Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

обновление брака в случае, если кто-либо из супругов вначале совершил вероотступничество, а затем вернулся в Ислам

Тааддуд аз-Завджат — женитьба на нескольких женщинах, полигамия

3. Укуба (наказания за правонарушения)

Хадд — наказания за правонарушения, оговоренные Кораном и Сунной

Тазир — наказания за правонарушения, о которых в Коране и Сунне не говорится

Дийа — компенсация, возмещение ущерба в случаях убийства, увечья и ранения человека

Кысас — месть, убийство человека умышленно совершившего убийство другого человека в соответствии с положениями с законами шариата

Гурра — сумма, которую обязан уплатить человек, который виновен в совершении преждевременного вывода и убийства плода из утробы матери (аборта)

Раджм — побитие камнями до смерти за прелюбодеяние

4. Специальные термины мусульманского права

Мазхаб — путь, по которому следует мусульманин, богословско-правовая школа.

Фард — обязательное для исполнения религиозное предписание

Ваджиб — необходимость обязательного исполнения того или иного религиозного предписания

Батиль — любая вера, мысль, заключение или поведение, не соответствующая положениям Корана и Сунны

Джаиз — действие, совершение или не совершение которого является одинаково приемлемым и дозволенным

Ибаха — возможность совершения различных деяний, которые не квалифицируются как запретные, нежелательные, разрешенные

Халал — разрешенные вещи и деяния

Мандуб — действие, совершение которого является богоугодным делом, а не совершение не является греховным

Мубах — разрешенные деяния, совершение которых не предписывается, но и не запрещается шариатом

Мустахаб — Богоугодные деяния, которые желательно совершать в связи с тем, что их обычно совершал пророк Мухаммад и его сподвижники

Рухсат — некоторые исключения из общих правил, которые предписываются шариатом для мусульман в исключительных случаях

Сахих — действительное и верное действие или повествование

Саваб — награда, которую даст Аллах в следующей жизни за благие, добродетельные и богоугодные дела в земной жизни

Харам — запрещенные вещи и деяния

Фасаднечто вначале нормальное и пригодное, затем утерявшее эти качества и ставшее испорченным

Макрух — нежелательная вещь или действие

Мункар — все, что запрещено аятами Корана, хадисами пророка Мухаммада и иджмой муджтахидов

Фасит -недействительность того или иного действия

Фидйа — выкуп, выплата определенного шариатом количества средств, взамен исполнения обязательного религиозного служения

Назр — клятва данная Аллаху о совершении каких-либо богоугодных деяний в случае исполнения какого-либо желания

Каффара — какое-либо искупительное действие, выполненное взамен совершенного греха в соответствии с законами шариата

Ихтилаф — конфликт, недоразумение, различные точки зрения и подходы к проблемам

Аджир — вознаграждение за выполненное дело

Адат — обычаи, которые могут быть использованы в качестве довода в правовых вопросах

Иджтихад — труд, усердие в вынесении правовых предписаний и решение различных религиозных проблем или вопросов на основании аятов Корана, хадисов, кыяса и иджмы.

Рукн и Шарт — основы и условия религиозных актов

Бид’а — новшества, которые были выдуманы и введены в исламскую религию после периода жизни пророка Мухаммада и его сподвижников

Васваса — необоснованные и надуманные сомнения в религии

Таанни — совершение дел осмысленно, без спешки или поспешности

Таганни — петь песни, распевать мелодии

Ихтикар — оптовая покупка какого-либо жизненно необходимого товара, приводящая к дефициту на рынке, с целью его продажи через некоторое время по более высокой цене

5. Мусульманские правоведы и их последователи

Асхаб аль-Хадис — мусульманские правоведы, которые выносили правовые решения только из ясных смыслов мусульманских преданий

Асхаб ар-Ра’й — мусульманские правоведы, которые выносили правовые решения на основании своего мнения в тех случаях, если по каким-либо вопросам не имелось однозначного ответа в Коране и Сунне

Факих — мусульманский ученый правовед, который имеет право выносить самостоятельные фетвы из исламских первоисточников

Муджтахид — мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения

Муфтий — тот кто дает фетвы

Аятолла — шиитский правовед, который может выносит самостоятельные решения по правовым вопросам

Фетва — разъяснение какой-либо проблемы религиозно-правового характера, а также ответ на вопрос религиозного характера, который дает компетентный человек

Мукаллид — мусульманин, который не является муджтахидом и обязан следовать предписаниям ученых-муджтахидов одного из мазхабов Ислама

6. Правовые методы

Иджма — единое мнение или одинаковые подходы по отношению к различным проблемам со стороны мусульманских ученых разных поколений

Кыяс — религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, изложенными в Коране и принятыми пророком Мухаммадом

Масалих аль-Мурсала (Истислах) — правовое решение проблемы муджтахидом на основании его полезности и предпочтительности для общества, в тех случаях, если по этому поводу невозможно вывести предписание из буквального значения аятов или хадисов (нассов), а также кыяса и иджмы

Истихсан — предпочтение, возможность отказа от доводов кыяса в случае, если формально правильное суждение по аналогии в данной ситуации является не совсем целесообразным.

Орф — применение в качестве довода каких-либо традиционно распространенных мнений в мусульманском обществе, если нет буквальных доказательств в Откровении

Ра’й — предписания по тем проблемам, которые не содержатся в буквальном выражении в исламских первоисточниках, выданные на основе мнения муджтахида на основании общего контекста тех или иных аятов или хадисов

7. Правовые школы

а) Суннитские правовые школы

Ханафитский мазхаб

— Эпоним мазхаба Абу Ханифа (Имам Азам, Ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи)

— Некоторые наиболее известные ученики Абу Ханифы:

Метод Абу Ханифы

Формирование ханафитского мазхаба

— Источники ханафитского мазхаба

— Термины ханафитского мазхаба

— Некоторые методы ханафитского мазхаба

— Распространение Ханафитского мазхаба

Ханафитские правоведы:

Абу Йусуф

Шейбани Мухаммад ибн Хасан

Ибн Абидин

Мустафа Сабри Эфенди

Маликитский мазхаб

— Эпоним мазхаба — Малик ибн Анас (93/712-179/796).

— Ученики Малика ибн Анаса:

— Убеждения Малика ибн Анаса

Метод Малика ибн Анаса

Формирование Маликитского мазхаба

Шафиитский мазхаб — один из четырех правовых школ суннитского Ислама.

— Эпоним мазхаба Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии.

Наиболее известные ученики Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии

— Убеждения Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии

Метод Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии

Формирование Шафиитского мазхаба

— Термины шафиитского мазхаба

Ханбалитский мазхаб

— Эпоним мазхаба Ахмад ибн Ханбаль.

Наиболее известные ученики Ахмада ибн Ханбаля

— Убеждения Ахмада ибн Ханбаля

Метод Ахмада ибн Ханбаля

Формирование Ханбалитского мазхаба

— Термины ханбалитского мазхаба

Ханбалитские правоведы

Ибн аль-Джаузи

Захиритский мазхаб

— Давуд аз-Захири (202/817-270/883)

— Ибн Хазм аль-Андалуси (384/994-456/1064)

— Убеждения Ибн Хазма

— Правовой метод Ибн Хазма

Формирование Захиритского мазхаба

б) Шиитские правовые школы

Джафаритский мазхаб

— Эпоним мазхаба Джафар ас-Садик (80-148)

— Политические воззрения Джафара ас-Садика

— Правовые методы Джафара ас-Садика

Шиитские правоведы и богословы:

Кулейни Мухаммад

Шейх Садук

Зейдитский мазхаб

— Эпоним мазхаба Зейд ибн Али (80/700-122/742)

— Убеждения Зейда Ибн Али

— Правовой метод зейдитского мазхаба

Развитие зейдитского мазхаба

XXVI. Калам и философия

Калам — наука о личностных и атрибутивных качествах Аллаха, сущности пророчества, о начале и конце бытия в соответствии с положениями Ислама

а) Термины, которые используются в каламе:

Аджал — рок

Адль — справедливость

Батин — сокрытые, тайные, эзотерические проявления какого-либо бытия.

Ваад и Ваид — обещание Аллаха вознаградить праведников и наказать грешников в будущей жизни

Гайб — то, чего невозможно увидеть глазами или ощутить органами чувств, но которое можно познать интуитивно

Дахриты — люди, которые отрицают сотворенность вселенной и всего сущего бытия Аллахом

Джадаль — спор, дискуссия которая проводится методами логики и диалектики

Дунья — весь материальный мир, окружающий человека вплоть до его смерти

Залля — небольшие погрешности и ошибки, которые могли быть в помыслах посланников Аллаха

Захир — явное, открытое. Так обозначаются внешнее, экзотерическое проявление какого-либо бытия

Ильмзнание, наука

Ирада — свободная воля в ее абсолютном понимании

Кадар и Каза — термины, которыми обозначают предопределенность всего сущего Аллахом

Нафс — Сущность человека, его «Я»

Сабаб — причина, посредством которой осуществляется тот или иной процесс или действие

Танасух – вера в переселения душ из одного тела в другое в языческих религиозно-философских учениях

Тафаккур — мышление, размышление

Фалсафа — философия

Фани — то, что имеет конец, преходящее, временное

Таслис — христианская троица, тринитаризм

Укнум — каждая из ипостасей (трех лиц) христианской троицы

б) Школы калама:

Джабриты — сторонники абсолютной Божественной предопределенности всех процессов в мироздании, включая и поступки людей

Кадариты — сторонники свободной воли человека

Мушаббихиты — антропоморфисты, которые представляли Бога в атрибутах и образах сотворенных Им созданий

Мурджииты — приверженцы одного из мировоззренческих школ в истории Ислама, которые считали, что совершение греха человеком не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда

Мутазилиты — представители крупного направления в мусульманском каламе

— Положения веры в мутазилизме

— Приоритетность доводов разума в мутазилитской философии

Мутазилитские каламисты

Васил ибн Ата

Замахшари Махмуд

в) Суннитские школы калама

Ашаризм

Ашаритские каламисты:

Абу аль-Хасан аль-Ашари

Бакиллани Абу Бакр Мухаммад

Багдади Абд аль-Кахир

Матуридизм

Матуридитские каламисты:

Абу Мансур аль-Матуриди

Насафи Хафиз ад-Дин

Салафизм

Основатели салафизма:

Ибн Теймия

Ибн аль-Каййим аль-Джаузия

XXVII. Духовное учение ислама (тасаввуф)

Абид — отшельник

Ариф — человек обладающий практическим знанием

Ата (тур.) — почтительное название бродячего суфийского проповедника-дервиша.

Бай’а (II) — клятва, которую дает ученик (мюрид) своему учителю (муршиду) о том, что он останется верен ему и будет выполнять все его указания.

Барака — благословление которым Аллах, может наделять им своих посланников

Василя — желание приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство

Ваджд — состояние религиозного экстаза и выхода за пределы своего существа, в котором пребывает «опьяненный» Божественной любовью.

Захид — мусульманский аскет

Вахдат аль-вуджуд — единство бытия, одна из суфийских доктрин

Вахдат аш-шухуд — единство свидетельства, одна из суфийских доктрин

Вирд — регулярное поминание прекрасных имен Аллаха, молитва суфийского ордена

Видждан — чувство, совесть

Джазба — влечение Богом своего раба

Джальва — выход суфия к народу после периода его уединения

Джам — состояние, при котором единственно сущим бытием мыслится только Бог

Зияра — паломничество к могилам умерших праведников-святых (авлия)

Зикр — духовное упражнение, с целью ощущения в себе состояния Божественное присутствия

Зухд — забвение в своем сердце всего кроме Аллаха, а также безразличное и прохладное отношение к материальным прелестям земной жизни и проведение всего своего времени в молитвах

Икан — неопровержимое знание, которое полностью удовлетворяет мистика

Ильхам — вдохновение, знание полученное от Аллаха

Инсан аль-камил — совершенный человек

Итминан — обретение покоя после стеснения

Ихлас — очищение души от признаков ширка (политеизма), содержание ее в чистоте, преданное служение Аллаху.

Ихсан — совершенное поклонение, искреннее служение, когда правоверный поклоняется Всевышнему Аллаху так, словно видит Его

Кабз и баст — духовные состояния при которых душа сжимается от страха перед наказанием и расширяется в надежде на вознаграждение

Кайба и хузур — потеря самого себя и ощущение присутствия у Аллаха

Карама — состояние сверхъестественного чуда и озарения у преданных служителей Аллаха

Кутб — высшая степень святости в иерархии святых (авлия).

Макам — духовная ступень (либо стадия), достигаемая в результате напряженной духовной практики

Марифа — внеопытное знание, которое достигнуто иррациональным путем в результате длительной практики опыта и субъективных ощущений

Махаббат (Ашк) — взаимная любовь Бога и человека

Махв и исбат — уничтожение своих пороков и обретение вместо них нового существования посредством служения искреннего Богу.

Муракаба — убежденность в том, что обо всех помыслах человека известно Аллаху

Шейх (Муршид) — руководитель суфийской обители, духовный наставник

Мюрид — ученик, который покорил свою волю воле Аллаха, а также своего учителя (шейха).

Рабита — духовная связь с Богом посредством учителя (шейха)

Сайр — отход от невежества и переход к высокой нравственности и морали

Сама — вслушивание в религиозные песнопения, декламация, которые помогают суфию входить в состояние экстаза (ваджд)

Сахв — прохождение духовного пути в трезвом состоянии, не теряя разума

Сильсила — цепь духовной преемственности, которая начинается от пророка Мухаммада,

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн