Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

в ихрам на границе священной территории (микат). То, что запрещено в ихраме при хадже, запрещено и при умре. После этого паломники начинают произносить молитву-талбию. После прибытия в мекканскую мечеть Масджид аль-Харам, они совершает семикратный обход Каабы. После этого совершается двухракатный намаз и паломники устремляются к холму Сафа. Оттуда они совершают семикратный бег к холму Марва и обратно (са’й). Окончив этот обряд, они обривают голову и выходят из ихрама. Этим актом умра считается завершенной. (См. также Хадж).

Унс — См. Хайбат и Унс.

Усайд ибн Худайр — сподвижник пророка Мухаммада, один из лидеров мединского племени Аус. Принял Ислам в результате знакомства с представителем пророка Мухаммада в Мекке Мусабом ибн Умайром. Его примеру последовало большое количество его соплеменников — ауситов.

Усайд стал одним из самых набожных людей, и был в числе лучших знатоков Корана, за чтением которого он проводил много времени. Все эти качества Усайда были высоко оценены пророком Мухаммадом.

После хиджры мекканских мусульман в Медину, Усайд активно участвовал в укреплении мусульманской государственности и участвовал во всех сражениях мусульман со своими врагами. Он умер в период правления халифа Омара.

Усама ибн Зейд (ум. в 58/678) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Мать Усамы — Умм Айман, была невольницей отца Мухаммада Абдуллы. После смерти отца, Мухаммад освободил ее. А отец Усамы — Зейд, был невольником его жены Хадиджы. После женитьбы Мухаммада на Хадидже, она подарила его своему мужу, а тот освободил его и женил на Умм Айман. От этого брака и родился Усама, приблизительно в 4 году от начала пророчества Мухаммада. В момент смерти пророка Мухаммада Усаме было 18-20 лет.

Пророк Мухаммад очень уважал и любил Усаму, и его отца Зейда.

Усама ибн Зейд не участвовал в сражениях при Бадре и Ухуде по причине своего несовершеннолетия. Несмотря на его попытки пойти на войну, пророк Мухаммад запретил ему делать это. Только в битве при Хандаке он получил от него разрешение на участие в сражении. После этого он стал участником всех остальных сражений.

В 11 году участились случаи нападения византийских войск на населенные пункты в северной Аравии. В связи с этим, пророк Мухаммад распорядился снарядить армию и послать ее против византийцев. В этом походе намеревались принять участие такие известные люди, как Абу Бакр, Омар, Саад ибн Абу Ваккас, Саид ибн Зейд, Катада ибн ан-Нуман и др. Командиром этой армии пророк назначил молодого Зейда. Однако выступившая в поход армия вернулась обратно в связи с ухудшением состояния и кончиной пророка Мухаммада. Вернувшийся обратно Усама помог Али ибн Абу Талибу в организации похорон пророка. После этого, по настоянию халифа Абу Бакра, армия под его командованием выступила в поход и достигла Сирии. Этот поход оказался успешным и армия вернулась назад с большим количеством трофеев.

После этого, Усама ибн Зейд участвовал во многих сражениях в период правления халифов Абу Бакра и Омара. В то же время, Усама не участвовал в гражданской войне в Халифате, которая началась после убийства халифа Османа. Во время противостояния Али и Муавии он также не присоединился ни к одной из сторон и проживал в Сирии. Затем он переехал в Вади аль-Кура (Северая Аравия). В период правления халифа Муавии, Усама уехал в Медину. Он умер в местности Джурф, неподалеку от Медины. В момент смерти ему было около 60 лет.

Ухуд — известная гора в Медине, около которой в 3 г.х. произошло крупное сражение между мекканскими язычниками и мусульманами. Мусульмане в этом сражении потерпели неудачу из-за допущенной ими недисциплинированности и были вынуждены отступить. Об этом говорится в аятах Корана 3: 165-166. Однако, тем не менее, они сохранили свою боеспособность.

Ушр — десятина, налог в размере одной десятой части с продуктов земледелия, который платят только мусульмане. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и иджмой: «Он — тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (Коран, 6: 141).

Территории, с которых берется налог ушр, должны принадлежать мусульманам, которые добровольно приняли Ислам, либо были захвачены и поделены мусульманами в результате войн, либо же с негодных в прошлом земель, возрожденных мусульманами. (См. также Харадж).

Ф

Фаджр — рассвет или время перед восходом солнца, когда совершается обязательный рассветный намаз. Отведенное для этого намаза время начинается с того момента, когда на небе появятся первые проблески зари и продолжается до восхода солнца (См. Салат).

Фадл ибн Аббас — двоюродный брат пророка Мухаммада и его сподвижник. Принял Ислам до битвы при Бадре, однако не оглашал свою веру. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами, Фадл, вместе со своим отцом Аббасом, совершил хиджру (переселение) в Медину. Первым походом, в котором принял участие Фадл, был поход на Мекку и ее завоевание. После этого, он участвовал в битве при Хунайне. Относительно смерти Фадла точных данных нет. Возможно, он погиб в боях за Сирию с византийской армией. Но есть данные и о том, что он умер естественной смертью.

Фазилят — цена, ценность, духовное превосходство, учтивость, благовоспитанность. Этот термин употребляется в значении изначального, либо приобретенного позднее духовного качества. Во множественном числе это слово звучит как «фазаил» и употребляется в значении прекрасных душевных качеств, способности человеческой души совершать богоугодные поступки.

Фаиз — процент. Рост, прирост, увеличение, ростовщичество. Незаконный прирост определенных товаров или получение с них цены, не соответствующей настоящей цене товара. Такие сделки, а также дача денег под проценты являются очень тяжелым грехом и запрещены шариатом. (Подробнее см. Риба).

Факир — нуждающийся, бедняк. В соответствии с исламским правом факирами являются люди, которые не в состоянии выплачивать закят, размер которого установлен шариатом. Таким людям дают часть закята и другие пожертвования более состоятельных мусульман и они не обязаны резать жертву (курбан). О факирах говорится в кораническом аяте: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха, путникам» (9: 60).

Множественным числом слова факир является «фукара». Это слово может иметь более широкий смысл и означать вообще все человечество, которое нуждается в средствах для своего существования, в отличие от Аллаха. То есть все люди фукара и только Аллах не имеет нужды ни в чем. Это положение закреплено в кораническом аяте «…вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен» (35: 15).

В суфизме слово «факр», от которого происходит факир, означает «нужда в необходимом». Под этой необходимостью, которое пронизывает все материальное и духовное бытие суфия, понимается Бог. Именно так понимается приведенный выше аят. Термин факр приближен к понятиям тасаввуф и зухд. Нужда (факр) бывает двух видов: материальная и духовная. Обладая материальными богатствами, необходимо осознавать, что истинным хозяином всего этого является Бог. При осознании этого, духовно возвышенный человек всегда осознает себя нуждающимся, бедным. Понятие духовной бедности помогает человеку не быть рабом накопленных им материальных ценностей, но не запрещает их накопление.

Факих — знающий человек, знаток исламского права (См. Фикх), Во множественном числе «фукаха». Факихами являются муджтахиды, которые имеют право выносить самостоятельные правовые вердикты и обязаны опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (См. Иджтихад). Если же факих не является муджтахидом, то он обязан ссылаться при вынесении правовых предписаний на работы муджтахидов. Правовое предписание, которое выносится факихом называется фетвой.

В ранней истории Ислама факихами являлись наиболее грамотные и образованные сподвижники пророка Мухаммада. Их было около 130 человек. Среди них наиболее выдающимися были лишь семеро сподвижников: Омар ибн Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Аиша бинт Абу Бакр, Зейд ибн Сабит, Абдулла ибн Масуд, Абдулла ибн Аббас и Абдулла ибн Омар.

Среди учеников сподвижников пророка известными факихами являлись Саид ибн Мусаййаб, Урва ибн Зубайр, Касим ибн Мухаммад, Абу Бакр ибн Абд ар-Рахман, Убайдулла ибн Абдулла, Сулейман ибн Йасар Хариджа ибн Зейд ибн Сабит.

В тот же период, в Исламе стали появляться правовые школы (мазхабы), которые были связаны с именами сподвижников пророка и их последователями. В выработке правовых методов различных мазхабов большую роль сыграли такие правоведы, как Нафи, Алкама ибн Кайс, Ибрахим ан-Нахаи, Хаммад ибн Абу Сулейман.

В последующие годы, в различных регионах Халифата стали функционировать правовые школы, в которых работали и преподавали выдающиеся мусульманские правоведы, такие как мединец Малик ибн Анас, басриец Хасан аль-Басри, куфиец Абу Ханифа, сириец аль-Авзаи, египтянин аш-Шафии, багдадец Ахмад ибн Ханбаль и многие другие. Все они разрабатывали и использовали в своей деятельности различные правовые методы и системы. Большинство из этих мазхабов не дошло до нашего времени. В настоящее время в суннитском Исламе существует только четыре правовых мазхаба. (Подробнее о них см. Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб и Ханбалитский мазхаб).

Фалсафа — философия. Этим термином в средневековье называли сочинения и рассуждения философов, которые опирались на методы античных мыслителей. Однако мусульманская философия опиралась не только на греческое наследие. В ней использовались и положения исламской религии.

С самых древнейших времен, регион Ближнего Востока и южного Средиземноморья был колыбелью мировой научной и философской мысли. К периоду арабского завоевания, здесь были известны и развивались идеи аристотелизма, платонизма, пифагорейства, неоплатонизма. Большую роль в развитии мировой философской мысли в то время играла Сирия, которая была местом смешения эллинистической культуры с ближневосточной. Такие выдающиеся философы-неолатоники, как Порфирий и Ямвлих были сирийского происхождения. Одна из известных философских школ поздней античности располагалась в Эдессе.

После становления Христианства государственной религией Риской империи (в частности, ее восточной части), религиозные деятели совместно с представителями императорской власти вели непримиримую борьбу с любыми идеями, которые могли составить конкуренцию идеологии этой религии, либо раскритиковать ее положения. Таким образом, древние традиции и устои античной философии и науки стали подвергаться ожесточенному давлению и репрессиям со стороны христианской церкви, выступившей в союзе с государством. Одни за другими стали закрываться философские школы. Сами философы подвергались гонениям, а их книги публично сжигались на кострах. Последняя философская школа неоплатоников в Афинах была закрыта в 529 году.

Жестокие гонения начались и по отношению к тем христианским учениям, которые не соглашались с учением господствующей в империи Православной церкви. Все они были объявлены еретиками. В основном это были

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн