Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

тому воздержанию от несправедливости, примеры которых они показали ему, — тот был имамом. Кто выступит против него, с тем необходимо вести борьбу. Если же он изменит образ действия и отступит от справедливости, то его следует сместить или убить. Они допускали, что в мире вовсе не быть имама, если же в нем возникнет потребность, то им может быть раб или свободный, набатеец или курайшит. Первым имамом хариджитов был Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби».

Повстанчество и восстания против властей, которые они считали «неверными», стали обязательными в религиозной доктрине хариджитов. Если количество «истинных» мусульман, каковыми они себя считали, в какой-либо местности достигало 40 человек, то вооруженное выступление против властей становилось обязательным религиозной обязанностью. А если их было меньше, то им следовало скрывать свои вероубеждения (такия) и дожидаться пополнения своих рядов.

Самопожертвование на пути веры (шира) стало одной из главных основ хариджизма. Убежденные в правоте своих идей они готовы были пожертвовать собственными жизнями ради утверждения «истины». Они считали, что шира открывает им путь в рай. Естественно, что идея ширы приводила к непрекращающимся бунтам и столкновениям с халифскими войсками. Эти столкновения приводили к огромным жертвам в среде самих хариджитских повстанцев. Это обстоятельство, в свою очередь, постепенно приводило к развитию у них культа мучеников и почитанию своих героев.

Борьба с «неверным» окружением сводилась не только к бунтам, но и к прекращению всех контактов хариджитов с окружавшими их людьми. Для этого они уезжали в малонаселенные местности и создавали там свои поселения. Ссылаясь на хиджру (переселение) пророка Мухаммада они также называли себя переселенцами (мухаджирами) и из своих поселений (Дар аль-Хиджра), они «противостояли» миру неверных (Дар аль-Харб).

Упорная борьба хариджитов привела к образованию ими во II-III веках хиджры нескольких государств в Северной Африке (государства Мидраритов и Рустамидов) и Омане. Однако после прихода к власти, их лидеры не придерживались изначальных идеалов этого движения и образовали царские монархии.

Наиболее известными хариджитскими сектами являются азракиты, надждиты, суфриты, аджрадиты, ибадиты. В числе вышедших из ислама хариджитских сект — маймуниты и йазидиты.

Харун — Аарон сын Имрана. Один из пророков (наби) Аллаха, посланный к народу Израиля. Брат пророка (расуля) Мусы. Родился в Египте, где прошло его детство и молодость. Их родословная восходит к сыну пророка Йакуба — Лави (Левию).

Аллах сделал Харуна пророком вместе с его братом Мусой, когда народ Израиля подвергался мучениям и унижениям со стороны египтян. Подчинившись повелению Аллаха, Харун вместе с Мусой пошел к Фараону. Они призывали его уверовать в единого Бога. Однако Фараон, который считал богом самого себя, отверг их призыв. Затем он еще больше ужесточил гонения на израильтян в Египте. Тогда израильтяне обратились к Мусе и Харуну с просьбой молить Аллаха об избавлении их от этих мучений.

После этого Аллах послал на Египет многочисленные бедствия, однако египтяне продолжали упорствовать. Тогда Аллах приказал израильтянам уйти из Египта. Они вышли в путь и подошли к Красному морю. Там волею Аллаха море расступилось перед ними и они прошли на противоположный берег. Преследовавшие их египтяне во главе с Фараоном также попытались пройти этим путем, но Аллах сомкнул воды моря в момент их перехода и они все погибли.

Когда Муса пошел на гору Тур (См. Тур ас-Сина) получать от Аллаха Священное писание — Тауру (Тору), с народом Израиля остался Харун. В это время один человек из их народа по имени Самири, воспользовавшись отсутствием Мусы, подбил израильтян соорудить идол в форме золотого тельца. Харун сделал все от него зависящее, чтобы не допустить этого. Он обратился к этим заблудшим людям с проповедью, пытался объяснить им степень их ответственности за грех идолопоклонства. Харуну удалось убедить часть народа, но другие отказались слушать его и стали угрожать ему расправой. Тогда Харун, с 12000 верных ему людей хотел сразиться с отступниками, но в последний момент решил этого не делать до прихода Мусы, так как не был уверен, что его брат поддержит эти силовые действия.

Когда Муса вернулся с горы Тур, он увидел отступничество части израильтян и очень огорчился. Он вызвал к себе Харуна и потребовал у него объяснений. Тогда Харун рассказал ему историю, которая случилась после его ухода на гору Тур. Тогда Муса проклял Самири и призвал израильтян к покаянию. Они раскаялись в совершенном грехе.

После этого Аллах приказал израильтянам двинуться на Арз аль-Мавуд (Палестина и часть Сирии), сразиться с племенем амаликитян, которые были идолопоклонниками и захватить их земли. Однако израильтяне побоялись сражаться с могущественным противником. Тогда Аллах наказал их и запретил им входить в Арз аль-Мавуд на протяжении сорока лет. Все это время они униженными ходили по пустыне. Харун и Муса также находились с ними. Харун умер за три года до смерти пророка Мусы.

О Харуне упоминается в нескольких аятах Корана, например: «Мы уже давно облагодетельствовали Мусу и Харуна. Мы спасли их обоих и их народ от великой беды. Мы оказали им помощь, и они победили. Мы даровали им также ясное писание и наставили на прямой путь. И Мы велели последующим поколениям [возглашать] о них: «Мир Мусе и Харуну!» Так воздаем Мы тем, кто вершит добро. Воистину, они оба из числа Наших верующих рабов» (Коран, 37: 114-122).

Харут и Марут — ангелы, которые ознакомили людей с колдовством. Они были посланы к людям для испытания (Коран 2: 102). Подробности этого дела не описываются в Коране. Они учили людей полезному, однако их уроки были использованы в нечистоплотных и отвратительных делах.

Хасан аль-Банна — См. Ихван аль-Муслимун.

Хасан аль-Басри (21/641-110/728) — известный мусульманский правовед, знаток Корана и хадисов из поколения табиунов. Полное имя с куньей Абу Саид аль-Хасан ибн Йасар аль-Басри. Его отец был родом из иракского селения Майсан. В период правления халифа Омара он, вместе со своей семьей, переехал в Медину.

Детские годы Хасана прошли в Вади аль-Куре. Достигнув совершеннолетия, он участвовал в войне против Персии, затем был секретарем наместника Хорасана Раба ибн Зияда. Вся последующая его жизнь в основном прошла в Басре.

Хасан аль-Басри с ранних лет стремился к науке и стал одним из самых ранних мусульманских классиков. Он вел аскетический образ жизни, был знаком с тремястами сподвижниками пророка Мухаммада.

Мировоззрение Хасана аль-Басри соответствовало положениям ортодоксального Ислама. Он признавал наличие Божественного предопределения, и возможность лицезрения Аллаха в раю, считал обязательным исполнение всех религиозных предписаний. Всех мусульман, совершающих большие грехи, он считал лицемерами. Обязательным моральным качеством верующего он считал наличие искренней, а не показной веры в Аллаха, которому известно обо всех помыслах людей. В связи с этим он порицал тех людей, которые одевали специальные одежды (суф) подчеркивающие их принадлежность к аскетам. Вера человека заключается не в словах, а в его делах и поступках. Согласно Хасану аль-Басри, аскетизм (зухд) заключается не в отшельничестве или затворничестве, а в любви к Аллаху, борьбе человека со своими греховными страстями и отдалении от ложных прелестей материального мира. Любовь к Аллаху является вершиной духовности человека.

Хасан аль-Басри считал, что только очищение души от скверны и борьба с дурными помыслами в этом мире могут спасти человека от гнева Аллаха и наказания в следующей жизни. При этом нельзя недооценивать даже самый незначительный благочестивый поступок, так как он может спасти человека в день Суда. Точно также нельзя недооценивать и самый незначительный дурной поступок, так как он может ввергнуть человека в ад. Мышление же, по Хасану аль-Басри, дано человеку для того, чтобы он различал плохое от хорошего.

К толкованию Корана и хадисам Хасан аль-Басри относился в высшей степени строго и критично. Он знал о том, что многие люди объясняли аяты Корана и хадисы древнееврейскими преданиями (исраилият). Поэтому он призывал их отказаться от этой практики и следовать только тем преданиям, которые исходили непосредственно от самого пророка Мухаммада.

Хасан аль-Басри был смелым и храбрым человеком, ненавидел тиранию и тиранов. Он не побоялся выступить против произвола и репрессий, которые чинил омейядский наместник Ирака Хаджадж ибн Йусуф.

Хасан аль-Басри сыграл большую роль в развитии доктрины суннитского Ислама (См. Ахль аль-Сунна ва’ль-Джамаа).

Хасан ибн Али (3/625-50/669) — старший внук пророка Мухаммада. Сын Али ибн абу Талиба и Фатимы.

Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба, участвовал в битвах Джамаль и Сиффин (См. Али ибн Абу Талиб). После трагической смерти отца в 40/661 году, был провозглашен халифом. Однако, спустя несколько месяцев, Хасан вступил в переговоры с Муавией ибн Абу Суфьяном для того, чтобы передать ему власть. Хасан понимал, что у него нет достаточных сил и средств для противодействия правителю Сирии, который сконцентрировал в своих руках большую власть. После своего отречения он уехал со своим младшим братом в Медину.

Шииты почитают Хасана как своего второго непогрешимого имама. В шиитской традиции утверждается, что Хасан был отравлен своей женой. Причем они обвиняют Муавию ибн Абу Суфьяна в причастности к этому преступлению.

Хасан ибн Сабит (ум. в 62/682) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Обладал поэтическим талантом и писал стихи в честь пророка и мусульман. Его называли «поэтом Посланника Аллаха».

Хасан родился в Медине, принадлежал к племени Хазрадж. Принял Ислам приблизительно в 60 лет, и после этого не разлучался с пророком. В связи с возрастом и физической слабостью, он не участвовал в сражениях, но поднимал боевой дух мусульманских бойцов своими стихами.

Хасан участвовал в различных диспутах и своими стихами оказывал идеологическую поддержку мусульманскому движению. Он прожил долгую жизнь и умер приблизительно в возрасте 120 лет.

Хафиз — хранитель, запоминающий наизусть. Во множественном числе звучит как хафаза. Так называют людей, которые знают весь Коран наизусть. Их называют «хафиз аль-кур’ан». Хафизами также называют мухаддисов, которые знают наизусть десятки тысяч хадисов с цепями их передатчиков, а также личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки.

Устная традиция играла большую роль в сохранении исламского наследия и первоисточников. Аяты Корана и хадисы еще с периода жизни пророка Мухаммада специально заучивались наизусть и передавались из поколение в поколение. Хранителями исламского наследия и были хафизы. Устная традиция передачи Корана и хадисов продолжается вплоть до наших дней, наряду с письменной.

Известными хафизами были Абд ар-Рахман ибн Махди (ум. в 198 г. х.), Ибн Абу Шейба (ум. в 235 г. х.), Ибн Асакир (ум. в 571 г. х.), Абдулла ибн Абд ар-Рахман ад-Дарими (ум. в 255 г. х.), Ибн абу Хатим ар-Рази (ум. в 327 г. х.), Ибн Абд аль-Барр (ум. в 463 г. х.),

Хафса бинт Омар — одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Дочь Омара ибн

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн