Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

он не давал им распоряжения вступать в сражение в запретный месяц. Он послал этот отряд в Нахлю исключительно в разведывательных целях. Мекканские язычники же воспользовались этим событием и обвинили мусульман в нарушении общепринятых законов. Однако спустя некоторое время Аллах ниспослал пророку Мухаммаду откровение, в котором действия мусульманского отряда были оправданы: «Они спрашивают тебя, (дозволено ли) сражаться в запретный месяц. Скажи: Сражениеэтот месяц) большой грех, (однако) отвращать (людей) от пути Аллаха, не веровать в Него, (не пускать в) Запретную мечеть и изгонять (оттуда посещающих) ее — еще больший (грех) перед Аллахом, ибо ввергать в искушение хуже, чем убивать» (2: 217).

После этого полный запрет на ведение боевых действий в «запретные» месяцы был отменен. Но, тем не менее, некоторые мусульманские правоведы считают, что нельзя первыми начинать военные действия в эти месяцы. Однако разрешено продолжать и завершать сражение, если оно началось в другое время. Также разрешается вести в «запретные» месяцы боевые действия с врагом, который вторгся на территорию страны с целью агрессии.

В Исламе «запретные» месяцы считаются священными. По этому поводу в аяте Корана говорится: «О вы, которые уверовали! Не нарушайте святости обрядов Аллаха, ни запретного месяца…» (5: 2).

Аят — знамение, назидание, доказательство, чудо. Аятами называются и коранические стихи. В Коране это слово упоминается 382 раза.

В качестве Божественных знамений (аятов) называются различные природные процессы и объективные события, которые подчинены определенным закономерностям. Коран призывает к размышлению над сущностью этих событий, которые должны привести каждого здравомыслящего человека к осознанию того, что они не могут возникать и происходить из ничего. Следовательно, все эти процессы являются знамениями (аятами) подтверждающими мысль о существовании Творца. Знамениями (аятами) называются также все Божественные откровения, которые ниспосылались пророкам.

Все коранические аяты по своему содержанию разделяются на несколько категорий (См. Мухкам, Муташабих, Муджмал и Мубаян). Относительно того, сколько именно имеется аятов в Коране имеются различные мнения. Самым распространенным является утверждение о том, что там содержится 6600 аятов, но некоторые считают, что их 6204, 6214, 6219, 6225 и 6236. Эти различные цифры возникли по ряду причин. Например, по следующим причинам: считать ли слова «Бисмиллях-ир-рахман-ир-рахим…», с которых начинаются почти все коранические стихи аятами или нет; считать ли встречающиеся в начале некоторых аятов Корана некоторые сочетания букв [как например «алиф-лам-мим» (31: 1), «та-ха» (Коран 20: 1), «йа-син» (Коран, 36: 1)] аятами или нет и т.д. (См. Хуруф аль-Мукаттаа). Поэтому в некоторых изданиях Корана может иметь место разная нумерация аятов.

Самым длинным кораническим аятом является стих «Бакара» 2: 282, а самыми короткими «Йа-Син» 36: 1, «Рахман» 55: 1, 64, «Муддассир» 74: 21, «Фаджр» 89: 1, «Духа» 93: 1, «Аср» 103: 1. Первыми ниспосланными аятами Корана являются первые пять стихов суры «Аляк» 96: 1-5. Относительно последних же имеются различные данные. Таковыми различные источники называют аяты «Бакара» 2: 281, «Маида» 5: 3, «Ниса» 4: 176 и «Наср» 110: 1-3. Все коранические суры начинаются со слов «Бисмиллях-ир-рахман-ир-рахим» (Во имя Аллаха милостивого, милосердного!), за исключением суры «Тауба» (9).

Все мусульманские улемы единогласны в том, что порядок следования коранических аятов расположен пророком Мухаммадом в точном соответствии с Божественным указанием. То есть все аяты Корана следует читать именно в том порядке, в котором они официально расположены во всех изданиях.

Аят аль-Курси — 255-й аят суры “аль-Бакара” (“Корова”): «Аллах — нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он — высокий, великий!». Аят назван так по упоминанию в нем слова Курси (Трон), который олицетворяет божественное всемогущество и абсолютную власть над творениями. (См. также Арш).

Аятолла — «знамение Аллаха». Шиитский муджтахид, который может выносить самостоятельные решения по правовым вопросам. Этот термин стал использоваться с середины XIII/XIX века, а получил распространение в шиитских общинах еще позднее. В Иране, Ливане, Ираке имеется много аятолл, но величайшими аятоллами (аятолла аль-узма) становились лишь несколько человек, в числе которых был лидер иранской революции Р. Хомейни.

Б

Баб — врата. Так называл себя основатель религиозно-политического движения бабидов в Иране 1280/1848-1282/1850 годов. См. Бабиды.

Баба (тур.) — Бродячий религиозный проповедник. Так называли и наставника турецкого суфийского ордена.

Бабиды — приверженцы религиозно-политического движения в Иране. Последователи этой секты не являются мусульманами, и вышли из религии. Основателем бабизма был Мирза Али Мухаммад аш-Ширази (Баб), который родился в Иране в 1252/1820 году в семье торговца. Первоначально он и его сторонники были последователями иснаашаитского шиизма (См. Иснаашариты). Однако позднее, Али Мухаммад вышел за пределы этого мазхаба и стал развивать свои идеи, которые представляли собой синкретическую смесь иснаашаризма, исмаилизма (См. Исмаилиты) и сабаизма (См. Сабаиты), из которого он заимствовал учение о боговоплощении (хулул). Таким образом, он фактически оказался вне исламской веры.

Как известно, в иснаашаритском шиизме большое значение отводится вере в «сокрытого» имама (каим), который должен вернуться на землю, чтобы восстановить попранную справедливость. Используя эту идею, Али Мухаммад объявил, что он является Бабом (вратами), через которые «сокрытый» имам передает свои повеления народу. Последователи этого человека фанатично верили каждому его слову, так как считали все его слова исходящими от «сокрытого» имама.

После этого Али Мухаммад пошел еще дальше. Вскоре он объявил себя тем самым имамом Махди, которого ждут шииты-иснаашариты и который в их учении «сокрылся» в 260 году хиджры. Но, не ограничившись и этим, он объявил себя воплощением Бога на земле.

Али Мухаммаду удалось собрать вокруг себя многочисленных сторонников, которые верили каждому его слову. Но исшаашаритские улемы выступили против него, так как его воззрения шли вразрез с положениями Ислама. В ответ Мирза начал настраивать людей против них.

В своем учении Али Мухаммад не допускал материального воскресения всех людей на Страшном суде, как это имеет место в ортодоксальном Исламе, а считал это воскресение духовным. Далее, он считал, что Бог может воплотиться в различных людях и, в частности, Он воплотился в нем. Али Мухаммад также считал, что он является представителем всех пророков, которых Бог посылал к людям и пророчество Мухаммада не является последним и окончательным. Время разделено на определенные, установленные Богом циклы. Для каждого такого временного цикла Аллах посылает нового пророка, одним из которых и является Баб. Точно также и Священные Писания не могут быть вечными и должны меняться в соответствии со своей эпохой. Также, как Мусе была ниспослана от Бога Таура, Исе — Инджил, Мухаммаду — Коран, Бабу была «ниспослана» книга «Байан», которая призвана заменить Коран. В своем «Байане» Баб отменил многие законы исламского шариата или объявил их недействительными для «нового» времени.

Али Мухаммад (Баб) также придавал мистический оттенок различным числам и считал священным число 19. В этом он повторял учения различных мистиков, которые занимались магией чисел (например, пифагорейцев, каббалистов). Бабиды также признавали переселения душ (танасух).

В области права, Али Мухаммад не признавал различия между мужчинами и женщинами по вопросам наследования. В этом вопросе он игнорировал ряд аятов Корана. Он также объявил о равенстве всех людей, независимо от расы и национальности. Но, здесь он повторял положения Ислама. Однако полное уравнение прав женщин и мужчин у его последователей зашло так далеко, что они начали выступать за полиандрию. Очевидцы событий говорили, что их женщины имели по несколько мужей одновременно.

Воззрения Али Мухаммада Ширази (Баба) были несовместимы с исламским вероучением. Более того, массы народа стали приверженцами его учения, а это привело к обострению политической ситуации в Иране. Начались столкновения между мусульманами и бабидами, которые подняли восстание в 1280/1848 году. Восставшие выступили с лозунгами социальной справедливости и установления равенства между людьми вначале в Иране, а затем во всем мире. В числе самых фанатичных проповедников бабизма были мулла Мухаммад Али Барфуруши и женщина по имени Куррат аль-Айн. В этих условиях государство вынуждено было применить силу для наведения порядка в стране. В том же году Баб был арестован и судим, а годом позже его казнили. В 1282/1850 году восстание бабидов было полностью подавлено.

Одними из известных учеников Баба были Субхи Азал и Бахаулла. Они эмигрировали из Ирана и основали свои школы за его пределами. Субхи Азал обосновался на Кипре и продолжал проповедь идей своего учителя. Но его последователей было немного. Бахаулла же нашел прибежище в Ираке и собрал вокруг себя многочисленных последователей (См. Бехаиты).

Багдади Абд аль-Кахир (ум. в 1037) — известный шафиитский правовед и ашаритский каламист. Большую часть своей жизни провел в городе Нишапур в Иране. Ашаритскому каламу он обучался у Абу Исхака аль-Исфараини.

Аль-Багдади был всесторонне образованным человеком, преподавал различные науки: право, калам, математику. Полемизировал с представителями шиитов, хариджитов, мутазилитов и других направлений в мусульманстве. Он также является автором книг, которые принесли ему всемирную известность. В книге «Усуль-ад-Дин» (Основы веры) он изложил положения ортодоксальной религии, затронул проблемы калама и фикха. В книге «аль-Фарк Байн аль-Фирак» (Различия между сектами) он описал воззрения различных мусульманских сект и подверг их критике с позиции ортодоксального Ислама. Третьей книгой аль-Багдади является «Китаб аль-Милал ва ан-Нихал» (Книга о религиях и сектах).

Бада — в различных шиитских доктринах изменение Божественного повеления, вызванное изменившимися обстоятельствами или реалиями. В соответствии с этим, шиитский имам мог на протяжении времени высказать различные, порой противоположные мнения по одной и той же проблеме. Если такое имело место, то считалось, что Божественное повеление изменилось. Это положение шиитской доктрины отвергается суннизмом.

Бадави Ахмад — См. Бадавиты.

Бадавиты — последователи одного из основных суфийских тарикатов. Их также называют ахмадитами. Основателем ордена является Ахмад Бадави (ум. в 675/1276). Он родился в Фесе (территория современного Марокко). Первоначально изучал Коран, хадисы и мусульманское право. Затем занялся проблемами тасаввуфа, посетил могилы Абд аль-Кадира аль-Джилани и Ахмада ар-Рифаи. Его шейхом был известный мутасаввиф Бадр ад-Дин Хасан аль-Магриби. Значительную часть своей жизни Ахмад Бадави провел в египетском городе Танта, в котором находится его могила. Выдающийся мамлюкский султан Бейбарс очень уважал его. От Ахмада Бадави сохранились книги ордена.

Орден бадавитов был вторым после шазилизма распространенным тарикатом в Египте и играл важную роль в общественной жизни страны. Однако за его пределами он не получил распространения.

Свою цепь духовной преемственности (сильсилу) бадавиты ведут от Али ибн Абу Талиба. Бадави был

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн