поражений Cаудитов от египтян продолжалась. В 1226/1817 году уже почти весь центральный Неджд был захвачен старшим сыном Мухаммада Али — Ибрахимом. В 1227/1818 году пал последний оплот саудитов — город Дерия. Некоторые саудиты бежали, некоторых отправили в Египет, но многие из них погибли. Дерию сравняли с землей.
Но, несмотря на этот разгром, уже через несколько лет, в результате восстания, государство Саудитов с центром в Рияде было восстановлено. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Но и это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 году.
К 1259/1850 году Саудиты во главе с Фейсалом восстановили свою государственность с центром в Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Аравию.
Затем государство Саудитов снова ослабло. На этот раз, в результате междоусобиц между аравийскими эмирами. Но в 1321/1902 году Саудит Абд аль-Азиз II снова захватил Рияд и, на этот раз, государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период колонизации Ближнего Востока западными государствами.
Реформаторские идеи Абд аль-Ваххаба нашли своих приверженцев не только в Аравии, но и за ее пределами. За чистоту Ислама и очищение его от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии. Например, серьезным антиколониальным движением против английского владычества стало движение, возглавляемое Саидом Ахмадом Барелви. Он побывал в Мекке и ознакомился с положениями учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и салафизма. Вернувшись в Индию, он собрал своих сторонников и, в 1233/1824 году, объявил джихад колониальным властям. К 1239/1830 году они заняли Пешавар и создали там свое государство. Несмотря на подавление этого и других восстаний англичанами, последователи Ибн Абд аль-Ваххаба стали постоянной угрозой присутствию англичан в Индии, и длительное время возглавляли антиколониальную борьбу в регионе.
Идеи Ибн Абд аль-Ваххаба были популярны и в Индонезии, где на острове Суматра приверженцы его учения боролись с голландскими колонизаторами. Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние и на антиколониальные движения в Ливии, Судане и других странах.
Видждан — чувство, совесть. Этическое и нравственное чувство, которое заложено Аллахом в каждого человека, посредством которого он может интуитивно или сознательно различать добро от зла, хорошее от плохого.
В каждом человеке есть природно вложенное в него стремление к порядочности, хорошему, справедливому, прекрасному. Одновременно в нем присутствуют и понятия, прямо противоположные этим качествам, которые вызваны отрицательными порывами человеческой души. В основе всего этого и лежит понятие «видждан», которое совместно с разумом присутствует в каждом человеке. Об изначальности этих понятий говорится в кораническом аяте: «Клянусь… всякой душой, и тем, что ее устроило и внушило ей распущенность ее и богобоязненность! Получил прибыль тот, кто ее очистил; понес убыток тот, кто ее утаил» (Коран, 91: 1-9).
Стремление к лучшему и отрешение от плохого, также подсознательно вложена в человека Аллахом. Совершая то, или иное действие, человек, пусть даже в глубине души, но ощущает его верность или не верность. Его душа, неотъемлемой частью которой является совесть, напоминает ему об этом. Но, в то же время, отрицательные качества души, людские страсти во многих случаях не дают людям выявить все эти возвышенные чувства. Эта внутренняя борьба, так или иначе, продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека. По этому поводу в хадисе говорится: «Покорность и хорошее деяние являются прекрасными качествами. Грех скребет твою совесть, делает тебя беспокойным и полным замешательства и не желает того, чтобы люди были осведомленными и знающими» [Сахих аль-Муслим би Шарх ан-Навави (Джуз 16, 111; Бейрут, 1972/1392)].
По всем этим причинам душа должна обрести покой и проявить все свои положительные качества в вере в Аллаха. Вера является необходимым источником, без которого душа не может в полной мере перебороть отрицательные свойства человека. То есть совесть без религиозных норм, не может быть критерием истинности и является лишь субъективным чувством человека. Только познав истинную религию, уверовав в Аллаха, выполняя Его волю, изложенную в шариате, имея знание о запретном и разрешенном совесть может стать объективной и совершенной категорией.
В то же время, человеческая совесть и вложенное Творцом стремление к хорошему не подавляются религиозными законами, не перестают играть важную роль в духовной жизни человека. Они придают одухотворенность Божественному закону, находятся в гармонии с ним, находят в нем свое довольство. Без этой одухотворенности религиозный закон превращается лишь с обязательство для механического исполнения тех или иных его положений.
Вирд — чтение в определенное время аятов Корана и молитв, регулярное поминание прекрасных имен Аллаха (См. Асма аль-Хусна). Так называется также молитва суфийского ордена, а также путь, по которому следует суфийский орден. Во множественном числе «аврад».
Витр — ночной намаз, который совершается после последнего ежедневного обязательного намаза-иша. Его отличительной особенностью является чтение в третьем ракате молитвы кунут (См. Кунут).
По поводу совершения намаза-витр имеется информация в хадисах пророка Мухаммада, которые приводятся в сборниках Бухари, Муслима, Насаи, Тирмизи, Абу Давуда и других мухаддисов. Основоположник ханафитского мазхаба Абу Ханифа считал совершение намаза-витр обязательным (См. Ваджиб). В то же время, его ученики Абу Йусуф, Мухаммад, а также основоположники трех других мазхабов — Малик ибн Анас, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи и Ахмад ибн Ханбаль считали совершение этого намаза не обязательным, а весьма желательной сунной муаккада (См. Сунна).
Количество ракатов (См. Ракат) намаза-витр в различных мазхабах различается. В ханафитском мазхабе он состоит из 3 ракатов, а в маликитском, шафиитском, ханбалитском мазхабах — из 1 раката, хотя и там, при определенных условиях, его можно совершить с большим количеством ракатов.
Намаз-витр является индивидуальной молитвой. Только в месяце Рамадан его позволяется совершать совместно с другими верующими во главе с имамом (джамаатом).
По причине того, что в ханафитском мазхабе совершение намаза витр является обязательным, при его пропуске необходимо его исполнить в другое время (См. Каза). То есть, несовершение этого намаза является греховным и его необходимо восполнить. Молитва-кунут в витре также является ваджибом и если молящийся забыл ее прочитать в третьем ракате, то он обязать сделать дополнительные искупительные земные поклоны в конце молитвы (См. Саджда ас-Сахф).
Вуджуд — см. Ваджд.
Вуду — малое омовение, без совершения которого нельзя исполнять некоторые религиозные предписания, например: почти все виды намазов, ритуальный обход Каабы, прикосновение к страницам Корана. Слово «вуду» употребляется в хадисах в значении чистоты и красоты. Малое омовение очищает тело и душу мусульманина. В Коране о необходимости совершения малого омовения упоминается в аяте: «Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и помойте ноги до щиколоток» (5: 6). Малое омовение в среде неарабских народов часто называют персидским словом «абдаст».
При совершении омовения необходимо (фард):
1. Принять намерение (в ханафитском мазхабе это является желательным, а не обязательным действием);
3. Вымыть руки до локтей;
4. Протереть голову влажной рукой;
5. Вымыть ноги до щиколоток.
При совершении малого омовения желательно (сунна):
1. Принять намерение (в ханафитском мазхабе);
2. Начинать совершение малого омовения с упоминания имени Аллаха (т.е. с «бисмилляха»);
4. Очистить зубы мисваком;
5. Прополоснуть рот и нос по три раза;
6. Протереть влажными руками уши;
7. Совершать все обязательные процедуры (промывание лица, рук и ног) по три раза;
8. Обратить внимание на промывание пространства между пальцами;
9. Тщательно протереть бороду;
10. Мыть вначале правые части тела;
11. Мыть части тела в той последовательности, которая указывается в аяте Корана 5: 6.
Таким образом, малое омовение совершается в следующем порядке:
После принятия намерения, мытья кистей рук и зубов, необходимо по три раза прополоскать рот, а затем нос. После этого по три раза моется вначале лицо, затем правая и левая рука. Потом необходимо протереть голову ладонью и пальцами правой руки либо обеими руками. После этого по три раза моется вначале правая, а потом левая нога.
Состояние омовения нарушается при выходе из тела различных естественных выделений или кишечных газов, при рвоте, при опьянении, при сильном половом возбуждении, при обильном выделении из тела крови или гноя, во сне.
Г
Газа — поход против врагов. В исламской терминологии это слово часто употребляется в отношении военной экспедиции против язычников, в которых участвовал пророк Мухаммад, независимо от того, крупным был этот поход или нет. Различные же походы мусульманских отрядов, в которых он лично не участвовал, называют «сария». В более поздние времена газами иногда называли вообще все войны мусульман против своих врагов. Например, турецкий историк Муради назвал свою работу, посвященную великому флотоводцу Османской империи Хайр ад-Дину Барбароссе «Газават-и Хайр ад-Дин-паша». Слово газа упоминается в кораническом аяте: «Вам предписано сражаться с врагами Ислама, а это вам ненавистно» (2: 216). Всего известно 27 сражений, в которых пророк Мухаммад принимал непосредственное участие. (См. также Джихад).
Газават — см. Газа.
Газали Мухаммад (450/1058-505/1111) — один из самых известных средневековых мусульманских мыслителей. Полное имя с куньей — Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Газали. Родился в иранском селении Газал близ города Тус. Был последователем шафиитской правовой школы. Имел высокий титул ходжату’ль-ислама.
Его отец был прядильщиком шерсти, но всегда любил присутствовать на собраниях ученых и слушать их беседы. Он очень хотел сделать своих сыновей Мухаммада и Ахмада образованными людьми, однако вскоре умер.
Мухаммад аль-Газали начал свое обучение различным наукам еще в Тусе. Затем он уехал в Нишапур и стал учеником известного ашаритского каламиста Имам аль-Харамейна Абу аль-Меали аль Джувайни. У него он обучался науке о хадисах, толкованию Корана, каламу, логике (мантык), исламскому праву. Помимо аль-Джувайни он обучался у известных ученых того времени Абу Хамида ар-Разакани, Абу аль-Хусайна аль-Марвади, Абу Насра аль-Исмаили, Абу Сахля аль-Марвази, Абу Йусуфа ан-Нассаджа. Абу Хамид проявил себя как талантливый и способный ученик.
После завершения обучения о нем услышал великий визирь государства Сельджукидов Низам аль-Мульк. Он был ценителем наук и покровительствовал ученым. Низам аль-Мульк пригласил Абу Хамида в Багдад. Там он проявил свои способности и талант на различных собраниях и диспутах и прославился в научных кругах. Низам аль-Мульк высоко оценил его деятельность и поручил 34-летнему Мухаммаду аль-Газали возглавить медресе «Низамия». В этом медресе он преподавал большому количеству студентов. На протяжении этого времени он также написал свои книги «Китаб аль-Басит фи’ль-Фуру», «Китаб аль-Васит», «Маахиз аль-Хилаф». Большое значение Абу Хамид придавал опровержению доктрин различных сект и движений. Он был автором критических книг «Китаб Фадаихиль-Батиния» и «Фадаиль-иль-Мустахзария», которые были направлены против воззрений шиитов-исмаилитов.
Также в этот период Мухаммад аль-Газали выступил против воззрений философов, которые, изучив древнегреческое и римское философское наследие, подвергали вероучительные положения исламской религии критике, либо трактовали их, применяя свои методы. Для опровержения философов Абу Хамид усиленно работал в течение трех лет. За это время он