лидером движения стал его сын Ибрахим ибн Мухаммад, который в 129 году приказал своему доверенному человеку — рабу-вольноотпущеннику Абу Муслиму, поднять восстание. После этого Абу Муслим со своими сторонниками, захватил Герат.
Тем временем омейядские власти, установив непосредственную связь Абу Муслима с Ибрахимом ибн Мухаммадом, арестовали Ибрахима. Он был убит или умер в темнице. После него Аббасидское движение возглавил Абдулла ибн Мухаммад ас-Саффах. Абу Муслим же в 130 году захватил столицу Хорасана Мерв. Все попытки остановить наступление восставших со стороны омейядских властей окончились безрезультатно. Последний Омейядский халиф Марван потерпел поражение в битве при Забе и бежал в Харран, а затем в Египте, где он был убит в 132 году.
В результате всех этих событий Арабский халифат возглавили Аббасиды. Первым Аббасидским халифом стал Абдулла ибн Мухаммад ас-Саффах.
После прихода к власти Аббасидов, начался их конфликт со сторонниками Алидов (потомков Али ибн Абу Талиба), которые поначалу подвергались репрессиям. Однако некоторые Аббасидские халифы более позднего периода иногда приближали к себе Алидов. Алиды также являлись родственниками пророка, и их сторонники стремились привести их к власти. Естественно, что это вызывало ответную реакцию правящей власти. При Аббасидах также усилилось иранское культурное влияние в жизни Халифата, которое несколько потеснило арабское.
Период правления Аббасидов условно разделяется на 4 периода:
— могущества (132/750-247/861);
— упадка (247/861-334/946);
— нахождение под властью Бувайхидов (334/946-467/1075);
— нахождение под властью Сельджукидов (467/1075-560/1194).
То есть, период могущества первых Аббасидов сменился периодом их упадка. Они попали под влияние тюркского военного командования и не обладали реальной властью. В этот же период начался процесс стремительного распада Арабского халифата. После этого Аббасиды чисто формально считались халифами, но реально находились под властью вначале персидской (дейлемитской) империи Бувайхидов (Буидов), а затем тюркской империи Сельджукидов. После падения Сельджукидов, Аббасидский халифат просуществовал еще около 60 лет и был разгромлен монгольским завоевателем Хулагу-ханом. После этого разгрома, мамлюкские султаны Сирии и Египта пригласили к себе оставшихся в живых представителей Аббасидской династии и формально возродили Халифат. В X/XVI веке, при турецком султане Салиме I, последний аббасидский халиф Мутаваккиль передал Османским султанам свои права на Халифат.
Абд аль-Муталлиб — дед пророка Мухаммада. После смерти Хашима (См. Хашимиты) обязанности по организации хаджа перешли к его брату Муталлибу ибн Абд Манафу. Спустя несколько лет, он поехал к сыну Хашима Шейбе в Медину и забрал его с собой в Мекку. Там Шейбу стали называть Абд аль-Муталлибом (рабом Муталлиба). Это имя закрепилось за ним. Когда Муталлиб умер, он взял на себя все его обязанности по организации хаджа и добился большого авторитета среди народа. У Абд аль-Муталлиба было 10 сыновей: Харис, Зубайр, Абу Талиб, Абдулла (отец пророка Мухаммада), Хамза, Абу Лахаб, Гидак, Маквам, Сафар и Аббас. А также он имел шестерых дочерей.
После смерти Амины (жены Абдуллы и матери пророка Мухаммада), Абд аль-Муталлиб взял к себе своего осиротевшего шестилетнего внука Мухаммада. Два года спустя Абд аль-Муталлиб умер и опекунство над Мухаммадом взял на себя его сын Абу Талиб.
Абдаст (перс.) — малое омовение (См. Вуду).
Абдо Мухаммад (1265/1849-1322/1905) — известный мусульманский реформатор, общественный деятель, ученик и соратник Джамал ад-Дина аль-Афгани (См. Афгани Джамал ад-Дин). Родился в Египте в туркменской семье. Начальное образование получил в медресе, выучил наизусть весь Коран. Затем его отец отправил его на учебу в Танту в школу суфийского шейха Саида Бадави при мечети «Ахмадия». После окончания этой школы Мухаммад Абдо поступил в каирский университет «Аль-Азхар». Окончив обучение он, в 1394/1877 году, получил докторскую степень и стал преподавать в этом университете. Помимо религиозных наук, М. Абдо интересовался и другими науками, занимался общественно-политической деятельностью. Его статьи выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль-Ахрам». В те же годы он познакомился с Джамал ад-Дином аль-Афгани.
За участие в восстании Ораби-паши в 1300/1883 году М. Абдо был выслан из Египта и жил во Франции. Вместе с Джамал ад-Дином аль-Афгани выпускал там газету «Урва аль-Вуска», которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции. В 1302/1885 году он приехал в Бейрут, где написал несколько книг. После возвращения в Египет в 1305/1888 году он занимал высокие государственные посты, читал лекции в каирском университете «Аль-Азхар». Затем Мухаммад Абдо стал главным муфтием Египта. Он сумел провести реформу системы образования в «Аль-Азхаре». Считал недопустимым закрытие иджтихада (См. Иджтихад), отвергал слепое следование (См. Таклид) религиозным авторитетам и мазхабам, издавал фетвы, которые вступали в противоречие с фетвами правоверных суннитских мазхабов. За эти действия он вызвал на себя огонь критики ортодоксов. В частности против его фетв и реформаторской деятельности выступил турецкий ханафитский традиционалист шейх уль-ислам Мустафа Сабри Эфенди, который также был известным преподавателем университета «Аль-Азхар».
Мухаммад Абдо развил идеи Джамал ад-Дина аль-Афгани и считал необходимым проведение реформ в Исламе через возврат к его основам. Он отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии.
В области политического устройства общества, М. Абдо считал, что любой правитель в первую очередь представляет сугубо земную власть, которая не освящена Божественными мотивами. Причем, глава государства обязан исполнять роль политического лидера общества, без вмешательства в собственно религиозную сферу. Абдо отрицал его особую компетентность и тем более исключительность как выразителя Божественной воли. Но в то же, время правитель должен защищать религию и пропагандировать ее идеалы. Что же касается кадиев, шейх-уль-исламов и других религиозных деятелей, то они не составляют духовной иерархии (наподобие церкви), а являются лишь учеными, специалистами в своих областях.
Мухаммад Абдо также был сторонником народовластия и идеи выборности руководителей государства. Он указывал на преимущества парламентского строя, ибо, по его словам, «сама идея справедливого управления, когда уважаются интересы народа, заложена в мусульманском вероучении, подкреплена хадисами и высказываниями религиозных авторитетов». Он считал, что конституционного строя можно добиться путем мирного соглашения с правительством.
Позднее муфтий М. Абдо стал сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление сильной, но справедливой личности диктатора. В его обязанности должно было входить поддержание справедливости в обществе и недопущение произвола и хаоса. Но власть диктатора должна была постепенно быть трансформированной в парламентаризм и демократию. В теории М. Абдо идеи свободы должны были созревать постепенно, а не реализоваться сразу, так как это могло привести к нежелательным последствиям для государства. При этом Абдо был противником любого бунта против существующей власти, считая, что бунтарство является показателем неготовности народа к подлинной свободе.
Мухаммад Абдо был автором книг по толкованию Корана, реформам шариата, системы образования.
Абдулла ибн Аббас (ум. в 68/687) — известный сподвижник пророка Мухаммада, мусульманский ученый и правовед. Сын Аббаса -дяди пророка Мухаммада. Родился в Мекке приблизительно за три года до хиджры. Мальчик рос при пророке Мухаммаде, и с раннего возраста учился у него основам религии.
До 8 года хиджры Абдулла вместе со своей семьей оставался в Мекке. Но, перед взятием города мусульманами, они переехали в Медину. Принимал участие в битвах при Хунайне и Таифе, а также при завоевании мусульманами Мекки. При первых халифах был их приближенным, принимал участие в военных походах мусульман в Северной Африке и Табаристане.
После смерти Османа, Абдулла признал халифом Али и был в числе его помощников. Затем халиф Али назначил его наместником Басры. Занимая эту должность он сумел подавить хариджитский мятеж, но, позднее подал в отставку и до конца жизни оставался в Мекке, где занимался научной деятельностью. После смерти халифа Муавии, Абдулла ибн Аббас уговаривал Хусайна ибн Али не отвечать на призыв восставшего против халифа Йазида народа в Куфе и не ехать туда (См. Хусайн ибн Али). Однако Хусайн не послушался его, выехал туда и погиб. Абдулла до конца своих дней сожалел о смерти Хусайна.
Абдулла ибн Аббас был одним из теоретиков в области мусульманского права. Для вынесения правового предписания (фетвы) он, прежде всего, обращался к Корану. Если там не находил решения проблемы, то обращался к Сунне пророка Мухаммада, а затем к мнению таких сподвижников, как Абу Бакр или Омар. Помимо этого, Абдулла был толкователем Корана. Ему даже приписывается авторство книги по толкованию аятов Корана, под названием «Танвир аль-Микбас мин Тафсир ибн Аббас».
Глубокие познания Абдуллы оценил даже византийский наместник Северной Африки Георгий, к которому, от имени командования мусульманской армии, он был послан в качестве посла. У Георгия Абдулла участвовал в научном диспуте, в ходе которого наместник сказал, что Абдулла ибн Аббас самый образованный человек среди арабов.
Абдулла ибн Аббас умер в Таифе в возрасте 70 лет.
Абдулла ибн Абд аль-Муталлиб — отец пророка Мухаммада. Он был любимцем своего отца Абд аль-Муталлиба.
Согласно преданиям, Абд аль-Муталлиб поклялся принести в жертву одного своего сына, если у него родится 10 сыновей. Спустя много лет у него действительно родились и выросли сыновья. Поэтому Абд аль-Муталлиб вспомнил о своем обете и бросил жребий, который пал именно на Абдуллу, который должен был быть принесен в жертву. Но затем, по совету курайшитов, он отказался от своего замысла и принес взамен своего сына в жертву 100 верблюдов.
Затем Абд аль-Муталлиб женил Абдуллу на знатной девушке Амине бинт Вахб. От этого брака родился Мухаммад. Однако Абдулла так и не увидел своего сына. Большинство историков сообщает, что во время беременности Амины, он выехал по торговым делам в направлении Сирии, но по пути заболел и умер в Медине. В момент его смерти ему было 25 лет. Однако имеются сообщения и о том, что в момент смерти Абдуллы Мухаммаду было 2 месяца.
Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас (ум. в 65/684) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский правовед. Родился в Мекке. Был сыном Амра ибн аль-Аса. Отличался своей набожностью. Много времени уделял молитвам и постам. После принятия Ислама принял участие во многих сражениях, которые произошли между мусульманами и их врагами.
В период правления четвертого халифа Али, он, вместе со своим отцом, был в лагере его противников в битве при Сиффине. Однако не принял непосредственного участия в битве, что говорит о его нейтралитете ко всем этим событиям. Он никогда не поднимал оружия против мусульман.
Абдулла был одним из самых образованных людей своего времени. Он хорошо знал и передавал хадисы, которые записал в книге под названием «ас-Сахифа ас-Садика», занимался преподавательской деятельностью. Помимо блестящего знания арабского, он знал древнееврейский и сирийский языки.
Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас умер в египетском городе Фустат в возрасте 72 лет.
Абдулла ибн Зейд (ум в 22/644) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Он был человеком, который увидел во сне правила и слова призыва на мусульманскую молитву (См. Азан) одобренные пророком Мухаммадом.