Она родилась в Мекке, предположительно через пять лет после пророческой миссии своего отца и пережила его на несколько месяцев. Фатима была женой Али ибн Абу Талиба и матерью его сыновей – Хасана, Хусайна, Мухсина, а также дочерей — Зайнаб и Кульсум. Место ее захоронения неизвестно.
В мусульманской традиции Фатиму также называют именами — Сиддика, Мубарака, Тахира, Закийа, Разия, Марзийа, Мухаддиса, Захра.
В целом, Фатима не принимала активного участия в политической жизни. Единственным значительным событием в ее истории был иск, который она предъявила после смерти пророка Мухаммада на наследование территории оазисов Фадак и Хайбар, а также доходов с них. Однако халиф Абу Бакр отказался удовлетворить просьбу Фатимы о передаче ей и ее потомкам этих земель, сославшись на хадис самого пророка, смысл которого заключается в том, что Божьи пророки не оставляют наследства, и все оставленное после них имущество раздается в качестве пожертвования.
Фатима очень почитаема в среде всех мусульман. Но особое положение ей придается в шиитской традиции. В средние века, в период возвышения исмаилитской династии Фатимидов, которая возводила свою родословную к Фатиме, в среде некоторых «крайних» групп существовало даже ее благоговейное, экзальтированное почитание, близкое к культу, который практиковался в других религиозных традициях. «Умеренные» шииты же воздерживались от таких крайних воззрений. Тем не менее, в религиозной доктрине «умеренных» шиитов-иснаашаритов Фатима занимает особое положение и объявлена непогрешимой. В их традиции, она, наряду с пророком Мухаммадом и 12 имамами, входит в число «14 непогрешимых (масум)» (См. Иснаашариты).
Что же касается суннитского большинства, то они выступают против «крайних» форм почитания Фатимы. В суннитской доктрине особого возвышенного и благоговейного отношения к ней нет, хотя они тоже почитают и уважают дочь пророка, и все его семейство. Также сунниты не считают ее непогрешимой, в отличии от шиитов.
Фей — военная добыча, приобретенная без боя, которая не распределяется между воинами. Одна пятая этой добычи остается в распоряжении мусульманского правителя, а остальные четыре пятых распределяются между родственниками пророка Мухаммада (потомками Хашима и аль-Мутталиба), сиротами, бедняками и нуждающимися странниками (См. также Ганима).
Фетва — в исламском праве разъяснение какой-либо проблемы религиозно-правового характера, а также ответ на вопрос религиозного характера, который дает компетентный человек. Во множественном числе «фатава». Ученый, который дает ответы на вопросы религиозно-правового характера называется муфтием. Сделанное же им заключение называется фетвой. Ответ на поставленный вопрос называется ифта, а обращенный к муфтию вопрос называется истифта. В Коране говорится: «…спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете…» (16: 43).
Фетвы выдавались еще в самой ранней истории Ислама. Сподвижники по всем вопросам обращались к пророку Мухаммаду. В то же время, он дал разрешение на выдачу фетв некоторым своим сподвижникам. Одним из них был Муаз ибн Джабал, которого пророк послал наместником в Йемен. Муфтиями могут быть и женщины. Примером этого является жена пророка Мухаммада Аиша, которая была знатоком хадисов и давала фетвы.
После пророка наиболее образованные из его сподвижников выдавали фетвы по различным вопросам религиозного характера. Праведные халифы, а также омейядский халиф Омар ибн Абд аль-Азиз были одновременно руководителями государства и муфтиями. Однако в последующие годы эти функции были разделены. Фундаментальные мусульманские правовые системы были введены муджтахидами, которые не занимались государственными делами. В правовых школах все фетвы стали записываться в специальные правовые сборники. Это делалось в целях удобства для того, чтобы не возвращаться всякий раз к решению уже решенных правовых вопросов. Позднее эти сборники были систематизированы и были изданы в виде книг. Муфтии стали решать различные проблемы правового характера и издавать фетвы на основании этих книг. Примером такого фундаментального сборника фетв является многотомное издание «Фатава аль-Хиндия», в котором собраны основные фетвы ханафитского мазхаба. Этот сборник был составлен индийскими улемами по приказу султана Мухаммада Аурангзеба (ум. в 1118/1706 году)
Фидйа — выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения; искупительная милостыня. Например, если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, то взамен каждого дня поста он обязан выплатить фидйа, размер которого равен размеру закята аль-фитр (См. Закят аль-Фитр). По этому поводу имеется аят Корана: «А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (2 : 184).
Если по состоянию здоровья мусульманин выплатил за пропущенные дни поста фидйу, но затем излечился и стал в состоянии держать пост, то он обязан сделать это взамен всех пропущенных дней (См. Каза).
Выкуп можно брать также взамен освобождения пленных, захваченных на поле боя: «Когда вы встречаетесь с неверными [в бою], то рубите им голову. Когда же вы разобьете их совсем, то крепите оковы [пленных]. А потом или милуйте, или же берите выкуп [и так продолжайте], пока война не завершится» (Коран, 47: 4). Однако это отпускается на усмотрение военного командования, которое может пойти на освобождение пленных врагов за выкуп, если посчитает это целесообразным.
Фикх — знание, глубокое понимание. Этим словом обозначается исламское право.
Слово фикх (ФКХ) встречается в нескольких аятах Корана, например: «Почему же эти люди никак не могут понять (ла йаФКаХун) рассказа?» (4:78). В других аятах (7: 179; 11: 91) о язычниках также говорится как о людях не понимающих, не знающих.
В хадисах также встречается слово фикх, например: «Аллах кого захочет, того сделает ФаКиХом (т.е. человеком, который знает все тонкости религии)» (Бухари, Ильм 10).
Как видно из смысла этих аятов и хадисов, первоначально, в период жизни пророка Мухаммада, слово «фикх» употреблялось в значении углубленного понимания и знания различных аспектов религии. Именно в этом значении понятие фикх употреблялось в первые десятилетия после пророка (в период жизни его сподвижников и табиунов). Один из основателей системы мусульманского права Абу Ханифа назвал свое известное сочинение «Фикх аль-Акбар», то есть важными проблемами, которые нуждаются в правильном понимании. В этом сочинении он писал, что фикх — это знание человеком того, что ему полезно и вредно.
С протяжением времени, упомянутое в исламских первоисточниках слово «фикх» постепенно стало пониматься в еще более широком значении. Предмет фикха стал охватывать обширные области как взаимоотношения человека и общества, так и человека и Аллаха. Стало уделяться внимание также индивидуальным проблемам человека. Следует отметить, что все это имело место и в период жизни пророка и сподвижников. Но в последующие десятилетия, система фикха стала систематизироваться со стороны мусульманских правоведов и приняла свой окончательный вид, в котором она известна на сегодняшний день.
Таким образом, «глубокое понимание» и «знание» всего того, что Аллах позволил людям и того, что Он запретил, необходимо для того, чтобы на доказательной основе выводить абсолютно все религиозные правовые предписания. Все предписания выводятся только на основании данных четырех источников: Корана, Сунны, иджмы и кыяса.
Развитие системы мусульманского права (фикха) происходило на протяжении нескольких исторических периодов. В период жизни пророка Мухаммада появились основные источники мусульманского права — Коран и Сунна. После этого его сподвижники на протяжении нескольких десятилетий занимались толкованием Божественного откровения и разъяснением его смысла. После этого мусульманские правоведы стали записывать и систематизировать положения исламского фикха. Тогда же выделились две основные школы исламского фикха — иракская и хиджазская (См. Асхаб аль-Хадис и Асхаб ар-Ра’й). Именно в этот период стал временем становления фикха в качестве фундаментальной правовой системы. К III/X веку окончательно сформировались различные правовые школы (См. Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб,Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб,Захиритский мазхаб).
Все правовые предписания в мусульманских правовых школах (мазхабах) выносятся на основании Корана и Сунны и являют собой Божественный закон, который не может быть никем отменен. Этим самым мусульманский фикх отличается от всех других правовых систем, которые введены людьми. В тех случаях, когда мусульманский правовед (факих) не может найти буквальное решение той или иной проблемы на основании Корана и Сунны, а также, когда по данному вопросу нет единогласного мнения мусульманских ученых (См. Иджма), он может обратиться к другим, альтернативным правовым методам (См. Кыяс, Истихсан, Орф, Ра’й)
Предмет фикха делится на три больших раздела. Первый (См. Ибада) охватывает обязанности и проблемы человека по отношению к Аллаху. Во втором разделе (См. Муамала) рассматриваются проблемы взаимоотношений человека с обществом. Сюда относятся такие важнейшие общественные проблемы, как мораль, этика, семья, личность, ответственность за преступления и нарушения закона, межнациональные и межрелигиозные отношения. Третий раздел (См. Укуба) рассматривает проблемы наказания за правонарушения.
Ученые, которые трудятся в этой области, называются факихами. Они обязаны знать арабский язык, Коран, Сунну, иджму (согласованное мнение по различным вопросам со стороны исламских ученых), методы кыяса (суждения по аналогии), которые являются источниками фикха, а также иметь правильные вероубеждения, обладать повышенным восприятием наук, быть правдивыми и набожными людьми. (См. Факих).
В суннитском Исламе существует 4 фикха (ханафи, малики, ханбали и шафии), а в шиизме преобладает джафаритский фикх.
Фирдаус — райский сад. См. Джанна.
Фираун — фараон. Этот титул носили древние египетские монархи. Об одном фараоне повествуется в нескольких аятах Корана (например, 7: 103). Он обожествил себя и жестоко преследовал пророка Мусу (Моисея) и его народ. По воле Аллаха, он утонул в море, когда пытался недопустить ухода Мусы и его соплеменников из Египта. В последний момент он раскаялся, но Аллах не простил его. (Подробнее см. Муса).
Х
Хабар аль-Ахад — сообщение, переданное одним человеком. Такие сообщения не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сообщениям мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир).
Сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданное малым количеством путей называется хадис аль-ахадом. Хадисы ахад разделяются на три категории: машхур (известные), азиз (редкие) и гариб (одинокие), — которые переданы со слов соответственно трех, двух и одного передатчика.
Что касается доказательности хабарами-ахад тех или иных положений исламского вероучения, то тут существовали различные мнения. Некоторые улемы допускали это при условии, что все передатчики этих хадисов должны быть надежными и их цепочка должна быть непрерывной (См. Хадис). Этого мнения придерживались Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, Ашари.
Однако большинство улемов относилось к этой проблеме более осторожно, считая, что, несмотря на надежность передатчиков и их неразрывную цепочку, нет никакой гарантии того, что они не могли ошибаться. Поэтому они предполагали их достоверность, но не были до конца в этом убеждены. Они говорили, что на основании данных хадисов-ахад нельзя строить вероучительные основы религии, так как идейный фундамент веры не может быть построен на предположениях. Те улемы, которые придерживались этой позиции, обосновывали ее кораническими аятами: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания…» (17: 36);