Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

И конечное прибежище — ад, и скверное это пристанище, [и избегнут его] разве что беспомощные из мужчин и женщин и детей, которые не могут хитрить и не находят пути [для выезда из Мекки]…» (4: 97-98).

Однако в шафиитском мазхабе считается, что если мусульмане не подвергаются преследованиям и могут исповедовать свою веру открыто, то им желательно оставаться на своих родных землях. Большинство мусульманских факихов также считает, что если нет веских причин, то уезжать из Дар аль-Харба не следует, а нужно приложить усилия к тому, чтобы на этих землях были установлены законы шариата.

Дасуки Бурхан ад-Дин — См. Дасукиты.

Дасукиты — последователи одного из основных суфийских тарикатов. Их также называют бурханитами. Основателем ордена является Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн Абу аль-Маджд ад-Дасуки (ум. в 676/1277). Он был родом из южного Египта. Там он жил на протяжении долгого времени в селении Дасук. В этом селении Бурхан ад-Дин получил начальное образование, выучил Коран, изучил шафиитское право. Затем он занялся тасаввуфом под руководством опытных учителей. Жил на протяжении двадцати лет в затворничестве. После этого начал активную проповедь своего пути.

Тарикат дасукитов распространился в Египте, Судане и Северной Африке. В Египте он является третьим по распространенности после шазилитов и бадавитов. Учение ордена имеет много сходных положений с тарикатами рифаитов, сухравардитов и шазилитов. Некоторые считают их частью ордена бадавитов.

Зикр ордена бадавитов является громким (джахри). Решающее значение придается борьбе со своими страстями и победе над ними (рияза), морали, привязанности последователей к тарикату. Первоначально последователи ордена не использовали собраний с музыкой и песнопениями (сама) для достижения религиозного транса. Однако позднее сама стала составной частью духовной практики тариката. Суфии-дасукиты одеваются в зеленные одежды.

Существует несколько ветвей ордена. Это Шарнубиты, Ашуриты, Тазиты, Суютиты.

Давуд аз-Захири (202/817-270/883) — мусульманский правовед и передатчик хадисов. Являлся основоположником одного из самых известных мусульманских правовых школ (См. Захиритский мазхаб).

Дахриты — обобщающее название последователей различных мировоззрений, которые отрицали сотворение вселенной и всего сущего бытия Аллахом, либо вводили понятия дуализма Бога и совечной ему материи (См. Фаласифа).

Дервиш (перс.) — общее название суфия. Это слово является синонимом арабского слова факир.

Дин — это слово объемлет такие понятия, как поклонение, смирение, вера, богобоязненность, единобожие, почитание. На русский язык может переводиться в значении религии.

Дин (религия) может быть истинным (дин аль-хакк) и ложным (дин аль-батиль). Истинной религией является только Ислам, а все остальные верования являются ложными, как об этом сказано в аяте Корана: «Воистину, вера Аллаха — это Ислам» (3: 19).

Джабир ибн Абдулла (ум. в 77/696) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине. Происходил из племени Хазрадж. Отец Джабира принял Ислам и участвовал в мусульманском движении. Он погиб в битве при Ухуде. Джабир также принял активное участи в мусульманском движении, участвовал в 19 сражениях при жизни пророка. Во времена халифата Али он был на его стороне, но после его смерти признал Муавию.

Джабир является одним из самых известных передатчиков хадисов. Известно 1540 хадисов, которые восходят к нему. Хорошо зная исламские науки, Джабир преподавал в мединской мечети Пророка. Он умер в 95 лет. Имеется сообщение о том, что он был последним умершим сахабом в Медине.

Джабриты (от слова «джабр» — принуждение) — представители одной из первых мировоззренческих школ раннего Ислама. Они были сторонниками абсолютной Божественной предопределенности всех процессов в мироздании, включая и поступки людей. Джабриты почти полностью отрицали возможность свободы намерений и действий человека, который лишь приобретает Божественную волю. Убежденность в отсутствии свободы человека является общей характеристикой для всех джабритских сект.

Джабритская школа возникла в период правления династии Омейядов. Согласно историческим хроникам, первым представителем школы джабритов и ее идеологом был Саад ибн Дирхам. Его учение впервые распространилось в Басре.

Одним из учеников Ибн Дирхама был Джахм ибн Сафван, который значительно развил учение джабризма и рассматривал не только проблемы связанные с предопределением. Он утверждал, что рай и ад являются временными и преходящими обиталищами людей. Коран он не считал предвечным (Кадим) и утверждал, что он был сотворен Богом. Также он отрицал возможность лицезрения Аллаха праведниками в раю. Его секта получила название джахмитской.

К джабритам относились последователи Хусайна ибн Мухаммада ан-Наджжара (наджжариты) и Дирара ибн Амра (дирариты).

Джадаль — термин в каламе, означающий спор, дискуссию, которая проводится методами логики и диалектики. В Коране также упоминаются многочисленные дискуссии, которые вели в среде своих народов Божьи посланники. Слово «джадаль» упоминается в аяте Корана 43: 58.

Джазба — влечение. В суфизме влечение Богом своего раба. Бог привлекает к себе того, кого захочет и джазба не зависит от самого человека, степени его служения. Если Аллах захочет, то Он поднимает завесу между собой и любимым рабом и возвышает его до высот духовного совершенства. Чувствуя влечение и любовь Аллаха к себе, раб теряет свое существо и стремится к Нему посредством искренней опьяняющей любви и ваджда. Суфии утверждают, что доказательством существования джазбы является коранический аят: «Аллах избирает к Себе, кого пожелает, и ведет к Себе, кто обращается» (42: 13).

Джаиз — термин в исламском праве означает действие, совершение или не совершение которого является одинаково приемлемым и дозволенным. То есть, его совершение не запрещается, но и не попадает в разряд желательных. Иногда термин «джаиз» заменяется термином «сахих».

Джалватийа — См. Байрамиты.

Джалут — предводитель племени Амаликитов, которое проживало между Египтом и Палестиной. Он нанес поражение сынам Израиля, после чего они обратились к пророку Ишмоилу (Самуилу), который назначил для них царем Талута (Саула). Однако когда они выступили против Амаликитов, часть израильтян испугалась и вернулась назад. Оставшиеся воины продолжили поход и сразились с ними. В этом сражении сыны Израиля одержали победу, а Джалут (Голиаф) был убит Давудом (Давидом), который также участвовал в этом сражении. После смерти Талута, пророк Давуд сам возглавил войска и стал царем. Обо всем этом повествуется в аятах Корана 2: 246-252.

Джальва — становиться явным. В суфизме термин противоположный хальве (уединению). Смысл джальвы сводится к тому, что раб Аллаха, после периода уединения, затворничества и очищения своей души от страстей, с самыми наилучшими качествами и достоинствами выходит к народу. Термины хальва и джальва стали произноситься вместе после Ибн Араби. Согласно классикам тасаввуфа, эти понятия были присущи самому пророку Мухаммаду, который после некоторого времени уединения (хальва) в пещере Хира вышел к народу (джальва) и начал активную проповедь. В суфийском ордене Накшбенди джальву называют хальват дар-анджуман.

Джам — в суфизме состояние, при котором единственно сущим бытием мыслится только Бог. Это состояние позволяет сконцентрировать внимание на Нем, служить ему и не видеть вокруг себя ничего, помимо Него. Высшим проявлением джама является состояние «джам аль-джама», при котором суфий видит во всех феноменах мира Божественные эманации.

Джами — мечеть с минбаром и минаретами, в которой читаются хутбы и проводится пятничная молитва (См. Масджид).

Джанн — сонм джиннов. См. Джинн.

Джанаба — состояние осквернения, при котором необходимо совершить полное омовение (См. Гусл). Это состояние наступает после полового сношения, семяизвержении и поллюциях. Человек в этом состоянии называется «джунуб». В этом состоянии нельзя совершать намаз (за исключением особых случаев), обходить Каабу, читать Коран и прикасаться к нему.

Джаназа — завернутый саваном труп, который еще не похоронен. После смерти мусульманина, его нужно вымыть, завернуть в саван, прочитать над ним намаз-джаназа и похоронить. Все это является религиозной обязанностью (фард) для близких умершего. Если же таковых нет, то за исполнение всех этих дел ответственность несут все мусульмане, которым стало известно о смерти данного человека.

Все проблемы и дела, связанные с джаназой, описаны в Сунне пророка Мухаммада. Их соблюдение является обязанностью для всех мусульман.

Если какой-то мусульманин прощается с жизнью и находится на смертном одре, другим мусульманам желательно быть рядом с ним и помогать членам его семьи. Это богоугодное деяние. У больного нужно читать шахаду (См. Шахада), для того, чтобы он вспоминал об этом и также произносил эти слова.

После смерти человека ему необходимо закрыть рот и глаза, руки положить по швам. Затем умершего необходимо покрыть куском материи. Все долги покойного должны быть выплачены из его имущества и состояния. Если у покойного не было средств, то желательно, чтобы более состоятельные люди взяли на себя выплату его долгов, либо это должны сделать государственные органы. Также необходимо известить людей о его смерти.

Мытье покойного

Следующим действием по отношению к умершему является его мытье, причем медлить с этим делом нельзя. После мытья труп заворачивают по специальным правилам в саван, совершают над ним намаз-джаназа и хоронят.

Мытье умершего является обязательным действием (фард аль-кифая). Как минимум необходимо (фард) обмыть все тело один раз. При мытье тела желательно пользоваться мылом и другими чистящими средствами. Повторное двукратное мытье является сунной, а у маликитов мандубом. При последнем обмывании желательно (мандуб) добавить в воду благовония (например, камфару).

При обмывании трупа необходимо покрыть срамные части его тела и не смотреть на них. Мойщик должен одеть на руки покрытие из бязи для обмывания этих мест. Умершего мужчину должен мыть только мужчина, а женщину — женщина. Исключение может быть только для мужа и жены.

Порядок мытья в различных мазхабах приблизительно одинаков, хотя имеются некоторые незначительные различия. В ханафитском мазхабе мытье осуществляется следующим образом:

Тело кладется на специальное возвышение, которое называется танашир. Вначале моются половые органы. Затем совершают малое омовение (См. Вуду) покойника. После этого моются голова, лицо, руки, ноги. После этого вначале моют голову, затем тело поворачивают вначале на левый бок и льют воду на правую часть тела, потом — на правый бок, и льют воду на левую часть тела. На каждую сторону воду льют по три раза. Весь этот процесс повторяется трижды. Первые два раза тело моется при помощи мыла или других моющих средств, а в третий раз в воду добавляют камфару.

Если мусульманин пал смертью мученика за веру (шахида) в бою, то его труп не нужно мыть, а его следует похоронить в той одежде, в которой он принял мученическую смерть. Трупы немусульман не обмываются.

Облачение в саван

После мытья, тело обтирают и высушивают, а затем его облачают в саван (кафан). Облачение покойного в саван также является обязательным (фард) действием. Порядок и условия облачения в саван во всех мазхабах приблизительно одинаковы, хотя имеются и некоторые незначительные отличия.

В ханафитском мазхабе кафан (саван) состоит из нескольких частей:

1. Изар. Это кусок бязи, который покрывает тело покойного с головы до пят. Его ширина обычно бывает более одного метра.

2. Камис. Это целый кусок бязи, который должен покрывать тело покойного от головы до пят, наподобие халата. В

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн