Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

с немусульманами (Коран, 60: 10), Зайнаб продолжала оставаться женой Абу аль-Аса вплоть до ее переселения (хиджры) в Медину.

Сам же Абу аль-Ас выступил против мусульман и был пленен ими в битве при Бадре. Его доставили к пророку Мухаммаду. Зайнаб же, вместе с другими мекканцами, отправила в качестве выкупа за своего мужа в Медину свой свадебный подарокожерелье, которое ей когда-то подарила ее покойная мать Хадиджа. Пророк Мухаммад, увидев это ожерелье, опечалился и попросил у своих сподвижников разрешения отпустить Абу аль-Аса и вернуть ему обратно этот выкуп. Сподвижники не стали возражать против этого и он был освобожден. Забрав ожерелье, он вернулся в Мекку. Согласно некоторым сообщениям, отпустив Абу аль-Аса, пророк поручил ему разрешить Зайнаб переехать в Мекку. Другие источники же утверждают, что Абу аль-Ас сам пообещал ему сделать это.

После возвращения в Мекку Абу аль-Ас сдержал свое слово и позволил Зайнаб переехать в Медину. Она выехала из города в сопровождении своего деверя Кинаны ибн ар-Раби. Однако по пути их настигли курайшиты, которые были против отъезда дочери пророка из Мекки. Они очень грубо обошлись с Зайнаб, ударив ее копьями и свалив с лошади. В результате этого она получила увечья. Кинана оказал нападавшим сопротивление. Однако конфликт был урегулирован подошедшим к месту событий мекканским лидером Абу Суфьяном. Он отозвал Кинану в сторону и сказал ему: «Ты неправильно поступил, что открыто и у всех на глазах начал увозить Зайнаб в то время, когда все знают о поражении при Бадре и бедах, которые причинял нам ее отец Мухаммад. Если ты вывезешь его дочь открыто, что ты и попытался сделать, то все племена обвинят нас в трусости и слабости, а также будут позорить нас. Поэтому верни ее в дом мужа и оставь там на несколько дней, пока люди не скажут, что мы вернули Зайнаб. После этого втайне отвези ее к отцу. Мы ничего не имеем против того, чтобы Зайнаб уехала к своему отцу». Кинана послушался совета Абу Суфьяна. Они вместе вернулись назад. После того, как мекканцы убедились, что Зайнаб вернулась, они успокоились. Через несколько дней Кинана, под покровом ночи, тайно выступил с ней из Мекки и благополучно дошел до заранее оговоренного места, где их уже ждали Зейд ибн Хариса и один из ансаров, в сопровождении которых Зайнаб прибыла к пророку.

После этого, на протяжении нескольких лет супруги не виделись друг с другом. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами, Абу аль-Ас поехал по торговым делам в Сирию. На обратном пути его караван был атакован и захвачен мусульманами. Но ему удалось бежать. Спасшись от преследования, Абу аль-Ас тайно проник в Медину и встретился с Зайнаб. Он попросил у нее помощи. Тогда Зайнаб пришла к пророку и рассказала ему об Абу аль-Асе. В ответ пророк распорядился уважительно относиться к нему. Но запретил своей дочери возобновлять с язычником супружеские отношения, так как к тому времени уже существовал запрет на брак мусульманок с немусульманами. Затем пророк приказал вернуть ему захваченный караван. Абу аль-Ас вернулся в Мекку, уладил там все свои дела, расплатился с долгами, а затем объявил о принятии Ислама. После этого он вернулся в Медину и с разрешения пророка продолжил свое супружество с Зайнаб. При этом нового брачного договора заключено не было. Все это произошло в 7 году хиджры, а спустя несколько месяцев Зайнаб тяжело заболела и умерла.

Зайнаб бинт Хузайма (ум. в 4/626) — одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Происходила из воинственного арабского племени Амир ибн Саса. Она проявляла милосердие и внимание по отношению к нуждающимся, за что ее называли Умм Масакин (мать бедных).

Первым мужем Зайнаб был Туфайл ибн Харис. Затем она развелась с ним и вышла замуж за Убайду ибн Хариса, который погиб в битве при Бадре.

В 3 году хиджры, пророк Мухаммад отправил своих представителей к племени Амир ибн Саса, однако все они были перебиты ими. По этой причине отношения этого племени с мусульманами резко ухудшились. Но пророк Мухаммад не пожелал кровопролития и решил искать альтернативные методы для урегулирования конфликта. Для этого он, в 4 году хиджры, женился на Зайнаб бинт Хузайма, которая также была представительницей этого племени.

Зайнаб недолго прожила с ним. Спустя несколько месяцев после свадьбы, она умерла.

Зайнаб была добродетельной и набожной женщиной. Много времени проводила в молитвах и обильно раздавала милостыню.

Закария — один из благочестивых пророков (наби) Израиля, отец пророка Йахйи (Иоанна). Его полное имя было Закария ибн Азан ибн Муслим ибн Садун и его родословная восходила к пророку Сулейману. Его религией была религия Мусы и он вел проповеди на основании законов Тауры (Торы).

В то время в иерусалимском храме день и ночь совершались служения Аллаху. Служителями храма были известные люди из рода Харуна. В тот период в Израиле не было пророка и они молили Аллаха о том, чтобы Он отправил им его. Аллах услышал их молитвы и сделал пророком Закарию, который сразу же стал вести проповеди среди народа Израиля и призывать их на путь веры. Однако многие люди отвергли его. В то же время были и уверовавшие. Закария был женат на Элисе. Она была родственницей Мариам (Марии), матери Исы.

Спустя некоторое время, мать Мариам в соответствии со своим обетом привела свою дочь в иерусалимский храм и оставила там, на воспитании у пророка Закарии [См. Мариам (I)]. Здесь Мариам проводила все свои дни в служении Аллаху. Благодаря Закарии она выучила Тауру. С этого времени с девочкой стали случаться чудеса: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в покои, находил при ней пропитание и [однажды] спросил: «О Марйам! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это — от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Коран, 3: 37).

У Закарии и Элисы не было детей. Когда им было около ста лет, старый Закария не имевший никаких надежд на наследника, стал молить Аллаха, чтобы Он дал ему потомство (Коран, 3: 38). Тогда Аллах удовлетворил его молитву и у него родился сын Йахйа (См. Йахйа).

Всю свою жизнь Закария провел в служении Аллаху и был проповедником веры в среде своего народа. Спустя шесть месяцев после Йахйи, Мариам родила Ису, который чудесным образом защитил свою мать из колыбели, когда иудеи обвинили его мать в распутстве [См. Мариам (I)]. Тогда они решили убить Закарию. Они ворвались к нему и умертвили пророка. Согласно преданию, пророк и мученик веры Закария был похоронен в Халебе.

Закир — человек, который поминает имена Аллаха чтением зикра (См. Зикр).

Заккум — дерево с горькими плодами, которое растет в джаханнаме (аду). Плодами этого дерева будут питаться обитатели ада. Об этом говорится в аятах Корана 44: 43-46; 56: 51-55. (См. Джаханнам)

Закят — в исламском праве обязательная ежегодная выплата части средств (одна сороковая часть) в пользу нуждающихся, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха. Словарное значение слова закят — «очищение». Этот вид обязательной (фард) милостыни является одним из «столпов» Ислама (См. Ислам). В одном из хадисов пророк Мухаммад, отвечая на вопрос ангела Джибрила о сущности Ислама, сказал: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность» (Хадис приводится у Муслима).

Закят выплачивают только обеспеченные люди, для которых это является одним из видов служения Аллаху. Шариатом четко определено количество материальных средств, при достижении которых мусульманину вменяется в обязанность выплачивать закят. Это количество называется «нисаб». Выплата закята стала составной частью исламской веры (фард) во 2 году хиджры и является одной из 5-ти столпов Ислама. В Коране закят часто упоминается вместе с намазом (салатом) и подчеркивается, что он является важной составной частью веры мусульман: «Совершайте салат, давайте закят и преклоняйте колени вместе с преклоняющими» (2: 43).

Намаз является видом служения Аллаху посредством тела, а закят — посредством материальных средств. В Коране говорится о том, что обязательное материальное пожертвование является лучшим качеством верующего мусульманина: «Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при [совершении] молитв, которые избегают [всего] суетного, которые вносят закат…» (23: 1-4). Закят приучает мусульманина не быть рабом своих материальных накоплений, а расходовать и отдавать их во имя Аллаха, во имя духовной близости с Творцом и ожиданием от него несравненно больших благ в следующем мире.

Рукны и шарты закята

Необходимым актом (рукном) для совершения закята является передача определенного количества материальных средств одному или нескольким нуждающимся мусульманам. В соответствии с этим правилом, все другие пути для выплаты закята считаются недействительными. Например, закятом не считается списание долгов одного человека другому, так как непосредственного акта передачи материальных средств в этом нет.

Условия (шарты) закята:

1. Пожертвователь должен быть мусульманином, совершеннолетним, свободным и состоятельным человеком.

2. Он должен обладать необходимым минимумом средств, оговоренных положениями религии. Этот минимум называется нисабом.

3. Для выплаты закята необходимо, чтобы прошел один год после того, как количество материальных средств пожертвователя достигло уровня нисаба. Причем уровень нисаба должен сохраняться как в начале года, так и в конце. Если количество средств превышало уровень нисаба, но колебалось в течение года, то закят выплачивается из того количества, которое имеется в наличии в конце года. В шафиитском мазхабе при выплате закята решающее значение имеют только те средства, которые имеются в наличии в конце года. То есть, если в начале года средства не достигали уровня нисаба, а в конце превысили его, то закят необходимо выплатить.

4. Необходимо быть действительным хозяином отдаваемых в закят средств и иметь право их отдавать. Нельзя отдавать закят из средств, принадлежащих другому человеку. Запрещается также отдавать закят из средств, которые были нажиты незаконным путем.

При передаче средств в качестве закята неимущим людям необходимо иметь намерение об этом. Необязательно ставить их в известность о том, что им передается закят. Разрешается сказать им, что им передан подарок.

Виды собственности, с которых выплачивается закят и размеры их нисаба

Все виды собственности разделяются на явные (амвал аз-захира) и скрытые (амвал аль-батина). К явным относятся, например, крупный и мелкий рогатый скот, собранные с полей различные виды урожая, добытые из-под земли полезные ископаемые, проходящие через таможню товары. А скрытые виды собственности — это деньги, золото, драгоценные камни и т.д.

На все эти виды собственности имеется определенный минимальный уровень (нисаб), с которого становится необходимым выплачивать закят.

1. Закят с крупного и мелкого скота.

Необходимо выплачивать закят со скота, который пасся на лугах на протяжении как минимум полугода. Это такие животные,

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн