был одним из влиятельных курайшитских лидеров и на протяжении длительного времени действовал против мусульман. Именно он был послан курайшитами к эфиопскому негусу Наджаши, чтобы добиться пленения и выдачи эмигрировавших в эту страну мусульман. Однако эта миссия провалилась.
После переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину, Амр сражался против них в битвах при Бадре, Ухуде и Хандаке. После битвы «у рва» (Хандак) он понял, что дальнейшее противостояние с мусульманами не имеет никакого смысла и обречено на поражение. После подписания Худайбийского мирного договора (8/629 г.), Амр, вместе с Халидом ибн Валидом, прибыл к пророку Мухаммаду в Медину и объявил о принятии Ислама.
Незадолго до завоевания Мекки мусульманами, пророк Мухаммад узнал о том, что против них намереваются выступить племена Джузам, Лахм, Кудаа, Амила и Узра. В ответ на это, он распорядился собрать против них добровольцев из числа мухаджиров и ансаров. Во главе этого отряда он поставил Амра ибн аль-Аса. Увидев приближение мусульманских войск, вооруженные силы этих племен не решились вступить с ними в сражение и рассеялись. А Амр, вместе со своим отрядом, вернулся в Медину.
После завоевания Мекки мусульманами, Амр ибн аль-Ас был послан пророком Мухаммадом для разрушения идола Сува, который почитался арабами-язычниками. Затем, по поручению пророка Мухаммада, он был послан в Оман, где передал его письмо правителю этой области. Там он оставался вплоть до смерти пророка Мухаммада.
В период правления первого Праведного халифа Абу Бакра, Амр успешно воевал с вероотступниками, а затем пошел на войну с Византией. Там он участвовал в сражениях на сирийском направлении и отличился в битвах при Ярмуке, взятии Дамаска и Аджнадейна, принял участие в завоевании Палестины. Здесь проявился полководческий талант Амра, который полностью реализовался при завоевании мусульманами Египта. Инициатором этого военного похода на Египет был именно Амр ибн аль-Ас, который попросил об этом халифа Омара. Халиф, после некоторого колебания, согласился дать разрешение на этот поход. Он отправил к нему на помощь войска под командованием Зубайра ибн Аввама. Получив подкрепление, Амр перешел в наступление и сумел сломить сопротивление византийского наместника Египта Мукавкаса. В скором времени весь Египет, и даже часть Северной Африки, оказалась под контролем армии Халифата.
После этих успехов, халиф Омар назначил Амра наместником Египта. Однако в период правления халифа Османа, об Амре стали поступать жалобы и он был смещен с этой должности в связи с нарушениями в налоговой сфере. После этого он временно отдалился от политики. Несмотря на свою обиду, он не выступил против Османа когда в Халифате начался период потрясений (фитна). В этот момент он находился в Палестине.
После прихода к власти халифа Али, Амр снова занялся политической деятельностью. Он поддержал правителя Сирии Муавию ибн Абу Суфьяна и стал командовать его армией. Имеются сообщения о том, что он это сделал потому, что ему было обещана власть над Египтом. Когда Али послал своего представителя в Сирию, Муавия и Амр отказались признать власть халифа, обвинив его в укрывательстве убийц Османа.
Пытаясь сломить сопротивление сирийцев, халиф Али выступил против них, и сумел добиться успеха в битве при Сиффине. Оказавшись в безвыходном положении, командующий войсками наместника Сирии Амр ибн аль-Ас, приказал своим солдатам нанизать на кончики копий листки Корана и призвал к Божьему суду. Но халиф Али понял, что это всего лишь хитрый маневр, сделанный для того, чтобы уйти от полного поражения и выиграть время. Он не хотел пойти на перемирие. Однако был вынужден сделать это под давлением своего окружения. Было решено решить конфликт на третейском суде, в ходе которого, представители обоих противоборствующих сторон должны были засвидетельствовать об отречении от власти как халифа Али, так и Муавии. Затем должны были быть проведены выборы нового халифа.
Представители обоих сторон собрались в Думмат аль-Джандале. Первым выступил Абу Муса аль-Ашари — представитель халифа Али. Как и было ранее обговорено, он объявил о низложении как Али, так и Муавии. Однако, выступивший после него Амр ибн аль-Ас, неожиданно отказался объявлять о низложении Муавии. Таким образом, третейский суд не привел ни к каким результатам и гражданская война в Халифате продолжилась, но на этот раз события развивались с преимуществом сирийцев. Дело в том, что после третейского суда положение Али резко осложнилось и его покинули некоторые бывшие сторонники, которые и вынудили его пойти на перемирие в Сиффине. Они стали называться хариджитами и воевали, как против Али, так и против Муавии.
Благодаря хитрым маневрам Амра ибн аль-Аса сирийцы получили необходимую им передышку. За это время они окрепли и перешли в наступление. В 38 г. х., войска под командованием Амра ибн аль-Аса вошли в Египет и в ходе ожесточенных и кровопролитных сражений с силами наместника провинции Мухаммада ибн Абу Бакра, установили над ней контроль. Наместник Египта Мухаммад, который был назначен туда халифом Али был убит. Он был сыном первого праведного халифа Абу Бакра.
В 40 году хиджры, хариджиты, обвинив во всех потрясениях в Халифате Али, Муавию и Амра, отправили к ним убиц. В результате покушения Али был убит. Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа, которого хариджитский убийца принял за него.
После убийства Али, халифом стал Муавия ибн Абу Суфьян, который закрепил за Амром ибн аль-Асом должность наместника Египта. Он оставался на этой должности до 43 или 51 года. Затем он тяжело заболел и умер. Сообщается, что перед сметью он признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошелся с халифом Али ибн Абу Талибом.
Анас ибн Малик (ум. в 90/709) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж.
Его мать Умм Сулейм рано приняла Ислам. По этой причине у нее произошел конфликт с мужем, который безуспешно пытался отвратить ее от веры. Затем он уехал в Сирию и через некоторое время умер. После смерти мужа, Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху, который к тому времени тоже принял Ислам.
В период переселения пророка Мухаммада в Медину, Анасу ибн Малику было всего 10 лет. После его приезда многие ансары прибыли к нему, чтобы предложить ему свои услуги. Мать Анаса также прибыла к пророку и предложила ему в качестве прислуги своего сына. Несмотря на то, что пророк не нуждался в прислуге, тем не менее, он не хотел обидеть Умм Сулейм свои отказом и принял Анаса в свой дом. Он относился к нему как к своему сыну, а Анас аккуратно исполнял все поручения пророка и учился у него основам религии.
Анас не принял непосредственного участия в первых сражениях мусульман по причине своего несовершеннолетия. В битве при Бадре он оставался в тылу и обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, он принял участие в битвах при Хайбаре и Хунайне, участвовал также в завоевании Мекки и осаде Таифа.
В период правления первого халифа Абу Бакра, Анас был послан собирать налог-закят с жителей Бахрейна. После смерти Абу Бакра, он вернулся в Медину. Халиф Омар не позволил ему уехать на войну и оставил его возле себя. В связи с этим, Анас начал заниматься проблемами мусульманского права. Это дело он не оставлял вплоть до своей смерти.
Спустя некоторое время, Анас ибн Малик переехал в Басру. Там он обучал народ основам Ислама и мусульманскому праву. Будучи в Басре, ему довелось принять участие и в сражениях с персами. Он был в составе мусульманских войск, которые заняли город Туштар. Вернувшись оттуда в Басру, он узнал о гибели халифа Омара.
Анас оставался в Басре и продолжал свою преподавательскую деятельность и в период правления третьего халифа Османа. Когда в Халифате началась гражданская война, он не примкнул ни к одной из сторон. Но он никогда не желал мириться с тиранией и несправедливостью в обществе. Будучи верным своим убеждениям, он не побоялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака Хаджаджа.
Анас ибн Малик был праведным и богобоязненным человеком. Его учениками были такие известные табиуны, как Хасан аль-Басри, Сулейман Тамри, Катада, Мухаммад ибн Сирин аль-Ансари, Саид ибн Джубайр. Анас также передал много хадисов. Он умер в возрасте около 80 лет в Басре.
Ансары — помощники пророка Мухаммада, коренные жители Медины, которые обратились в Ислам и стали верными сподвижниками пророка Мухаммада. Они приняли и обеспечивали всем необходимым мусульман-переселенцев (См. Мухаджиры) из Мекки и других городов.
Ансары состояли из представителей двух основных мединских племен Аус и Хазрадж. Это были родственные племена, которые первоначально проживали в Йемене, а затем переселились в Йасриб (Медину). Здесь между ними началась вражда, которая продолжалась на протяжении длительного времени и завершилась битвой при Буасе. Эта битва завершилась в пользу ауситов. Тогда хазраджиты решили заручиться поддержкой курайшитов и с этой целью отправили в Мекку своих представителей. В 11 году после начала пророческой миссии Мухаммада они прибыли в Мекку, где встретились с пророком и приняли Ислам. Они поняли, что эта религия является единственно возможной идеей, которая положит конец вражде и снова вернет арабским племенам Медины мир и процветание. После возвращения, они стали вести пропаганду новой религии и среди ауситов. Затем представители хазраджитов и ауситов дважды встретились с Мухаммадом во время первой и второй клятвы Акабы (См. Акаба). Они поклялись защищать пророка и принять всех мекканских мусульман.
После этого началась хиджра мекканских мусульман в Медину. Хазраджиты и ауситы тепло встретили их и дали им убежище. После этого они стали носить почетное звание ансаров (помощников пророка). Исполняя волю пророка, ансары побратались с переселенцами (мухаджирами), предоставили им жилье в своих домах, поделились ими своим имуществом и средствами: «А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, — они и суть преуспевшие» (Коран, 59: 9).
Таким образом, братство ансаров и мухаджиров способствовало возникновению мусульманской государственности в Медине. После этого началась война с мекканскими язычниками. Начиная с битвы при Бадре, ансары, вплоть до самой смерти пророка, сражались против врагов плечом к плечу с мухаджирами и не жалели своих жизней ради идеалов Ислама. Благодаря их исключительной роли в тех событиях, мусульманское государство, возглавляемое пророком Мухаммадом, крепло с каждым днем. Пророк также чрезмерно любил ансаров и был им бесконечно благодарен. После победы над язычниками