Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

обязан Ибн Теймии, так как именно он всеми силами старался популяризировать труды своего учителя после его смерти, и во многих своих работах излагал его воззрения.

В 726/1325 году, в период гонений на салафитов в мамлюкском Египте Ибн аль-Каййим, как и Ибн Теймия подвергся репрессиям и был брошен в дамасскую темницу. После смерти Ибн Теймии в 728/1328 году он был освобожден.

Ибн аль-Каййим был одним из самых лучших специалистов в области толкования Корана во всей истории Ислама. Помимо этого он был блестящим знатоком хадисов и их методологии. Он также был талантливым правоведом, отлично знал калам и тонкости арабского языка.

Как и Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим отвергал слепое следование религиозным авторитетам (таклид) и, по различным мировоззренческим и правовым проблемам, считал необходимым ссылаться только на очевидные доказательства из исламских первоисточников. Однако, в то же время, широко использовал методику ханбалитской правовой школы. Отличительной особенностью мировоззрения суннитского Ислама он считал его «среднее положение». То есть в любых аспектах религиозной доктрины истинные сунниты не впадают в крайности, а следуют «средним путем». Также Ибн аль-Каййим придавал большое значение духовности и ее роли в религии.

Ибн аль-Каййим боролся с различными нововведениями (бида) и суевериями в религии. По этим проблемам он издал много фетв. К примеру, он считал допустимым посещения могил умерших людей или праведников, однако запрещал совершать к ним паломничество и совершать над ними какие-либо обряды.

Ибн аль-Каййим также был автором книг по толкованию Корана, праву, хадисам, каламу. Известно около 100 его различных работ.

Ибн Араби (560/1165-638/1240) — известный мусульманский философ и мистик. Полное имя Мухйи ад-Дин Абу Абдулла Мухаммад ибн Али аль-Хатими ат-Таи. Родился в испанском городе Мурсия в арабской семье. Первоначально обучался мусульманским наукам, а затем объектом его интересов стал суфизм. После посвящения в суфии, он отправился в путешествие по Испании и Северной Африке. Ибн Араби достаточно рано (к тридцати годам) приобрел уважение и популярность среди суфиев, благодаря своим глубоким познаниям, широкому кругозору и благочестию.

С 598/1200 года Ибн Араби поселился в Мекке, где написал несколько своих сочинений, в том числе поэтический сборник «Тарджуман аль-Ашвак». Здесь же он начал писать самое свое известное многотомное сочинение «Футухат аль-Маккия».

Несколько лет своей жизни Ибн Араби провел в Конье и Малатье, где у него было много учеников. Наиболее известным из них был Садр ад-Дин аль-Коневи, который много сделал для популяризации идей своего учителя в Малой Азии и Иране. В 621/1223 году Ибн Араби переехал в Дамаск, где жил до самой своей смерти. Здесь он написал одно из самых известных своих сочинений «Фусус аль-Хикам» и завершил работу над «Футухат аль-Маккия».

В своих воззрениях Ибн Араби был сторонником внеопытного, иррационального знания и методов. Он аллегорически толковал Коран и Сунну. Для обоснования своих идей, Ибн Араби использовал в своей философии теоретические положения античной философии, а также учения других религий. Он развил доктрины о «совершенном человеке» (См. Инсан аль-камил), «единстве бытия» (См. Вахдат аль-Вуджуд), богоявлении (таджалли). Он также значительно развил суфийские доктрины о стоянках (макам), состояниях (хал), полюсе (кутб) иерархии святых (авлия).

Наследие Ибн Араби составляет около 300 различных сочинений. Он сыграл исключительную роль в создании теоретических основ мусульманского мистицизма. Некоторые его идеи и мистические теории в той или иной степени противоречили положениям суннитского Ислама. По этой причине еще при жизни он подвергался ожесточенным нападкам ортодоксов. В дальнейшем его наследие также было воспринято неоднозначно. Против него открыто выступали Ас-Субки, Ибн Теймия, Ибн Халдун, Ат-Тафтазани.

Ибн Касир (701/1301-774/1373) — один из самых выдающихся мусульманских ученых в области истории, права, толкования Корана и хадисов. Полное имя с куньей — Абу аль-Фида Исмаил ибн Омар ибн Касир аль-Бусрави. Родился в селении Мадждал возле города Бусры в Сирии.

Ибн Касир рано потерял отца и после получения начального образования уехал в Дамаск, где учился у известных ученых Бурхан ад-Дина аль-Фазари (ум. в 729/1329), Исхака аль-Амиди (ум. в 725/1325). Большую роль в научной деятельности Ибн Касира сыграл Абу аль-Хаджадж аль-Миззи, у которого он учился хадисам. Еще одним его выдающимся учителем был Таки ад-Дин ибн Теймия (ум. в 728/1328).

После завершения своего образования Ибн Касир еще при жизни стал признанным ученым в области толкования исламских первоисточников, права и истории, и преподавал в самых известных медресе Дамаска. После смерти Захаби, он возглавил медресе «Умму Салих». Его учениками стали такие известные люди, как Ибн Хаджар аль-Аскалани, Шихаб ад-Дин Хиджи и др.

Ибн Касир умер в возрасте 74 лет в Дамаске и был похоронен возле могилы своего учителя Ибн Теймии.

Ибн Касир был автором значительного количества книг, которые пользуются авторитетом в мусульманском мире вплоть до сегодняшнего дня. Его всемирно известной исторической работой является «аль-Бидая ва’н-Нихая», в котором он описал различные события мусульманской истории от сотворения мира до 767/1366 года. В этой книге указаны также источники по исламской истории.

Второй известнейшей и популярной работой Ибн Касира является толкование Корана «Тафсир аль-Курани’ль-Азим». В этой работе он комментировал и объяснял различные аяты Корана на основании сходных по смыслу других аятов этой книги, либо же по хадисам пророка Мухаммада. В случае если те или иные аяты не удавалось объяснить по указанным источникам, Ибн Касир прибегал к высказываниям сподвижников пророка Мухаммада. Он также приводил высказывания табиунов и табатабиунов. Заключения он давал на основании всех известных ему источников и при этом он применял доводы собственного разума и мышления (ар-рай). Также Ибн Касир часто ссылался на данные тафсиров своих предшественников — Ибн Джарира ат-Табари, Ибн Абу Хатима, Ибн Атии, а также на известных знатоков хадисов, например на Ахмада ибн Ханбаля.

Ибн Касир критически рассматривал многие предания, распространенные в мусульманском мире, и указывал на их заимствование из древнееврейской традиции (исраилият).

Ибн Кутайба (213/828-276/889) — выдающийся мусульманский толкователь Корана, исследователь хадисов, правовед, знаток калама, историк, литератор. Полное имя с куньей Абу Мухаммад Абдулла ибн Муслим ибн Кутайба ад-Динавари. Родился в Куфе (по некоторым данным в Багдаде), но большую часть своей жизни провел в Багдаде, где умер в возрасте 63 лет.

Багдад многонациональным и многоконфессиональным городом. Здесь сосуществовали представители самых разных философских и религиозных школ и направлений. Основными проблемами, по которым мусульманские мыслители вели между собой бурные дискуссии, были вопросы, касающиеся сотворенности или несотворенности Корана, его чудесности и неповторимости, атрибутов Аллаха, свободы выбора и предопределения, достоверности или недостоверности хадисов. Ожесточенная идеологическая борьба в тот период шла между суннитскими ортодоксами и мутазилитами. Аббасидские халифы также поощряли развитие различных наук. Все эти объективные условия сыграли решающую роль в формировании мировоззрения Ибн Кутайбы и выборе его научного пути.

Политическое положение Халифата в период жизни Ибн Кутайбы также было переменчивым. Он жил в эпоху могущества Аббасидских халифов, которое к концу его жизни сменилось упадком и фактическим распадом государства. Его высоко ценил аль- Муваффак (брат халифа аль-Мутамида). Ибн Кутайба также был знаком и имел хорошие отношения с визирем халифов аль-Мутаваккиля и аль-Мутамида Абу аль-Хасаном Убайдуллой ибн Йахйей ибн Хаканом. Ибн Кутайба также знал наместника Хорасана Абдуллу ибн Таира.

Ибн Кутайба был суннитом и возможно придерживался положений ханбалитской правовой школы. Несмотря на то, что некоторые источники сообщают о нем как об антропоморфисте (См. Мушаббихиты), тем не менее, известны его сочинения, в которых он с позиции суннизма подвергает яростной критике воззрения антропоморфистов и мутазилитов.

В свои молодые годы Ибн Кутайба обучался у известных ученых своей эпохи. Многому он научился у своего отца Муслима ибн Кутайбы. Толкованию Корана, хадисам, праву, арабскому языку он обучался под руководством таких учителей как Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама (ум. в 224/839), Ахмад ибн Саид аль-Лихйани, Мухаммад ибн Саллам аль-Джумахи (ум. в 231/845), Хармала ибн Йахйа ат-Таджиби (ум. в 243/857) и т. д. Ибн Кутайба также выезжал в различные города Халифата с целью обучения у известных ученых. Например, в Мекке он обучался у аль-Кади Йахйи ибн Аксама (ум. в 242/856), в Басре у Абу Хатима ас-Сиджистани (ум. в 248/862), в Хорасане у Исхака Ибн Рахавайха (ум. в 238/852).

Известно, что Ибн Кутайба трудился и на государственных постах, был судьей (кади). Однако большую часть своей жизни он занимался преподавательской деятельностью и написал много книг. Его учениками были такие известные люди, как Ахмад ибн Марван аль-Марвази (ум. в 298/910), Убайдулла ибн Абд ар-Рахман ибн Мухаммад аш-Шуккари (ум. в 323/934), Ахмад ибн Мухаммад аль-Хасан ад-Дарраб (ум. в 328/939) и многие другие.

Ибн Кутайба был автором более чем 40 различных сочинений. В области толкования Корана и хадисов, известны его работы по разъяснению их смыслов «Тавиль аль Мушкиль аль-Куран», «Мушкиль аль-Хадис». Также им написаны труды по лингвистическим и фонетическим особенностям различных слов и выражений в аятах и хадисах. Среди работ по праву известны его сочинения «Китаб аль-Ашриба», «Китаб ас-Сиям». Такие труды по истории, как «Аль Имама ва ас-Сияса», «Китаб ан-Насаб», «аль-Маариф» известны во всем мире. Он написал также работы по каламу («аль-Ихтилаф аль-Лафз ва ар-Радду аля’ль-Джахмия ва’ль-Мушаббибина»), астрономии («Китаб аль-Анва») и биологии («Китаб аль-Джарасим», «Китаб ан-Набат»).

Ибн Маджа (209/824-273/886) — выдающийся мусульманский хадисовед и правовед. Полное имя — Аль-Хафиз Абу Абдулла Мухаммад ибн Йазид аль-Казвини. Родился в иранском городе Казвине. Очень рано проявил большой интерес к хадисам и отправился с целью обучения в различные культурные центры мусульманского мира — Хорасан, Басру, Куфу, Мекку, Сирию, Египет.

Самой известной книгой Ибн Маджа является сборник хадисов «Сунан», в котором содержится 4341 хадис. Этот сборник является одним из самых авторитетных сборников хадисов в суннитском Исламе. Как и у многих мухаддисов в сборнике Ибн Маджа представлены не только достоверные хадисы, но и «слабые».

Ибн Теймия (661/1263-728/1328) — выдающийся мусульманский мыслитель и правовед. Полное имя — Шейх уль-ислам Абу’ль-Аббас Таки ад-Дин Ахмад ибн Абдулхалим ибн Мадждиддин ибн Абдуссалам ибн Теймия. Заложил теоретические основы салафизма. Подробнее о его мировоззрении — см. Салафизм.

Ибн Теймия родился в Харране (северая Сирия) в 661/1263 году. В связи с угрозой монгольского завоевания Харрана, его семья переехала в Дамаск (Шам),. Его отцом был Аш-Шейх Шихабаддин Абдулхалим, которого называли аль-Харрани. Он был большим знатоком таких исламских дисциплин, как право, толкование Корана и хадисоведение. В Дамаске он начал преподавать в знаменитой мечети Омейядов. Одновременно с этим, он возглавил медресе Суккария, где его сын, молодой Ибн Теймия, получил свое образование.

Семья Ибн Теймии всячески поощряла его научную деятельность. С ранних лет он выучил Коран наизусть. Затем, у своего отца он изучал хадисы и право. Он был очень способным учеником, обладал великолепной памятью и стремлением к

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн