поколение табиунов является самым лучшим после поколения сподвижников. Слово «табиун» употребляют дословно в значении подчинения, то есть в значении «подчиняющиеся сподвижникам». В Коране о поколении табиунов говорится: «Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах злобы к тем, которые уверовали…» (59: 10).
Табиуны являются вторым поколением в Исламе после сподвижников. Их период продолжался приблизительно до 120 года хиджры, охватывал почти весь период правления династии Омейядов, характеризовался большим прогрессом мусульманского общества в науке и культуре. После них следует третье поколение «таба ат-табиун».
Некоторые мусульманские улемы делят табиунов на несколько степеней. Самой наивысшей степени удостоились те, которые встречались с десятью сподвижниками пророка Мухаммада, которым при жизни был обещан рай (См. Ашира аль-Мубашшира).
Поколение табиунов сыграло исключительную роль в деле сохранения и закрепления исламской традиции и первоисточников. Они также стали развивать исследования в области мусульманского права (фикха). Выдающимися мединскими правоведами из поколения табиунов были Саид ибн аль-Мусаййаб, Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик, Урва ибн аз-Зубайр, Хариджа ибн Зейд ибн Сабит, Абу Салама ибн Абд ар-Рахман ибн Ауф, Убайдулла ибн Утба ибн Масуд и Абу Аййуб Сулейман ибн Йасар аль-Хилали. Однако самым известным правоведом из табиунов, предписания которого позднее легли в основу целой правовой школы, стал Абу Ханифа.
Табиуны занимались также детальным исследованием Корана и его толкованием. Их мнение по тем или иным аятам даже принимается некоторыми поздними улемами в качестве доказательства. Первые школы толкования Корана действовали в Мекке, Медине, а также в Ираке. Одними из выдающихся толкователей Корана были Ата ибн Абу Рабах, Зейд ибн Аслам, Алкама ибн Кайс, Увейс ибн Зейд и многие другие.
Большую работу табиуны проделали в деле сохранения устной традиции хадисов. Такие табиуны как Хасан аль-Басри, Ибн Шихаб аз-Зухри, Саид ибн аль-Мусаййаб, Саид ибн Джубайр Ибрахим ан-Нахаи и др. занимались также их записями. Ими также была впервые разработана методология отбора хадисов.
Табут ас-Сакина — Ковчег Завета, в котором хранились священные реликвии народа Израиля после Мусы. Историки Табари и Ибн Асир писали, что это был небольшой сундук, в котором хранились такие реликвии, как Таура (Тора), ее ниспосланные скрижали, посох и одежда пророка Мусы (Моисея), повязка пророка Харуна (Аарона), небольшое количество мана (манны), которую ниспослал Аллах израильтянам в пустыне Тих (См. Манн и Салва). Табут ас-Сакина была символом единства и процветания народа Израиля, и хранилась у правителей. Израильтяне боялись потерять ее. Однако перед тем как Аллах послал к ним пророка Ишмоила (Самуила), они потерпели поражение от амаликитян, которые отобрали у них Табут ас-Сакину. Когда к израильтянам пришел Ишмоил. Он стал молить Аллаха о том, чтобы Он вернул его им. Тогда Аллах принял его мольбу. Волей Аллаха царем израильтян стал Талут (Саул), который сразился с амаликитянами и вернул народу Израиля Табут ас-Сакину (См. Талут и Ишмоил).
Когда пророк Сулейман Построил Божий храм в кудсе, он поместил Ковчег Завета в нем. В этом храме Ковчег Завета пролежал до завоевания Кудса вавилонским царем Бухтуннассаром (Навуходоносором). Вавилоняне предали город и храм огню и разграбили его. После этого разгрома Ковчег Завета и хранящиеся в нем реликвии были утеряны навсегда.
Таваф — ритуальный обход вокруг Каабы, который начинается и заканчивается у Черного камня (См. Хаджар аль-Асвад) и состоит из семи кругов. Существует несколько видов тавафа:
а) таваф аль-кудум — обход по случаю прибытия в Мекку;
б) таваф аль-ифада — обход по случаю праздника жертвоприношения, который является одним из важнейших обрядов хаджа;
в) таваф аль-вада — обход по случаю отъезда из Мекки после завершения хаджа или малого паломничества;
г) дополнительные обходы, которые можно совершать в любое время.
См. также Хадж.
Тавиль — трактовка, аллегории; раскрытие смыслов тех аятов Корана и хадисов, смыслы которых представляются не совсем ясными, а также комментарии к ним. Тавиль должен строго соответствовать комментариям пророка и сподвижников об этих аятах и хадисах, которые дошли по цепям передатчиков традиции (накль), и основываться на них. Такая трактовка приемлема в науке тафсира. Тавиль, не соответствующий наклю считается лишь частным мнением толкователя и в качестве доказательства принят быть не может. Более того, такого рода трактовки строго запрещены в одном из хадисов пророка Мухаммада и ведут к сектантству и нововведениям (бид’а). Тавиль также не должен противоречить ясным и недвусмысленным смыслам (нассам) Корана и Сунны. Для того, чтобы аллегорически истолковать какой-либо смысл аятов Корана необходимо представить доказательства о необходимости такого действия.
Ученые ортодоксального Ислама всегда понимали смыслы аятов Корана и хадисов по их прямому ясному смыслу (насс). Тавиль же применяли только в самых исключительных случаях, если какие-то из них невозможно было воспринять на основании простого прочтения.
Примером тавиля являются многочисленные аяты и хадисы об описании атрибутов Аллаха или рая и ада. Эти описания истинны, но, в то же время, они описываются на уровне человеческих понятий, и их истинная сущность неизвестна. Более того, буквальное смысловое понимание этих мест может привести к неоднозначным выводам. Поэтому применительно к этим моментам в некоторых случаях применяется аллегорическая трактовка, которая должна удовлетворять приведенным выше принципам. Тем не менее, всегда оговаривается, что истинный смысл этих хадисов и аятов известен только Аллаху, так как в Коране говорится: «А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха» (3: 7).
Таганни — петь песни, распевать мелодии. Часть приверженцев ханафитского и ханбалитского мазхаба считают запрещенной (харам) любую мелодию, в том числе и без музыкальных инструментов, потому что пророк сказал: «Песни помещают в душах лицемерие» (Ибн Масуд «Аль-Мугни» 9, 75).
Другая часть приверженцев ханафитского, ханбалитского мазхабов, а также маликиты считают, что пение без использования музыкальных инструментов допустимо (мубах). В шафиитском мазхабе является весьма нежелательным (макрух) слушание музыки без музыкальных инструментов, хотя и не считается полностью запретным (харам). Основание этому — хадис переданный Аишой (р.а.): «Как-то со мной были две певицы-служанки. Это увидел Абу Бакр и возмутился: «Вы играете на дьявольском бубне в доме самого Посланника Аллаха?!!». В это время подошел сам Посланник Аллаха и сказал: «Пусть развлекаются. Сегодня праздник».
Что же касается музыкальных инструментов, то согласно самым распространенным положениям всех 4 мазхабов (ханафи, малики шафии, ханбали), использование струнных (например: лютня, мандолина и др.), духовых (например, флейта), ударных (например, бубен) инструментов полностью запрещены (харам). Свидетельство человека, который является любителем музыки под их аккомпанемент, отвергается. Дело в том, что Посланник Аллаха сказал: «В умме (мусульманской общине) будут такие люди, которые разрешат (сделают халал) вино, свинину, шелк и музыкальные инструменты». Этот хадис приводится у Бухари. А у Ибн Маджи (Найлю’ль-Автар 8, 96) приводится и такой хадис: «В моей умме (общине) будут те, которые будут пить вино, давая ему другое название. При этом будет звучать музыка, и им будут петь певицы. Аллах поместит их вглубь земли и сделает из них свиней и обезьян». Кроме этого, в доказательство запретности музыкальных инструментов приводят следующий аят из Корана: «Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания, и обращает это в забаву. Они — те, для которых унизительное наказание» (31: 6). Комментируя этот аят, Ибн Аббас сказал: «Это занимательные и развлекательные вещи». В качестве довода разума приводится следующий аргумент: звучание этих инструментов дает наслаждение и веселье и отвлекает от поминания Аллаха (зикр) и молитвы (намаза), может привести к растрате имущества. С этой точки зрения музыкальные инструменты запретны также, как вино.
Шафииты и ханбалиты считают нежелательным (макрух) постукивание в ритм музыки палочки, даже если она не приводит к эффекту музыкального инструмента. Дело в том, что это действие связано с музыкой и по этой причине шариатское заключение по самой музыке, касается и ритмичного постукивания палочкой.
Однако Малик ибн Анас, захириты и некоторые группы суфиев считали допустимым (мубах) слушание песен под аккомпанемент лютни и тростника. Такого же мнения придерживались некоторые сподвижники пророка (например, Ибн Омар, Абдулла ибн Джафар, Абдулла ибн Зубайр, Муавия, Амр ибн аль-Ас), а также некоторые табиуны (это поколение, следующее за поколением сподвижников), например, Саид ибн аль-Мусаййаб.
Танцы с прогибаниями, приседаниями, резкими движениями являются полностью запретными (харам), а тот, кто считает их разрешенными является фасиком (нечестивцем).
Разрешенными (мубах) являются некоторые танцы на спортивных состязаниях. Это состязания, при которых верхом на лошади или на других вьючные животных демонстрируется владение оружием.
Допускаются (мубах) также некоторые виды музыки (теф) на свадьбах и обрезании. Обоснованием этому является хадис, переданный Аишой о том, что пророк сказал: «Объявляйте о заключении брака и исполняйте при этом теф » Этот хадис приводится у Ибн Маджа (Найлю’ль-Автар 6, 187). Но, в то же время, эти разрешенные мелодии не должны приводить к распутным действиям, распитию алкоголя и другим порокам.
Согласно Ар-Райхани, который ссылался на Аль-Каффала, Малик ибн Анас считал допустимыми (мубах) как музыкальные инструменты, так и пение. Захириты считали также. Среди мединских ученых также существует мнение о допустимости лютни (аль-уда) [Найлю’ль-Автар 8, 100-105]. Некоторые шафиитские ученые считали точно также. По их мнению, хадисы, запрещающие все это, были недостоверными. Аль-Факихани говорил: «Мне не известно ничего из книги Аллаха или из достоверных (сахих) хадисов, что бы запрещало (харам) веселье. Все высказанное об этом — это мнение, основанное на слабых (заиф) доказательствах» (Найлю’ль-Автар 8, 104).
Здесь еще необходимо отметить, что ни у кого нет сомнений, относительно допустимости исполнения военных маршей на войне, с условием того, что присутствующие при этом женщины должны быть покрыты. Также никто не сомневается в запретности (харам) песен, которые восхваляют распутство. Такого рода мелодии считают запретными и те, кто считает песни допустимыми. (Zuhayli V. Islam F?kh? Ansiklopedisi, c. 4. Istanbul: 1994. s. 376-378).
Тадждид аль-Иман — обновление веры, которое заключается в произнесении слов «ля иляха илляллах мухаммадун расулюллах» (нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник) и закреплении их в сердце, после намеренного или случайного произнесения каких-либо выражений, которые могут привести к впадению в куфр (неверие) и выходу из Ислама.
Случайное, ненамеренно высказанное слово, которое может вести к неверию, не нарушает веру человека и не выводит его из Ислама. Это не нарушает и брачного договора. Однако лучше, если он раскается и произнесет тадждид аль-иман. Тадждид ан-никах (См. ниже) же произносить в этом случае не нужно.
Намеренное, умышленное действие или произнесенные слова, выводящие из веры, расцениваются как вероотступничество. Если сделавший это человек захочет вернуться