Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

вернулся обратно в Мекку, он установил идол неподалеку от Каабы и призвал народ поклоняться ему. В преданиях говорится, что идол Хубал был изготовлен из красного агата и представлял собой человеческую статую со сломанной правой рукой.

После того, как в Мекке стали доминировать представители племени Курайш, они продолжили традицию поклонения Хубалу. Взамен его сломанной правой руки, курайшиты изготовили руку из золота и восстановили статую. Позднее они перенесли Хубала в Каабу, где он простоял до дня покорения Мекки мусульманами. В тот день в Каабу вошел пророк Мухаммад и сокрушил всех находящихся в ней идолов, включая и Хубала.

Курайшиты поклонялись и приносили жертвы также идолам, которых звали Исаф и Наила, которые также были установлены неподалеку от Каабы. Согласно преданиям Исаф и женщина по имени Наила когда-то совершили прелюбодеяние в Каабе, за что Аллах превратил их в камень.

Помимо этих официальных идолов, каждая семья в Мекке имела своего семейного идола, которому совершала поклонение. Например, перед выездом в путь они прикасались к этому идолу и протирали свое лицо, веруя, что он сохранит их. То же самое они делали по возвращении. Все эти суеверия были упразднены Исламом.

Худ — пророк Аллаха, который был послан к йеменскому племени ад, которое проживало в местечке Аль-Ахкаф в Восточном Хадрамауте (Коран, 46: 21).

Худ родился в Аль-Ахкафе. Его родословная восходила к Саму (Симу), сыну Нуха (Ноя). С самого раннего детства он уверовал в Аллаха, поклонялся Ему и вел праведный образ жизни. На протяжении некоторого времени он занимался торговлей.

Племя Ад было многочисленным, богатым и влиятельным племенем. Они жили на плодородных землях, имели прекрасные сады и жили в великолепных дворцах и сооружениях (Ирам зат аль-Имад). Они также обладали хорошими физическими данными, были высокими и сильными людьми.

Однако адиты возгордились и сбились с пути Аллаха, отступили от религии, стали идолопоклонниками. Используя свои богатства и другие блага, данные им Аллахом, они стали наводить ужас на другие племена, творить нечестие. Они захватывали людей в плен и издевались над ними.

По этой причине, Аллах избрал Худа и отправил его к адитам. Худ призывал их вернуться на истинный путь, вести праведный образ жизни, отказаться от насилия и жестокости. Он говорил им: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху. У вас нет другого бога, кроме Него, и вы только выдумываете [себе богов]. О мой народ! Я не прошу у вас награды за [призыв к истинной вере], ибо вознаградит меня тот, кто создал меня. Неужели вы не разумеете? О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а потом раскайтесь пред Ним, и Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и умножит многократно вашу силу. Так не отступайтесь же [от меня] грешниками» (Коран, 11: 50-52).

На протяжении длительного времени пророк Худ вел проповеди среди адитов, пытался отвратить их от идолопоклонства и несправедливости. Однако, в целом, народ отверг его, хотя среди них были и уверовавшие. Вожди адитов сказали ему: «Воистину, мы видим, что ты глупец, и мы думаем, что ты — лжец» (Коран, 7: 66).

Тем не менее, Худ продолжал терпеливо увещевать свой народ. В ответ на их требования он, с помощью Аллаха, показал им несколько чудес: превратил большую скалу в прах, поменял направление ветра. Но, несмотря на это адиты не уверовали. Тогда Худ предупредил их о великом наказании от Аллаха, которое может их постигнуть за неверие: «Воистину, я опасаюсь, что вас постигнет наказание в великий день» (Коран, 46: 21). Худ также сказал, что Аллах уничтожит их и приведет на эти места другой народ. На это адиты ответили: «Неужели ты прибыл, чтобы отвратить нас от наших богов? Так яви же то, чем ты нам угрожаешь, если ты прав» (Коран, 46: 22). Тогда отчаявшийся Худ возвел мольбу Аллаху: «Господи! Помоги мне [против них], так как они отвергают меня!». Аллах ответил: «В скором времени им непременно придется раскаяться» (Коран, 23: 39-40).

Спустя некоторое время жители города увидели вдалеке большую тучу. Они сказали: «Это — та туча, которая одарит нас дождем». Худ возразил им: «О нет! Это то, что вы торопили, — ураган, который влечет мучительное наказание. Он уничтожает все сущее по велению Господа своего» (Коран, 46: 22).

Таким образом, Аллах уничтожил племя адитов сильнейшим ураганом за их неверие, гордыню и нечестие: «Мы наслали на них ураган в злополучные дни, чтобы они вкусили муки позора в этой жизни, а наказание в будущей жизни позорнее, и никто их не защитит [от этого наказания]» (Коран, 41: 16). После этого, Аллах, как и обещал, привел на их земли других людей: «Потом после них Мы сотворили другие поколения [людей]» (Коран, 23: 42).

Спаслись от уничтожения только Худ и немногие уверовавшие из адитов. Они ушли из этих мест и поселились на месте современной Мекки, где Худ прожил оставшуюся часть своей жизни и умер. Они служили Аллаху и совершали молитвы в Каабе.

Худайбия — местность, расположенная в 17 км от Мекки. Именно там был подписан в 6 году хиджры мирный договор между пророком Мухаммадом и представителем язычников Мекки Сухайлем ибн Амром. Худайбийский мир имел огромное значение для дальнейшего укрепления мусульманской общины и распространения Ислама на Аравийском полуострове. Об этом договоре упоминается в аяте Корана 48: 1-30.

Худжа — в шиизме доказательство Божественного присутствия в профаническом мире, выраженное в личности шиитского имама, его речах и поступках (См. Васи).

Хузайфа ибн Йаман (ум. в 35/656) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине, но по происхождению был мекканцем. Его отец был родом из мекканского клана Бану Абс, но бежал из Мекки в Медину в связи с тем, что убил одного человека. Спустя некоторое время после начала пророчества Мухаммада, он приехал к нему в Мекку и принял Ислам. Хузайфа рос в мусульманской семье, но не видел пророка. Для этого он специально поехал в Мекку и встретился с ним.

После переезда (хиджры) пророка Мухаммада в Медину, Хузайфа не покидал его. Как и все другие мусульмане, он принял активное участие с укреплении мусульманского государства и участвовал во всех сражениях, кроме битвы при Бадре, где он отсутствовал по объективным обстоятельствам. В битве при Ухуде, отец Хузайфы случайно погиб от мечей мусульман, которые не узнали его и подумали, что он из лагеря противника. Пророк Мухаммад узнав об этом, хотел отдать распоряжение, чтобы Хузайфе выплатили выкуп в связи с этим трагическим случаем. Но Хузайфа отказался от выкупа.

В период правления халифа Абу Бакра, Хузайфа принял участие в войнах с вероотступниками и командовал отрядом, посланным в Оман. В период правления халифа Омара, он воевал в Ираке, Хамадане, Рее против персидских войск.

В период правления халифа Османа, Хузайфа участвовал в завоевании Армении и Азербайджана. Там он был свидетелем конфликта по поводу чтения Корана и обратился к халифу Осману, чтобы тот размножил экземпляры Корана на курайшитском диалекте и отправил во все концы Халифата (См. Коран). В передаче Хузайфы известно более ста хадисов.

Хулафа ар-Рашидин — Этим титулом называют первых четырех праведных мусульманских правителей, которые правили мусульманским государством после смерти пророка Мухаммада. Это — Абу Бакр ас-Сиддик (11-13 г.х.), Омар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (13-23 г.х.), Осман ибн Аффан Зун-Нурайн (23-35 г.х.) и Али ибн Абу Талиб аль-Муртада (35-40 г.х).

Хузур — См. Кайба и Хузур.

Хулла — окончательный развод, после которого женщина становится запретной для своего мужа. Муж может снова жениться на ней только после того, как она выйдет замуж за другого мужчину и, по каким-то объективным причинам, освободится от него (например, если ее новый муж умрет или она разведется с ним).

Хуруф аль-Мукаттаа -буквы или буквосочетания, которые внешне не выражают какого-то определенного смысла, однако на самом деле в них включены смыслы известные лишь Аллаху (См. Муташабих). Такие буквы и сочетания букв встречаются в самом начале 29 сур Корана. Например, «алиф-лам-мим» (31: 1), «та-ха» (Коран 20: 1), «йа-син» (Коран, 36: 1).

Толкователи Корана писали, что язычники мешали пророку Мухаммаду возвещать Божественную книгу народу. Они говорили: Неверные сказали: «Не слушайте [чтения] Корана, а говорите о нем несообразное. Быть может, вы одолеете [Мухаммада]» (41: 26). Тогда Аллах ниспослал ему суры начинающиеся с хуруф аль-мукаттаа. Эти буквы и буквосочетания привлекли внимание язычников и они стали слушать Коран.

Относительно того, являются хуруф аль-мукаттаа отдельными аятами или нет, существует два мнения. Согласно первому (куфийская школа), некоторые из них составляют отдельные аяты, а некоторые нет. Представители басрийской школы считали, что хуруф аль-мукаттаа вообще не могут являться отдельными аятами.

Согласно традиции, которая ведет начало от сподвижников пророка Мухаммада и их последователей (салафов), смыслы хуруф аль-мукаттаа ведомы Аллаху и их постигнуть невозможно. То есть, любые толкования смыслов этих букв и буквосочетаний не допустимы. Такого мнения придерживался, например ар-Рази. Ибн Теймия также стоял на этой позиции и считал, что смыслы хуруф аль-мукаттаа были открыты только пророку Мухаммаду и помимо него никто не мог знать их.

Однако некоторые мусульманские улемы не соглашались с этим и считали возможным попытку объяснения смыслов хуруф аль-мукаттаа. Это были знатоки калама. Они обосновывали это тем, что Аллах ниспослал откровение, которое является доступным для людей. Причем в аятах Корана говорится о том, чтобы люди размышляли над его смыслами. По их мнению, если бы эти буквосочетания не имели бы явного смысла, но в них не было бы необходимости и они не были бы ниспосланы Аллахом. По этим причинам некоторые из них пытались объяснить смыслы хуруф аль-мукаттаа, применяя при этом методы аллегорий (См. Тавиль). Но к единому мнению они так и не пришли. Поэтому известно около 20 различных трактовок этих буквосочетаний.

Так, некоторые каламисты считали, что в хуруф аль-мукаттаа выражены некоторые сущностные и атрибутивные качества Аллаха. Например, по их мнению, сочетание букв алиф-лам-мим указывает на Божественные имена Аллах-Лятиф-Маджид. При этом они ссылались на одно предание от Ибн Аббаса.

Другие каламисты считали, что в этих буквах обобщенно выражено несколько атрибутивных имен Аллаха. Например, в том же сочетании букв алиф-лам-мим, буква “алиф” указывает на Божественные имена Ахад, Авваль, Ахир, Азали и Абади; “лам” — на Лятиф; а “мим” — на Малик, Маджид, Маннан. Существовало также мнение о том, что хуруф аль-мукаттаа на самом деле являются названиями сур Корана, с которых они начинаются.

Хусайн ибн Али (4/626-61/680) — второй сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы. Впоть до смерти Омейядского халифа Муавии ибн Абу Суфьяна (60/680), Хусайн почти не принимал активного участия в общественно-полтической жизни Халифата. Назначение Муавией своего сына Йазида халифом, означало

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн