пророков заступиться за них перед Аллахом. Однако каждый пророк будет отсылать их к пророку, который следовал после него в земной жизни и, наконец, все они соберутся вокруг последнего пророка Мухаммада, который скажет: «Заступничество — это мое дело»». Помимо этого пророк Мухаммад будет заступаться за праведников еще два раза. Во второй раз он будет ходатайствовать перед Аллахом, о том, чтобы двери рая открылись для праведников (Бухари, Фатх аль-Бари II, 94), а в третий раз он будет заступником для тех некоторых мусульман, которым Аллах определил место в аду. Благодаря мольбе пророка Аллах смилостивится над этими людьми и откроет им путь в рай. Хадис об этом передал Имран ибн Хусайн (Бухари, Фатх аль-Бари, XI, 418).
Относительно заступничества Мухаммада имеется еще один хадис: «Каждому пророку Аллах дал право на одну мольбу, которая будет им выполнена. Все пророки использовали эту мольбу. Однако я ее не использовал и сохранил до дня воскресения, чтобы заступиться этой мольбой за свою умму. Эта мольба спасет тех из моей уммы, которые не придавали Аллаху сотоварищей (Бухари, Даават 1, Таухид 31; Муслим, Иман 334, (198); Муватта, Куран 26, (1,212); Тирмизи, Даават 141, /3597/).
Люди при хашре (собрании) будут разделены на 3 группы. Первая — это пешие, вторые будут верхом, а третьи будут ползти лицами вниз. Об этом говорится в хадисе, переданном Абу Хурайрой (Тирмизи, Тафсир, Бану Исраил (Исра), /3141/). Пешие — это те, кто понесет наказание, но сравнительно легкое. Прибывшие верхом — это праведники, которые будут иметь успех. И, наконец, ползущие лицами вниз — это неверные и грешники, которые будут брошены в огонь ада.
Все люди будут в страхе (Коран, 24: 87). Неверные и грешники захотят раскаяться, но Аллах не примет их раскаяния (Коран, 6: 158). Наказание будет суровым.
Все деяния каждого человека будут поставлены на Весы (Мизан) (Коран, 42: 17). Согласно тому же Ибн Теймии, Аллах материализует все деяния человека так, что они будут иметь реальный вес, и эти деяния будут положены на Весы, которые будут иметь две чаши. На одну чашу будут положены добрые деяния, а на другую злые.
Каждому человеку будет дана Книга его деяний (Коран, 69: 19-20). Ибн Теймия писал: «Тот, кому будет дана Книга с правой стороны, будет спрошен за свои деяния в легкой форме и вернется в большой радости. А тот, кому будет дана Книга с левой стороны, захочет умереть, и потом будет брошен в ад».
Здесь необходимо отметить, что Ибн Теймия писал, что за все добрые деяния, совершенные людьми, которые не были мусульманами, Аллах воздает добром в этом мире. Но там, в день Суда и последующей Вечной жизни все они обнаружат, что страница, на которой должны были быть записаны их добрые дела, окажется пустой.
Далее Ибн Теймия писал, что согласно хадисам, у каждого пророка будет свой водоем (хавз), к которому их благочестивые последователи придут пить воду во время всех этих событий (в подтверждение этого он привел хадисы из сборника Бухари, Рикак, Хавз /Фатх аль-Бари, IX, 463; Бухари I, 44 и т.д. Об этом же говорится в хадисе, переданном Семирой ибн Джундабом: «Каждый пророк имеет свой водоем (хавз). Праведники из уммы (общины) каждого пророка будут приходить туда, чтобы набрать воду. Каждый пророк будет хвастаться тем, что у его водоема собралось больше всего праведников» (Тирмизи, Кыяма 15, /2445/).
После всех этих событий праведники войдут в рай (джанна), а неверные и грешники в ад (джаханнам) (См. Джанна и Джаханнам).
Ахль аль-Бейт — члены семьи пророка Мухаммада. Ортодоксальные суннитские улемы считали, что к семье пророка относятся сыновья дядей пророка Мухаммада Абу Талиба (Али, Джафар, Укайль) и Аббаса. Они относили к семье пророка еще одного дядю пророка, Хамзу, однако тот не оставил после себя детей; потомков же других дядей пророка — аз-Зубайра, аль-Хариса и Абу Лахаба, они не считали относящимися к семье пророка, поскольку те поздно приняли Ислам. Среди потомков дядей пророка Мухаммада наиболее влиятельными были потомки Аббаса, в частности, его сына Абдуллы. Самым известным из них был Али, которого за его набожность назвали Саджадом, что означает «Совершающий земные поклоны». Преследуемый Омейядами, он умер в темнице в 118 г. х.
Членами семьи пророка (ахль аль-бейтом) являются все жены пророка Мухаммада, так как в Коране говорится: «О жены пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] — не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, — а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [пророка], очистить вас всецело (33: 33).
Все суннитские улемы относили к семье пророка прямых потомков Мухаммада от брака его дочери Фатимы с Али ибн Абу Талибом. Известно, что Али был двоюродным братом пророка Мухаммада, рано принял Ислам, участвовал во многих сражениях, имел огромные заслуги в развитии исламского движения. Существуют несколько хадисов, в которых пророк Мухаммад называл свою дочь Фатиму, ее мужа Али и их детей Хасана и Хусайна членами своей семьи. В связи с этим большинство шиитов считали Али и его потомков единственными претендентами на власть (См. Шиизм). В качестве аргументов в пользу этого они приводили несколько аятов Корана и хадисов. Одним из главных аргументов является хадис Кадир-Хум, где пророк Мухаммад говорит: «Аллах мой покровитель и полноправный распорядитель, я же являюсь покровителем (маула) всех верующих. Кому я был покровителем (маула), тому этот Али покровитель, О Аллах! Будь покровителем тому, кто был его другом, будь врагом тому, кто был его врагом, помоги тому, кто помог ему, оставь без поддержки того, кто его оставил без поддержки, и пусть он будет прав, где бы он ни находился! Разве я не сообщил /это/ трижды?». Этот хадис все шиитские богословы считают наиболее явным указанием на Али как на преемника пророка.
Суннитские же улемы по-разному относились к этому хадису. Так, ханбалитский улем аль-Иджи писал о том, что в тот день Али вообще не было с пророком, и он находился в Йемене. Причем, по его словам, так считает большинство суннитских улемов. Ибн Теймия же писал, что даже если принять хадис Кадир-Хум в качестве достоверного, то все равно там прямо не утверждается имамат Али. А ашарит Бакиллани писал, что на арабском языке слово (маула) имеет много значений: помощник, двоюродный брат, любящий и любимый, имеющий первостепенное право, полноправный хозяин, покровитель, повелитель, руководитель, союзник, освобожденный, друг, помощник, родственник, сосед и т. д. Поэтому он считает неверным придание этому хадису лишь одного смысла, как это делают шииты.
В ответ на это, шиитские богословы говорили, что все значения слова «маула», которые приводят сунниты, не могут по смыслу подходить к той исторической ситуации, при которой они были высказаны пророком. В частности, по их мнению, невероятно, чтобы Мухаммад остановил для этого высказывания караван и держал под солнцем такое большое количество народа.
Таким образом, споры относительно исклюючительных прав Али и его потомков на имамат стали предметом утомительных безрезультатных схоластических споров, которые ведутся между суннитами и шиитами до сегодняшнего дня, в результате которых каждая из сторон остается при своем мнении. В любом случае, фактом является то, что подавляющее большинство мусульман считает, что власть не может передаваться по наследству и халиф должен прийти к власти так, как это имело место в период правления первых четырех праведных халифов.
В период правления династии Омейядов, в Халифате сформировалась мощная оппозиция, которая вела борьбу за приведение к власти членов семьи пророка. Они разделились на приверженцев Алидов (потомков Али ибн Абу Талиба) и Аббасидов (потомков Аббаса). В ходе борьбы, власть была захвачена Аббасидами, которые отказались поделиться ею с потомками Али. Это обстоятельство привело к противостоянию сторонников Алидов и Аббасидов. Первые обвиняли вторых в узурпаторстве, несправедливости и многочисленных грехах. В ответ на это Аббасиды преследовали сторонников Алидов. После многих лет преследований и репрессий, сторонники Алидов постепенно начали процесс догматического закрепления положений шиитского учения. Появились богословские сочинения о непогрешимости и абсолютном знании имамов из семьи пророка, была развита доктрина имамата.
Считая доктрину имамата обязательной для своей общины, шииты часто не могли прийти к единому мнению по вопросу о том, кого именно из многочисленного потомства Али следует объявлять имамами. Все сходились во мнении, что каждый действующий имам должен был ясно указать на своего преемника. В большинстве случаев этот преемник был сыном имама, но мог быть и братом, как в случае передачи имамата от Хасана ибн Али к Хусайну ибн Али. Однако количество братьев и сыновей у некоторых из них было достаточно большое, а факт ясного указания на одного из них часто вызывал сомнения и споры между их последователями. Это обстоятельство привело к распаду шиизма на многочисленные секты, многие их которых имели серьезные догматические различия между собой. Например, уже на раннем этапе шиитского движения, с одной стороны выделились сторонники Хусайна, сына Али, а с другой, его другого сына — Мухаммада ибн аль-Ханафии (См. Кайсаниты). После смерти сына Хусайна — Али Зайн аль-Абидина сторонники хусайнидской ветви Алидов распались на сторонников его сыновей Мухаммада Бакира и Зейда ибн Али (зейдиты). Еще один раскол произошел после смерти сына Джафара ас-Садика сына Мухаммада Бакира, когда выделились сторонники его сына Исмаила (См. Исмаилиты) и Мусы аль-Казима.
Ахль аль-Китаб — «люди писания». Последователи Иудаизма и Христианства, а также сабии, которые считают имеющиеся у них книги Тауру, Забур и Инджил Божественными Писаниями. Некоторые считают «людьми писания» и зороастрийцев. Этим термином всех их отделяют от язычников. В Коране этот термин употребляется несколько раз, например: «O oблaдaтeли пиcaния! Пpиxoдитe к cлoвy, paвнoмy для нac и для вac, чтoбы нaм нe пoклoнятьcя никoмy, кpoмe Aллaxa, и ничeгo нe пpидaвaть Емy в coтoвapищи, и чтoбы oдним из нac нe oбpaщaть дpyгиx в гocпoд, пoмимo Aллaxa» (3: 64).
«Люди писания» имели право свободно исповедовать свою религию в находясь в исламском государстве. Взамен этого они должны были платить специальный налог (См. Джизья). Мусульманам запрещается оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство.
Также мусульманам разрешается иметь с ними родственные связи (в частности мусульманам-мужчинам разрешено жениться на их женщинах, хотя это не всегда одобряется) и деловые отношения. Можно также есть их пищу, если она приготовлена по правилам их религии. Однако запрещается мусульманам есть и пить с