Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

и взятия Мекки, он отказался остаться в своем родном городе и вернулся к ансарам обратно в Медину.

После смерти пророка Мухаммада ансары, обеспокоенные дальнейшей судьбой мусульманского государства, срочно созвали собрание и выбрали халифом Саада ибн Убаду. Однако затем, в процессе дебатов, они поменяли свое решение и, согласившись с доводами мухаджиров, выбрали халифом Абу Бакра (См. Абу Бакр ас-Сиддик).

После этого ансары продолжали играть важнейшую роль в общественно-политической жизни Халифата. Они приняли активное участие в войнах против вероотступников (См. Ридда), а затем в войнах против Византии и Персии. Ансары также были передатчиками многих хадисов пророка Мухаммада, в их среде были грамотные и прогрессивные люди, положившие начало исламской науке и методологии. В последующие годы ансары были известны как хранители исламской традиции.

Об ансарах говорится в аятах Корана:

— «Те из переселившихся [из Мекки в Медину] и из ансаров, которые опередили [других по времени принятия ислама и благочестию], и те, которые последовали за ними, благоденствуют, и Аллах доволен ими. А сами они довольны Аллахом, и Он уготовил им райские сады с текучими ручьями. Вечно они пребудут [в тех садах]. Это и есть великое преуспеяние!» (9:100);

— «Аллах простил пророка, переселившихся [из Мекки в Медину] и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того как сердца некоторых его спутников чуть было не отклонились [от следования за ним]. Потом Он все же простил их, ибо Он — сострадательный, милосердный» (9: 117).

О достоинствах ансаров и их исключительной роли в истории Ислама повествуется во многих сборниках хадисов, в главах под названием «Фадаил ас-Сахаба» и «Манакиб аль-Ансар».

Араф — местность между раем и адом, где будут ждать своей участи некоторые люди. Их добрые деяния в земном мире оказались равными греховным. Поэтому они останутся между адом и раем и будут ждать милости Аллаха. Эти люди будут приветствовать обитателей рая и мечтать разделить их участь. В тоже время, они будут видеть ужасы адских мучений и молить Аллаха пощадить их. Об этом говорится в коранических аятах: «Между раем и адом [находится] завеса, а на оградах — люди, которые распознают и обитателей рая, и обитателей ада по их чертам. И эти люди воззовут к обитателям рая: «Да будет вам мир!» Сами они не войдут в рай, хотя и жаждут того. Когда же их взоры обратятся к обитателям ада, они воскликнут: «Господи наш не помещай нас с [этими] грешными людьми!»» (7: 46-47). В конце концов, Аллах пощадит их и введет их в рай.

Араф — это также название коранической суры N 7, состоящей из 46 аятов. Она была ниспослана в Мекке.

Арафа — День, предшествующий религиозному празднику. Также так называют 9 день месяца зульхиджа, предшествующий празднику Ид аль-Адха (Курбан байрам). В этот день паломники, приехавшие на хадж, совершают обряд стоянки в местности Арафат.

Арафат — местность, расположенная в 25 километрах от Мекки, в которой паломники остаются девятого числа месяца зульхиджа. Эта стоянка является составной частью ритуала хаджа (фард).

Арим — так в Коране называется потоп, которым Аллах наказал народ Саба за их неблагодарность: «В поселении сабейцев было знамение: два сада — с правой стороны [города] и левой. [И было им сказано:] «Вкушайте из удела, дарованного Господом вашим, и возблагодарите Его. Страна [ваша] прекрасна, Господь — милосерден». Но они ослушались, и Мы наказали их прорывом плотины и взамен двух [прежних] садов дали два [новых], с горькими плодами, тамариском да лотосами кое-где» (34: 15-16).

Ариф — тот, кому даровано знание; человек, обладающий практическим знанием. В суфизме арифы обладают внеопытным знанием и являются знатоками духовного пути. В то же время, признается, что арифы тоже могут ошибаться, так как свободны от ошибок и грехов только посланники Аллаха. Однако ошибка арифа на духовном пути подобна ошибке муджтахида в процессе иджтихада.

Арияпередача какой-либо вещи другому лицу для временного пользования. Первоначально ария была обязательной (ваджиб) для мусульман, а затем это повеление было отменено (насх). В настоящее время обязательной она может быть только в исключительных случаях, например, когда кому-нибудь необходима теплая одежда, чтобы не умереть от холода.

О необходимости помощи людей друг другу упоминается в исламских первоисточниках. В Коране говорится: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (5: 2). Таким образом, ария является богоугодным делом в человеческих отношениях. В Сунне также имеются хадисы о том, что пророк Мухаммад брал различные вещи для временного пользования у других людей.

В ханафитском мазхабе обязательным условием (рукном) арии является предложение владельца вещи. Но согласно кыясу (см. Кыяс) еще одним условием является принятие этой вещи со стороны того человека, которому она дается.

Другими условиями (шартами) являются:

Здравомыслие хозяина вещи. Совершеннолетие является условием во всех мазхабах, помимо ханафитского;

Наличие вещи, которая передается для временного пользования другого лица;

право хозяина вещи на передачу вещи другому лицу;

вещь должна быть такой, чтобы ее можно было вернуть после использования (т.е. например, арией не могут быть продукты питания);

передача вещи возможна только в том случае, если она будет для чего-то использоваться.

Арией могут быть различные вещи и даже объекты: территории, дома, одежда, животные и т.д.

Аркам ибн Абу аль-Аркам (ум. в 53/673) — ближайший сподвижник пророка Мухаммада. Родился в Мекке, принадлежал к одному из самых богатых и влиятельных мекканских кланов — махзумитам. На протяжении всей своей жизни Аркам был последовательным сторонником справедливости. Он всегда защищал слабых и нуждающихся. Его имя упоминается еще среди участников «Конфедерации добродетельных» (см. Хильф аль-Фудул). Отличался своей набожностью и аскетизмом.

Несмотря на то, что его родственники были ярыми противниками Ислама, он был в числе первых мусульман и принял веру приблизительно в 17-18 лет.

Его дом к востоку от холма Сафа, стал первым центром мусульманской общины в Мекке. Именно здесь собирались первые мусульмане на свои собрания. Здесь они читали Коран и совершали совместные молитвы. Сюда переехал пророк Мухаммад и на протяжении некоторого времени жил в этом доме. В период жестоких гонений на мусульман, дом Аркама был единственным местом, где мусульмане могли поделиться своими проблемами между собой. Там они встречались с пророком и тайно совершать молитвы. В этом доме приняли Ислам многие люди, в числе которых были Омар, Хамза, Аммар, Мусаб, Сухайб и многие другие. После принятия Ислама Омаром, мусульмане впервые вышли из дома Аркама и открыто совершили молитву в Каабе.

Подвергшись гонениям в Мекке, Аркам был в числе первых мусульман, совершивших хиджру (переселение) в Медину. Там он принял участие в создании и укреплении мусульманского государства, принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и других сражениях.

Аркам был грамотным человеком и был в числе секретарей пророка Мухаммада, которые записывали ниспосылаемые ему Откровения. Он умер в Медине, в возрасте приблизительно 83 лет.

Арш — наивысшее место, которое объемлет все сущее и находится над ним. В этом смысле это слово созвучно с понятием престола, на котором восседает государь, обладающий властью. Этот термин упоминается в коранических аятах 7: 54, 9: 129, 10: 3, 23: 116, 43: 82. В коранических аятах слово «арш» употребляется в смысле, предельной границы всего сущего, которое объемлет все мироздание. Истинная сущность арша ведома только Аллаху. Семь небес, рай, лотос крайнего предела (См. Сидрат аль-Мунтаха) находятся под аршем. Согласно мусульманским толкователям, слово «арш» и утверждение на нем Аллаха не употребляется в буквальном значении. Утверждение Аллаха на арше означает то, что после сотворения мира Он взял на себя руководство всем сотворенным мирозданием.

Некоторые толкователи считали, что арш и слово «курси» (возвышенное место для сидения, трон), которое упоминается в аяте Корана 2: 255 имеют одинаковый смысл (См. Аят аль-Курси). Однако другие говорили о том, что арш объемлет курси и находится над ним.

Асад ибн Зурара (ум. в 1/623) — один из сподвижников пророка Мухаммада, сыграл большую роль в распространении Ислама в Медине. Происходил из племени Хазрадж. Отрекся от язычества до пророчества Мухаммада и был ханифом — последователем авраамического единобожия. Асад был одним из первых мусульман Медины. Он познакомился с пророком Мухаммадом в Мекке, и принимал участие в первой клятве при Акабе. Став одним из первых проповедников Ислама в Медине, Асад столкнулся с определенными трудностями, и попросил пророка послать к ним своего представителя. В ответ, пророк Мухаммад послал в Медину Мусаба ибн Умайра, совместно с которым, Асад вел активную проповедническую деятельность в среде племен Хазрадж и Аус. Дом Асада превратился в основной опорный пункт исламского движения в Медине. После хиджры пророка Мухаммада в Медину, Асад прожил недолго. Он заболел и умер накануне битвы при Бадре.

Асвад аль-Анси (погиб в 11/632) — один из лжепророков Аравии. Он объявил себя пророком и, захватив Сану, стал претендовать на власть в Йемене. Сборщики закята, которые были назначены пророком Мухаммадом, были вынуждены покинуть эту область. Спустя некоторое время, против Асвада выступили мусульмане во главе с персом Файрузом ад-Дайлами, которые разгромили его сторонников. Сам Асвад был убит. Эти события произошли за день до смерти пророка Мухаммада.

Аср — послеполуденные часы, когда совершается обязательный послеполуденный намаз. Отведенное для этого намаза время начинается сразу после окончания времени полуденного намаза, т.е. когда длина тени предмета (без учета остаточной тени) становится равна длине самого предмета, и продолжается до заката солнца, однако очень желательно совершить этот намаз до того, как тень предмета станет в два раза больше длины самого предмета (См. Салат).

Аср ас-Саадат — период счастья. Так называют период жизни пророка Мухаммада. С этого началась исламская история, которая в дальнейшем прошла несколько исторических периодов — Праведных халифов, Омейядов, Аббасидов, Сельджуков и т.д.

Во времена Аср ас-Саадата мусульмане, ведомые лично пророком Мухаммадом, добились потрясающих успехов во всех областях общественно-политической жизни. Ради торжества идеалов Ислама, они не жалели ни своего материального состояния, ни даже жизней.

Асма аль-Хусна — самые прекрасные имена. Этот термин употребляется в отношении имен Аллаха. Эти имена повторяются в зикрах (См. Зикр). В мусульманской традиции принято считать, что Аллах имеет множество имен, которые выражают Его атрибутивные качества. Наличие у Аллаха множества прекрасных имен не нарушает принципа Его единства, так как все они применимы только к Нему и неизменны. Термин «Асма аль-хусна» упоминается в аяте Корана: «Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же его этими именами и не водитесь с теми, кто впадает в ересь [, искажая] Его имена. (7: 180).

В одном из хадисов, пророк Мухаммад сказал: “Кто запомнит 99 имен Аллаха и будет часто повторять их, тот

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн