Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

ни на что не променяем свое свидетельствование, даже если [тяжущаяся сторона] будет нашим родственником, и не скроем свидетельства, [принесенного] перед Аллахом. Воистину, в противном случае мы были бы грешниками». Если же обнаружится, что оба свидетеля совершили грех, [лжесвидетельствуя], то пусть их место займут двое других из числа [родичей покойного], против которых показали прежние [свидетели], и поклянутся именем Аллаха: «Воистину, наше свидетельство вернее свидетельства прежних свидетелей. Мы не преступаем [истины]. А не то мы были бы в числе нечестивцев». Такой способ свидетельствования предпочтителен. А иначе им придется опасаться, что будут произнесены [другие] клятвы после их клятв. Бойтесь же Аллаха и слушайте [Его]! Ведь Аллах не ведет прямым путем нечестивцев» (5: 106-108).

Все завещания делятся на следующие категории:

1. Обязательное завещание (ваджиб). К этой категории относятся завещание покойного о выплате вместо него закята, долга, каффары (См. Каффара), поездка в хадж и т.д. Такое завещание необходимо оставлять для того, чтобы после смерти оставалось юридическое лицо, которое взяло бы на себя выплату долгов или исполнение всех неисполненных при жизни завещателя религиозных обязанностей.

2. Необязательное, но богоугодное завещание (мустахаб). Включение своих неимущих родственников, знакомых в число тех, кому должна предназначаться часть его завещания. Примером является завещание о передаче всего имущества покойного малоимущим мусульманам. К этому виду завещания относится передача части своих средств или имущества в пользу школ, библиотек, больниц, мечетей и т.д.

3. Разрешенное завещание (мубах). Этот вид завещания является одобрительным с религиозной точки зрения. Его примером является завещание своих средств в пользу какого-либо мусульманского ученого для помощи в научной деятельности, либо какому-нибудь своему богатому родственнику.

4. Неодобряемое завещание (макрух). Это нежелательный и неодобрительный в религии вид завещания. Примером является завещание имущества в пользу нечестивцев и грешников.

5. Запрещенное завещание (харам). Если завещатель завещает свои средства для совершения какого-то преступного или запрещенного религией дела, то этот вид завещания является запрещенным. Примером является передача своих средств на строительство винного завода.

Посторонним людям нельзя завещать больше одной трети всего состояния, если на это нет согласия прямых наследников завещателя. Согласно классикам ханафитского мазхаба Абу Ханифе, Абу Йусуфу и Мухаммаду ибн Хасану, необходимой составной частью (рукном) (См. Рукн и Шарт) завещания является сделанное предложение (иджаб) со стороны завещателя (муасси) и его принятие (кабул) со стороны того лица (муасса лах), в пользу которого сделано завещание. Однако другой известный ханафит Зуфар считал, что рукном завещания является только сделанное предложение со стороны завещателя.

Условиями (шартами) завещания для завещателя (муасси) являются следующие:

Иметь право завещать часть своего состояния. Для этого завещатель должен быть в здравом рассудке и свободным. В ханафитском и маликитском мазхабах шартом также является совершеннолетие завещателя. Считается недействительным завещание человека, находившегося в нетрезвом состоянии. Только в шафиитском мазхабе оговаривается, что если состояние нетрезвости было вызвано не запретными шариатом веществами, то завещание такого человека считается действительным. Во всех мазхабах завещание, сделанное немусульманином, считается законным;

— Действительно владеть состоянием, которое завещатель собирается завещать другим лицам;

Завещание должно быть сделано добровольно, а не под принуждением.

Условиями (шартами) завещания для лица, в пользу которого делается завещание (муасса лах), являются следующие:

— Муасса лах должен реально существовать и его личность должна быть установленной;

— Он должен быть свободным человеком, владеть имуществом. Рабу не может быть сделано завещание;

— Муасса лах не должен быть убийцей завещателя (это условие действует в ханафитском и ханбалитском мазхабах). Однако в шафиитском и маликитском мазхабе убийца может получить завещание в каких-то исключительных случаях;

Лицо, которому делается завещание, не должен быть наследником завещателя.

Условиями (шартами) для объекта завещания или завещаемого имущества (муасса бих) являются следующие:

— Муасса бих должен быть конкретной вещью и действительно принадлежать завещателю;

— Муасса бихом не может быть вещь, запрещенная шариатом и не имеющая пользы и ценности;

— Муасса бих должен быть такой вещью, которую можно передать в собственность другим людям.

Васила — в доисламской Аравии самка домашнего животного, принесшая пять близнецов подряд. ее посвящали языческому богу. Упоминается в кораническом аяте 5: 103. См. также Бахира.

Васил ибн Ата (699-748) — мусульманский мыслитель и каламист, один из основоположников мутазилизма (См. Мутазилиты). Родился в Медине, но значительную часть своей жизни прожил в Басре, где участвовал на собраниях выдающегося табиуна Хасана аль-Басри. Однако он разошелся с ним по проблеме состояния людей совершивших тяжелые грехи и, вместе со своими единомышленниками, покинул кружок Хасана аль-Басри. По этой причине, его школа была названа мутазилитской (т. е. «обособившейся»).

Василя — желание приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство. Василя может достигаться только знаниями (См. Ильм), покорностью, искренним служением Аллаху и следованием всем законам шариата. Во множественном числе «васаил».

Слово «василя» встречается в Коране два раза:

— «Бойтесь Аллаха, ищите средство [приближения] к Нему и усердствуйте во имя Его…» (5: 35).

— «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, [хотят узнать], кто из них ближе к Господу]. Они надеются на Его милость, страшатся Его кары, ибо следует избегать кары Господа твоего…» (17: 57).

Разрешается стремиться заслужить довольство Аллаха следующими путями:

1. Обращаясь к Нему посредством Его имен: «Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же его этими именами и не водитесь с теми, кто впадает в ересь [,искажая] Его имена» (7: 180). Пример: «О Аллах! Ты Милостив и Милосерден. Я жду милости Твоей…»

2. Обращаясь к Нему с упоминанием совершенных молящимся человеком благих дел: «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени…» (3: 16).

3. Обращаясь к Нему посредством мольбы какого-нибудь живого праведного и набожного человека. Так поступали сподвижники пророка Мухаммада, которые просили его о том, чтобы он помолился за них Аллаху.

Все дела, которые делаются мусульманами, должны быть исполнены в точном соответствии с шариатом и с искренним намерением заслужить довольство Аллаха. Если василя делается с нарушением принципов религии; с элементами служения и поклонения, которые не оговорены Кораном и Сунной, то такой способ приближения к Аллаху противоречит религии и является недопустимым нововведением (См. Бид’а). По поводу нововведений же пророк Мухаммад говорил:

— «…лучшая речь — Книга Аллаха, и лучшее руководстворуководство Мухаммада. Самые дурные из вещей — нововведения (бид’а), и всякое нововведениезаблуждение, и всякое заблуждение — в Огонь». (Насаи Сунан; Салат Аль-Идайн, Баб Кейфа Аль-Хутба, 1560).

— «Кто бы не внес нововведения в это наше дело, это будет отвергнуто». (Муслим, 3242).

Нововведением в мольбе Аллаху является упоминание в ней каких-то положительных качеств других людей или объектов. Например: «О Аллах, во имя пророка Мухаммада я прошу у тебя…»; или «О Аллах! Молю тебя во имя величия Каабы…».

Есть также мольба, которая является проявлением многобожия. Таковой является непосредственная мольба в адрес умерших или живых людей или кого-то помимо Аллаха.

Вахдат аль-вуджуд — «единство бытия», одна из суфийских доктрин. Суть доктрины «единства бытия» сводится к тому, что существует только одно бытие и им является Бог. Помимо Него никаких сущностей не существует. Все они являются Его проявлениями и зависят от Его существования. То есть сущности материального мира находятся с Богом в таких же отношениях, как сущий объект и его тень. Без наличия объекта не может существовать его тени. Согласно доктрине «единства бытия» немыслимо существования какого-либо объекта без осознания существования в нем Божественных проявлений. Каждый суфийский «путник» (салик), в соответствии с этой доктриной убежден в том, что помимо Истинного (аль-Хакк), ничто не обладает истинным бытием. Причем знание об этом он может получить исключительно иррациональным, внеопытным путем, постоянно совершенствуя свой духовный потенциал посредством аскетической жизни, совершая большое количество богослужений и зикров. Духовная практика и ощущение бесконечной любви к Создателю приводят «путника» к осознанию единственно сущего бытия, проявления которого пронизывают всю вселенную, в том числе его самого. В этом состоянии озарения он говорит: «Я — Бог» (Ана’ль Хакк) и осознает то, что все его слова, действия, поступки являются исполненными самим Богом. Состояния самы, джама приоткрывают ему завесу этой сокровенной тайны. Это происходит в состоянии опьянения от безмерной любви к Истинному (сукра) и религиозного экстаза (ваджда). В этом состоянии суфии утверждают о своей божественности.

Подобная духовная практика неоднозначно воспринималась в среде мусульманских ортодоксов, тем более что некоторые суфии считали практические положения официальной религии лишь внешними, видимыми проявлениями веры. По этой причине они подвергались ожесточенным нападкам со стороны представителей ортодоксального Ислама, которые обвиняли их в ереси боговоплощения, отрицаемой Исламом. По причине заявления о своей божественности был казнен мистик Халладж, который впервые озвучил выражение «Ана’ль Хакк» (Я — Бог).

Считается, что основные положения доктрины «единства бытия» были впервые введены со стороны Ибн Араби (ум. в 638/1240), хотя он не называл свои теории термином «вахдат аль-вуджуд». Ибн Араби считал, что все сущности и объекты бытия являются знанием Аллаха, и на самом деле все это небытие, «праобразы» (айан ас-сабита). Далее Ибн Араби разделял состояние всех вещей на три стадии, из которых состоит Божественный процесс сотворения:

а) Тааййун аль-авваль. Все вещи в целом состоянии находятся в знании Аллаха и не отличаются друг от друга;

б) Тааййун ас-сани. Вещи находятся в состоянии «прообразов» (айан ас-сабита) в знании Аллаха. При этом они разделены и являются самими собой.

в) Тааййун аль-хариджи. Вещи проявляются и появляются во внешнем мире. Однако на самом деле все они проявления Бога и не являются самостоятельным бытием. Поэтому во всех объектах материального мира присутствует сам Бог.

Истинное единое бытие в мистике Ибн Араби проявляется на различных ступенях, как это имеет место в эманационном учении античных неоплатоников. Первой ступенью является лахут. Здесь нет сущностных и личностных, понятий. Тут пребывает только извечный АбсолютАллах. Следующей ступенью является джабарут. Здесь существует только единое бытие, не разделенное на отдельные объекты и субъекты. После этого происходит распад единого бытия на различные объекты, появляется сущностный мир творений, ангелов. Все эти ступени относятся только к сущности Аллаха. Наконец последней ступенью является появление «совершенного человека» (инсан аль-камил), который является завершением всех этих ступеней. Именно человек содержит в себе все качества предыдущих творений. Он является носителем Божественных атрибутов. Согласно Ибн Араби, именно поэтому пророк Мухаммад сказал, что Аллах создал лик Адама по своему подобию [этот хадис приводится у Бухари (Истизан, 1), Муслима (Бирр, 115) и Ибн Ханбаля (II, 224, 251)]. Именно по этой причине человек стал халифом (наместником) Бога на земле.

После Ибн Араби идеи доктрины вахдат аль-вуджуд распространились во многих регионах мусульманского мира. В Анатолии известным приверженцем этого учения был Садр ад-Дин Коневи (ум. в 623/1224),

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн