обновление брака в случае, если кто-либо из супругов вначале совершил вероотступничество, а затем вернулся в Ислам
Тааддуд аз-Завджат — женитьба на нескольких женщинах, полигамия
3. Укуба (наказания за правонарушения)
Хадд — наказания за правонарушения, оговоренные Кораном и Сунной
Тазир — наказания за правонарушения, о которых в Коране и Сунне не говорится
Дийа — компенсация, возмещение ущерба в случаях убийства, увечья и ранения человека
Кысас — месть, убийство человека умышленно совершившего убийство другого человека в соответствии с положениями с законами шариата
Гурра — сумма, которую обязан уплатить человек, который виновен в совершении преждевременного вывода и убийства плода из утробы матери (аборта)
Раджм — побитие камнями до смерти за прелюбодеяние
4. Специальные термины мусульманского права
Мазхаб — путь, по которому следует мусульманин, богословско-правовая школа.
Фард — обязательное для исполнения религиозное предписание
Ваджиб — необходимость обязательного исполнения того или иного религиозного предписания
Батиль — любая вера, мысль, заключение или поведение, не соответствующая положениям Корана и Сунны
Джаиз — действие, совершение или не совершение которого является одинаково приемлемым и дозволенным
Ибаха — возможность совершения различных деяний, которые не квалифицируются как запретные, нежелательные, разрешенные
Халал — разрешенные вещи и деяния
Мандуб — действие, совершение которого является богоугодным делом, а не совершение не является греховным
Мубах — разрешенные деяния, совершение которых не предписывается, но и не запрещается шариатом
Мустахаб — Богоугодные деяния, которые желательно совершать в связи с тем, что их обычно совершал пророк Мухаммад и его сподвижники
Рухсат — некоторые исключения из общих правил, которые предписываются шариатом для мусульман в исключительных случаях
Сахих — действительное и верное действие или повествование
Саваб — награда, которую даст Аллах в следующей жизни за благие, добродетельные и богоугодные дела в земной жизни
Харам — запрещенные вещи и деяния
Фасад — нечто вначале нормальное и пригодное, затем утерявшее эти качества и ставшее испорченным
Макрух — нежелательная вещь или действие
Мункар — все, что запрещено аятами Корана, хадисами пророка Мухаммада и иджмой муджтахидов
Фасит -недействительность того или иного действия
Фидйа — выкуп, выплата определенного шариатом количества средств, взамен исполнения обязательного религиозного служения
Назр — клятва данная Аллаху о совершении каких-либо богоугодных деяний в случае исполнения какого-либо желания
Каффара — какое-либо искупительное действие, выполненное взамен совершенного греха в соответствии с законами шариата
Ихтилаф — конфликт, недоразумение, различные точки зрения и подходы к проблемам
Аджир — вознаграждение за выполненное дело
Адат — обычаи, которые могут быть использованы в качестве довода в правовых вопросах
Иджтихад — труд, усердие в вынесении правовых предписаний и решение различных религиозных проблем или вопросов на основании аятов Корана, хадисов, кыяса и иджмы.
Рукн и Шарт — основы и условия религиозных актов
Бид’а — новшества, которые были выдуманы и введены в исламскую религию после периода жизни пророка Мухаммада и его сподвижников
Васваса — необоснованные и надуманные сомнения в религии
Таанни — совершение дел осмысленно, без спешки или поспешности
Таганни — петь песни, распевать мелодии
Ихтикар — оптовая покупка какого-либо жизненно необходимого товара, приводящая к дефициту на рынке, с целью его продажи через некоторое время по более высокой цене
5. Мусульманские правоведы и их последователи
Асхаб аль-Хадис — мусульманские правоведы, которые выносили правовые решения только из ясных смыслов мусульманских преданий
Асхаб ар-Ра’й — мусульманские правоведы, которые выносили правовые решения на основании своего мнения в тех случаях, если по каким-либо вопросам не имелось однозначного ответа в Коране и Сунне
Факих — мусульманский ученый правовед, который имеет право выносить самостоятельные фетвы из исламских первоисточников
Муджтахид — мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения
Муфтий — тот кто дает фетвы
Аятолла — шиитский правовед, который может выносит самостоятельные решения по правовым вопросам
Фетва — разъяснение какой-либо проблемы религиозно-правового характера, а также ответ на вопрос религиозного характера, который дает компетентный человек
Мукаллид — мусульманин, который не является муджтахидом и обязан следовать предписаниям ученых-муджтахидов одного из мазхабов Ислама
6. Правовые методы
Иджма — единое мнение или одинаковые подходы по отношению к различным проблемам со стороны мусульманских ученых разных поколений
Кыяс — религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, изложенными в Коране и принятыми пророком Мухаммадом
Масалих аль-Мурсала (Истислах) — правовое решение проблемы муджтахидом на основании его полезности и предпочтительности для общества, в тех случаях, если по этому поводу невозможно вывести предписание из буквального значения аятов или хадисов (нассов), а также кыяса и иджмы
Истихсан — предпочтение, возможность отказа от доводов кыяса в случае, если формально правильное суждение по аналогии в данной ситуации является не совсем целесообразным.
Орф — применение в качестве довода каких-либо традиционно распространенных мнений в мусульманском обществе, если нет буквальных доказательств в Откровении
Ра’й — предписания по тем проблемам, которые не содержатся в буквальном выражении в исламских первоисточниках, выданные на основе мнения муджтахида на основании общего контекста тех или иных аятов или хадисов
7. Правовые школы
а) Суннитские правовые школы
Ханафитский мазхаб
— Эпоним мазхаба Абу Ханифа (Имам Азам, Ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи)
— Некоторые наиболее известные ученики Абу Ханифы:
— Метод Абу Ханифы
— Формирование ханафитского мазхаба
— Источники ханафитского мазхаба
— Термины ханафитского мазхаба
— Некоторые методы ханафитского мазхаба
— Распространение Ханафитского мазхаба
Ханафитские правоведы:
Абу Йусуф
Шейбани Мухаммад ибн Хасан
Ибн Абидин
Мустафа Сабри Эфенди
Маликитский мазхаб
— Эпоним мазхаба — Малик ибн Анас (93/712-179/796).
— Ученики Малика ибн Анаса:
— Убеждения Малика ибн Анаса
— Метод Малика ибн Анаса
— Формирование Маликитского мазхаба
Шафиитский мазхаб — один из четырех правовых школ суннитского Ислама.
— Эпоним мазхаба Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии.
— Наиболее известные ученики Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии
— Убеждения Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии
— Метод Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии
— Формирование Шафиитского мазхаба
— Термины шафиитского мазхаба
Ханбалитский мазхаб
— Эпоним мазхаба Ахмад ибн Ханбаль.
— Наиболее известные ученики Ахмада ибн Ханбаля
— Убеждения Ахмада ибн Ханбаля
— Метод Ахмада ибн Ханбаля
— Формирование Ханбалитского мазхаба
— Термины ханбалитского мазхаба
Ханбалитские правоведы
Ибн аль-Джаузи
Захиритский мазхаб
— Давуд аз-Захири (202/817-270/883)
— Ибн Хазм аль-Андалуси (384/994-456/1064)
— Убеждения Ибн Хазма
— Правовой метод Ибн Хазма
— Формирование Захиритского мазхаба
б) Шиитские правовые школы
Джафаритский мазхаб
— Эпоним мазхаба Джафар ас-Садик (80-148)
— Политические воззрения Джафара ас-Садика
— Правовые методы Джафара ас-Садика
Шиитские правоведы и богословы:
Кулейни Мухаммад
Шейх Садук
Зейдитский мазхаб
— Эпоним мазхаба Зейд ибн Али (80/700-122/742)
— Убеждения Зейда Ибн Али
— Правовой метод зейдитского мазхаба
— Развитие зейдитского мазхаба
XXVI. Калам и философия
Калам — наука о личностных и атрибутивных качествах Аллаха, сущности пророчества, о начале и конце бытия в соответствии с положениями Ислама
а) Термины, которые используются в каламе:
Аджал — рок
Адль — справедливость
Батин — сокрытые, тайные, эзотерические проявления какого-либо бытия.
Ваад и Ваид — обещание Аллаха вознаградить праведников и наказать грешников в будущей жизни
Гайб — то, чего невозможно увидеть глазами или ощутить органами чувств, но которое можно познать интуитивно
Дахриты — люди, которые отрицают сотворенность вселенной и всего сущего бытия Аллахом
Джадаль — спор, дискуссия которая проводится методами логики и диалектики
Дунья — весь материальный мир, окружающий человека вплоть до его смерти
Залля — небольшие погрешности и ошибки, которые могли быть в помыслах посланников Аллаха
Захир — явное, открытое. Так обозначаются внешнее, экзотерическое проявление какого-либо бытия
Ирада — свободная воля в ее абсолютном понимании
Кадар и Каза — термины, которыми обозначают предопределенность всего сущего Аллахом
Нафс — Сущность человека, его «Я»
Сабаб — причина, посредством которой осуществляется тот или иной процесс или действие
Танасух – вера в переселения душ из одного тела в другое в языческих религиозно-философских учениях
Тафаккур — мышление, размышление
Фалсафа — философия
Фани — то, что имеет конец, преходящее, временное
Таслис — христианская троица, тринитаризм
Укнум — каждая из ипостасей (трех лиц) христианской троицы
б) Школы калама:
Джабриты — сторонники абсолютной Божественной предопределенности всех процессов в мироздании, включая и поступки людей
Кадариты — сторонники свободной воли человека
Мушаббихиты — антропоморфисты, которые представляли Бога в атрибутах и образах сотворенных Им созданий
Мурджииты — приверженцы одного из мировоззренческих школ в истории Ислама, которые считали, что совершение греха человеком не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда
Мутазилиты — представители крупного направления в мусульманском каламе
— Положения веры в мутазилизме
— Приоритетность доводов разума в мутазилитской философии
Мутазилитские каламисты
Васил ибн Ата
Замахшари Махмуд
в) Суннитские школы калама
Ашаризм
Ашаритские каламисты:
Абу аль-Хасан аль-Ашари
Бакиллани Абу Бакр Мухаммад
Багдади Абд аль-Кахир
Матуридизм
Матуридитские каламисты:
Абу Мансур аль-Матуриди
Насафи Хафиз ад-Дин
Салафизм
Основатели салафизма:
Ибн Теймия
Ибн аль-Каййим аль-Джаузия
XXVII. Духовное учение ислама (тасаввуф)
Абид — отшельник
Ариф — человек обладающий практическим знанием
Ата (тур.) — почтительное название бродячего суфийского проповедника-дервиша.
Бай’а (II) — клятва, которую дает ученик (мюрид) своему учителю (муршиду) о том, что он останется верен ему и будет выполнять все его указания.
Барака — благословление которым Аллах, может наделять им своих посланников
Василя — желание приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство
Ваджд — состояние религиозного экстаза и выхода за пределы своего существа, в котором пребывает «опьяненный» Божественной любовью.
Захид — мусульманский аскет
Вахдат аль-вуджуд — единство бытия, одна из суфийских доктрин
Вахдат аш-шухуд — единство свидетельства, одна из суфийских доктрин
Вирд — регулярное поминание прекрасных имен Аллаха, молитва суфийского ордена
Джазба — влечение Богом своего раба
Джальва — выход суфия к народу после периода его уединения
Джам — состояние, при котором единственно сущим бытием мыслится только Бог
Зияра — паломничество к могилам умерших праведников-святых (авлия)
Зикр — духовное упражнение, с целью ощущения в себе состояния Божественное присутствия
Зухд — забвение в своем сердце всего кроме Аллаха, а также безразличное и прохладное отношение к материальным прелестям земной жизни и проведение всего своего времени в молитвах
Икан — неопровержимое знание, которое полностью удовлетворяет мистика
Ильхам — вдохновение, знание полученное от Аллаха
Инсан аль-камил — совершенный человек
Итминан — обретение покоя после стеснения
Ихлас — очищение души от признаков ширка (политеизма), содержание ее в чистоте, преданное служение Аллаху.
Ихсан — совершенное поклонение, искреннее служение, когда правоверный поклоняется Всевышнему Аллаху так, словно видит Его
Кабз и баст — духовные состояния при которых душа сжимается от страха перед наказанием и расширяется в надежде на вознаграждение
Кайба и хузур — потеря самого себя и ощущение присутствия у Аллаха
Карама — состояние сверхъестественного чуда и озарения у преданных служителей Аллаха
Кутб — высшая степень святости в иерархии святых (авлия).
Макам — духовная ступень (либо стадия), достигаемая в результате напряженной духовной практики
Марифа — внеопытное знание, которое достигнуто иррациональным путем в результате длительной практики опыта и субъективных ощущений
Махаббат (Ашк) — взаимная любовь Бога и человека
Махв и исбат — уничтожение своих пороков и обретение вместо них нового существования посредством служения искреннего Богу.
Муракаба — убежденность в том, что обо всех помыслах человека известно Аллаху
Шейх (Муршид) — руководитель суфийской обители, духовный наставник
Мюрид — ученик, который покорил свою волю воле Аллаха, а также своего учителя (шейха).
Рабита — духовная связь с Богом посредством учителя (шейха)
Сайр — отход от невежества и переход к высокой нравственности и морали
Сама — вслушивание в религиозные песнопения, декламация, которые помогают суфию входить в состояние экстаза (ваджд)
Сахв — прохождение духовного пути в трезвом состоянии, не теряя разума
Сильсила — цепь духовной преемственности, которая начинается от пророка Мухаммада,