Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

сроку, ведите счет сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному» (65: 1).

В то же время, в одном из хадисов от пророка Мухаммада, который приводится у Абу Давуда, говорится, что, несмотря на разрешенность (мубах) развода, он нежелателен. Поэтому каждый мусульманин должен стремиться к прочности брака и сохранению своей семьи. Разводиться можно только в крайних и исключительных случаях, когда совместные семейные отношения становятся невозможными.

Инициатором бракоразводного процесса выступает мужчина, так как он является главой семьи. Объявление о разводе он должен сделать будучи в трезвом состоянии и здравом рассудке. Если же мужчина был в нетрезвом состоянии, либо сделал это под принуждением, то правомочность развода является объектом дискуссий среди исламских правоведов.

Но женщина также может выступить инициатором развода, если такое право для нее или ее представителей было дано при заключении брака (никяхе).

Согласно исламским первоисточникам, различают две формы развода: талак ас-сунн и талак аль-бид.

Талак ас-сунн дается в состоянии ритуальной чистоты. То есть необходимо дождаться окончания у женщины менструального цикла и не вступать после этого с ней в половые отношения. Развод в состоянии ритуальной чистоты в шариате является правильным и дозволенным.

Талак аль-бид же это произнесение формулы развода во время периода менструальных кровотечений у женщины, либо же после половой близости с ней. То есть, этот вид развода осуществляется в нечистом состоянии. В шариате мужчина, который сделал талак аль-бид, является грешником и нарушает правила шариата. Тем не менее, во всех четырех суннитских мазхабах этот развод считается свершившимся.

В отношении же возможности возврата к супружеской жизни после развода также существуют два вида развода: талак ар-ридж и талак аль-баин.

Талак ар-ридж является временным разводом и не нарушает существующий брак, который можно возобновить в любое время, на протяжении срока идда — трех менструальных периодов у женщины. В маликитском и ханафитском мазхабах, для возобновления брака мужчине достаточно сказать своей жене о своем намерении возобновить супружескую жизнь, а ей принять это намерение. В шафиитском и ханбалитском мазхабах же необходимо заявить об этом намерении в присутствии двух свидетелей.

Если по прошествии этого срока идда супружеские отношения не будут возобновлены, то развод становится окончательным.

Талак аль-баин — это полный и окончательный развод, при котором супруги больше не имеют права возвращаться к совместной супружеской жизни. Для этого муж должен три раза произнести слово «Талактуки» (развожусь с тобой). Возобновление брачных отношений после троекратного произнесения слов развода возможно только в случае, если его бывшая супруга выйдет замуж за другого человека и по каким-то причинам снова окажется безмужней (в случае нового развода или смерти второго мужа). Этот процесс называется хулла.

Если трехкратная формула развода была сказана мужем одновременно в категоричной форме, то такой развод называется байнунат аль-кубра. Но если формула развода была произнесена мужем один или два раза на протяжении некоторого времени (байнунат ас-сугра), то супруги могут продолжить совместную жизнь, снова заключив брачный договор.

После окончательного развода, женщина остается в доме своего бывшего мужа на протяжении срока идда (трех менструальных циклов), а затем уходит оттуда. Все это время бывший муж обязан содержать ее. Ему также запрещается входить в ту квартиру или комнату, где находится его бывшая жена.

После окончательного развода, бывший муж обязан выплатить женщине махр, который был оговорен при вступлении в брак (См. Махр).

Формула развода в суннитском Исламе может быть произнесена как в присутствие свидетелей, так и без них. В шиитском праве — только при свидетелях.

В исламском праве допускается расторжение брака по инициативе жены, если она по каким-то причинам не хочет жить со своим мужем. Но в этом случае она должна выплатить ему компенсацию. Этот процесс называется мухалаа (Коран 2: 229)

Брак также может быть расторжен по приговору суда. Этот развод называется тавфиз. Это может произойти, если жена обнаружила у мужа какие-то физические недостатки; или в случае если муж не может обеспечить жену необходимым минимальным материальным достатком (нафака); или если муж жестоко обращается со своей женой и мучает ее. Также возможно расторжение брака на суде, если муж достаточно долго отсутствует и о нем нет никаких известий.

Талбия — произнесение во время паломничества (хаджа) в Мекке слов: «Ляббейк, Аллахумма ляббейк, ляббейка, ля шарика лака ляббейк. Инналь-хамда ван-нимата лака вальмульк, ля шарика лях» (Вот я перед Тобой, мой Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой о Аллах и нет у тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, хвала Тебе! И милость принадлежит Тебе и владычество! Нет у Тебя сотоварища!).

Талут — один из царей Израиля. Его настоящее имя Саул. Его история упоминается в аятах Корана 2:247-251.

По сообщению историков Табари и Ибн Асира, он стал царем Ираиля по воле Аллаха, которая была передана через пророка Ишмоила (Самуила). Как известно, племя амаликитов, которое проживало между Египтом и Палестиной нанесло израильтянам ряд тяжелых поражений. Тогда они обратились к пророку, чтобы он назначил для них царя, который будет способен повести их на войну и одержать победу над врагом. Тогда пророк объявил их царем Талута, родословная которого восходила к Буньямину, сыну Йакуба (Коран, 2: 247).

Талут был самым подходящим человеком для управления страной. Он обладал смелостью, решительностью, глубокими познаниями, мудростью, справедливостью, отличными физическими данными и превосходил всех остальных израильтян. Несмотря на все это, многие израильтяне отказывались признавать Талута царем, исходя из своих местнических, клановых интересов.

Однако, в конце концов, Талут все же стал царем и сразу выступил против амаликитов и филистимлян и победил их. В его армии сражался Давуд, который убил правителя амаликитов Джалута. После этого Давуд женился на дочери Талута и, после его смерти, стал царем Израиля. Талут правил Израилем около сорока лет. (См. также Ишмоил).

Тальха ибн Убайдулла (ум. в 36/656) — ближайший сподвижник пророка Мухаммада и его шурин.

Находясь в Сирии, он услышал от одного христианского монаха о том, что в Мекке скоро начнется пророчество Божьего посланника Мухаммада. Вернувшись в Мекку, Тальха убедился в том, что монах был прав и стал одним из первых людей, принявших Ислам. Это привело его к конфликтам с его семьей и соплеменниками. Они безрезультатно пытались отвратить его от религии. Выдержав гонения мекканского периода, Тальха, вместе с остальными мусульманами, совершил переезд (хиджру) в Медину, где участвовал в судьбоносных для мусульман сражениях при Бадре, Ухуде и др.

Тальха способствовал укреплению мусульманского государства и при первых халифах. Он был одним из шести кандидатов на власть после гибели Омара.

После гибели халифа Османа, Тальха признал халифом Али, но затем оказался в стане его противников в битве Джамаль (верблюжьей). В ходе этого сражения он был убит.

Танасух — переселение души из одного тела в другое. Такая вера присуща некоторым языческим религиям и религиозно-философским учениям. Некоторые группы, отколовшиеся от ортодоксального Ислама, также ввели танасух в свою веру. Например, к таким группам относились сторонники фатимидского халифа Хакима.

Согласно фетвам суннитских ученых вера в танасух является проявлением язычества и выводит человека из Ислама.

Таравих — ночной намаз, который исполняется после последней ежедневной молитвы на протяжении всего месяца Рамадан. Слово «таравих» происходит от арабского слова «тарвиха» (садиться, отдыхать), так как после завершения первых 4 ракатов (См. Ракат), необходимо сделать некоторую паузу, а затем продолжить ее. Совершение намаза-таравих является сунной муаккада (См. Сунна) для мусульман.

По поводу необходимости совершения таравиха имеются хадисы от пророка Мухаммада. В частности, в сборнике Бухари приводится история о том, что пророк Мухаммад в месяц Рамадан совершил в мечети ночной намаз. Увидев это, присутствующие присоединились к нему и совершили с ним эту молитву. То же самое произошло следующей ночью, только количество молящихся возросло. Однако на третью ночь пророк не явился в мечеть, несмотря на то, что его там ждали верующие. Он прибыл туда только утром и сказал им, что знал об их желании совершить совместно с ним намаз-таравих, однако он не явился по той причине, чтобы они не сочли этот намаз обязательным религиозным действием (как ежедневные пятикратные намазы). В сборнике хадисов Ибн Маджа есть также хадис, переданный Абу Зарром о том, что пророк Мухаммад предписал своим сподвижникам совершать намаз-таравих в месяц Рамадан. У Абу Давуда также имеется хадис о том, что пророк одобрил совершение совместного намаза-таравих, который проводил Убай ибн Кааб.

В намазе-таравих 8 ракатов, так как по этому поводу имеются соответствующие хадисы. Например, в сборнике Бухари со слов Аиши сообщается, что пророк Мухаммад не совершал намазов, количество ракатов в которых превышало 11. Однако в ханафитском мазхабе таравих совершается в количестве 20 ракатов, так как именно так проводил эти намазы в месяце Рамадан 2-й Праведный халиф Омар. Следование сунне Праведных халифов является в суннитском Исламе обязательным. По этому поводу имеется соответствующий хадис пророка Мухаммада, который приводится в сборнике Тирмизи. Намаз-таравих проводил в двадцати ракатах также и Абдулла ибн Аббас. Но, в то же время, ханафитские улемы утверждают, что проведение халифом Омаром таравиха в 20 ракатах основывалось на завещании пророка Мухаммада, а не являлось новшеством (Тахтави, Хашия, 334).

Шииты-джафариты считают богоугодным совершение в месяц Рамадан дополнительных намазов, общим количеством в 1000 ракатов. Их совершают в индивидуальном порядке. Каждый такой намаз должен состоять из двух ракатов.

Тарикат — путь тасаввуфа, духовного возвышения, аскетизма. Тарикату следуют многочисленные суфийские ордена, которые заявили о себе как о системном учении, приблизительно, начиная с 5 века хиджры. Они, на протяжении длительного времени, имели большое влияние на общественную жизнь мусульманского мира. Первоначально сторонники мусульманского аскетизма шли путем духовного возвышения и борьбы со своими страстями во имя будущей жизни после всеобщего воскресения. Затем мусульманские аскеты объединились в тарикаты, центрами которых стали многочисленные обители рибаты, текке и завии. Появились специальные учителя духовного пути — шейхи (муршиды).

Тарикаты проповедуют путь духовного очищения и преданного служения Аллаху, практикуют отшельничество и аскетизм. Каждый из суфийских орденов имеет свой путь (тарику) постижения Истины. Суфийские ордена сыграли большую роль в деле пропаганды Ислама и его распространении среди различных народов. Например, североафриканские альморавиды (мурабуты) и альмохады (муваххидиты) внесли большой вклад в дело исламского просвещения и исламизации многих народов африканского континента, а также длительное время противостояли Реконкисте в Испании. Большую роль в истории Ислама и исламского просвещения народов, тарикаты играли в Малой Азии, Египте, Центральной Азии, Африке и других регионах исламского мира.

Все тарикаты

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн