Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

цепочки передатчиков которого отсутствует;

— Маджхуль (неизвестный) — сообщения, в которых один из передатчиков неизвестен авторитетным знатокам хадисов;

— Маклуб — хадисы, в текстах или цепочках передатчиков (рави) которых имеют место разночтения;

— Макту (разорванный) — сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него;

— Мудаллас — хадисы, в передаче которых отсутствует упоминание первого передатчика (рави).

— Мудтариб (запутанный) — сообщение, передатчики которого делают различные утверждения, которые могут затрагивать как иснад, так и текст хадиса. Мухаддисы не имеют достаточно оснований для того, чтобы отдать предпочтение одному из мнений;

— Мункати (оборванный) — сообщение, в иснаде которого есть отсутствующее звено либо безымянный передатчик;

— Мурсаль (отпущенный) — сообщение, переданное каким-либо табиуном, но в передаче которого не упоминается непосредственно имени сподвижника, от которого он услышал этот хадис.

— Шазз — единственный в своем роде. Так называются предания, переданные каким-либо достаточно приемлемым передатчиком, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков (См. Шазз).

Наука о хадисах разделяется на несколько разделов, некоторыми из которых являются следующие:

1. Риваят аль-Хадис, который исследует проблемы, связанные с собранием и передачей текстов различных сообщений сунны (хадисов);

2. Дираят аль-Хадис, в котором исследуются проблемы, связанные с достоверностью этих сообщений, цепочкой их передатчиков (иснадом);

3. Джарх и Тадил, в которых изучаются личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки. В специальных книгах все передатчики хадисов (рави) перечисляются в алфавитном порядке. О них и об их жизни дается специальная информация, в том числе и о том, от кого и когда они слышали хадисы и кому их передавали;

4. Риджалу’ль-Хадис, в котором исследуются биографии и уровни передатчиков хадисов;

5. Илялю’ль-Хадис, в котором изучаются внешне невидимые, скрытые причины, которые не дают возможности относить тот или иной хадис в разряд достоверных;

6. Гарибу’ль-Хадис, в котором изучаются некоторые слова, которые редко употреблялись в арабском языке, либо были привнесены в этот язык позднее;

7. Мухталифу’ль-Хадис, который изучает различные хадисы, в которых присутствуют некоторые кажущиеся внешние противоречия и устраняет их.

8. Насх и Мансух, в котором изучается отмена правового действия одного хадиса другим.

Сборники хадисов

Все сборники хадисов по степени достоверности и надежности разделяются на категории.

В первую категорию входят сборники, в которых содержатся не вызывающие никаких сомнений общеизвестные (мутаватир), достоверные (сахих), известные (машхур) и хорошие (хасан) хадисы. К этой категории суннитская традиция относит сборники хадисов Бухари и Муслима «Сахих» и «Муватту» Малика ибн Анаса.

Вторую категорию составляют книги, по степени достоверности хадисов уступающие сборникам первой категории, но, тем не менее, достойные внимания в связи с тем, что и там авторы применили в отборе сообщений свои методы. Ко второй категории относятся сборники «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Давуда и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля. Данные этих двух категорий книг используются в суннитском Исламе в качестве доказательств вероучительного и правового характера.

К третьей категории относят сборники, в которых наряду с достоверными (сахих) хадисами имеются и слабые (заиф). В эту категорию входят сборники Байхаки, Табарани, Абд ар-Раззака и Тахави. Этими сборниками пользуются только специалисты.

К четвертой категории относятся сборники, которые появились после эпохи великих мухаддисов. Там содержатся различные повествования, которые не отвечают требованиям науки о хадисах. На основании данных этих сборников нельзя выдавать правовое предписание, а тем более на основании их данных не может формироваться мировоззрение мусульман.

В умеренном шиизме методы и терминология науки о хадисах во многом сходны с суннитскими, хотя там имеются и некоторые отличительные особенности (См. Иснаашариты).

Некоторые термины, которые используются в науке о хадисах:

Адалят — соответствие передатчиков хадисов нормам и принципам справедливости. Это одно из необходимых требований, предъявляемых к передатчику какого-либо хадиса, на основе которого определяется степень его достоверности.

Ан’ана — установление круга лиц, от которых исходит то или иное сообщение относительно религии. В определенном смысле это традиция.

Идрадж — прибавление одной вещи к другой. В науке о хадисах — прибавление к хадису, рассказанному каким-либо человеком своих слов, которых нет в оригинале. Обнаружить идрадж можно только в случае, если имеется тот же хадис в передаче других людей.

Иснад — цепочка рассказчиков хадиса, их ряд и поименное упоминание.

Масанид — муснады (См. ниже). Общее название сборников хадисов Ахмада ибн Ханбаля, Абу Йалы, Абдуллы Дарими и Ахмада Беззара.

Муватта — так называется известный в мусульманском мире сборник хадисов имама Малика ибн Анаса. Этот сборник считается первым сборником хадисов.

Муснад — хадисы, которые относятся к пророку Мухаммаду, переданные конкретными названными по имени сподвижниками, которые их слышали.

Муттафа-кун алейхи — хадисы, которые одновременно вошли, как в сборник хадисов Бухари, так и Муслима.

Муфтара — вымышленные, сфальсифицированные хадисы, которые были сочинены лицемерами и отступниками, внешне представляющимися мусульманами.

Рави — человек, повествующий или передающий какое-то известие (См. Рави).

Ривая — предание, повествование. Это слово в основном применяется в отношении лица, который передал то или иное сообщение.

Сахихейн — два «Сахиха». Сборники достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима, которые считаются самыми авторитетными в суннитском Исламе.

Сунан — сборники четырех выдающихся мухаддисов Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа.

Тасниф — собрание хадисов пророка Мухаммада с дальнейшим разделением их на соответствующие тематики и издание в виде книг. Впервые эта работа была проведена по приказу омейядского халифа Омара II ибн Абд аль-Азиза.

Тахридж — нахождение и описание истоков хадисов, цепи их передатчиков, подробностей их передачи, степени достоверности и т.д.

Фард — индивидуум, единственный. Этим термином обозначают хадис, который в цепи передатчиков «рави» восходит к одному из табиунов. Такие хадисы также называют «гариб».

Хабар — Известие о какой-либо вещи; сообщения, сохраненные в устной традиции. Это слово упоминается в кораническом аяте 49: 6. Во множественном числе «ахбар». В науке о хадисах «хабар» — это какое-либо сообщение, восходящее к пророку Мухаммаду, его сподвижникам и табиунам. Но в большинстве случаев хабаром называют сообщение, переданное сподвижниками и табиунами. А непосредственные слова пророка в этих сообщениях называют хадисом. (См. Хабар аль-Хадис и Хабар аль-Мутаватир).

Шарх — комментарий, объяснение, которое дается к различным аятам Корана и хадисам пророка Мухаммада.

Хадис аль-Кудси — Богооткровенные хадисы, которые отличаются от остальных сообщений тем, что они исходили непосредственно от Аллаха. То есть, смыслы этих хадисов исходили от Аллаха, но воспроизводил их пророк Мухаммад своими словами, благодаря полученному откровению, которое до него мог довести ангел Джибрил, либо оно могло дойти до него посредством внеопытного озарения или сна. Таким образом, хадисы-кудси, как и аяты Корана были результатом Божественного откровения. Однако, по замыслу Создателя, они не вошли в Коран и изначально не были введены в его состав.

Наряду со сходством между кораническими аятами и хадисами-кудси есть и ряд отличий между ними. Например, все хадисы-кудси начинаются словами Аллаха «О рабы Мои…» и самому сообщению предшествуют слова: «пророк, передал, что Всемогущий и Великий Господь сказал…».

Помимо этого имеются и другие отличия. Например, в хадисах-кудси отсутствует присущая аятам Корана чудесность и неподражаемость по форме, стилю и содержанию (иджаз аль-куран). Хадисы-кудси не передавались многими путями передатчиков (См. Хабар аль-Мутаватир), а известны в единичных сообщениях (См. Хабар аль-Ахад).

В практической области различия состоят в том, что аяты Корана читаются в намазе, а хадисы-кудси — нет. К записям аятов нельзя прикасаться в состоянии ритуальной нечистоты, а к записям хадисов-кудси можно.

По сравнению с обычными хадисами, хадисов-кудси не так много. Известно всего сто таких сообщений. Некоторые мухаддисы собрали их в отдельных сборниках. Одним из них является сборник Абд ар-Рауфа аль-Мунави (1031/1622) «аль-Итхафат ас-Сания би’ль-Ахадис аль-Кудсия».

Пример хадиса-кудси из сборника хадисов Муслима:

«Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, передал, что Всемогущий и Великий Господь сказал: “О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной между вами, так не притесняйте же друг друга!”».

Хазрадж — одно из мединских племен. До Ислама их главным божеством был идол Манат. После принятия Ислама хазраджиты составили часть ансаров (См. Ансары).

Это племя первоначально проживало в Йемене, а затем, вместе с родственным им племенем аус (См. Аус), перекочевало на территорию Йасриба (Медины). Спустя время между этими племенами вспыхнула вражда, которая продолжалась многие десятилетия. В этом противостоянии хазраджитов поддерживало иудейское племя кайнука. Последним кровавым столкновением ауситов и хазраджитов была битва при Буасе. Благодаря поддержке иудеев из племени Курайза и Надир, а также некоторых других арабских племен, ауситам удалось нанести хазраджитам поражение. Но, ослабленным многолетним противостоянием ауситам воспользоваться этой победой не удалось. В ответ хазраджиты отправили в Мекку своих представителей, чтобы заручиться поддержкой курайшитов. Там они встретились с пророком Мухаммадом и поняли, что религия, основы которой он им разъяснил, поможет им преодолеть многолетнюю вражду с ауситами. Принятие ими Ислама привело ауситов к аналогичному шагу. Во время первой клятвы Акабы (См. Акаба) вместе с десятью хазраджитами к Мухаммаду приехали и присягнули двое ауситов. Во второй клятве Акабы хазраджиты были представлены еще большим количеством людей. Они поклялись защищать пророка Мухаммада и предоставить убежище всем гонимым мекканским мусульманам. После переселения мекканских мусульман в Медину, хазраджиты вместе с ауситами составили влиятельное сословие ансаров.

После этого вражде ауситов и хазраджитов был положен конец. Они вместе приняли участие в исламском движении и стояли у истоков мусульманской государственности. После смерти пророка Мухаммада хазраджиты первоначально выдвинули на пост халифа кандидатуру Саада ибн Убады. Но затем, вместе с мухаджирами и ауситами согласились признать халифом Абу Бакра.

Хайбат и Унс — эти суфийские состояния возвышаются над кабзом и бастом (См. Кабз и Баст). Хайбат стимулирует одновременно чувства боязни и уважения и стоит над кабзом, а унс зажигает человека и расширяет его душу от размышлений об Аллахе. Хайбат придает душе чувство беспокойства и даже испуга от того, что Аллах совсем рядом. Унс приводит к искренности в отношениях между любимым и возлюбленным и устраняет официальность.

Хайз — менструация. Ежемесячные маточные кровотечения у женщин. Такую женщину называют «хаиз». Как известно, организм женщин периодически выделяет три вида выделений:

1. Ежемесячные менструации (хайз);

2. Выделения, которые происходят вне менструальных циклов, обычно при каких-то женских заболеваниях (См. Истихаза);

3. Послеродовые выделения (См. Нифас).

В доисламский период, арабы, в периоды женских менструаций, совершали с ними анальные сношения. А в некоторых культурах, женщины в эти периоды считались нечистыми. Мужья не подходили к ним, отказывались делить с ними пищу.

Исламская религия отвергла такое отношение к женщинам. В Исламе менструации являются нормальным физиологическим процессом и женщины в этот период не являются нечистыми. Нечистой у них является только менструальная кровь. В одном из хадисов пророк Мухаммад сказал: «Этот хайз предначертан Аллахом дочерям Адама» (Бухари, Хайз, 1, 7; Муслим, Хадж 119, 120; Абу Давуд, Манасик, 23). В другом хадисе

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн