со слов Аль-Амаша, передавшего со слов Абу Салиха, передавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: «После того, как кто-либо из вас совершит утреннюю молитву, пусть ляжет на правый бок». Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоречит большому количеству людей, которые передавали, что пророк только поступал так сам, но не говорил этого. Таким образом, среди таких же достойных доверия передатчиков, каким был Аль-Амаш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде.
(М. Таххан. «Пособие по терминологии хадисов»
http://islam.kz/modules.php?name=News&file=article&sid=511)
Шазз в чтении Корана (кыраа)
Шаззом в способах чтения Корана являются такие виды чтения, которые отличаются от официально признанных (См. Кыраа). Суюти (аль-Иткан, I, 73) писал, что существуют три условия для признания того или иного кыраа официально признанным:
1. Соответствие арабской грамматике;
2. Полное соответствие тексту Корана собранному специальной комиссией в период правления халифа Османа (См. Коран);
3. Соответствие семи (или десяти) традиционно известным методам чтения Корана (См. Кыраа).
Если какой-нибудь стиль или форма чтения Корана не соответствует вышеприведенным условиям, то такое чтение является шаззом.
Знатоками кыраа-шазз были Ибн Мухайсин, Йазиди, Хасан аль-Басри, Аль-Амаш.
Кыраа-шазз бывают следующих видов:
— Восходящие к сподвижникам пророка Мухаммада, но переданные единичными цепями передатчиков (ахад). Эти виды чтения не входят в категорию таватур (См. Хабар аль-Мутаватир) и разделяются на известные (машхур) и малоизвестные;
— Имеющие грамматические погрешности и не имеющие серьезной доказательной основы.
Большинство мусульманских улемов считают, что использование шаззов в чтении Корана и совершении намаза не позволительно, так как Коран может быть известен только путем таватура. Часть из них даже считала, что использование шазза в чтении Корана является греховным и совершивший это должен раскаяться перед Аллахом. Нельзя также совершать намаз за имамом, который читает шазз.
Шазили Абу аль-Хасан — См. Шазилиты.
Шазилиты — последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена является Абу аль-Хасан Али ибн Абдулла аш-Шазили (593/1196-657/1258). Он был родом из тунисского селения Шазила в Северной Африке. На протяжении своей жизни он часто путешествовал, обучался различным наукам. Духовной практике суфизма он обучался у известных шейхов Абу аль-Фатха аль-Васити и Абд ас-Салама ибн Машиша. Аш-Шазили умер в селении Хумайсра по пути в хадж. Там же он был похоронен.
Шейх Абу аль-Хасан аш-Шазили призывал своих учеников к ежеминутному поминанию Аллаха посредством тихого зикра-хафи. В то же время он не приветствовал практику затворничества (хальва) и коллективных собраний суфиев (сама), на которых читались громкие зикры-джахри, под звуки которых собравшиеся впадали в религиозный транс (ваджд). Он считал, что идеи и дух тариката, его последователи должны проявлять в своей личной и повседневной жизни. Последователи ордена шазилитов пользуются всеми дозволенными шариатом благами земного мира и не одобряют суровый аскетизм, уход от мира. Они считают, что поминание Аллаха и занятия духовной практикой не должны причинять ущерб повседневным обязанностям человека и его семье. Все это можно проводить и в свободное от работы и других занятий время. Любое дело и любая работа должна также выполняться с ощущением служения Аллаху и стремления заслужить Его милость. Шазилиты также не носят специальных одеяний, чтобы выделить себя из массы народа.
Основы шазилитского учения состояли в следующих положениях:
1. Необходимости бояться Аллаха;
2. Полная приверженность Сунне в поступках и словах;
3. Упование только на Аллаха (а не на людей), как в счастье и довольстве, так и в случае несчастий, бед и трудностей;
4. Полное подчинение воле Аллаха;
5. Обращение за помощью только к Аллаху.
В своем духовном пути к Аллаху, шазилиты предпочитают «трезвое» служение (сахв) и воздерживаются от состояний опьянения (сукр). В этом они являются последователями пути Джунайда аль-Багдади. Руководство орденом не передается по наследству, а является выборным.
После смерти Абу аль-Хасана орден шазилитов возглавил Аббас аль-Мурси, а затем Тадж ад-Дин ибн Атаулла аль-Искендерани, благодаря трудам которого шазилизм стал популярен в Магрибе. Шазилитом был также известный мусульманский историк и философ Ибн Халдун.
В шазилизме существуют различные ветви аруситов, вафаитов, заррукитов, джазулитов, хабибитов и т.д. Несмотря на свои умеренные принципы, некоторые ветви шазилитов (например, исавиты) в своей духовной практике применяли методы религиозных экстазов. В ряде регионов Африки их учение сильно смешалось с местными традиционными воззрениями населения. По этой причине они постоянно подвергались нападкам ортодоксов.
Шазилиты сыграли большую роль в деле исламизации многих народов Африки. Они также активно противодействовали колонизаторской политике европейских стран. Шазилизм распространен в основном в Египте, в странах Северной и Центральной Африки. В последнее время идеи шазилизма распространяются и в Европе.
Ша’йа — один из пророков Израиля, который проповедовал религию Мусы (Моисея). Согласно сообщению историков Табари и Ибн Асира иудеи сошли с истинного пути и Аллах отправил к ним Ша’йу, который долгое время безуспешно проповедовал среди них. Наконец, он был убит своими соплеменниками. После его убийства, навлекшие на себя гнев Аллаха иудеи, были разгромлены царем Бабила Бухтуннассаром и выселены из своих земель.
Шайтан — сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал’ун, Маз’ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид. В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: «[Вспомни, Мухаммад,] как Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18: 50).
Согласно аятам Корана 15: 28-42, когда Аллах создал первого человека (Адама), он приказал всем ангелам и джиннам поклониться ему. Все они выполнили Его приказ. Однако среди них был джинн по имени Иблис (сатана, дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления. Причиной этого была гордыня сатаны, который посчитал себя выше Адама по причине того, что он был сотворен из огня, а человек из глины. В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но сатана попросил у него отсрочку до дня Страшного суда и получил ее.
Затем Аллах поселил Адама и его жену в раю. Они могли наслаждаться там всеми прелестями рая, но им было запрещено есть плоды одного дерева: «И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных» (2: 35). Однако шайтан обманным путем побудил первых людей съесть плод этого запретного дерева. Он сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7: 20). Тогда Адам и его жена съели запретный плод и «явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…» (Коран 7: 22). Аллах разгневался на них за это: «Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан — ваш явный враг?»» (Коран, 7: 22).
Но, Адама и его жена раскаялись в совершенном грехе и Аллах простил их: «Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон»» (Коран, 7: 23). После этого Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощенными: «[Аллах] сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (Коран, 20: 123). Хотя возможно, что Адам и его жена и на земле продолжали молить Аллаха о прощении.
С этого момента шайтан стал врагом человечества: «Воистину, шайтан — ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (35: 6). Он сбивает с пути истинного всех людей, побуждает их к совершению грехов, идолопоклонству, бунту против Создателя. Однако, в то же время, шайтан не властен над людьми. Все греховные поступки люди совершают по своей воле. Против искренней веры в Аллаха, против сильной воли людей, шайтан и его воинство ничего не могут сделать. Шайтаны, во главе с Иблисом, пытались даже вселить сомнения в души посланников Аллаха, однако Аллах защитил их от дьявольских козней. Пророк Мухаммад говорил, что «при каждом человеке есть шайтан». Когда его спросили, а есть ли шайтан при нем, он ответил: «Да. Но Аллах дал мне силы справиться с ним и он подчинился мне» [Муслим («Мунафикун», 11), Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», VI, 115)].
Шайтанами называются также все неверные джинны (сущности созданные из огня) и люди, которые составляют воинство Иблиса. Проклятый Аллахом Иблис является руководителем сонма шайтанов. Все они являются неверными, искушают людей и способствуют распространению неверия и грехов. В конце концов, Иблис, вместе со всем своим воинством шайтанов, войдет в ад: «Ввергнуты будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Коран 26: 94-95).
Основными причинами, по которым человек может попасть под влияние шайтана, являются такие духовные пороки, как чувство безнадежности, лень, извращенное понимание любви, стремление к наживе любой ценой, гордыня, гнев, нерешительность, невежество, обман, ложь и т. д. Излечиться от этих пороков можно только путем искренней веры, постоянного поминания Аллаха, ощущением Его близости. Тех людей, которые достигли этих качеств, шайтаны начинают побаиваться и сторонятся их. По этому поводу пророк Мухаммад сказал Омару ибн Хаттабу: «О Омар ибн Хаттаб! Шайтан избегает встречи с тобой. Когда ты идешь по одной дороге, он обязательно сворачивает на другую» [Бухари («Фадаилю’ль-Асхаб», 6); Муслим («Фадаиль ас-Сахаба», 2); Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», I, 171, 182)].
Шайтана также называют «раджим», т.е. побитый камнями, лишенный милости Аллаха. Это название упоминается упоминается в кораническом аяте (38: 76-77).
Шам’ун – один из праведников Израиля. В одном из своих хадисов, пророк Мухаммад упоминал о нем и говорил, что Шам’ун вел на пути Аллаха джихад на протяжении тысячи месяцев. Затем Мухаммад выразил пожелание о том, чтобы Аллах дал ему и его сподвижникам возможность повторить путь Шам’уна. В ответ на это Аллах ниспослал ему коранический аят: «Как изъяснить тебе, что значит ночь аль-Кадра? Дороже тысячи месяцев она!» (Коран, 97). То есть пользы от этой ночи больше, чем от джихада, который непрерывно ведется на протяжении тысячи месяцев (См. Кадр).
Шам’ун жил после пророчества Исы, но до пророчества Мухаммада. Он призывал народ к вере в Аллаха,