Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

делятся на три категории:

1. Айар, последователи которого на индивидуальном уровне стремятся достигнуть духовного возвышения путем совершения многочисленных дополнительных намазов-нафиля;

2. Абрар, последователи которого стремятся вести борьбу за духовное очищение общества;

3. Шуттар, последователи которого в своей духовной практике предпочитают методы религиозных трансов, «опьяняющей любви» к Аллаху.

Первыми организованными тарикатами в исламском мире были последователи Абд аль-Кадира аль-Джилани (кадириты) и Ахмада ар-Рифаи (рифаиты). Отличие тарикатов от мазхабов состоит в том, что мазхабы занимаются проблемами вероучения и права, а тарикаты — духовной практикой. Последователи тарикатов, которые в вероучении и праве следуют путем суннитских мазхабов являются суннитскими. Имеются также и шиитские тарикаты.

Тарух — по мнению некоторых историков и ученых (например, Суюти, который ссылался на Ибн Аббаса), так звали настоящего отца пророка Ибрахима, который умер до достижения им совершеннолетия. Азар же, который упоминается в аяте Корана 6:74-75 на самом деле был его неродным отцом. Тарух был праведным и набожным человеком и не был идолопоклонником (См. Ибрахим).

Тасаввуф — духовное учение и практика в Исламе. Мусульмане утверждают, что путь совершенствования духовного мира каждого человека было указан пророком Мухаммадом и выражен в кораническом аяте: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» (Коран, 33: 21). В то же время, тасаввуф является логическим завершением духовных поисков мусульманина, иррациональным знанием и путем аскезы. Благодаря тасаввуфу становится возможным ослабить влияние на личность материального мира и его проблем, направить его по пути постоянного духовного совершенствования, бескорыстного и преданного служения Богу. Это учение совершенствует духовный мир человека, способствует выработки в нем возвышенных этических эстетических и моральных качеств. Путь духовной практики не позволяет также религии закостенеть, лишиться духа, превратиться лишь в механическое исполнение обрядов и правовых положений. Посредством тасавввуфа человек реализовывает такие сокрытые качества своей души, такие как вера, покорность, терпение, довольство, упование. Благодаря этой духовной практике, человеку становится легче бороться с такими сокрытыми душевными пороками, как нетерпимость, гордыня, скупость. Духовное воспитание личности невозможно осуществить только посредством правовых директив и запретов. Поэтому, в отличие от науки фикх (право), который регулирует только внешние, видимые аспекты проблем, тасаввуф обладает способностью воздействовать на духовный мир человека и совершенствовать его посредством искреннего и преданного служения Богу. Тасаввуф считается одной из исламских наук. Однако всегда подчеркивается, что эта наука особая — иррациональная, ее невозможно постигнуть путем эмпирических опытов или логических доказательств. В связи с этим, положения тасаввуфа должны быть приняты на веру, постигаться душой и сердцем человека. По этой причине, путь (тарика) духовного совершенства человека лежит только через полное подчинение учителю (муршиду) и выполнение всех его указаний. Однако общие положения духовного воспитания личности должны восходить к практике пророка Мухаммада и его первых сподвижников. Поэтому тасаввуф, также, как и все остальные исламские дисциплины имеет своими источниками Коран и Сунну. Однако путь к духовному совершенству посредством служения Аллаху совершается различными путями (школами), которые называются тарикатами. Этих путей достаточно много и каждый духовный наставник (муршид) является последователям одного из этих путей.

Слово «тасаввуф» в Коране и Сунне не упоминается. Оно было введено позднее. Однако это не означает, что понятия духовной практики в Исламе не было. Основы тасаввуфа были сформулированы пророком Мухаммадом посредством откровения — Корана, либо нашли отражение в хадисах. В ранние периоды Ислама очень многие мусульмане занимались совершенствованием своего духовного мира, но они носили другие названия — сахабы (сподвижники пророка), табиуны (поколение следующее после сахабов), а затем таба ат-табиуны (следующие за табиунами). Некоторые из сподвижников пророка Мухаммада вели аскетический образ жизни и еще более превосходили в совершенствовании своих духовных качеств других. Это относилось, например, к Абу Зарру аль-Гифари или Салману аль-Фариси. Начиная со 2 века хиджры таких людей стали называть суфиями. Первым человеком, которого называли суфием был либо мусульманский аскет Джабир ибн Хаййан (ум. в 150/767), либо же человек по имени Абу Хашим. Оба они были родом из Куфы.

Целью тасаввуфа является воспитание «совершенного человека» (аль-инсан аль-камил), свободного от мирской суеты, сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы. Суфизм, как духовное учение в Исламе, вдохновлял своих последователей и раскрывал в них глубинные качества души. По этой причине тасаввуф сыграл большую роль в развитии этики, эстетики, поэзии, литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки в мусульманском мире.

Происхождение термина «тасаввуф»

Точное происхождение слов «тасаввуф», «суфий» неизвестно. Некоторые исследователи считают, что эти слова неарабского происхождения. В частности предполагается, что эти слова возникли от греческого слова «софия» (мудрость). Другие считают их арабскими словами, однако не пришли к согласию относительно их происхождения. Имеется предположение, что эти слова происходят от арабского «суф», что в арабском языке означает шерсть, так как суфии надевали накидки из грубой шерсти. Есть также версии того, что слова «тасаввуф» и «суфий» происходят от слова «суффа» («люди скамьи»). Людьми скамьи (См. Ахль ас-Суффа) называли неимущих сподвижников пророка Мухаммада, живших в его мечети в Медине, и отличавшихся своим аскетизмом. Возможно происхождение этих слов и от арабских слов сафа (чистота), сифат (свойство) и т.д.

Классические источники по тасаввуфу

Мировоззрение тасаввуфа, основанное на Коране и Сунне выражено в следующих сочинениях классиков:

1. Харис ибн Асад Мухасиби (ум. в 243/857). Он был автором более чем 30 книг, среди которых особое место занимает «ар-Риайа ли-Хукукуллах», которое является одним из первых классических сочинений по тасаввуфу;

2. Хаким Тирмизи (ум. в 320/932). Один из первых классиков тасаввуфа. Основное сочинение — «Хатм аль-Вилаййа»;

3. Абу Наср Саррадж (ум. в 378/988). Его книга «аль-Лума» является ценным пособием по тасаввуфу, где он дает описание источников, терминологии и истории возникновения этого мировоззрения;

4. Абу Бакр Калабази (ум. в 380/990). Он был знатоком исламского калама, фикха и хадисов. В своем сочинении «ат-Таарруф» Калабази описал и дал объяснения основным понятиям тасаввуфа;

5. Абу Талиб Макки (ум. в 386/996). Его сочинение «Кут аль-Кулюб» посвящено применению практики тасаввуфа в аскезе и молитвах;

6. Абд аль-Карим Кушайри (ум. в 465/1072). В своем сочинении «ар-Рисаля фи Ильм ат-Тасаввуф» он систематизировал положения тасаввуфа с позиции суннитского Ислама;

7. Али ибн Осман аль-Джуллаби аль-Худжвири (ум. в 465/1072). Основное сочинение «Кашф аль-Махджуб» (на фарси);

8. Мухаммад Газали (ум. 505/1111). Выдающийся мусульманский философ, каламист. Рассматривал тасаввуф исключительно с позиции суннитского Ислама и многое сделал для устранения противоречий между этими понятиями. Основное сочинение «аль-Ихья Улум ад-Дин»;

9. Абу Хафс Омар Сухраварди (ум. в 632/1234). Основное сочинение «Авариф аль-Маариф», в котором рассматриваются проблемы аскетической практики;

10. Мухйиддин аль-Араби (ум. в 638/1240). Известный мусульманский философ, классик тасаввуфа, основатель учения «Вахдат аль-Вуджуд». Его воззрения изложены в книгах «Фусус аль-Хикам» и «Футухат аль-Маккия»;

11. Мавлана Джалал ад-Дин Руми. Классик тасаввуфа и поэт. Известен его сборник «Маснави» (на фарси).

Тасаввуф и другие исламские науки

Приоритеты тасаввуфа относительно духовного совершенства личности определяют его методологические особенности по отношению к исламским первоисточникам. Например, в толковании Корана, методы тасаввуфа отличаются попытками дать объяснение и трактования тем аятам, которые в ортодоксальной религии отнесены в разряд непостижимых для человеческого разума (муташабих). Эти методы предусматривают делать акцент на эзотерических, сокрытых (батин) смыслах Корана и применять для их понимания различные аллегории и иносказания (тавиль).

Эти моменты в методологии тасаввуфа часто вступают в противоречие с положениями ортодоксального Ислама. Одними из самых известных толкований Корана по указанной выше методологии являются:

1. «Хакаик ат-Тавсир» Абу Абд ар-Рахмана Сулами (ум. в 412/1021);

2. «Латаиф аль-Ишарат» Абд аль-Карима Кушайри (ум. в 465/1072);

3. «Тавилат аль-Куран» Абд ар-Раззака Кашани (ум. в 730/1330);

4. «аль-Фаватих аль-Илахия» Ниматуллаха Нахджувани (ум. в 902/1496);

5. «Рух аль-Байан» Бурсали И. Хакки (ум. в 1137/1725).

Те же подходы существуют и в отношении второго по значимости первоисточника Ислама, — Сунне. Классики тасаввуфа при отборе хадисов обращали внимание на их духовную составляющую. В отличие от ортодоксальных суннитских мухаддисов, они почти не обращали внимания на проблемы достоверности этих хадисов и проверку цепей их передатчиков. По этой причине в суфийских сборниках хадисов, которые называют обобщающим названием Китаб аз-Зухд (Книга аскезы), содержится большое количество слабых и даже сомнительных хадисов с точки зрения методологии, введенной суннитскими мухаддисами. Наиболее авторитетными сборниками хадисов в суфизме являются:

1. «Навадир аль-Усул» Хакима Тирмизи (ум. в 320/932);

2. «Бахр аль-Фаваид» Абу Бакра Калабази (ум. в 380/990);

3. «Халяту Ахли’ль-Хакика мааллах» Ахмада ар-Рифаи (ум. в 578/1183);

4. «Шарху хадис-и арбаин» Садраддина Коневи (ум. 673/1274);

5. «Бахджат ан-Нуфуз» Ибн Абу Джамра (ум. в 699/1300).

Мистическая практика тасаввуфа имеет и свое особое отношение к правовой исламской науке (фикх). Как и в других случаях, суфизм, который развивается в лоне ортодоксальной религии, не отрицает правовые аспекты религии и расценивает их как неотъемлемую часть Ислама. Однако подводит под него духовные основы. То есть, если ученый в области исламского права (факих) выводит правовые решения различных проблем, опираясь на первоисточники и альтернативные методы иджтихада, то суфизм придает этим решениям духовность, препятствует их превращению лишь в сухой бездушный Закон. Благодаря тасаввуфу, Закон становится не просто обязанностью для исполнения со стороны человека, но и приобретает возвышенные моральные качества. Таким отразом, тасаввуф не позволяет религии закостенеть в рамках правовых законоустановлений, догм и превратиться лишь в механическую систему исполнения Закона. За каждым правовым предписанием скрываются сокрытые (батин) не видимые внешне духовные аспекты, которые и развивает суфизм.

История тасаввуфа

Исторические сообщения об этапах развития суфизма, его основных понятиях, терминологии, философии, а также биографии наиболее известных аскетов содержатся во многих сочинениях. Одними из наиболее авторитетных работ являются:

1. «Табакат ас-Суфия» Абд ар-Рахмана ас-Сулами (ум. в 412/1021);

2. «Хильет аль-Авлия ва Табакат аль-Асвия» Абу Нуайма Исфахани (ум. в 430/1038);

3. «Ар-Рисаля» Абд аль-Карима Кушайри (ум. в 465/1072);

4. «Кашф аль-Махджуб». Али ибн Осман аль-Джуллаби аль-Худжвири (ум. в 465/1072);

5. «Сифат ас-Сафва» Ибн аль-Джаузи (ум. 595/1198);

6. «Таскират аль-Авлия» Фарид ад-Дина Аттара (ум. в 627/1229);

7. «Табакат аль-Авлия» Ибн аль-Мулаккина (ум. в 804/1402);

8. «Нафахат аль-Инс мин Хадарат аль-Кудс» Абд ар-Рахмана Джами (ум. в 892/1492);

9. «Табакат аль-Хавас Ахль ас-Сидк ва аль-Ихлас» Зайн ад-Дина Ахмада ибн Абд аль-Латифа аз-Забаби (ум. в 893/1488);

10. «Табакат аль-Кубра» Абд аль-Ваххаба аш-Шарани (ум. в 973/1565);

11. «Кавакиб ад-Дуррия фи Тараджими ас-Садат ас-Суфия» (ум. в 1031/1622);

12. «Джамиу Карама аль-Авлия» Йусуфа ибн Исмаила ан-Набхани (ум. в 1305/1887).

Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода.

1. Период зухда. Этот период начался с периода пророчества пророка Мухаммада и деятельности его первых сподвижников, которые занимались духовной практикой и аскетизмом (зухд), и продолжался при следующих поколениях — табиунах и таба ат-табиунах. пророк Мухаммад является в суфизме посланником Аллаха, который указал пути духовного воспитания личности и общества на своем примере. Он вел аскетический

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн