изменение сущности Халифата. В отличие от первых десятилетий, когда правили Праведные халифы, это государство превратилось в монархию. Этот процесс был встречен в обществе, и в особенности среди ветеранов исламского движения, весьма не однозначно. Против монархии Омейядов в Медине выступили несколько влиятельных сподвижников и приближенных пророка, в числе которых был и Хусайн ибн Али.
В это же время, против халифа Йазида подняли восстание жители Куфы, которые пригласили Хусайна к себе для того, чтобы он возглавил их. Хусайн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы. Для того, чтобы изучить обстановку в городе, Хусайн послал туда своего представителя Муслима ибн Акила. Приехав в Куфу, Муслим отправил Хусайну послание, в котором сообщал, что около 18 тысяч человек уже присягнули на верность Хусайну и ждут его приезда.
Но, тем временем, халиф Йазид сместил наместника этого города и назначил туда Убайдуллу ибн Зияда, который отличался жестокостью и суровым характером. Приехав в Куфу Убайдулла публично объявил о том, что будет убивать всех, кто выступит против власти Омейядов, но, в то же время, он действовал и методами подкупа и привлечения на свою сторону основной части населения и местных лидеров. Таким образом, ему удалось подавить это восстание. Когда Муслим ибн Акил, которому угрожала непосредственная опасность, попытался выступить против него, оказалось, что все бывшие сторонники Хусайна, которые поклялись ему в верности, разбежались и он остался один. Его выдали властям и казнили.
Несмотря на то, что перед смертью Муслим ибн Акил успел отправить послание Хусайну, где он не рекомендовал ему въезжать в город, Хусайн продолжил движение в сторону Куфы и подошел к местечку Кербела, где с ним встретились халифские войска, укомплектованные, в том числе, и из числа жителей Куфы, которые совсем недавно сами приглашали его в город. Здесь прошли переговоры между сторонами. Хусайн попросил отпустить его и его приближенных. Однако его противники выдвинули для его освобождения такие условия, которые он не мог принять. Тогда халифские войска двинулись против небольшого отряда Хусайна и полностью разгромили его. Сам Хусайн погиб в битве. Ему отрубили голову и отправили вначале к Убайдулле ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Йазиду. Вместе с Хусайном погибли 72 человека, из которых 23 были его родственниками.
Смерть Хусайна — внука пророка Мухаммада — вызвало возмущение народа и привело к новому восстанию в Мекке, которое возглавил Абдулла ибн Зубайр. Это восстание было последней попыткой ветеранов исламского движения возродить модель правления Праведных халифов и не допустить его превращения в абсолютную монархию. Все эти события привели к падению суфьянитской ветви Омейядов. Абдулле ибн Зубайру даже удалось стать халифом. Однако после его кратковременного правления в 64/684-73/692 гг., Омейяды снова пришли к власти, но на этот раз были представлены побочной, марванитской ветвью.
Гибель Хусайна ибн Али повлияла на дальнейшие политические события и еще больше сплотила сторонников семьи пророка. Многие политические движения в Халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусайна.
Шииты почитают Хусайна ибн Али как своего третьего непогрешимого имама. Его гробница в Кербеле стала объектом паломничества шиитов.
Хутба — чтение религиозной проповеди. Хутбы являются обязательными при проведении пятничных и праздничных намазов. Эта традиция была введена самим пророком Мухаммадом.
На основании различных хадисов, мусульманские улемы пришли к заключению о том, что все хутбы должны состоять из двух частей: первая хутба носит назидательный и воспитательный характер, а вторая — включать мольбу для всех мусульман. В обоих хутбах содержатся свидетельства о единстве Бога и посланнической миссии Мухаммада, а также приветствия пророку. Все это является основой (рукном) хутбы.
Условием (шартом) хутбы является своевременное их проведение. Они должны исполняться непосредственно перед намазами с соответствующим намерением. Хутбы читаются при большом стечении народа.
Человек, который проводит хутбу, называется хатибом. Перед хутбой ему желательно находиться возле минбара. После восхождения на минбар он поворачивается лицом к народу. После этого муэдзин читает призыв на мусульманскую молитву — азан. Хатиб молча слушает азан, после которого в присутствие народа читает две хутбы стоя на ногах. После окончания первой хутбы он садится и, спустя некоторое время, опять встает на ноги для прочтения второй хутбы.
Также хатибу желательно не затягивать чтение хутбы и оканчивать ее относительно быстро. Что же касается собравшихся на молитву мусульман, то им предписывается слушать хатиба молча. Нельзя также отвлекаться и смотреть по сторонам. Все внимание должно быть сконцентрировано на проповеди. Совершение намаза во время хутбы также нежелательно (макрух).
В суннитском Исламе хутбы, при проведении пятничных намазов, являются обязательными (фард). Их читают перед намазом из двух ракатов. Хутбы читаются также после проведения праздничных намазов (См. Идайн), но в этих случаях присутствие на них является не обязательным (фардом), а желательным (сунной).
В средние века в хутбы был введен новый элемент, которого не было в первые века Ислама. Правящие халифы и другие правители обязывали упоминать свои имена при чтении хутб во всех мечетях в своем государстве. Этот элемент был выражением политической благонадежности имамов и верующих. Скорее всего, этот обычай был введен Аббасидами. После их ослабления, другие правители мусульманского мира также обязывали своих подданных упоминать свои имена после упоминания имени действующего халифа.
Хызр — пророк (наби), либо святой человек, который жил после пророка Ибрахима. Имеются предания о том, что его настоящее имя было Валка ибн Малкан и был он послан к йеменскому племени ад. Его родословная восходила к сыну пророка Нуха Саму. Однако есть и другие предания, в которых утверждается, что он был пророком Израиля.
Аллах наделил Хызра способностью совершать чудеса. Например, где бы он ни садился в пустыне, повсюду вокруг него вырастала зеленая трава. Именно поэтому его называли Хызром.
Согласно мнению муфассиров, именно он был тем самым мудрым и набожным человеком, который встретился с пророком Мусой, о чем повествуется в аятах Корана (18: 60-82). Однако по поводу того, был ли Хызр пророком или нет, имеются разные мнения. Некоторые считают его просто мудрым праведником. Среди сторонников его пророчества есть и такие, которые отождествляют его с пророком Ильясом (Илией).
Имеются споры относительно бессмертия Хызра. В среде некоторых мистиков распространено мнение о его бессмертии в связи с тем, что он нашел источник «живой воды» и выпил эту воду. В связи с этим они считают, что он может являться к людям, усердно занимающимся духовной практикой. Однако данное мнение противоречит аяту Корана: «Никому до тебя Мы не даровали бессмертия» (21: 34). То есть, здесь совершенно ясно говорится, что бессмертных людей нет и не может быть. Поэтому версия о его физическом бессмертии среди улемов серьезно не рассматривается. Есть также мнение о том, что Хызр умер, но Аллах дал его душе способность появляться в человеческом облике и помогать некоторым праведникам.
Ч
Чиштиты — последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена являлся Муин ад-Дин Хасан Чишти (ум. в 633/1236). Он был родом из Систана. Обучался в медресе Бухары и Самарканда, затем побывал в Балхе и Багдаде. Там он встретился с выдающимися мутасаввифами Абд аль-Кадиром аль-Джилани, Абу ан-Наджибом ас-Сухраварди и Наджм ад-Дином Куброй. Духовной практикой занимался под руководством шейха Абу Исхака аш-Шами в деревне Чишт возле Герата. Оттуда он отправился в Индию и умер в Аджмере, где и находится его гробница. Там же он основал суфийскую обитель.
Орден чиштитов является самым распространенным суфийским орденом в Индии. Приверженцы этого тариката внесли огромный вклад в дело исламизации Индии и современного Пакистана. Этот орден играл исключительную роль в духовной жизни этого региона. Наивысшего расцвета он достиг при шейхе этого ордена Низам ад-Дине Авлия (ум. в 726/1325), который основал одну из ветвей ордена — низамия. При делийском султане Гияс ад-Дине Мухаммад-шахе II (726/1325-752/1351) усилилось давление властей на орден чиштитов и эта организация распалась. После этого в различные периоды истории развивались различные ответвления этого ордена, например сабириты в Уттар-Прадеше, низамиты в Пенджабе, Синде.
В чиштитском тарикате существует как громкий и тихий зикры (джахри и хафи). Члены ордена убеждены в том, что обо всех их помыслах известно Аллаху и по этой причине они постоянно очищаются от дурных помыслов и страстей (муракаба). Практикуется сорокадневное затворничество и уединение от мирской жизни (чиле). Духовный путь членов тариката состоял из 3 этапов — шариата (то есть исполнения практических обязанностей в религии), тариката и хакиката (достижения истины). На этом пути они были обязаны пройти 44 стоянки (макама) и 15 состояний (ахвал).
В более поздней истории в этом ордене распространилось учение о «единстве бытия» (См. Вахдат аль-Вуджуд). С сочинениями Ибн Араби последователей чиштизма ознакомил шейх тариката Масуд Бек.
Письменные источники тариката чиштитов состоят из записей бесед шейхов, их писем-посланий (мактубат).
Помимо Индии много приверженцев ордена чиштитов было в Индонезии, Малайзии и других регионах Дальнего Востока.
Ш
Шавваль — десятый месяц мусульманского лунного календаря. Первого числа этого месяца празднуется праздник Ид аль-Фитр, который знаменует собой окончание поста в месяце Рамадан. После праздника мусульманам желательно соблюдать дополнительный шестидневный пост. Человек, который соблюдал пост в месяц Рамадан и шестидневный пост в месяце Шавваль, может считать, что постился целый год. В день праздника Ид аль-Фитр пост категорически запрещен.
Шазз — единственный в своем роде. В науке о хадисах так называются предания, переданные авторитетными передатчиками, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков.
Шаззы бывают как в иснадах, так и в матне (См. Хадис):
а) Примеры отклонений в иснаде: В качестве примера можно привести хадис, который приводят Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн Уяйны, передавшего со слов Амра ибн Динара, передавшего со слов Аусаджа, передавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что при жизни пророка скончался один человек, не оставивший наследников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн Уяйна, тогда как Хаммад ибн Зейд передавал его со слов Амра ибн Динара, передавшего его со слов Аусаджа, что же касается Ибн Аббаса, то он упомянут не был.
Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует отдать хадису, переданному Ибн Уяйной». Что же касается Хаммада ибн Зейда, то он также отличался беспристрастностью и точностью, но, тем не менее, Абу Хатим отдал предпочтение тем, кто относился к более многочисленной группе.
б) Пример отклонений в матне: В качестве примера можно привести хадис, приводимый Абу Давудом и Тирмизи со слов Абд аль-Вахида ибн Зияда, передавшего