количестве.
Нежелательность употребления спиртных напитков есть также в Ветхом Завете (Лев., 10: 8) и Новом Завете (Мф., 26: 29).
Запрет на пьянящие напитки был ниспослан Аллахом не сразу, а постепенно. На протяжении мекканского периода жизни пророка прямого запрета еще не было. В Коране имеется один аят восходящий к этому времени, где говорится: «От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и добрый удел» (16: 67).
После этого к пророку Мухаммаду подошли Абу Бакр с Омаром и поделились с ним размышлениями о вреде алкогольных напитков. Тогда пророк стал молить Аллаха о том, чтобы он ниспослал ему откровение относительно этого. В ответ Аллах ниспослал ему аят: «Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»» (2: 219).
Спустя еще некоторое время, Абд ар-Рахман ибн Ауф пригласил к себе своих друзей, и угостил их вином. Когда подошло время вечернего намаза, они встали на намаз и один из них, который был имамом молитвы, в связи с тем, что был в нетрезвом состоянии, неверно прочитал суру «Кяфирун». После этого случая, пророк Мухаммад получил от Аллаха следующее откровение: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите» (4: 43). После этого мусульмане стали пить вино только после ночного намаза, чтобы встать трезвыми на утренний намаз.
Спустя еще некоторое время, Утба ибн Малик пригласил народ на свадьбу. Там находился и Саад ибн Абу Ваккас. Гости ели верблюжатину и пили вино. И тут между ними возник спор из-за того, у кого более знатное происхождение. В пылу спора один из ансаров не выдержал и, будучи в нетрезвом состоянии, ударил верблюжьей костью Саада. Тогда Саад пошел и пожаловался на него пророку. И в это время Аллах ниспослал Мухаммаду приведенный выше аят (5: 90), который содержал полный запрет на потребление спиртных напитков.
Запрет на потребление спиртных напитков является единогласным мнением (иджмой) всех мусульман. Среди мусульман противоречий по этому вопросу нет. Однако были различные мнения по поводу по поводу того, какие именно напитки являются запретными. Для того чтобы снять все проблемы по этому вопросу халиф Омар ибн Хаттаб сказал: «Все, что помутняет разум, то является хамром». По этой причине все то, что хотя бы немного выводит человека из нормального трезвого состояния, является хамром. В эту категорию входят не только спиртные напитки, но и любые виды наркотиков и вообще все, что помутняет разум человека.
Запрещено также торговать хамром. После ниспослания запрещающего аята пророк Мухаммад сказал: «Несомненно Аллах запретил хамр. Тот, кто услышал этот аят, пусть не пьет его и не торгует им…» (Муслим, Мусакат, 67, Ибн Маджа, Тиджара, 11).
Ханбалитский мазхаб — один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Ахмад ибн Ханбаль (164/778-241/855).
Ахмад ибн Ханбаль родился в Багдаде. Родословная Ахмада ибн Ханбаля восходила к племени Шейбан, которое было одним из ветвей племени Рабиа, которое в свою очередь восходит к племени Аднан. Но его предки покинули Аравию и проживали в Хорасане. Его дед был наместником Омейядов в провинции Серахс, а отец был военным. Но затем, в период активизации Аббасидского движения (См. Аббасиды), он подал в отставку и, за связи с Аббасидами, подвергся репрессиям. Незадолго до рождения Ахмада ибн Ханбаля его семья переехала в Багдад, где его отец Мухаммад (Ханбаль — имя его деда) вскоре умер, в возрасте 30 лет.
Лишившись своего отца, Ахмад рос со своей матерью и под опекой дяди. Впервые интерес к науке у него пробудился также под влиянием своей матери. Но, в то же время, на формирование мировоззрения молодого Ахмада ибн Ханбаля, несомненно, повлиял общественный климат Багдада, который был столицей обширной империи. Это был мировой культурный центр, где находились представители различных философских школ, религий. Все эти школы развивали свои доктрины и вступали в полемику друг с другом. Эти диспуты были объектом интереса багдадцев.
С ранних лет Ахмад ибн Ханбаль изучал Коран, хадисы, предания о сподвижниках и табиунах, овладел грамматическими тонкостями арабского языка. Особое внимание он уделял двум наукам — хадисам и праву. В этих областях его учителем был выдающийся правовед ханафитского мазхаба кади Абу Йусуф.
Изучая хадисы, Ахмад ибн Ханбаль не ограничивался лишь имеющимися в Багдаде книгами, но и выезжал в путешествия, чтобы лично встретиться и поговорить с передатчиками хадисов (равиями). С этой целью он побывал в Басре, Куфе, Хиджазе, Йемене. Находясь в Хиджазе, в 187 году, ему довелось встретиться с Мухаммадом ибн Идрисом аш-Шафии. Затем их встречи были продолжены в Багдаде. После этого, он дошел до Йемена, чтобы обучиться хадисам у известного хадисоведа Абд ар-Раззака ибн Хаммама (ум. в 211 г.х.).
Изучение и собирание хадисов Ахмадом ибн Ханбалем шло параллельно с его интересом к правовой науке. Дело в том, что, подвергнув детатальному изучению хадисы, он считал необходимым извлекать из них правовые предписания. В этой области ему помогло общение с Абу Йусуфом и аш-Шафии.
Только в возрасте сорока лет, Ахмад ибн Ханбаль сам стал передатчиком хадисов и стал давать фетвы. Одновременно он стал преподавать эти науки и добился больших успехов и популярности. Его занятия посещали тысячи людей.
Ахмад ибн Ханбаль стал известным ученым в период правления Аббасидского халифа аль-Мамуна, который возвел воззрения мутазилитов в статус государственной идеологии. Серьезные противоречия между представителями ортодоксальных суннитов и мутазилитских каламистов возникли по поводу проблемы сущности Корана. В частности мутазилиты, в отличие от ортодоксов, считали Коран сотворенным. Против этого в самой категоричной форме возражали сунниты. Тогда халиф аль-Мамун, в 218 г.х., под давлением мутазилитов, и в частности одного из их лидеров Ахмада ибн Абу Дуада (ум. в 240 г.х.), решил навязать им догмат о сотворенности Корана и другие положения мутазилитского калама. Угрозы халифа возымели действие и почти все улемы были готовы принять мутазилитские догматы. Но против этого решительно выступили четыре человека — Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Нух, Убайдулла ибн Омар аль-Каварири и Хасан ибн Хаммад Саджада. Все они были арестованы. Но затем Саджада и аль Каварири все же не выдержали и отошли от своего мнения, признав догмат о сотворенности Корана. За это их отпустили на свободу. Но Ахмад ибн Ханбаль и Мухаммад ибн Нух держались до конца и даже под страхом смерти отказались признавать этот догмат. Тогда халиф аль-Мамун, который в этот момент находился в Тартусе, приказал привести их к нему. По дороге к нему, Мухаммад ибн Нух не выдержал испытаний и умер. Ахмад ибн Ханбаль остался один. Но в это время пришло известие о смерти халифа аль-Мамуна и его вернули обратно в Багдад.
Репрессии были продолжены следующим халифом аль-Мутасимом, при котором Ахмад ибн Ханбаль был брошен в темницу и подвергался избиениям. Он оставался в заключении на протяжении 28 месяцев. Но затем был освобожден и продолжил свою преподавательскую деятельность. В период правления следующего халифа аль-Васика, Ахмад ибн Ханбаль снова подвергся репрессиям, но на этот раз его не били и не пытали, так как власти остерегались возмущения народа, в среде которого он был очень популярен.
Таким образом, борьба Ахмада ибн Ханбаля продолжалась на протяжении 14 лет, из которых 7 лет он провел в заточении. Но он держался стойко и не признал мутазилитские догматы. Его борьба окончилась победой суннитской идеологии при халифе аль-Мутаваккиле, который отказался от мутазилитских идей и положил конец репрессиям.
Ахмад ибн Ханбаль был очень скромным и набожным человеком. Отличался высочайшими моральными качествами. Ему не нужны были преходящие ценности этого мира. Посвятив свой талант исламской науке, он навечно увековечил свое имя в истории. Он отказывался занимать какие-либо руководящие посты при дворе халифов и никогда не стремился заслужить их благосклонность. Но, в то же время, он не призывал народ к непокорности против официальных властей и выступал сторонником политической терпимости по отношению к ним. Ахмад ибн Ханбаль также не поощрял правление «нечестивой» власти и, также как его предшественники, считал возможным сотрудничество с ними в их добрых начинаниях, с условием отхода от них, в случае совершения ими действий, противоречащих положениям Откровения.
Самым известным трудом Ахмада ибн Ханбаля, который дошел до наших дней является его знаменитый «Муснад», в котором собраны более чем тридцать тысяч хадисов, которые он собрал от надежных (в соответствии с его критериями), передатчиков. В то же время, необходимо отметить, что этот труд составил его сын Абдулла после смерти отца на основе свитков, которые он оставил. К ним он добавил различные предания, которые он также знал.
Наиболее известные ученики Ахмада ибн Ханбаля
1. Салих ибн Ахмад ибн Ханбаль (ум. в 266 г.х.). Это старший сын Ахмада ибн Ханбаля, который был одновременно его учеником. Сыграл большую роль в распространении принципов ханбалитского правоведения и хадисоведения.
2. Абдулла ибн Ахмад ибн Ханбаль (213-290 г.х.). Это тоже один из сыновей Ахмада ибн Ханбаля. Он был передатчиком различных эпизодов жизни своего отца.
3. Аль-Асрам, Абу Бакр, Ахмад ибн Мухаммад ибн Хани аль-Хорасани аль-Багдади (ум. в 273 г.х.). Он был одним из самых известных учеников Ахмада ибн Ханбаля. Известен, как передатчик хадисов и правового метода своего учителя. Известна его книга об основах ханбалитского права «ас-Сунану фи’ль-Фикх».
4. Абд аль-Малик ибн Абдулхамид ибн Мехран аль-Маймуни (ум. в 274 г.х.). Один из известных деятелей ханбалитского мазхаба. Многое сделал для развития этой правовой школы. Обучался у Ахмада ибн Ханбаля и не разлучался с ним в течение 20 лет.
5. Абу Бакр аль-Марвади (ум. в 274 г.х.). Он был автором большого количества книг.
6. Харб ибн Исмаил аль-Ханзали аль-Кирмани (ум. в 280 г.х.). Он был знатоком правовых методов Ахмада ибн Ханбаля.
7. Абу Исхак, Ибрахим ибн Исхак аль-Харби (ум. в 285 г.х.). Был знатоком хадисов.
Убеждения Ахмада ибн Ханбаля
Убеждения Ахмада ибн Ханбаля соответствовали всем основным принципам суннитского Ислама. По всем основополагающим принципам религии он ссылался только на ясные доводы Откровения, высказывания и поступки «праведных предков» (ас-салаф ас-салихин).
По проблеме вероубеждений людей, Ахмад ибн Ханбаль считал, что они состоят из словесного выражения веры и поступков. Вера может усиливаться, при совершении одобренных Богом поступков, и ослабевать, при совершении греховных действий. Однако слабость веры вовсе не означает выхода того или иного человека из Ислама и преодолвается при искреннем раскаянии перед Богом. Из Ислама человека выводит только открытое признание богом какого-либо субъекта, помимо единого Творца, либо открытое отрицание каких-либо обязательных положений религии. Но если