Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

земного поклона (руку) в намазе, пророк Мухаммад поднимал руки (Бухари, «Азан», 83-86). Однако такое должны были бы видеть многие тысячи людей и передать их другим людям. В результате такой хадис должен был бы быть в категории мутаватир. То же самое относится к громкому произнесению слов «Бисмилляхир-рахманир-рахим» в намазе, при прочтении суры «Фатиха». Это сообщение также известно в единичной передаче (Тирмизи, «Салат», 67). По этой причине таким хадисам в ханафитском мазхабе не следуют.

Что касается хадисов-мурсал, в конце цепочки передатчиков которых отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него, то такие сообщения принимаются в маликитском и ханафитском мазхабе, с условием того, что они были переданы надежными передатчиками (См. Хадис). В шафиитском же мазхабе обязательным условием принятия хадиса-мурсал является передача его таким известным табиуном, как Саид ибн Мусаййаб или Хасан аль-Басри. Но даже при этом необходимо, чтобы такой хадис-мурсал был подтвержден по смыслу каким-либо другим хадисом, в иснаде которого присутствуют все передатчики, либо же другим хадисом-мурсал, признанным со стороны мусульманских ученых. Кроме того, такой хадис должен подтверждать высказывания некоторых сподвижников и должны быть данные о том, что мусульманские правоведы выдавали на их основе фетвы. Согласно правовым положениям шафиитского мазхаба, если существует противоречие между хадисом-мурсал и хадисом с непрерывной цепочкой передатчиков, то должен приниматься в качестве решающего последний.

В маликитском мазхабе для выдачи правового предписания на основании достоверного хадиса в единичной передаче (ахад) необходимо, чтобы его содержание подтверждалось традициями жителей города Медины. Например, согласно хадису, пророк Мухаммад завершал намаз двумя «саламами». Однако Малик ибн Анас предписывал заканчивать намаз одним «саламом», так как именно так делали мединцы.

Шафииты и ханбалиты выносят фетвы на основании любого хадиса-ахад, если он удовлетворяет всем требованиям достоверности, предъявляемым мухаддисами.

Что же касается различных деяний пророка Мухаммада, то они разделяются на три категории:

1. Деяния, которые он совершал в качестве обычного человека. К ним относятся, например, его трапеза, сон, питье; а также общественная деятельность: торговые сделки, хозяйственная деятельность, ведение войн, и т.д. Окружавшие его сподвижники учились у него этике и правильному совершению этих деяний.

2. Деяния, совершение которых было обязательно не для всех мусульман, а только для самого пророка. Например, это относится к специальному ночному намазу (См. Тахаджуд), непрерывному посту (висал) на протяжении двух и более дней.

3. Деяния, оговоренные в шариате, которые носят обязательный характер для всех мусульман. Это относится к намазу, посту, хаджу и т.д.

По степени необходимости совершения тех или иных деяний различаются следующие виды сунны:

Сунна гайри муаккада — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно. Это чаще называется мустахаб. Примером является совершение намаза-сунны, который предшествует обязательному намазу иша.

Сунна муаккада — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Примером являются богоугодные намазы, совершаемые до и после намазов салат ас-субх и салат аз-зухр, чтение азана и икамы перед молитвой, чистка зубов и т.д. Воздержание от совершения сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина.

Существует также понятие Сунны хасана. Это разрешенные в Исламе деяния, основы которых восходят к периоду жизни пророка Мухаммада или его сподвижников, и которые укрепляют религию. Примером является сооружение минаретов, школ, написание книг. Даже если их не было в современном смысле этих слов во времена пророка Мухаммада, то все равно их основы существовали и поощрялись им. Например, если даже в его время не было минаретов, то все равно на молитву мусульман созывали с возвышенностей. Или если даже при нем не было точного подобия современных школ, то все равно, пророкобязывал всех своих последователей учиться и направлял к ним учителей. Поэтому сунна хасана не является нововведением (См. Бид’а).

Свои отличительные особенности в определении понятия Сунны имеет шиитская традиция (См. Иснаашариты).

Сунниты — См. Ахль аль-Сунна ва’ль-Джамаа.

Сур — труба, в которую дважды дунет ангел Исрафил, после чего все живое погибнет, а затем восстанет на суд Аллаха (См. Нафха, Исрафил, Кыяма).

Сура — первостепенное, наиважнейшее. Так называются главы Корана. Все суры состоят из аятов (стихов). Всего в Коране содержится 114 сур, которые в свою очередь разделяются на длинные (тивал), средние (масани) и короткие (муфассал). В длинных сурах содержится более ста аятов. К ним относятся суры с «Бакара» (2) по «Тауба» (9). Средними являются те суры, в которых содержится менее 100 аятов. Самой же короткой сурой же является «Каусар» (108), в которой всего 3 аята. Существуют также суры «миун», число аятов в которых около 100 или чуть больше.

Все суры носят название различных повествований и личностей, которые упоминаются в их содержании, либо названы по словам первых их аятов. Некоторые суры имеют несколько названий. Например, суру «Тауба» (9) называют также «Бараа»; Суру «Фатир» (35) — «Малаика».

В зависимости от места их ниспослания пророку Мухаммаду, все суры подразделяются на мекканские и мединские. Мекканскими являются те суры, которые были ниспосланы Аллахом до хиджры, а мединскими — после хиджры.

Относительно порядка следования сур в Коране мусульманские улемы не имели единого мнения. Существует два порядка расположения глав (сур) в Коране:

Первый — это расположение первых семи самых длинных сур (тивал) вначале Корана. За ними следуют остальные суры (миун, масани и муфассал). Считается, что именно так располагали суры многие сподвижники пророка Мухаммада.

Второй — это расположение сур по темам так, чтобы одно повествование продолжало другое. Считается, что именно так ниспосылались суры пророку Мухаммаду Аллахом.

Часть мусульманских улемов считала, что порядок следования глав (сур) Корана в точности не оговорен и является предметом иджтихада (См.Иджтихад). Так считали, например, Малик ибн Анас и Бакиллани. Они приводили в доказательство этого то обстоятельство, что в свитках Корана, которые имели такие сподвижники, как Абдулла ибн Масуд, Али ибн Абу Талиб и Убай ибн Кааб имелся различный порядок следования глав. Это же имело место и при собрании окончательного экземпляра Корана при халифе Османе, который распорядился собрать его в определенном порядке следования глав. То есть, порядок следования сур Корана Османа отличался от аналогичного порядка многих мусхафов (свитков), которые имели сподвижники. Например, Ибн Касир в своем толковании Корана писал, что в мусхафе Али ибн Абу Талиба первыми шли мекканские суры, а затем мединские. Он начинался с суры «Аляк» и продолжался сурами «Муддасир», «Нун» и «Муззаммиль». Мусхаф Абдуллы ибн Масуда же начинался сурой «Бакара» и продолжался сурами «Ниса» и «Али Имран». Мусхаф Убаййа ибн Кааба начинался сурой «Фатиха» и продолжался сурами «Бакара» и «Али Имран». По этим причинам, сторонники иджтихада по проблеме следования сур, не считали этот порядок определенным Божественным повелением. Иначе, сподвижники пророка не имели бы различий по этому вопросу в своих мусхафах, а Коран Османа совершенно не отличался бы по этому параметру от первого экземпляра Корана, составленного при халифе Абу Бакре.

Однако другая часть мусульманских улемов [например, Ибн аль-Анбари (ум. в 328/940), Ан-Наххас (ум. в 338/949), Аль-Кирмани (ум. в 502/1108)] все же считала порядок следования сур установленным Аллахом и отвергала иджтихад в этом вопросе. Однако единого варианта такого следования сур они предоставить не смогли.

Третья группа мусульманских улемов [например, Ибн Атия (ум. в 546/1151), Ибн Хаджар (ум. в 852/1148)] придерживалась промежуточной позиции. Они считали, что последовательность некоторых сур является Божественным повелением, но другая может быть предметом иджтихада.

Сурака ибн Малик (ум. в 23/645) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Он обладал высоким ростом, мощным телосложением, ловкостью и сноровкой. Был также отличным наездником и прекрасным следопытом.

Сурака прославился историей, которая случилась с ним в период переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину в тринадцатом году после начала его пророчества. Обеспокоенные тем, что пророку удалось уйти из Мекки, курайшиты послали за ним погоню. Однако поиски оказались безрезультатными. Тогда они объявили всем племенам, которые жили в окрестностях города, что готовы отдать сто верблюдов каждому, кто сумеет доставить Мухаммада к ним живого или мертвого. Курайшитские гонцы донесли эту весть и до племени Мадладж, к которому принадлежал и Сурака. Услышав на одном собрании о таком большом вознаграждении, Сурака решил заполучить верблюдов и отправиться на поиски Мухаммада. В это время туда вошел какой-то человек, который сказал присутствующим о том, что по пути он встретил троих людей, которыми были, скорее всего, Мухаммад, Абу Бакр и их проводник. Но Сурака, который один хотел заполучить сотню верблюдов, заявил народу о том, что это были совсем другие люди. Как только собравшиеся успокоились и сменили тему разговора, он вернулся домой и, надев доспехи, сел на своего коня и выехал за Мухаммадом.

Проскакав по пустыне значительное расстояние, конь Сураки вдруг начал спотыкаться, чем вызвал его гнев. Но он ничего не мог поделать с животным. Решив повернуть обратно, он внезапно увидел пророка Мухаммада и двоих его спутников. Сурака хотел пустить в него стрелу, но его рука беспомощно застыла на месте. В этот же момент он увидел, что ноги его коня стали погружаться в песок. После этого он не мог двинуться с этого места. Тогда он обратился к пророку и попросил его освободить его коня. Взамен он обязался не преследовать его. В ответ, пророк Мухаммад воззвал к Аллаху и ноги коня столь же чудесным образом вышли из трясины.

Но Сурака не выполнил своего обещания и из жажды к наживе опять стал преследовать пророка. Но и на этот раз ноги его коня застряли в песке. Тогда Сурака пожалел о своем поступке и снова попросил Мухаммада сжалиться над ним и освободить его коня. Тогда пророк снова обратился с мольбой к Аллаху и освободил животное из трясины. Затем он приказал Сураке вернуться и остановить других их преследователей, которые также вышли в путь за ними. На прощание пророк сказал ему, что если он исполнит это его поручение, то получит в награду бесценные браслеты персидского шаха Хосрова. Это обещание казалось в то время совершенно невыполнимым. Кроме этого, в ответ на просьбу Сураки, Мухаммад дал ему грамоту, которую написал на костяной пластинке Абу Бакр, о том, что он примет его, когда у него появится возможность.

На этот раз Сурака сделал все в точности так, как ему было приказано пророком. Вернувшись обратно, он объявил всем, что тщательно прочесал всю местность, но никаких следов Мухаммада и его спутников не обнаружил. А саму историю встречи с ним он рассказал своим соплеменникам только после того, как до него дошло известие о том, что пророк доехал до Медины.

Спустя много лет мусульмане завоевали Мекку, и Сурака прибыл с той самой грамотой к пророку, который в соответствии со своим обещанием принял его,

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн