намаз не совершался: «Никогда не совершай обрядовой молитвы по кому-либо из мунафиков и не останавливайся у его могилы. Ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами» (Коран, 9: 84). (См. также Мунафикун).
Абдулла ибн Умм Мактум (погиб в 14/635) — один из сподвижников пророка Мухаммада, двоюродный брат его жены Хадиджи, второй муэдзин Ислама. Абдулла был слепым от рождения. Он родился в Мекке, был родом из племени Курайш. И одним из первых принял Ислам. Подвергся гонениям за исповедание религии и совершил переселение (хиджру) в Медину. Вместе с Мусабом ибн Умайром участвовал в проповеди Ислама среди мединцев. Абдулла был также одним из лучших знатоков Корана. Несмотря на слепоту, он участвовал в основных сражениях мусульман с их врагами, оказывал бойцам посильную помощь и был знаменосцем. Погиб в период правления халифа Омара в битве при Кадиссии, где мусульманская армия разгромила персов. В своем последнем сражении Абдулла также был знаменосцем мусульманской армии.
Имя Абдуллы ибн Умм Мактума связано с ниспосланием пророку Мухаммаду коранической суры (См. Абаса), когда пророк, пытаясь объяснить принципы Ислама мекканской знати, выразил свое неудовольствие тем, что Абдулла именно в этот момент пришел к нему с просьбой прочитать ему аяты из Корана.
Абд ар-Рахман ибн Ауф (ум. в 32/652) — один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада. До Ислама он носил имя Абд аль-Кааба (Раб Каабы).
Абд ар-Рахман был в числе первых мусульман и участвовал на собраниях в доме Аркама. Затем он, как и все мусульмане, подвергся в Мекке гонениям и дважды эмигрировал в Эфиопию. Затем он совершил переселение (хиджру) в Медину.
После хиджры, Абд ар-Рахман участвовал в укреплении мусульманской государственности. Он был участником всех сражений, которые произошли между мусульманами и их врагами. Одновременно с этим, он занимался и торговлей.
После смерти пророка Мухаммада он продолжил свою деятельность и был одним из приближенных людей Абу Бакра и Омара, оказывая им свою помощь в управлении государством. Абд ар-Рахман был одним из шести кандидатов на власть после гибели Омара. Когда участники совета «шести» определились с выдвижением кандидатур Али и Османа, он некоторое время колебался и не мог отдать предпочтения никому из них. Однако, затем, он сделал свой выбор в пользу Османа. Этот голос был решающим, и Осман стал третьим Праведным халифом.
Абд ар-Рахман ибн Ауф умер в 32 году хиджры в Медине, где и был похоронен.
Абид (во мн. числ. — абада, уббад, абидун) — отшельник, усердно поклоняющийся Аллаху человек. Человек, который всем своим существом посвятил себя служению Богу. Такие люди появились с самого раннего периода Ислама. Они не придавали никакого значения прелестям земной жизни и всецело посвящали себя служению Аллаху, следованию путем пророка Мухаммада и его сподвижников, многие из которых также вели аскетический образ жизни.
Абу ад-Дарда (ум. в 32/653) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада, знаток Корана, хадисов и мусульманского права. Настоящее имя Уваймир ибн Малик аль-Хазраджи. Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж. Принял Ислам во втором году хиджры.
Абу ад-Дарда занимался торговлей, но после принятия Ислама он оставил это дело. Он вел аскетический образ жизни и проводил свои дни в молитвах. Принял участие в битве при Ухуде и во всех остальных сражениях, которые произошли в мединский период жизни пророка Мухаммада.
В период правления халифа Омара, он отказался от предлагаемой ему государственной должности и предпочел учить людей основам Ислама. Однако затем он стал кадием (судьей) Сирии. Умер в период правления халифа Османа.
Абу Аййуб аль-Ансари (ум. в 52/672) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж. Принял Ислам до хиджры, был участником клятвы при Акабе.
После приезда пророка Мухаммада в Медину, все мединцы посчитали себе за честь принять его в своем доме в качестве почетного гостя. Однако пророк объявил о том, что он остановится в том доме, перед которым сядет на землю его верблюд. После этого он отпустил верблюда и животное, пройдя некоторое расстояние, село у дома Абу Аййуба аль-Ансари. В его доме пророк оставался на протяжении 7 месяцев.
Абу Аййуб принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и других сражениях. После смерти пророка Мухаммада он активно участвовал в деле укрепления Халифата. В период правления халифа Али сражался в его армии против хариджитов. При халифе Муавии он уехал в Египет.
Абу Аййуб заболел и умер в возрасте примерно 80 лет, во время похода армии Халифата на Константинополь, в котором он принял активное участие. Сообщается, что он был похоронен неподалеку от стен Константинополя.
Абу аль-Касим — отец Касима. Так называли пророка Мухаммада по причине того, что он был отцом своего сына Касима, умершего в раннем возрасте (См. Мухаммад).
Абу аль-Хасан аль-Ашари (260/873 — 330/985) — выдающийся мусульманский мыслитель. Жил на юге Ирака, в Басре. Является основателем одного из основных мировоззренческих школ правоверного суннитского Ислама — ашаризма. Возможно, его родословная восходила к сподвижнику пророка Мухаммада Абу Мусе аль-Ашари.
Первоначально аль-Ашари был последователем мутазилизма. Однако, к сорока годам, пересмотрел свои убеждения и стал последователем суннитского правоверия.
Абу аль-Хасан аль-Ашари был автором целого ряда книг по различным аспектам исламского вероучения и калама. Его ранние работы были написаны с позиций мутазилизма.
Большим и фундаментальным трудом аль-Ашари является его книга «Китаб аль-Фусул», в котором он подвергает критике учения различных религий (Христианства, Иудаизма, Зороастризма и Брахманизма), различных сект и направлений в Исламе, а также воззрения философов и атеистов. Сходные темы аль-Ашари рассматривал и анализировал в книгах «Китаб аль-Фунун», «Малакат аль-Фаласифа», «аль-Ибана».
Другой известной его книгой является «Аль-Лума фи’р-Радди аля Ахли аз-Зайги ва аль-Бида», в которой он раскрыл мировоззренческие основы ортодоксальной религии. В этой книге он рассмотрел и проанализировал многие проблемы, как например проблему сущности Корана, Божественной воли, возможности лицезрения Аллаха, предопределения, имамата. Эта книга была переведена на европейские языки. Известны также книги аль-Ашари по каламу («Китаб ан-Навадир», «Малакат аль-Исламиййин» и др.).
Помимо этого аль-Ашари написал большое количество других книг по толкованию Корана, проблемам исламского права.
Подробнее о мировоззрении Абу аль-Хасана аль-Ашари и его школе см. Ашаризм.
Абу Бакр ас-Сиддик (ум. в 13/634) — ближайший сподвижник и друг пророка Мухаммада, выдающийся общественный и политический деятель, первый Праведный халиф. Пророк называл его Абдуллой, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Он роисходил из племени Тайм. Его отца звали Абу Хулафа Осман, а мать — Умм аль-Хайр Сальма.
Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю свою оставшуюся жизнь посвятил его идеалам. Он родился за два года до года Слона (572 г.). Он был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканью. На этом деле приобрел большое состояние в 40 000 дирхем (арабская серебреная монета), которое полностью потратил на нужды мусульманской общины.
Абу Бакр был близким другом пророка Мухаммада и не расставался с ним на протяжении всей своей жизни. При решении многих жизненно важных проблем пророк часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем пророка». Они были почти ровесниками. С самого начала пророчества Мухаммада, Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда пророк объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (См. Исра и Мирадж), Абу Бакр первым объявил, что он верит каждому слову Мухаммада, за что тот назвал его ас-Сиддиком (верным).
Находясь в Мекке, Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины. Он занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал у язычников невольников, которые подвергались с их стороны мучениям. В числе этих невольников были Билал, Хаббаб, Лубайна, Абу Фукайха, Амир и другие.
После начала гонений на мусульман в Мекке, пророк Мухаммад решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда отправилась значительная часть мусульман. Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных лидеров Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство и они вместе вернулись в Мекку. Вернувшись в город, Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил свою активную деятельность, чем вызвал неодобрение Ибн Дукунны. Поэтому он отказался от его покровительства.
Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада началась знаменитая хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул пророк Мухаммад, который выехал в направлении Медины вместе с Абу Бакром. Они вместе находились в пещере Саур, где укрылись от преследовавших их язычников. Этот эпизод жизни Абу Бакра нашел отражение в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: “Не печалься, ведь Аллах с нами”» (9: 40).
После прибытия в Медину, пророк Мухаммад породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. В этом городе Абу Бакр продолжил свою активную деятельность и участвовал во всех важных делах общины. Он, вместе с пророком и другими мусульманами, закладывал основы первой в истории мусульманской государственности. Абу Бакр принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. Абу Бакр был настолько предан идеалам Ислама, что в битве при Бадре бился со своим родным сыном Абд ар-Рахманом, который остался язычником и выступил против мусульман.
В конце жизни, пророк Мухаммад, по состоянию здоровья, не мог возглавлять коллективные молитвы. Поэтому он поручил их проведение Абу Бакру. Именно это обстоятельство стало одним из решающих при выборе Абу Бакра первым Праведным халифом, так как руководство в Божественном деле (молитве), которое было передано ему пророком, означало руководство и земными делами.
После смерти пророка Мухаммада в 11/632 году, ансары (мединские мусульмане) были обеспокоены дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства и срочно собрались на месте собрания (сакифе) мекканской семьи Бану Саида. В основном это были хазраджиты, составлявшие большинство ансаров. Они единогласно выступили за выдвижение халифом своего лидера Саада ибн Убады.
Узнав о собрании ансаров в сакифе Бану Саида, Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда. В результате дебатов, им удалось убедить ансаров в том, что мухаджиры (мекканские мусульмане) также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан. Тогда ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано пророком Мухаммадом. Тогда, взявший слово Абу Бакр, выразив свое удовлетворение дебатами выдвинул кандидатуру Омара ибн Хаттаба в качестве халифа. Однако, в ответной речи Омар и Абу Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника пророка. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником пророка в пещере Саур и подвергал свою жизнь опасности ради него. Они еще