Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

стал родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада. Но, после этого, по причине ревности Сары, Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ее младенцем Исмаилом в безводную пустыню, и оставить их там в районе современной Мекки. Ибрахим выполнил Божественное повеление и затем вернулся в Сирию. Хаджар (Агарь) же оказавшись одна с ребенком в безводной пустыне, начала искать воду между холмами Сафа и Марва. Вдруг она увидела ангела Джибрила (Гавриила), который ударил своей ступней (или крылом) по земле и там чудесным образом образовался источник, названный Замзамом. После этого они поселились здесь, а позднее туда прибыли и другие племена и эта местность стала населенной.

Еще до рождения Исмаила, Ибрахим поклялся Аллаху о том, что если Он дарует ему сына, то по достижении им совершеннолетия принесет его в жертву. Когда Измаил достиг совершеннолетия, Ибрахим в очередной раз приехал к нему в Мекку. В это время Аллах решил испытать его. Ибрахим стал видеть сны о том, что он приносит своего единственного сына в жертву. Тогда Ибрахим решил исполнить свой обет. Но, в тот момент, когда он занес над Исмаилом нож, к нему явился ангел, который обрадовал его вестью о том, что это было всего лишь испытанием. Взамен Исмаила Аллах передал Ибрахиму через этого ангела агнца, который и был принесен в жертву (подробнее см. Исмаил).

Спустя много лет Аллах даровал Ибрахиму еще одного сына, которого родила ему Сара. Его назвали Исхаком и он стал родоначальником израильтян.

Пророк Ибрахим часто приезжал к своей жене и сыну в Мекку. Там они вместе с Исмаилом построили Каабу на том же месте, где она стояла во времена Адама. Черный камень (См. Хаджар аль-Асвад), который был взят ангелом Джибрилом из рая и передан Ибрахиму, был установлен ими в одной из стен Каабы. После окончания строительства, Ибрахим научил Исмаила обрядам хаджа и сделал его хранителем Каабы. Исмаил же стал совершать хадж вместе с людьми из племени Джурхум, которые пришли и проживали в Мекке. Перед отъездом в Сирию, Ибрахим взошел на холм Арафат и возвел Аллаху мольбу об Исмаиле. Через год, в сезон хаджа Ибрахим снова приехал в Мекку, на этот раз вместе со своей женой Сарой и сыном Исхаком. Все они совершили обряд хаджа и вернулись в Сирию.

Великий пророк (расуль) Аллаха Ибрахим умер в Кудсе (Иерусалиме). Согласно преданиям, в момент смерти ему было возможно 175 лет. Он был справедливым, набожным, добродетельным человеком. Всю свою жизнь он искренне служил Аллаху и вел непримиримую борьбу с языческими верованиями. На этом пути он не жалел ни средств, ни даже собственной жизни. Где бы он не находился, повсюду он призывал людей уверовать в Аллаха, не совершать распутства и вести праведный образ жизни. Его религией была религия преданных Аллаху ханифов. Об этом говорится в аятах Корана 2: 135, 4:125, 6: 161.

Во времена пророчества Мухаммада иудеи и христиане утверждали, что пророк Ибрахим был одним из них. В ответ на это Аллах ниспослал Мухаммаду аят, в котором говорится о том, что Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был преданным Богу мусульманином (это слово употребляется в значении покорности Богу), исповедующим единобожие-ханифизм. Об этом говорится в аяте Корана 3: 67.

В честь Ибрахима названа кораническая сура N 14, в основном ниспосланная в Мекке после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Аяты 28 и 29 суры «Ибрахим» были ниспосланы в Медине. Сура получила это название по причине упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима Аллаху.

Идайн — два мусульманских праздника Ид аль-Фитр и Ид-аль-Адха. Об этих праздниках упоминал пророк Мухаммад. Согласно хадису, приведенному в сборниках Абу Давуда, Насаи и Ахмада, после его переезда в Медину, горожане сказали ему, что они справляли два веселых праздника, которые восходили к эпохе язычества. Он ответил им, что Аллах заменил им те праздники праздниками Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха (тюркс. Курбан-байрам), которые будут для них более полезными.

Праздник Ид аль-Адха начинается ежегодно в 10-й день месяца Зульхиджа. История праздника восходит к пророку Ибрахиму (Аврааму), которому Аллах, после его испытания, не позволил принести Ему в жертву своего сына Исмаила. Вместо Исмаила Бог послал Ибрахиму, посредством ангела, жертвенного агнца. А праздник Ид аль-Фитр справляется 1 Шавваля, и знаменует собой окончание поста в месяце Рамадан.

Перед праздником Ид аль-Адха желательно, чтобы человек, который намерен совершить жертвоприношение, ничего не ел с раннего утра и в первый раз за день вкусил жертвенного мяса. А перед Ид аль-Фитром рекомендуется вкусить пищи с раннего утра до праздничного намаза.

К этим праздникам мусульмане тщательно готовятся: купаются, чистят зубы мисваком, обтираются благовониями, надевают самые красивые одежды и идут на праздничный намаз. В эти дни все мусульмане поздравляют друг друга с праздником и раздаются обильные милостыни. Повсеместно народ садится за совместные трапезы. Все это является богоугодными деяниями. В мусульманском мире дни этих праздников являются нерабочими.

Праздничные намазы совершаются утром, после восхода солнца, и проводятся в мечетях при большом скоплении народа. Они состоят из двух ракатов. После намаза читаются хутбы. В отличие от пятничных хутб (см.Джума), праздничные хутбы читаются не до, а после намаза. Присутствие на них не обязательно, а желательно.

Ид аль-Адха — см. Идайн.

Ид аль-Фитр — см. Идайн.

Идда — период времени, который необходимо выждать женщине для вступления в новый брак после развода, или смерти ее мужа. Для вдов этот период составляет 4 месяца и 10 дней. Разведенным женщинам для нового вступления в брак необходимо выждать время 3-х менструальных циклов. А для женщин, у которых по различным причинам не бывает менструаций, срок идды составляет 3 месяца. Идда упоминается в коранических сурах «Бакара» и «Талак». Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад.

Иджаб — в исламском праве предложение, которое сделано для осуществления какой-либо сделки, при условии согласия на это другой заинтересованной стороны. Это согласие противоположной стороны называется «кабул». Обычно эти два термина произносятся вместе — «иджаб и кабул».

Иджаз — прекрасный литературный слог какого-либо литературного произведения, в смыслах которого имеется наличие чуда. Чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию называется иджаз аль-куран.

Иджара — в исламском праве аренда, наем, предоставление имущества во временное пользование какому-то лицу для получения определенной прибыли.

В Коране об иджаре говорится в аятах:

— «Если они кормят [грудью] ваших [детей], то платите им и ведите между собой переговоры по-доброму» (65: 6);

— «Одна из дочерей сказала: «Отец мой! Найми его: он — лучше других, кого бы ты ни нанял. Он — сильный и достойный доверия». [Отец] сказал: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих на условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на десять лет, то это — как пожелаешь. Я не намерен предлагать тебе трудные условия, и ты убедишься, если на то будет воля Аллаха, что я — праведный человек». (28: 26-27).

В одном из хадисов пророк Мухаммад сказал: «Если кто наймет кого-то для работы, то пусть заранее объявит ему о размере вознаграждения» (Насаи, Иман, 44).

Существуют два вида иджары:

1. Когда в аренду передается какая-то конкретная вещь или объект. Например, одежда или здание;

2. Наем рабочей силы. Например, когда нанимаются рабочие для возведения какого-то здания.

Необходимым условием (рукном) иджары является наличие предложения (иджаба) со стороны работодателя и принятие (кабула) этого предложения со стороны лица, согласного за определенное вознаграждение выполнить работу.

Условиями (шартами) для аренды являются следующие:

Арендатор должен быть в здравом рассудке и обладать правом передачи имущества в аренду;

Должно быть точно определено, в каких целях будет использоваться собственность, переданная в аренду. Запрещается отдавать в аренду вещи, которые будут использованы в запрещенных религией целях. Например, нельзя отдавать помещение в аренду, если стало известно, что оно будет использоваться для производства спиртных напитков;

Должен быть точно определен размер оплаты за аренду;

Лицо, которое собирается взять какую-то вещь в аренду должен предварительно ознакомиться с ней, увидеть ее или иметь о ней представление по описанию.

— Передаваемая в аренду вещь должна быть исправной и годной для использования.

Иджма — приходить к единому мнению, иметь сходную позицию. В Исламе иджма это единое мнение или одинаковые подходы по отношению к различным проблемам со стороны мусульманских ученых разных поколений.

Иджма является одним из источников иджтихада, так как в исламском праве фетвы выдаются на основании четырех источников: Корана, Сунны, иджмы и кыяса.

История иджмы восходит к периоду жизни сподвижников пророка Мухаммада, которые после его смерти решали путем консенсуса некоторые возникшие проблемы. Причем такие коллективные решения расценивались более предпочтительными, чем решения проблем, исходящие от одного сподвижника. Именно тогда и возник термин «иджма».

На протяжении следующих столетий иджмы придерживались все мусульманские муджтахиды, которые при решении какой-либо проблемы считались с методами и результатами исследований своих коллег и предшественников, и старались не выводить правовых предписаний явно противоречащих им.

Область применения иджмы в исламских науках ограничивается только правовой сферой. Вопросы вероучения или эсхатологии путем иджмы не решаются. Если мнения подавляющего меньшинства муджтахидов все же оказываются отличными от позиции большинства, то это не нарушает иджму.

Доказательством правомочности иджмы мусульманская традиция считает следующие аяты Корана:

«А если кто отказывается от посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище!» (4: 115);

«Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха» (3: 110).

Примером указания на иджму в хадисах считается хадис из сборника Ибн Маджа (Фитан, 8): «Моя община никогда не объединится во мнении, которое ведет к неодобряемому (Аллахом)»

Иджма разделяется на явную и неявную. Явная иджма ясно выговаривается каждым отдельно взятым муджтахидом, который открыто выражает свое мнение. Неявная иджма это отсутствие критических высказываний со стороны муджтахида по поводу какой-либо проблемы и его молчаливое согласие. Явная иджма принимается всей исламской уммой. Однако по отношению к принятию в качестве правового доказательства неявной иджмы единогласия среди улемов нет. Например, аш-Шафии не признавал этот вид иджмы, считая, что отсутствие явного выражения своего мнения муджтахидом не всегда является его согласием, так как это может быть достигнуто под принуждением.

Обязательным условием принятия иджмы всей мусульманской общиной является ее обоснование на основе первоисточников Ислама — Корана и Сунны, так как законодательными функциями обладает только Аллах, а не муджтахиды. Иджма может быть достигнута и при ссылках муджтахидов на

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн