пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах — всевластный, великодушный». [Потом Сулейман] сказал: «Переделайте для нее этот трон, и мы посмотрим, следует ли она прямым путем или же она из тех, кто не идет по прямому пути». Когда [царица Сабы] прибыла, ее спросили: «Таков ли твой трон, как этот?» Она ответила: «Да, будто он самый и есть «, [И сказал Сулейман:] «Нам дано было знание до этого испытания, и мы были предавшимися [Аллаху]». Ее удерживало [от поклонения Аллаху] то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ибо она принадлежала к народу неверному. Ей сказали: «Войди во дворец». Когда она взглянула, ей показалось, что [перед ней] водная пучина, и она обнажила ноги до колен, [приподняв платье]. [Сулейман] сказал: «Это высокий дворец, вымощенный стеклом». [Царица Сабы] воскликнула: «Господи! Воистину, я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулейманом предаюсь Аллаху, Господу [обитателей] миров»». (Коран, 27: 20-44).
Пророк Сулейман был набожным и богобоязненным человеком. Он всегда помогал нуждающимся и тратил много средств на милостыню. До последних дней своей жизни он усердно призывал людей веровать в Аллаха и не совершать дурных поступков. Народ очень любил его, и никто не осмеливался перечить ему. Таким образом, он справедливо царствовал на протяжении 40 лет.
Однажды Сулейман отправился посмотреть на работы по строительству огромного дворца, который строился по его приказу. Когда он вышел на балкон здания, он повелел всем покинуть его. Затем он встал на одном конце балкона оперевшись на свой посох. В этот момент к нему пришел ангел смерти и забрал его душу. Мертвым Сулейман простоял оперевшись на посох еще некоторое время. Люди и джинны, которые работали во дворце, видели его и не догадывались, что он уже умер. Наконец его посох разгрыз какой-то червь, и он рухнул на землю. Только после этого все поняли, что Сулейман умер. Об этом в Коране повествуется в суре Саба: «Когда же Мы послали ему (т. е. Сулейману) смерть, то об этом догадался лишь земляной червь, который источил его посох. Когда же он свалился [с трона], уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях» (Коран, 34: 14).
Пророк Сулейман поместил в Масджид аль-Аксе Ковчег Завета (См. Табут ас-Сакина), так как пророк Муса завещал израильтянам сохранить его. В этом храме Ковчег Завета пролежал до завоевания Кудса вавилонским царем Бухтуннассаром (Навуходоносором). Вавилоняне предали город и храм огню и разграбили его. После этого Таура (Тора) и Забур (Псалтирь) были утеряны навсегда. Только некоторые его фрагменты в приблизительной форме остались в памяти некоторых людей. Спустя достаточно большое время эти фрагменты снова собрали и составили новую Священную книгу, которая на самом деле уже не являлась точным подобием утерянных Священных книг.
Сулук — в суфизме процесс прохождения духовного пути. Употребляется в паре с термином Сайр
Сунна — способ, путь, привычный путь, следование. Сунной называют слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев (См. Хадис). Во множественном числе — «сунан».
Сунна бывает трех видов:
1. Кауль — это различные высказывания пророка Мухаммада, которые приводятся в хадисах;
2. Фииль — это различные поступки, которые совершались пророком Мухаммадом. Эти поступки являются повелением для всех мусульман;
3. Такрир — молчаливое одобрение пророком Мухаммадом тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был. То есть если пророк молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это означает разрешенность данного действия.
Сунна является вторым после Корана первоисточником исламской религии, следование положениям которой является обязанностью всех мусульман. О необходимости следования Сунне пророка говорится во многих аятах Корана и хадисах:
— «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример — для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).
— «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
— «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80).
— «…Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» (Коран, 59:7).
— «Я (т.е. Мухаммад) оставляю вам две вещи. Пока вы будете следовать этим двум вещам, вы не собьетесь с истинного пути. Это книга Аллаха и моя сунна». [Малик ибн Анас, Муватта, «Кадар» 3 (2, 899)].
— «Советую вам быть набожными по отношению к Аллаху. Даже если вами будет управлять раб из Эфиопии, то будьте покорны ему. Те, кто останется в живых после меня (т.е. Мухаммада), то увидит много разногласий. Напоминаю вам о моей сунне и сунне Праведных халифов, которые на истинном пути. Следуйте им… Будьте осторожны по отношению к новшествам. Так как все, что вышло после моей сунны и противоречит ей — это бид’а (новшество). Бид’а же является заблуждением, извращением». [Тирмизи «Илим» 16 (2678); Абу Давуд «Сунна» 6 (4607)].
Сунна имеет исключительное значение в Исламе. По отношению к аятам Корана, она несет следующие функции:
1. Повторяет повеления аятов Корана, подтверждает и усиливает их. Например, в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4: 29). Смысл этого аята полностью подтверждает следующий хадис из «Муснада» Ахмада ибн Ханбаля (V, 72): «Не является дозволенным для мусульманина имущество другого человека, если оно приобретено не по его согласию».
2. Комментирует аяты и вносит ясность в некоторые их смыслы. Например, в Коране часто говорится о необходимости совершения молитвы или поста. О том, как именно необходимо совершать намаз и пост подробно говорится в Сунне. Например, в аятеговорится: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них — безопасность, и они на верной дороге» (6: 82). По этому поводу пророк Мухаммад сказал: «Слово «несправедливость» касается лишь многобожия. Разве вы не слышали, что сказал Лукман: «… Многобожие — великая несправедливость».
3. Может отменить некоторые правовые повеления Корана (См. Насх и Мансух). Например, в Коране говорится: «Когда к кому-либо явится смерть и он оставляет [после себя] состояние, то предписано завещать [его] по обычаю родителям и близким родственникам» (2: 180). В Сунне же говорится: «Нет завещания наследнику» [Бухари (Васая, 6), Абу Давуд (Васая, 6)].
4. Может предписывать какие-либо правовые действия, о которых не говорится в Коране. Например, в Коране говорится: «Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это — скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху…» (6: 145). Но Сунна запрещает также многие виды пищи, не упомянутые в этом аяте: «Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребления» (Бухари и Муслим). Кроме того, в хадисах говорится о необходимости совершения ночного намаза (См. Витр), о запрете на ношение золотых украшений и шелковых одежд мужчинам, что не встречается в Коране.
Сунна делится на три категории:
1. Мутаватир. Это различные сообщения, которые восходят к пророку Мухаммаду и его сподвижникам, известные из многочисленных цепей передатчиков, которые не могли договориться между собой об их фабрикации. Сунна-мутаватир является достоверной и никаким сомнениям не подлежит (См. Хабар аль-Мутаватир). В связи с этим, вероучительные и правовые положения, выведенные из Сунны-мутаватир, являются обязательми (фард) для исполнения. Если различные сообщения совпадают дословно, то их называют мутаватир аль-ляфзи, а если только по смыслу — мутаватир аль-манави.
2. Машхур. В ханафитском мазхабе это различные известные в мусульманской умме сообщения от пророка Мухаммада и его сподвижников, которые переданы немногочисленными независимыми друг от друга цепями передатчиков (например, двумя). По этой причине они не причисляются к категории мутаватир. Необходимость действия на основании сунны-машхур приближено к сунне-мутаватир. Другие же мазхабы считают сунну-машхур частью сунны-ахад, и в их классификации сунна делится только на мутаватир и ахад.
— Ахад. Это сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданные малым количеством цепей передатчиков (одним или двумя). Эти сообщения уступают по значимости сообщениям мутаватир, и на их основе не строятся вероучительные основы религии. Но в некоторых правовых вопросах можно действовать на их основании, если они соответствуют критериям достоверности (См. Хадис).
В ханафитском мазхабе выдавать правовое предписание на основании сунны-ахад можно только в следующих случаях:
а) Если сподвижники, передавшие хадисы сами поступали так, как говорится в переданном ими сообщении. В противном случае необходимо поступать на основании того, что они делали и выдавали фетвы. Например, Абу Ханифа не предписывал действовать по хадису от Абу Хурайры, в котором тот говорил о том, что посуду, которой коснулась собака, необходимо семь раз протереть песком. Абу Ханифа обосновывал это тем, что сам Абу Хурайра не поступал таким образом, и протирал посуду лишь три раза и именно так выдавал фетвы. Поэтому ханафиты считают эти фетвы Абу Хурайры доказательством того, что семикратное протирание песком является отмененным (насх). Следовательно, это сообщение, по его мнению, вызывало сомнения, несмотря на то, что этот хадис был признан достоверным и содержится в сборниках хадисов Бухари (Вуду, 33) и Муслима (Тахара, 89, 91, 92, 99).
б) Хадис не должен противоречить кыясу и основным положениям шариата, если он передан сподвижником, который не был известным знатоком фикха и муджтахидом. То есть, если те или иные хадисы исходят от таких ученых сподвижников, как Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Омар или Абдулла ибн Масуд, то они принимаются и на их основании выдаются правовые предписания. Но если хадисы были переданы сподвижниками, которые были только передатчиками и не были учеными, то предписания на их основе, при противоречии с кыясом, не выдаются. Такое правило было введено потому, что многие известные хадисы передавались в смысловой, а не буквальной передаче. Поэтому, если сподвижник, который был одновременно факихом и муджтахидом передавал хадисы, то он использовал такие выражения, которые адекватно выражали их первоначальный смысл. Именно этого качества могло не быть у тех передатчиков, которые не были учеными. Поэтому если их хадисы противоречили кыясу и общепризнанным фактам, то они не принимались.
в) Сообщение о действиях пророка Мухаммада, которые должны были бы быть известными многим тысячам людей, не могут быть в единичной передаче (ахад). Например, известен хадис от Абдуллы ибн Омара о том, что, выпрямившись после