в котором пророк Мухаммад говорил: «Причиной разрушения преграды между человеком и большим грехом является отказ от молитвы».
Однако если человек не совершил намаз неумышленно, например, по забывчивости или по причине сна, то он обязан совершить его в другое время (См. Каза)
Намазы бывают обязательными (фард и ваджиб) и богоугодными (нафиля).
Обязательные намазы:
К обязательным (фард аль-айн) намазам, которые обязаны выполнять все мусульмане в положенное время относятся:
1. Салат ас-субх (рассветный). Начинается на рассвете, когда лучи солнца прорывают темноту ночи, и продолжается до восхода солнца;
2. Салат аль-зухр (полуденный). Начинается приблизительно в полдень, после прохождения солнцем середины неба (зенита) и продолжается до начала времени предвечерней молитвы. Пятничные намазы также начинаются именно в это время (См. Джума) и заменяют в мечетях полуденную молитву;
3. Салат аль-аср (предвечерний). Начинается в середине периода между полуднем и закатом солнца, когда тень от различных предметов становится больше их длины. Нежелательно задерживать совершение этой молитвы до того времени, когда солнце потеряет яркость и на ней появится предзакатная желтизна. Именно о предвечерней молитве говорится в аяте корана: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю…» (2: 238);
4. Салат аль-магриб (при закате солнца). Начинается во время заката солнца и продолжается до времени исчезновения вечерней зари и наступления темноты;
5. Салат аль-иша (ночной). Начинается с наступлением темноты и продолжается до рассвета. После совершения этого намаза совершается дополнительный ночной намаз (См. Витр).
Следует отметить, что в определении более точного времени начала некоторых намазов, в учениях различных мазхабов имеются небольшие различия. Но они не существенные и отличаются друг от друга всего на несколько минут.
Намаз, который совершается над умершим мусульманином (См. Джаназа), также обязателен. Но он является обязанностью не каждого мусульманина в отдельности, а обязанностью всей общины (фард аль-кифая). То есть этот намаз должен быть совершен при участии какого-то количества мусульман, другие же могут заниматься организацией похорон.
Что же касается намаза витр, то он также в иджтихаде некоторых авторитетных улемов является обязательным (См. Ваджиб). Обязательными (ваджиб) являются также праздничные намазы (См. Идайн)
Все остальные намазы обязательными не являются (См. Нафиля). Их совершение является богоугодным делом.
Составные части и условия для совершения намазов
Все намазы состоят из ракатов. Ракат — это один цикл намаза, который состоит из стоячего положения молящегося (при котором он читает коранические