Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

истории ислама мусульмане, спасаясь от гонений, два раза совершали массовое переселение: один раз в Эфиопию, а во второй раз в Мекку.

Хиджра в Эфиопию

После начала пророчества Мухаммада уверовавшие мусульмане Мекки подвергались гонениям и унизительным оскорблениям со стороны язычников. В наиболее ожесточенную фазу гонения вошли уже в пятом году после начала его пророчества. По этой причине пророк Мухаммад приказал некоторым мусульманам переехать в Эфиопию, в которой правил негус Асхама — один из самых справедливых государей. В его владениях не было тирании и никто не подвергался гонениям за свои убеждения. Первая группа мусульманских переселенцев отправилась туда в 615 году (за 7 лет до хиджры в Медину) под руководством Османа ибн Мазуна. В числе переселенцев был и Осман ибн Аффан. Все они ушли из Мекки под покровом ночи, чтобы не быть обнаруженными язычниками. Дойдя до побережья Красного моря, они сели там на два торговых корабля, которые доставили их в Эфиопию, где им был оказан хороший прием и предоставлена защита. Узнав о выезде из города мусульман, курайшиты послали за ними погоню, но не настигли их. Относительно количества первых переселенцев имеются различные данные, но всего их было не меньше 15 человек, а именно:

1. Осман ибн Аффан;

2. Его жена Рукаййа (дочь пророка Мухаммада);

3. Абу Хузайфа ибн Утба (Это был сын известного врага мусульман Утбы. Он принял Ислам и таким образом спасался от произвола своего отца);

4. Его жена Сахла;

5. Зубайр ибн Аввам;

6. Мусаб ибн Умайр;

7. Абд ар-Рахман ибн Ауф;

8. Абу Салама аль-Махзуми;

9. Его жена Умм Салама;

10. Осман ибн Мазун (он возглавлял эту группу);

11. Амир ибн Рабиа;

12. Его жена Лайла (Эта супружеская пара была в числе самых первых мусульман);

13. Хатиб ибн Амр;

14. Сухайль ибн Байда;

15. Абдулла ибн Масуд.

Спустя год в Эфиопию отправилась вторая группа мусульман. Относительно их количества в мусульманских хрониках даются различные данные. Однако можно с уверенностью сказать, что их было не меньше 80 человек. Эту группу возглавлял дядя пророка Мухаммада Джафар ибн Абу Талиб. Они также благополучно достигли этой страны и им тоже был оказан теплый прием. Никаких проблем с исповеданием своей веры у них больше не было.

После второй волны переселения мусульман в Эфиопию, лидеры курайшитов были обеспокоены создавшимся положением и направили к негусу Асхаме Абдуллу ибн Рабиа и Амра ибн аль-Аса, с целью убедить его выдать им мусульманских беженцев. Негус пригласил к себе мусульман и имел с ними беседу, в результате которой, Джафар ибн Абу Талиб с достоинством ответил на все вопросы и убедил его не выдавать мусульман мекканцам (См. Джафар ибн Абу Талиб). Таким образом, курайшитские представители вернулись ни с чем.

Мусульманские переселенцы в Эфиопии благополучно жили в этой стране на протяжении нескольких лет. Согласно мусульманским источникам, многие местные жители узнали от них об исламской религии и приняли ее. В числе принявших Ислам был и сам негус Асхама.

Затем часть переселенцев вернулась в Мекку еще до хиджры пророка Мухаммада в Медину. Некоторые историки сообщали, что поводом к возвращению стали ложные слухи о том, что будто бы курайшиты в Мекке пришли к согласию с мусульманами или приняли Ислам. На самом деле возвращение мусульман из Эфиопии было связано с другими событиями (См. Наджм). После этого часть из них снова вернулась в Эфиопию. Большая часть переселенцев приехала оттуда в Медину после хиджры, накануне битвы при Хайбаре (в 7/628 году).

Хиджра из Мекки в Медину

Как известно, еще находясь в Мекке, пророк Мухаммад старался ознакомить жителей других регионов с принципами исламской религии. С этой целью он посетил Таиф, население которого в грубой форме его отвергло. Однако эта неудача не сломила Мухаммада и он продолжал свои действия в этом направлении. Он стал знакомить с Исламом представителей различных арабских племен, которые приезжали в Мекку в сезон хаджа.

В один из таких дней, возле холма Акаба, Мухаммад встретился с шестью мединцами. Он ознакомил их с религией, Кораном и предложил принять Ислам. Мединцы внимательно выслушал его и приняли веру.

Спустя год, те самые шестеро мединцев со своими товарищами снова прибыли в Мекку на хадж. Всего их было 12 человек. Они встретились том же месте с пророком Мухаммадом, поклялись ему в верности и обязались не воровать, не прелюбодействовать, не убивать своих детей. Это событие произошло спустя 12 лет после начала пророческой миссии Мухаммада и получило название «Первой клятвы верности (бай’а) при Акабе».

Спустя еще год на паломничество приехало 500 мединских паломников, среди которых было 72 мусульманина. Они тайно встретились с пророком Мухаммадом и поклялись защищать его и его приближенных так же, как самих себя. Это событие получило название «Второй клятвы верности (бай’а) при Акабе».

На протяжении всего этого времени, Мухаммад поддерживал контакты с мединскими мусульманами и отправил туда своих сподвижников для ознакомления горожан с основами исламской религии. К моменту переселения мекканских мусульман в Медину, Ислам был уже значительно распространен среди жителей города, и они уже были готовы принять своих подвергшихся гонениям единоверцев из Мекки.

После второй клятвы верности при Акабе, гонения на мусульман в Мекке ожесточились и их положение становилось невыносимым. Они обратились к пророку с предложением уйти из города, и он приказал им уехать в Медину. После этого подавляющее большинство мусульман Мекки совершило переселение (хиджру) из Мекки в Медину.

Массовое переселение мусульман стало беспокоить курайшитов. Собравшись на традиционном месте собрания Дар ан-Надва, они стали искать пути выхода из создавшегося положения. Один из мекканских лидеров Абу Джахль предложил убить пророка Мухаммада и этим самым решить все проблемы. Это предложение было принято. Для того чтобы избежать кровной мести с представителями клана хашимитов, к которому принадлежал пророк, лидеры курайшитов решили, что он должен быть убит группой заговорщиков, в составе которой должны были быть представители всех мекканских кланов. В этом случае хашимиты не стали бы враждовать со всеми мекканцами.

Пока лидеры курайшитов вынашивали эти планы, пророк Мухаммад сумел покинуть свой дом незамеченным. Вместо себя он оставил там Али ибн Абу Талиба. Именно его обнаружили в постели пророка заговорщики, которые проникли туда под покровом ночи. Таким образом, попытка покушения на Мухаммада провалилась.

Тем временем пророк Мухаммад встретился с Абу Бакром, и они вместе вышли в путь в направлении Медины. Зная о том, что курайшиты пошлют за ними погоню, они продвигались туда не по прямой дороге, а окольными путями. Таким образом, они оказались у горы Севр, к северо-западу от Мекки, где спрятались в пещере Хира.

Что же касается курайшитов, то ничего не добившись от Али ибн Абу Талиба и дочери Абу Бакра Асмы, они решили преследовать Мухаммада и его спутника. Посланный ими отряд, в составе которого был опытный проводник, тщательно обыскал практически все укрытия и пути вокруг Мекки. Они даже подошли к пещере, где спрятались Мухаммад с Абу Бакром, которых спасло чудо. Дело в том, что после того, как они туда вошли, паук сплел свою паутину, которая оплела все пространство узкого входа в пещеру. Подойдя туда, мекканцы увидели эту паутину и решили, что туда не сумел бы пройти человек, не разорвав ее. Поэтому они сочли, что беглецов в пещере нет и повернули обратно, не войдя в нее.

Что же касается пророка Мухаммада, то он оставался с Абу Бакром в пещере Хира на протяжении 3 дней. Все это время дети Абу Бакра — Абдулла и Асма носили им пищу. Затем к Мухаммаду и Абу Бакру тайно были доставлены верблюды, которых они купили. На этих животных они продолжали свой путь по ночам. Днем же они прятались в укрытиях. Дело в том, что курайшиты не прекращали поисков пророка и его друга. Они даже объявили награду в сто верблюдов каждому, кто найдет Мухаммада. На его поиски вышло много опытных следопытов, в числе которых были Бурайда (см. Бурайда ибн Хусайб) и Сурака, с которым случилась чудесная история (См. Сурака ибн Малик). Однако все эти поиски не дали никакого результата и пророк, вместе с Абу Бакром, прибыл в пригород Медины Кубу, где их на протяжении всех этих дней с нетерпением ожидали мусульмане.

Оставшись там на некоторое время, Мухаммад распорядился построить в Кубе мечеть. Вскоре туда же приехал и Али ибн Абу Талиб, который также совершил хиджру после завершения своей миссии в Мекке. После этого Мухаммад продолжил свой путь и прибыл в Медину. Узнав о прибытии Мухаммада, жители вышли на улицы города, чтобы приветствовать его. Повсюду была всеобщая радость и ликование. Таким образом, переселение (хиджра) пророка Мухаммада в Медину свершилось, и в его жизни (а также в жизни всей мусульманской общины) наступил новый, переломный исторический период, от которого ведется мусульманское летоисчисление.

Хиджра (II) — мусульманский лунный календарь, в котором исчисление ведется от даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину, что соответствует сентябрю 622 года в григорианском календаре.

Древние арабы не имели точной и устойчивой календарной системы отсчета времени. Например, началом отсчета времени они считали дату смерти своего предка Кусая. Однако после событий, связанных с походом эфиопских войск на Мекку (См. Асхаб аль-Филь), началом отсчета времени они приняли эту дату

Не обладали календарем и ранние мусульмане. Начиная с мединского периода их истории, и до правления второго Праведного халифа Омара, они вели отсчет времени от некоторых судьбоносных для них исторических событий, как например прощальный хадж пророка.

Бурное развитие мусульманской общины, а затем и государственности в конце жизни пророка Мухаммада и периода правления первых халифов привело к необходимости создания фундаментальной календарной системы. Инициатива создания мусульманского лунного календаря принадлежит халифу Омару, который затруднялся вести дела без точной системы отсчета. Поводом к этому послужили письма, отправленные ему от наместника Йемена Йалы ибн Умеййи и наместника Басры Абу Мусы аль-Ашари, которые не могли указать на них точные даты отправки. Для того чтобы решить проблему с календарем, халиф Омар собрал своих приближенных на совет. Некоторые из них предложили ему пользоваться греческим или персидским календарем. Однако эти предложения были отклонены. Тогда Али ибн Абу Талиб предложил начать отсчет истории от даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину (хиджры). Его предложение было принято и после этого в Халифате в 16/638 году был принят официальный календарь.

Год в лунной хиджре состоит из 354 дней (в високосном году из 355 дней). Этот дополнительный день включают в последний месяц календаря. Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский год високосный, а солнечный обычный; на 11 суток, если оба года високосные; и даже

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн