Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

будут отвечать перед Аллахом за свои деяния. Среди них есть верующие и неверные. Верующие джинны поклоняются Аллаху: «Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне» (51: 56).

Неверные джинны это шайтаны. В кораническом аяте 6: 130 говорится, что к джиннам также приходили посланники из их же среды. Те из них, которые отвергли их миссию, оказались неверными (шайтанами). Все они после дня Страшного суда войдут в ад и будут вечно гореть там. Об этом говорится в аятах Корана 32: 13 и 72: 15.

Слово «джинн» в исламских первоисточниках стоит рядом со словом «инс» — ответственных за свои поступки людей. А оба эти понятия выражаются арабским словом «сакалайн». Исламские ученые считают, что «сакалайн» применим и по отношению к невидимым человеческому глазу ангелам и шайтанам.

О джиннах подробно повествуется в суре Корана N 72, которая называется «Джинны». Она была ниспослана в Мекке, после суры «Араф». Сура получила это название потому, что в ней повествуется о джиннах, которые услышали от пророка Мухаммада суры Корана и уверовали в Аллаха: «Скажи [, Мухаммад]: «Дано мне в откровении, что сборище джиннов подслушивало [чтение Корана] и они сказали: «Воистину, мы слышали дивный Коран, который наставляет на прямой путь. Мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме Господа нашего» (72: 1-2).

Джихад — усилие, борьба за то, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите Ислама, расходовать для этого свои материальные средства, умственные способности и все свои силы. В случае крайней необходимости необходимо подниматься на вооруженную борьбу против врагов веры. Джихадом является также борьба со своими духовными, или с социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.). Таким образом, джихад — это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в деле распространения религии Аллаха и, наконец, ведение войны с агрессорами во имя Аллаха.

В Исламе джихад является обязательным (См. Фард), так как о нем говорится в Коране:

— «Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете» (2: 216);

— «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха» (2: 193);

— …объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому, как они сражаются с вами все [вместе] (9: 36).

Обязанность по ведению джихада может возлагаться как на определенную часть мусульман (фард аль-кифая), если они способны защитить честь и достоинство остальных мусульман, так и на каждого мусульманина в отдельности (фард аль-айн), если в этом есть необходимость.

Целью джихада является утверждение истины и устранение всякой несправедливости. Причем джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа других людей или захвата и порабощения различных народов. Его проведение необходимо, чтобы устранить в обществе пороки и восстановить справедливость. Не ведется также джихад для насильственного обращения в Ислам. Необходимо ознакомить людей с положениями религии и создать условия для того, чтобы Ислам могли принять те, кто этого пожелает.

Во время войны, перед началом сражения, мусульмане обязаны сделать все от них зависящее, чтобы не допустить кровопролития. Для этого необходимо:

а) Предложить противнику принять Ислам;

б) Если это предложение будет отвергнуто, необходимо предложить ему выплатить джизья, в обмен на защиту от мусульман (См. Джизья).

Сражение можно начинать в случае отказа противника принимать эти условия.

Вести войну можно только при наличии у мусульман военной и политической организации (государства), и при отсутствии каких-либо договоренностей с противоборствующей стороной. При ведении боевых действий запрещается убивать мирное население. Необходимо гуманно относиться к военнопленным. Если противник предложит мир, то нужно склоняться к миру.

Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле этого смысла означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в аяте Корана: «Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние [верующие]» (49: 15). Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада. В частности существуют следующие виды джихада:

1. Джихад против своих пороков. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Когда пророк Мухаммад вернулся из похода на Табук, он сказал: «…мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть он назвал военный поход малым джихадом, а борьбу с пороками — великим. В другом хадисе он сказал: «Настоящий муджахид тот, кто ведет борьбу со своими пороками» (Тирмизи, Джихад 2).

2. Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, ученость ведет к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Поэтому этот процесс также расценивается в качестве джихада: «Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами» (16: 125).

3. Джихад материальными средствами. Этот вид джихада необходим в связи с тем, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи денег, имущества, недвижимости. Истинные мусульмане не должны жалеть своих средств, которые даны им Аллахом для развития мусульманского общества. Об этом виде джихада говорится во многих сурах Корана, например: «Воистину, те, которые уверовали, переселились [из Мекки в Медину] и не щадили ни своего имущества, ни своей жизни ради дела Аллаха, а также те, которые дали [мухаджирам] убежище и помогли им, — они и есть помощники друг другу» (8: 72).

4. Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в Исламе. Об этом говорилось ранее. Мусульмане, участвующие в войнах называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами (См. Шахид). Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (См. Гази).

Джувейрия бинт Харис (ум. в 56/676) — одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Дочь вождя племени Бану Мусталик Хариса ибн Дирара. После победы мусульман над этим племенем в 5 году хиджры, она была пленена, и ее отец был вынужден приехать к пророку Мухаммаду с просьбой о ее освобождении. В качестве выкупа он принес ему верблюдов. Пророк Мухаммад принял этот выкуп и освободил Джувейрию. В результате переговоров с ним Харис, Джувейрия и другие их приближенные приняли Ислам. После этого, пророк Мухаммад попросил Хариса выдать Джувейрию за него замуж и этот брак был заключен. Одной из причин этого брака было стремление пророка Мухаммада установить добрые отношения с достаточно влиятельным племенем Бану Мусталик. Благодаря этому браку мусульмане отпустили на волю 100 семей мусталикитов, которые были пленены ими во время конфликта.

Джувейрия была добродетельной и набожной женщиной. Она скончалась в Медине в период правления халифа Муавии.

Джума — пятница, пятничная молитва. В переводе с арабского это слово означает «собрание». Это день духовного возвышения и служения. Согласно хадисам пророка Мухаммада, в этот день был сотворен первый человек — Адам. В этот день он вошел в рай и был изгнан из него. День Страшного суда также разразится именно в этот день (Муслим, Джума 5).

В доисламский период пятницу называли «Йаум аль-Аруба». Это слово приблизительно переводилось как «день милосердия». По поводу переименования этого дня в джуму, а также истории проведения первого пятничного намаза имеются несколько исторических сообщений, которые часто не совпадают между собой. По одной из версий, этот день был переименован в Джума одним из предков пророка Мухаммада Кабом ибн Луаййем; по другой — мусульманами, незадолго до того, как совершение пятничного намаза в Исламе стало обязательным (фард). Ибн Сирин сообщал, что мединцы еще до хиджры совершили намаз-джума во главе с Асадом ибн Зурара в пятницу. Поводом для этого стал поиск дня, который стал бы днем собрания мусульман так же, как суббота для иудеев и воскресенье для христиан. После этого, пророку Мухаммаду был ниспослан коранический аят: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания (джума), то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете» (62: 9).

Согласно Ибн Хаджару, повеление совершения намаза-джума в этот день было ниспослано Аллахом Мухаммаду еще в Мекке. Однако по причине гонений они не смогли там его исполнять. Ибн Сад писал, что пророк распорядился написать письмо в Медину Мусабу ибн Умайру, в котором обязал его совершить пятничный намаз из двух ракатов. Таким образом, согласно этой версии первыми совершили пятничный намаз мединцы, во главе с Мусабом ибн Умайром.

Сам же пророк Мухаммад провел первый пятничный намаз в первом году хиджры в местности Рануна, которая принадлежала племени Бану Салим. Он прибыл туда по пути в Медину из Кубы во время хиджры. На этой молитве присутствовало сорок, либо сто человек. В ходе этой молитвы пророк, стоя на минбаре прочитал хутбы. Мечеть, в которой была проведена молитва, позже была названа «Масджид аль-Джума». Аяты Корана о необходимости проведения пятничной молитвы были ниспосланы до этого. После этого эти намазы стали проводиться в Медине. Вне Медины первый пятничный намаз был проведен на Бахрейне.

Приходя на пятничные намазы во время полуденной молитвы, пророк приветствовал миром собравшихся, затем поднимался на минбар. Произнеся оттуда слова приветствия во второй раз, он садился на минбаре. После этого Билал читал азан и пророк начинал хутбу (См. Хутба). Спустя некоторое время, он оканчивал ее, садился и снова поднимался для чтения второй хутбы. Завершив ее, он сходил с минбара и проводил пятничный намаз из двух ракатов.

Точно так же, пятничные намазы проводились и в период правления Праведных халифов, а также в последующие периоды истории. Единственным новым элементом, который был введен во времена Османа, было чтение призыва на молитву (азана) вне мечети. Это было сделано для того, чтобы оповестить жителей больших городов о времени начала молитвы. А спустя еще 80 лет, при Омейядском халифе Хишаме ибн Абд аль-Малике азаны стали читаться с минаретов мечетей.

В правоверном Исламе исполнение пятничного намаза в мечетях является обязательным (фард аль-айн) для всех мусульман, которые имеют возможность для этого. По этому поводу в сборнике хадисов

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн