Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

39/661 году, радикально настроенные сторонники Али призывали его сына Хасана ибн Али возглавить Халифат, и начать военную конфронтацию с правителем Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном, который к тому времени оказался единственным реальным кандидатом на власть (См. Омейяды). Но Хасан понял, что не имеет возможности и сил продолжать противостояние и занял реалистическую позицию. Он отказался от власти в пользу Муавии. Сам Хасан умер вскоре после этих событий. Но сторонники халифата наследников Али, продолжили борьбу против династии Омейядов, которую основал Муавия.

Очередной всплеск антиомейяадских настроений начался после трагической гибели Хусайна — второго сына Али Ибн Абу Талиба. После смерти Муавии в Куфе (Ирак) вспыхнуло восстание против его наследника Йазида. Восставшие требовали отстранения Омейядов от власти и передачи власти в Халифате потомкам Али ибн Абу Талиба, наиболее известным из которых был Хусайн. Поэтому они пригласили Хусайна в Куфу для того, чтобы он возглавил восставших. Хусайн выехал к ним, но уже на полпути получил известие о том, что восстание подавлено, а большинство куфийцев перешло на сторону халифского наместника Куфы Убайдуллы ибн Зияда. Тем не менее, он продолжил свой путь туда в сопровождении маленького отряда, насчитывающего несколько десятков человек, включая и женщин, хотя не имел ни малейших шансов на успех.

Убайдулла ибн Зияд же выставил на всех дорогах к Куфе военные отряды. В 58/680 году, с одним из этих отрядов встретился Хусайн в местечке Нинава, на месте которого позднее возник город Кербела. Халифские войска взяли в окружение маленький отряд Хусайна и начали переговоры с ними. Но, вскоре между сторонами произошло столкновение, в результате которого внук пророка Мухаммада был убит и обезглавлен. Погибли еще десятки его родственников, друзей и приближенных. Немалую роль в этих трагических событиях сыграло предательство, которое совершили куфийцы против Хусайна. Вначале они позвали его в город, а затем перешли на сторону халифского наместника.

Смерть Хусайна ибн Али стала началом массовых волнений в Халифате. Мусульмане были возмущены жестокой расправой над потомками пророка Мухаммада. Естественно, что это недовольство сразу стали использоваться сторонниками Алидов в политических целях. Но главной действующей фигурой в антиомейядском восстании стал Абдулла ибн Зубайр — сын знаменитого сподвижника пророка Мухаммада. В ходе противостояния с силами Омейядов в Медине и других регионах Халифата произошли жесточайшие столкновения и погромы, осуществленные омейядскими командирами.

Несмотря на все усилия Абдуллы ибн Зубайра Омейядам удалось сохранить власть. Правда, после этого власть перешла к представителям побочной ветви этой династии Марванитам, которые сменили Суфьянитов. Закрепление власти Омейядов сопровождалось жесточайшими репрессиями против политической оппозиции. Эти репрессии продолжились и после их свержения Аббасидами, которые рассматривали Алидов в качестве своих политических соперников. За этот период шииты подняли несколько восстаний, которые не привели к результатам и были потоплены в крови.

После всех этих процессов, в среде различных шиитских групп начал формироваться культ мучеников, сложились мистические представления о верховной власти в Халифате. У имамитов также было окончательно оформлено учение о сокрытом и ожидаемом имаме (аль-Каим).

Одновременно с процессом постепенного догматического закрепления учения шиитских групп, уже со II/VIII века, они начали распадаться множество сект и течений, каждая из которых действовала против властей своими методами. Поводом для противоречий были недоразумения между шиитами по вопросу о новом лидере-имаме после смерти старого. С протяжением времени это дробление еще более увеличилось

Крупный догматический раскол в имамитском шиизме произошел в середине II/VIII века. После смерти 6-го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль-Казима. Однако часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила, а после него его сына Мухаммада ибн Исмаила. Они стали называться исмаилитами. После смерти Мухаммада, исмаилиты стали объявлять «сокрытыми» имамами (аль-Каим) всех его потомков. Связь «сокрытых» имамов с общиной осуществляли так называемые «уполномоченные», которые получали приказы «сокрытого» имама. Исмаилитам удалось создать в Египте и Северной Африке крупное государство — Фатимидский халифат.

Помимо исмаилитов, различные государства образовывали и другие течения шиитов. Например, зейдиты приходили к власти в Табаристане (Иран) в III/IX веке, и на севере Йемена, где и сегодня живет основная масса последователей этого течения.

Представители другой, хасанидской, ветви Алидов сумели создать государство Идрисидов в Северной Африке.

Шиитами-иснаашаритами же были Бувайхиды (Буиды), которые создали обширную империю и контролировали деятельность Аббасидских халифов в 334/946-467/1075 годах. А в X/XVI веке к власти в Иране пришла шиитская династия Сефевидов. Но спустя 2 века Сефевиды были низложены. Политическая активность шиитов-иснаашаритов возобновилась в Иране только после революции 1978-79 годов, в результате которой они установили контроль над страной.

Относительно особенностей религиозной доктрины основных шиитских сект см. Джафаритский мазхаб, Друзы, Зейдитский мазхаб, Имамиты, Исмаилиты, Иснаашариты, Нусайриты, Кайсаниты, Карматы, Курабиты, Сабаиты, Хакимиты.

Ширк — признание какого-либо реального или мифического объекта или субъекта равным Аллаху в могуществе или творческой способности, а также признание в нем божественности с последующим почитанием, служением и поклонением ему. Ширком являются и различные деистические философии, которые, не игнорируя божественных качеств Творца, представляют Его бесконечно удаленным (трансцендентным) по отношению к тварному миру и вводят понятия подчиненных Ему промежуточных либо автономных божеств или полубожеств, как посредников между Ним и сотворенным мирозданием.

Согласно исламскому вероучению, ширк является самым тяжким грехом их всех существующих. Этот грех не будет прощен Аллахом, ни при каких обстоятельствах. Если человек вовремя не покается и умрет с ширком, то он вечно будет пребывать в адских мучениях. Об этом однозначно говорится в аятах Корана:

— «Пoиcтинe, Aллax нe пpoщaeт, чтoбы Емy пpидaвaли coтoвapищeй, нo пpoщaeт тo, чтo мeньшe этoгo, кoмy пoжeлaeт. A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoт измыcлил вeликий гpex» (4: 48)

— «A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, — тoчнo oн yпaл c нeбa, и cxвaтят eгo птицы, или зaнeceт eгo вeтep в дaлeкoe мecтo» (22: 31).

Считается, что ширк имеет две разновидности — большой (ширк аль-акбар) и малый (ширк аль-асгар):

Большой ширк — это явное признание какого либо объекта достойным поклонения помимо Аллаха. Этот грех выводит человека из Ислама, так как непосредственно является язычеством;

Малый ширк же не выводит человека из Ислама потому, что явного признания человеком другого божества не происходит. Это такие «народные» поверья как ношение амулетов, вера в то, что какой-то умерший святой может быть посредником в мольбе человека Богу, вера в приметы и в другие суеверия. Но даже если малый ширк не выводит человека из Ислама, он, тем не менее, является наитягчайшим грехом. Возможно, что Аллах простит совершившего малый ширк, только если он сделал это по незнанию или по неосведомленности.

Шифа — излечение от болезни, восстановление сил. Излечение от болезни следует ожидать только от Аллаха. Лекарственные и прочие средства сами по себе не могут излечить человека без соизволения Аллаха. Они являются лишь посредством для исполнения Божьей воли.

Пророк Мухаммад применял для излечения, как чтение Корана и других молитв, так и лекарственный метод. Не отрицается и метод хирургии. Все эти методы можно при необходимости совмещать.

Согласно хадисам пророка Мухаммада, во время болезни человека рекомендуется чтение следующих аятов:

а) концовка аята Тауба, 14 (9: 14);

б) середина аята Йунус, 57 (10: 57);

в) середина аята Нахль, 69 (16: 69);

г) начало аята Исра, 82 (17: 82);

д) Шуара, 82 (26: 82);

е) начало аята Фуссилат, 44 (41: 44).

Шит (Шис) — сын Адама. Ему было дано пророчество после смерти своего отца. Как известно, сын Адама Кабил из чувства зависти к своему брату Хабилу убил его (См. Кабил и Хабил). Взамен убитого Хабила Аллах даровал Адаму другого сына — Шита, что означает «подарок Аллаха». Шит был любимцем своего отца Адама, который научил его полученным им от Аллаха различным знаниям и тайнам и сделал его своим духовным наследником. Адам также поставил его во главе всех своих потомков.

После смерти Адама, Аллах избрал Шита своим пророком (наби) и послал ему 50 свитков (сухуф) Откровения, в котором также содержались и знания в области отдельных наук. Шит проповедовал религию Адама. Он вместе со своими потомками построил около тысячи городов, в которых они жили мирно и счастливо. Никаких недоразумений между ними не возникало.

Шит побывал во многих местах, например в Йемене, где он вел проповеди среди заблудших сынов Кабила (Каина) и наставлял их на путь Аллаха. Однако они отвергли его и он сразился с ними. Он впервые в истории человечества сразился за веру с оружием в руках. Ему удалось победить врагов, часть из которых была перебита, а часть взята в плен.

Адам и Шит (возможно, и другие его братья) построили Каабу. В строительстве был использован камень, скрепленный глиной.

Пророк Шит, который согласно преданиям прожил на земле свыше двухсот лет, назначил своим наследником своего сына Ануша. В преданиях говорится, что возможно Шит был похоронен возле могилы своего отца Адама в Мине. После его смерти, люди постепенно стали отходить от веры. Поэтому Аллах послал к ним пророка Идриса.

Шуайб — пророк (наби) посланный к народам Мадьяна и Айки. Он проповедовал религию пророка Ибрахима, потомком которого являлся. Шуайб был также потомком Ибрахима, либо Салиха.

Согласно сообщению историков Табари и Ибн Асира, Шуайб родился и вырос в среде племени Мадьян, которое проживало на территории Аравии. Его народ сбился с истинного пути и впал в идолопоклонство. Среди них процветал обман в торговле и прочие виды аморальности. В связи с этим, Аллах избрал Шуайба в качестве Своего посланника и тот начал проповеди среди народа. Он призывал к вере в Аллаха и отказу от порочного образа жизни. Шуайб говорил мадьянитам: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху. Нет у вас иного бога, кроме Него. К вам пришло ясное знамение от вашего Господа. Не обмеривайте и не обвешивайте людей [при сделках], не обманывайте их в вопросах имущества и не распространяйте нечестия на земле, после того как установлена на ней праведность. Так лучше для вас, если вы — верующие. Не преграждайте дорог [истины], угрожая и отвращая от пути Аллаха тех, кто уверовал в Него, и не стремитесь искривить этот путь. Вспомните [то время], когда вас было мало. А Он ведь увеличил вашу численность. Подумайте же о том, каков был исход нечестивцев!» (Коран, 7: 85-87).

Однако предводители мадьянитов ответили ему: «Мы изгоним тебя, о Шу’айб, и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города, если ты не вернешься к [вере] нашей общины» (Коран, 7: 88). Там не менее, несмотря на все эти угрозы и трудности, Шуайб продолжал призывать к вере свой народ.

Весть о нем распространилась до Шама (Сирии). Многие люди из различных регионов приходили к нему и принимали

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн