он сказал: «Все свои дела они могут продолжать, как и в обычное время. С ними только запрещено вступать в половую близость» (Муслим, Хайз, 16; Насаи, Тахара, 18; Ибн Маджа, Тахара, 12).
Анальная близость, которую практиковали со своими женами арабы-язычники, была запрещена. В аяте Корана также говорится о том, что мужчинам запрещено во время месячных женских циклов вступать с ними в половую близость: «Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся» (2: 222). В ханафитском, шафиитском и маликитском мазхабах, если мужчина имел половую близость с женщиной во время менструаций, то ему необходимо раскаяться в совершенном грехе, но каффару выплачивать не нужно (См. Каффара).
В ханафитском мазхабе принято считать, что уже в девять лет у девочки уже могут начаться первые менструации. А прекращаются они у женщин приблизительно в 55 лет.
В маликитском мазхабе, выделения, которые выходят у девочек ранее 9 лет менструальными не считаются. Кровь, которая выделилась у них в возрасте от 9 до 12 лет, должна быть показана специалисту. Если он определил, что это менструальная кровь, или усомнился в этом, то принято считать, что у девочки менструации начались. А после 13 до 50 лет, кровь, которая циклично выделяется у женщин, является менструальной.
В маликитском мазхабе выделения, которые выделяются у женщин в возрасте от пятидесяти до семидесяти лет, должны быть показаны специалисту. Если он определил, что они не менструальные, то они таковыми считаться не будут. А после семидесяти лет любые выделения более не считаются менструальными.
В шафиитском же мазхабе есть мнение о том, что не существует верхнего предела прекращения менструаций. Считается, что они могут продолжаться на протяжении всей жизни. Все зависит от конкретного организма женщины и условий внешней среды. Однако в большинстве случаев менструации прекращаются приблизительно к 62 годам.
В ханбалитском мазхабе считается, что менструации прекращаются в 50 лет, а все выделения после этого больше менструальными не считаются.
В ханафитском мазхабе менструальной считается кровь, которая выделяется на протяжении как минимум трех дней. Если выделения продолжались меньше этого срока, то это состояние считается не хайзом, а истихазой (См. Истихаза). В этом мазхабе максимальный срок для менструаций определен в 10 дней. Если выделения продолжаются больше этого срока, то они считаются истихазой.
В шафиитском и ханбалитском мазхабах менструациями считаются выделения, которые, как минимум, выделялись на протяжении одного дня и одной ночи. А максимальный срок определен в 6-7 дней. В маликитском же мазхабе минимальный срок вообще не определен, а максимальный срок определяется в 30 дней.
В период менструаций женщинам запрещается совершать намаз и держать пост. Пропущенные во время этого периода намазы восполнять не нужно, а пропущенные дни обязательного поста в месяц Рамадан им необходимо восполнить.
Во время месячных циклов, женщинам также запрещается совершать обход Каабы (таваф), находиться в мечети, читать Коран и прикасаться к его страницам. Мужу нельзя также в этот период разводиться с женой. После окончания менструального периода женщина должна очиститься совершением полного омовения (гусля).
Хакимиты — одна из исмаилитских (батинитских) сект, признающая идею боговоплощения. Они считали, что Аллах воплощается в имамов. Поэтому им необходимо совершать акты служения и поклонения. Основателем этой секты был Фатимидский халиф аль-Хаким Биамриллах (386/996-411/1021), который объявил себя воплощением Божества. Аль-Хаким затем был убит. Но его последователи объявили, что он не умер и вернется.
Хал — в суфизме чувства радости и тоски, покоя и стеснения, которые входят в сердца духовных «путников» (саликов). Во множественном числе — Ахвал. Эти чувства не зависят от их усилий или прихотей, а исходят от Аллаха. Поэтому, если приходит состояние хала, то суфий не может его отдалить от себя. Точно также он не может сам ввести себя в это состояние.
Халал — в исламском праве разрешенные вещи и деяния. Примером халала являются браки, употребление в пищу любых видов рыб, прибыль в результате торговой операции проведенной в соответствии с правилами шариата и т.д. Противоположным халалу термином является харам.
Халид ибн Валид (ум. в 21/642) — выдающийся мусульманский полководец, один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Мекке, принадлежал к влиятельному мекканскому клану махзумитов. Принял Ислам в 7 году хиджры.
Первоначально Халид был противником мусульман и воевал с ними на стороне курайшитов. До заключения Худайбийского мира, он был одним из командиров военных отрядов мекканцев. Еще в то время проявился его полководческий талант. Благодаря его тактическим маневрам мекканцам удалось нанести поражение мусульманам в битве при Ухуде.
После заключения Худайбийского мира, пророк Мухаммад выразил его брату Валиду свое сожаление по поводу того, что такой талантливый человек как Халид, все еще остается в рядах язычников. Валид передал слова пророка Халиду, и тот, вместе с Амром ибн аль-Асом, прибыл к Мухаммаду в Медину и принял Ислам.
В 8 году хиджры Халид впервые в составе мусульманской армии участвовал в битве при Муте с византийцами. В этой битве погибли мусульманские командиры и он взял командование на себя. Благодаря верно выбранной им тактике боя, мусульманам удалось избежать разгрома и организованно отступить. За боевые заслуги в битве при Муте, пророк назвал его Сайфуллой (Меч Аллаха).
Во время завоевания Мекки мусульманами, Халид командовал кавалерией и подавил сопротивление малочисленных групп мекканцев. После завоевания Мекки, пророк Мухаммад отправил его сокрушить идол Уззу, который был почитаем в среде арабов-язычников. Затем Халид геройски сражался в битве при Хунайне и получил там тяжелое ранение. Он участвовал и в осаде Таифа. Пророк Мухаммад отправил его против правителя Думат аль-Джандала Укайдира. Халиду удалось пленить его и привести в Медину. В 10 году хиджры он отправился в Наджран и способствовал принятию Ислама значительной частью населения этого региона.
После смерти пророка Мухаммада, Халид был послан халифом Абу Бакром против вероотступников. Он разгромил лжепророка Тулайху ибн Хувайлида в Бузахе. Затем он отправился против племени Тамим. Там их лидер Малик ибн Нувейра сдался ему. Однако, несмотря на это, Халид убил его. Сменивший Абу Бакра халиф Омар не одобрил убийства Малика и посчитал действия Халида превышением своих полномочий. Затем Халид выступил в поход на Йамаму против лжепророка Мусайлимы, который был разгромлен и убит. После разгрома лжепророков, Халид выступил против племен, которые отказывались выплачивать закят. Все они были приведены к покорности.
В 12 году хиджры, Халид ибн Валид отправился на войну с Сасанидским Ираном в Ирак. После двух месяцев ожесточенных сражений войска под его командованием полностью разгромили персов и установили контроль над Хирой и побережьем реки Еврат. После этих побед пришло известие о том, что византийские войска перешли в наступление против мусульман в Сирии. В связи с этим, Халид получил от халифа приказ передать командование войсками в Ираке аль-Мусанне и двигаться с другой частью войск в сирийском направлении. В 13 году хиджры войска под его командованием завоевали Аджнадейн, Дамаск, Хомс, Иерусалим. Была достигнута великая победа при Ярмуке. Таким образом, после этих побед почти вся Сирия перешла под контроль мусульман.
Халид был достаточно строгим и требовательным командиром. Но, в то же время, он иногда совершал самовольные действия, не получив на это разрешения от политического руководства Халифата. Например, будучи на иракском фронте, он неожиданно покинул расположение войск и уехал в хадж. За такие поступки он смещен с должности командующего войсками халифом Омаром, который был недоволен им еще с периода правления Абу Бакра, который, однако, не решился сместить его с должности командующего войсками. Кроме этого, до халифа Омара дошла информация о растрате Халидом материальных средств. Он в избыточном количестве тратил их для своих бойцов, что могло привести также к снижению боеспособности армии. Вместо Халида, халиф Омар назначил командующим армией Абу Убайду ибн аль-Джарраха.
Сместив Халида с должности командующего армией, халиф Омар вызвал его в Медину для дачи показаний относительно своей деятельности. Однако серьезных нарушений со стороны Халида выявлено не было. Затем их отношения поправились и халиф Омар перевел его на государственную службу.
Несмотря на смещение Халида с поста командующего армией и некоторого недовольства халифа Омара отдельными эпизодами его деятельности, заслуги этого выдающегося человека трудно переоценить. Его полководческий талант в немалой степени способствовал многим победам мусульманских армий.
В передаче Халида известно также 18 хадисов.
Великий мсульманский полководец Халид ибн Валид заболел и умер в сирийском городе Хомс.
Халиф — тот, кто приходит после кого-то и представляет его. Во множественном числе хулафа. Это официальный титул руководителя исламского государства (См. Халифат). Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, имамом всех мусульман, хранителем и исполнителем законов Аллаха на земле. Он обеспечивал функционирование всех государственных органов в соответствии с законами шариата. В его обязанности входило поддержание законности в стране, охрана границ государства, создание всех необходимых условий для нормальной жизнедеятельности граждан, сохранность их имущества.
В соответствии с положениями суннитского Ислама, халифом может быть человек, который обладает следующими качествами:
1. Быть мусульманином;
2. Быть мужчиной;
3. Быть в здравом рассудке;
4. Быть справедливым;
5. Хорошо знать все религиозные предписания и быть способным выносить необходимые жизненно важные решения;
6. Основные органы жизнедеятельности должны быть здоровыми;
7. Необходимо умение справляться с любыми опасностями;
8. Необходимо быть курайшитом. Однако если у курайшита нет всех описанных выше необходимых качеств, то позволительно сделать халифом представителя других арабских племен. А если нет достойного араба, то можно сделать халифом любого мусульманина, независимо от нации.
Обладающему всеми этими качествами человеку, народ обязан подчиниться. Отказ от подчинения может иметь только в самых крайних случаях, например, если халиф отступит от Ислама. В мусульманском обществе не может быть двух и более халифов. Если такое имеет место, то истинным халифом следует считать того, что был избран первым.
Первыми халифами после пророка Мухаммада были Праведные халифы (См. Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб, Осман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб). После этого Халифат стал монархией (См. Омейяды и Аббасиды).
Шииты признают истинными халифами (имамами) только 4-го халифа Али и его потомков.
В суфизме халиф — это прямой преемник основателя ордена или его ветви. Суфийским халифам шейхи тарикатов дают разрешение (иджаза) на руководство определенной частью своих последователей.
Халифат — мусульманское государство, в котором правление осуществлялось в соответствии с Божественными законами. Руководство Халифатом осуществлялось халифами (См. Халиф) Их также называли имамами. Большинство мусульманских улемов рассматривало Халифат как правление, которое следует непосредственно после периода правления пророка Мухаммада. Поэтому халиф, как глава мусульманского государства (Халифата), являлся наместником пророка Мухаммада. Некоторые считали, что халифов можно называть и наместниками Аллаха на земле. При этом они ссылались на коранический аят: «Это Он сделал вас наследниками (халифами) земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас