Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

долгое время среди своего народа и наставлял его на истинный путь. После его смерти народ Израиля впал в еще большие грехи и вызвал на себя гнев Аллаха.

Узза — один из наиболее известных идолов арабских язычников, обожествляемый мекканцами и располагавшийся в местечке Нахль, которое находится между Меккой и Таифом. Это было дерево, над которым было сооружено строение, покрытое покрывалом. После покорения Мекки, Халид ибн аль-Валид разрушил этот идол по приказу пророка Мухаммада.

Укнум — так в каламе называется каждая из ипостасей (трех лиц) христианской троицы. Все три ипостаси вместе называются «аканим ас-саляса». Как известно, до распространения в Риме Христианства, никаких споров относительно сущности Аллаха не было. Сторонники единобожия (таухида) веровали в Его абсолютное единство. После распространения Христианства в Риме в монотеистическое учение стали проникать идеи античной философии и, в частности неоплатонизма, в котором встречается понятие 3-х ипостасей Единого. Заимствованное из античной философии понятия ипостасей Бога не встречается в христианских Евангелиях. На церковных соборах, идея 3-х ипостасности Бога была принята не сразу. Вначале был принят догмат о единосущности двух ипостасей — Отца и Сына, и лишь позднее к ним была присоединена третья ипостась — Рух аль-Кудс (Святой Дух). Все эти споры по поводу Божьей сущности и ипостасей, приводили к ожесточенным конфликтам и столкновениям между различными сектами и направлениями Христианства, среди которых были, как сторонники, так и противники укнума. (См. также Таслис).

Укуба — наказания. Один из четырех основных разделов исламского права, в котором рассматриваются проблемы наказания за правонарушения. Другими тремя разделами мусульманского права, являются Ибада (вопросы, связанные с поклонением), Мунакаха (вопросы, связанные с брачными, бракоразводными, благотворительными и др. проблемами) и Муамала (вопросы, связанные с торговлей, различными сделками).

В исламском праве (фикхе) укуба также означает наказание, которое налагается во имя блага для общества на человека, преступившего Божественный Закон. Наказание определяется только судом, который внимательно изучает каждое преступление и выносит приговор на основании законов шариата.

Укубу можно применить только на основании прямых повелений исламских первоисточников. Запрещается наказывать за какие-либо действия, если для этого нет оснований в Коране и Сунне. Наказанию подлежит только лицо, совершившее преступление, причем мера наказания должна быть адекватна совершенному проступку. Ответственность за свои поступки должны нести все люди, независимо от общественного положения и влияния. Все должны быть равны перед Божественным Законом.

Наказания в исламском праве (фикхе) разделяются на три группы:

1. Пресекающие наказания (хадд). Этот вид наказания применяется за совершение преступлений, которые представляют опасность для морального состояния общества. К этим преступлениям относятся, например, прелюбодеяние (хадд аз-зина), употребление алкоголя, возведение на человека клеветы о его прелюбодеянии (хадд аль-казф), незаконное присвоение чужого имущества (хадд ас-сиркат), разбой на дорогах. За эти виды преступлений полагаются различные виды наказаний, начиная от штрафов, палочных ударов, тюремного заключения, до смертного приговора.

2. Отмщающие наказания (кысас, дийа, каффара, лишение наследства). Этот вид наказания применяется за различные преступления против жизни и здоровья людей. Наказанием за эти преступления является кысас — убийство человека, совершившего убийство, месть. Кысас совершается в соответствии с аятом Корана 2: 179. Однако в особых случаях кысас может быть заменен выкупом за убитого (каффара), либо компенсацией, возмещением ущерба, в случаях убийства или ранения человека (дийа).

Назидательные наказания (тазир). Этот вид наказания применяется за совершение различных противоправных действий, которые вредят людям, причиняют им неудобства. Такими преступлениями являются сравнительно мелкие нарушения, например, нарушение общественного порядка, мошенничество, жульничество. За эти виды преступлений налагается наказание в виде штрафов, тюремного заключения, ссылки, битья палками. В некоторых случаях допускается общественное увещевание.

Улю’ль-Азм — обладатели великой мощи. Этим словом обозначаются 6 великих посланников Аллаха, которые принесли новый шариат, либо являлись родоначальниками общин и вообще всего человечества. Это Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад.

Все пророки Аллаха разделяются на категории:

— Наби, которые были продолжателями религии и законов предыдущих пророков;

— Расули, которые были основателями единобожной религиозной традиции;

— Улю’ль-Азмы, самые великие пророки, которые были основателями общин, либо принесли шариаты;

— Хатм аль-Анбия — последний пророк человечества. Это самая высокая степень пророков и она принадлежит только пророку Мухаммаду.

Умма — община верующих, которая приняла пророков, подчинилась им и уверовала в Аллаха. Во множественном числе «умам». Эти слова упоминаются в Коране более шестидесяти раз, например: «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам» (6: 38).

Некоторые толкователи Корана считали, что в этом аяте говорится о том, что человечество некогда было единой общиной верующих, но потом среди них начались раздоры и они перестали быть единой умой. Другие толкователи считали, что наоборот, человечество некогда было единой общиной неверующих. Поэтому понятие уммы можно относить не только к верующим. По их мнению, вначале была умма неверующих, а после прихода Мухаммада из нее выделилась умма верующих. В подтверждение этой мысли толкователи приводили хадис: «Эта (исламская) умма самая возвышенная среди других» (Ахмад ибн Ханбаль, V, 383). Однако в другом хадисе говорится, что понятие уммы можно относить только к тем общинам, которые подчинились пророкам: «Каждая умма подчиняется своему пророку» (Бухари). Этой точки зрения придерживаются большинство улемов.

Умма может состоять как из одного народа, так и из многих народов, племен и рас. Никакой разницы между ними не ставится. Превосходство одних людей над другими заключается не в происхождении или цвете кожи, а в богобоязненности, праведности и искренней вере: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый» (49: 13). Пример этого показал пророк Мухаммад, в умме которого помимо арабов были представители и других народов и рас. Все они обладали равными правами с арабами. Пророк всегда говорил о единстве всех людей и отвергал расовые и племенные предрассудки. И после него исламская религия никогда не выступала против национальных языков, обычаев и традиций различных народов. Арабский язык обязателен только в богослужениях, что является выражением единства мусульманской уммы.

Умм Кульсум бинт Мухаммад (ум. в 9/630) — одна из дочерей пророка Мухаммада и Хадиджи. Она была обручена со вторым сыном Абу Лахаба Утайбой. Однако еще до начала брачных отношений этот союз был расторжен по настоянию Абу Лахаба, который стал одним из главных врагов пророка Мухаммада.

Умм Кульсум была в числе первых мусульман. Вместе со всеми она совершила переселение в Медину. Там, после смерти своей сестры Рукаййи, по инициативе пророка Мухаммада, она стала женой Османа ибн Аффана, однако потомства у них не было. Этот брак был заключен в 3/624 году. Умм Кульсум умерла незадолго до смерти пророка Мухаммада, в 9 году хиджры.

Умм Салама бинт Абу Умаййа (ум. в 59/679) — одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Настоящее имя Хинд. Дочь Абу Умаййа Сухайля ибн Мугиры ибн Абдуллы ибн Омара ибн Махзума. Она была женой Абу Салама Абдуллы ибн Абд аль-Асада. Они вместе с мужем приняли Ислам и уехали в Эфиопию, спасаясь от гонений на мусульман в Мекке. Затем они вернулись в Мекку и снова совершили переселение (хиджру) в Медину. В битве при Ухуде, ее муж Абу Салама получил смертельное ранение и умер. После этого на Умм Саламе женился пророк Мухаммад. Одной из причин, побудивших его на заключение этого брака, была принадлежность Умм Саламы к мекканскому клану махзумитов, к которым принадлежали такие влиятельные курайшиты, как Абу Джахль и Халид ибн Валид. После этого брака Халид уже не занимал такую непримиримую позицию по отношению к мусульманам, так как у арабов конфликты с родственниками по женской линии считались показателем непорядочности.

Умм Салама была набожной и благочестивой женщиной. Она умерла в возрасте приблизительно 84 лет в Медине.

Умм аль-Муминин — матери правоверных. Так называют каждую из жен пророка Мухаммада. Это – Хадиджа бинт Хувайлид, Сауда бинт Зама, Аиша бинт Абу Бакр, Зайнаб бинт Хузайма, Умм Салама бинт Абу Умаййа, Умм Хабиба бинт Абу Суфьян, Маймуна бинт Харис, Хафса бинт Омар, Зайнаб бинт Джахш, Джувейрия бинт Харис, Сафия бинт Хуйайй; а также его наложницы: Мариам и Райхана.

Умм Хабиба бинт Абу Суфьян (ум. В 44/665) — одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Полное имя Рамла бинт Абу Суфьян Сарх ибн Харб ибн Омейя ибн Абд Шамс. Дочь влиятельного курайшитского лидера Абу Суфьяна ибн Харба.

До Ислама Умм Хабиба отошла от языческой веры своих предков и была последовательницей авраамического единобожия (веры ханифов). Вместе со своим мужем Убайдуллой ибн Джахшем, она приняла Ислам и была одной из первых мусульманок. До принятия Ислама Убайдулла исповедовал Христианство. Спасаясь от гонений курайшитов, они эмигрировали в Эфиопию. Однако там, Убайдулла внезапно отказался от Ислама и, совершив вероотступничество, снова перешел в Христианство. Несмотря на его настойчивые попытки обратить в Христианство свою жену, она осталась верной Исламу и развелась с Убайдуллой. После этого развода для нее наступили тяжелые дни. Она осталась одна на чужбине и не могла вернуться в Мекку по причине того, что ее отец Абу Суфьян был ярым противником мусульман. Узнав обо всем этом, пророк Мухаммад выразил свое восхищение искренней верой этой женщины и ее верностью идеалам Ислама, и послал своего представителя к эфиопскому негусу Наджаши, с просьбой отослать Умм Хабибу к нему в Медину для заключения с ней брака. Этот брак был заключен в 7 году хиджры. Таким образом, Умм Хабиба получила вознаграждение и поддержку за свою стойкость в религии. В то же время, этот брак позволил пророку Мухаммаду ослабить враждебность мекканского лидера Абу Суфьяна по отношению к мусульманам.

Умм Хабиба была набожной и благочестивой женщиной. Она прожила с пророком Мухаммадом 4 года, а после его смерти вела аскетический образ жизни. Умм Хабиба умерла в период правления своего брата Муавии ибн Абу Суфьяна в возрасте 70 лет. В ее передаче известно более 65 хадисов.

Умра — паломничество к мекканской Каабе, которое, в отличие от хаджа, может проводиться в любое время года. Нежелательной (макрух) является только умра, совершенная в день Арафы и на праздник Курбан. В ханафитском и маликитском мазхабах умра является весьма желательным деянием (сунной муаккада), а в шафиитском и ханбалитском мазхабах — обязательным религиозным деянием (фардом).

В основном, обряд умры состоит из семикратного обхода Кааба (тавафа) и бегом между холмами Сафой и Марвой (са’й). Все обряды совершаются также, как при хадже (См. Хадж), однако такие элементы хаджа, как пребывание в Муздалифе или побивание камнями шайтана в Мине, в умре отсутствуют.

Для совершения умры необходимо принять намерение и облачиться

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн