Абу Давуда приводится хадис пророка, переданный Джабиром ибн Абдуллой. Те мусульмане, которые по каким-то причинам не смогли прибыть на намаз-джума, исполняют вместо этого обычную дневную молитву зухр. Согласно тому же хадису, намаз-джума не обязателен для путников, рабов, детей, женщин и больных. Эти принципы закреплены в положениях исламского права.
Необходимым условием (шартом) для пятничного намаза является его проведение в городах или относительно крупных населенных пунктах. В период правления Праведных халифов, пятничные намазы совершались в городах при большом скоплении народа. Причем для этого строились большие мечети, которые назывались «Джума-мечети» (пятничные мечети). В связи с этим, Абу Ханифа считал, что пятничные намазы могут проводиться в населенных пунктах, где имеются наместники, судьи, улицы и кварталы. Согласно Абу Йусуфу, джума может проводиться уже в тех местностях, где народ не вмещается в самую большую мечеть, которая там имеется. Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани считал необходимым условием проведения этого намаза признание населенного пункта городом властями страны. Аш-Шафии и Ибн Ханбаль считали, что пятничная молитва должна проводиться при наличии как минимум сорока человек, которые ведут на одном месте оседлую жизнь. Согласно Малику ибн Анасу, джума должна проводиться в любом, даже небольшом населенном пункте, где есть мечеть и рынок.
В ханафитском мазхабе считается, что для проведения намазов-джума необходимо получить разрешение от официальных властей, независимо от того, праведной является эта власть или нет. Шииты (а также хариджиты) считают возможным проведение пятничных намазов только при наличии исламского правления и праведного правителя. В противном случае эти намазы не проводятся.
Джунайд аль-Багдади (ум. в 297/909) — один из самых известных классиков тасаввуфа, основатель одного из основных направлений в тасаввуфе. Полное имя Абу аль-Касим аль-Джунайд ибн Мухаммад аль-Каварири аль-Хаззаз аль-Багдади. Родился в Багдаде, в персидской семье и провел там всю жизнь. Рано лишился отца и воспитывался у своего дяди Сари ас-Сакати, который наряду с Харисом аль-Мухасиби, был одним из основателей багдадской школы тасаввуфа. Они оба стали учителями Джунайда. Право, Коран и хадисы он изучал у известного правоведа Абу Саура Ибрахима аль-Багдади. До наших дней сохранился труд Джунайда «Расаил».
В отличие от Баязида аль-Бистами, который говорил об опьянении (сукр) и экстазе (галабе) в служении Богу, он развивал идеи трезвости (сахв) на этом пути. По его мнению, духовное озарение человека должно раскрываться только в состоянии трезвости, без наличия экстатических состояний. Таким образом, он развил идею рационального служения и противопоставил ее экзальтированной практике некоторых суфиев. По этой причине его традиция считается у ортодоксальных мусульман приемлемой.
Дийа — компенсация, возмещение ущерба в случаях убийства, увечья и ранения человека. В Коране говорится: «Верующему не следует убивать верующего — такое допустимо лишь по ошибке. А если кто-либо убьет верующего по ошибке, то ему надлежит отпустить на волю верующего раба и вручить наследникам убитого выкуп за кровь, если только они не велят раздать его в виде милостыни. Если убитый верующий и принадлежит к враждебному вам племени, то убийце следует отпустить на волю верующего раба. Если убитый принадлежит к племени, с которым у вас есть договор, то следует уплатить его наследнику выкуп за кровь и освободить верующего раба. Если у убийцы нет верующего раба, ему надлежит без перерыва поститься в течение двух месяцев в качестве покаяния перед Аллахом» (4: 92).
Если произошло умышленное убийство человека, то его родственники и близкие вправе потребовать возмездия (См. Кысас). Они имеют права потребовать смертной казни для убийцы, либо же могут взамен этого согласиться получить выкуп за убитого. Об этом говорится в аяте Корана: «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь [Аллахом]» (17: 33). Судьи могут рекомендовать родственникам убитого согласиться на выкуп, однако не имеют права настаивать на этом.
Если же убийство или нанесение увечья произошло неумышленно, в результате трагического стечения обстоятельств, то в этом случае необходимо выплатить только дийа. Размер выкупа зависит от пола убитого; от того, был ли он мусульманином или нет; а также от того, свободным он был человеком или рабом.
Согласно Сунне размер дийа равен тысяче золотых динаров. Абу Ханифа считал, что можно расплатиться также сотней верблюдов или десятью тысячами серебряных дирхамов.
В ханафитском мазхабе также считается, что можно расплатиться и 200 коровами или 2000 овец. Дийа за женщину равна половине дийи за мужчину.
Ханафиты считают, что размер выкупа в случае убийства немусульман — подданных мусульманского государства такой же, как в случае с убийством мусульманина (т.е. 1000 динар). Доказательством этому является хадис от пророка Мухаммада, который приводится в сборнике Абу Давуда (Дийа, 16). Имеется об этом также высказывание Абдуллы ибн Масуда. В период правления Абу Бакра и Омара размер дийи, в случае убийства мусульман и немусульман, был одинаковым. Однако Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии считал, что в этом случае равенства быть не может. В доказательство он приводил хадис: «Дийа зиммия (покровительствуемого немусульманина) равна половине дийи за мусульманина» (Абу Давуд, Дийа, 16-21).
Если пострадавший был рабом, то его хозяину выплачивается компенсация. Причем она не может быть больше, чем размер дийи за свободного.
Наряду с выплатой дийи мусульманину необходимо совершить и какое-либо искупительное действие, выполненное взамен совершенного греха в соответствии с законами шариата (См. Каффара). В частности, необходимо освободить одного раба. Если же у провинившегося нет рабов, если он неимущий, то необходимо 2 месяца держать непрерывный пост: «Если у убийцы нет верующего раба, ему надлежит без перерыва поститься в течение двух месяцев в качестве покаяния перед Аллахом» (Коран 4: 92).
За выплату дийа отвечает не только человек, совершивший преступление, но и его ближайшие родственники, за исключением женщин, несовершеннолетних детей и душевнобольных. Если же у человека совершившего преступление совершенно нет никаких средств и если у него нет родственников, которые в состоянии выплатить дийу, то в этом случае выкуп выплачивается мусульманским государством из государственной казны.
Дихья ибн Халифа (ум. в 50/670) — сподвижник пророка Мухаммада, один из лидеров племени Кальб. Принял Ислам после битвы при Бадре и был одним из доверенных людей пророка Мухаммада. Свободно владел греческим языком. После заключения Худайбийского мира, пророк Мухаммад отправил послов к различным племенам и странам, с предложением признать его миссию и принять Ислам. Дихье ибн Халифе было поручено доставить послание пророка к византийскому императору Ираклию. Дихья передал это послание императору в Иерусалиме.
Дихья ибн Халифа был участником многих сражений мусульманской армии. После смерти пророка Мухаммада, принял участие в войне против Византии, сражался при Ярмуке. В его передаче известно 5 хадисов.
Друзы — приверженцы «крайней» секты, учение которой близко к учению шиитов-исмаилитов. Основателем этой секты был Дарази, который служил в Каире у Фатимидского халифа аль-Хакима Биамриллаха (386/996-411/1021) и первый заявил о его (халифа) божественности. Но в Египте это учение не нашло себе приверженцев. Зато оно распространилось среди ливанских горцев. Друзы являются вышедшими из Ислама.
Друзы заимствовали положения философии неоплатоников и гностиков, в частности учение об эманации. Мировой Разум, в мировоззрении друзов, эманирует и многократно воплощается в различных людях. В людях могут быть воплощены и другие божественные эманации, например, Мировая Душа, Слово. Друзы также верят в переселения душ (танасух). Развил учение этой секты Хамза, который в их доктрине является последним воплощением Мирового Разума.
В целом же, учение друзов носит тайный характер. Его знают лишь немногие члены секты, которые называются уккаль («разумные»). А все остальные являются джуххаль («неразумные»). «Разумные» время от времени собираются в особых местах для богослужения (хальва). Высшими служителями друзского культа являются «совершенные» (аджавид).
Дуа — мольба, взывание. Мольба возносится Аллаху тогда, когда человек чувствует свою слабость и ничтожность перед Его всемогуществом. Во время молитвы, раб может попросить помощи у Аллаха в каком-либо деле; либо молить Его о том, чтобы Он отвел от него беду; либо же мольба может означать выражение любви верующего к своему Творцу. Правоверные мусульмане в своей повседневной жизни всегда молят Аллаха о помощи, когда начинают какое-либо дело.
Дунья — весь материальный мир, окружающий человека вплоть до его смерти. С момента смерти, этот мир для каждого человека подходит к концу и он вступает в следующий мир (ахира). Дунья конечна, а ахира вечна. Поэтому каждый человек, живя в этом мире, должен задумываться над этим и стараться заслужить милость Аллаха как в этом, так и в следующем мире. В Коране Аллах говорит о мнимых прелестях этого мира, обладание которыми является целью неверных. Верующие же, не игнорируя этот мир (дунья), предпочитают ему конечный мир (ахира).
Духа — время после восхода солнца, позднее утро. Это слово упомянуто в нескольких аятах Корана:
— «Разве ж были уверены жители городов, что не придет к ним Наша ярость утром, когда они забавляются?» (7: 98);
— «Он сказал: “Срок для вас — день украшения, и чтобы собраны были люди поздним утром”» (20: 59);
— «Они в тот день, как увидят Его, как будто бы пробылитолько один вечер или утро» (79: 46);
— «Клянусь утром…» (93: 1).
Духой называется намаз-нафиля, время совершения которого начинается приблизительно через два часа после восхода солнца и продолжается до начала движения солнца от центра небосвода на запад. Количество его ракатов может быть от четырех до двенадцати. Однако некоторые улемы считают, что минимальное количество ракатов может быть и два, а лучше всего совершить этот намаз в восьми ракатах. Об этом намазе упоминается в некоторых хадисах пророка Мухаммада.
«Духой» называется также кораническая сура N 93, состоящая из 11 аятов, которая была ниспослана в Мекке после суры «Фаджр». К периоду ниспослания этой суры Аллах некоторое время не посылал откровений пророку Мухаммаду и это стало причиной издевательских насмешек язычников, которые говорили ему, что якобы Бог забыл его. В ответ на все это Аллах ниспослал аяты из суры «Духа».
З
Забур — Псалтирь. Священное Писание, которое было ниспослано Аллахом пророку Давуду (См. Давуд). Упоминание об этом писании содержится в следующих коранических аятах
— «…Мы даровали Давуду Псалтирь» (4: 163);
— «Твой Господь лучше всех знает тех, кто на небесах и на земле. Мы прежде отдали предпочтение одним пророкам над другими и даровали Давуду Псалтырь» (17: 55);
— «Мы уже предначертали в Псалтири, после того как изрекли [людям] назидание, что земля достанется в наследство Моим праведным рабам» (21: 105).
Согласно этим аятам, Забур является вторым (после Тауры) Писанием, ниспосланным Аллахом людям.
Пророк Давуд не был великим пророком (расулем), которому был дан